Адаптации педагогической системы М. Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:35, реферат

Описание работы

В условиях современной ситуации вхождения России в мировое образовательное пространство возрастает потребность в анализе и интерпретации имеющегося зарубежного педагогического опыта; построенного на принципах признания і самоценности детства, демократизации системы образования, приоритетности задач развития личности в . процессе организации учебно-воспитательной работы, создании и апробации инновационных педагогических технологий. Именно компаративный* анализ педагогических процессов в национальных образовательных системах позволяет освободиться от сформировавшихся штампов и соответствовать современным международным требованиям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ В МИРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Своеобразие педагогической системы М. Монтессори 16
1.2. Оформление и развитие «метода Монтессори» как мирового
педагогического явления 41
1.3. Опыт адаптации «Монтессори-педагогики» в современном
образовании 56
Резюме 84
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА АДАПТАЦИИ
«МЕТОДА МОНТЕССОРИ» В ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ И США В
ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
2.1. Адаптация «Монтессори-педагогики» в теории и практике
отечественного образования 90
2.2. Развитие «метода Монтессори» в системе образования США „. 112
2.3. Общие тенденции и особенности адаптации педагогической
системы М. Монтессори в образовании России и США 151
Резюме 175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180
БИБЛИОГРАФИЯ 187
ПРИЛОЖЕНИЯ 219

Файлы: 1 файл

АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

 

эмпирические: педагогическое наблюдение (простое и включенное).

 

Хронологические рамки исследования: начало XX - начало XXI вв. Именно в этот период происходило теоретическое  оформление педагогической системы М. Монтессори и ее адаптация в различных странах и геополитических регионах, в том числе в России и США.

 

Этапы исследования:

 

Первый этап (2003-2004) — определение  проблемного поля- исследования, поиск, изучение и. анализ философской, исторической и психолого-педагогической литературы по избранной проблеме, осмысление его методологических и теоретических основ, стажировка в Университете Северной

 

Айовы (США).

 

Второй этап (2004-2005) — исследование особенностей системы образования  России и США в целом, а также опыта работы образовательных учреждений, реализующих традиционный подход и метод М. Монтессори; сбор аналитических материалов, свидетельствующих о своеобразии учебно-воспитательного процесса.

 

Третий этап (2005-2009) - анализ, сравнение, обобщение и систематизация материалов, оформление результатов в целостное исследование.

 

Наиболее существенные результаты исследования и их научная новизна:

 

на основе анализа отечественных  и американских первоисточников  охарактеризованы и систематизированы основные этапы становления «метода» М. Монтессори и уточнено его своеобразие как интегративного явления в мировой педагогической культуре;

 

определены сущностные основы системы  М. Монтессори с точки зрения целесообразности их использования в отечественной педагогике;

 

выделены ведущие критерии оценки процесса адаптации «Монтессори-педагогики»  в условиях отечественного и американского  образования;

 

охарактеризованы исторические пути, способы и средства адаптации  «метода Монтессори» в образовании  России и США;

 

в информационный научный арсенал  отечественной педагогики введены  исследования американских авторов  на основе самостоятельного перевода англоязычных первоисточников.

 

Теоретическая значимость исследования: - вскрытые общие и частные закономерности адаптации «Монтессори-педагогики» в образовании России и США (на философско-идеологическом, историко-теоретическом и организационно-педагогическом уровнях) позволяют определить сохранность сущностных основ самой системы М. Монтессори, которые могут обеспечить перспективы ее дальнейшего развития и обогащение современной отечественной педагогики.

 

- проведенный системный анализ  «метода Монтессори», особенностей  его практического распространения  в образовании различных стран  (на примере России и США), а  также общих подходов к внедрению педагогических инноваций позволил выявить концептуальные основы адаптации авторской теории Ml Монтессори.

 

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем  подтверждена важность учета и интеграции мирового историко-педагогического опыта для оптимального развития современной образовательной, системы России. Содержание диссертации и ее* результаты могут быть использованы: в процессе подготовки «МонтессорИт-учителей», педагогов в колледжах,, высших учебных заведениях и* учреждениях повышения ..квалификации, а.также в профильных классах средних образовательных заведений, при' составлении учебных программ и пособий исторической и психолого-педагогической > направленности, в качестве основы- для; дальнейшего , изученижвыделенных аспектов педагогической системы Ml Монтессори.

 

Достоверность и обоснованность результатов  исследования? обеспечены соблюдением: исходных теоретико-методологических положений отечественной и зарубежной науки; комплексным анализом проблемы; совокупностью методов исследования, адекватных его задачам и общей логике; широкой источниковедческой базой исследования; объемом собранного факто-. логического материала, его разносторонним анализом; апробацией полученных результатов исследования.

 

На защиту выносятся следующие положения: 1.В результате проведенного анализа подтвержден тот факт, что «метод Монтессори» по своей сути является целостной, гибко и мобильно эволюционирующей авторской системой, включающей в себя: общую философскую концепцию «космического воспитания» с необходимостью предполагающую сочетание с национальными, региональными, культурологическими традициями; методологическую базу, основанную на признании субъектной; позиции ребенка и ратификации принципиального отличия детской природы

 

и.

 

от природы взрослого (на физиологическом и психическом уровнях); идею оформления специально подготовленной среды, в которой осуществляется свободная работа детей с материалами преимущественно автодидактического характера; вариативную модель организации процесса обучения детей различных возрастных групп на основе использования многоаспектных действий с предметами с учетом сензитивных периодов развития.

 

2. Выявленное своеобразие педагогической  системы М.

 Монтессори показывает, что  она представляет собой интегративное

 явление в мировой педагогической  культуре, уникальность которого

 заключается в: отказе от  принятия исключительности национальных

(ментальных) идей воспитания и  обучения подрастающего

 поколения и признании единства  международного педагогического

 пространства; эклектичном использовании  гуманистических

 принципов из различных философских  теорий и мировых религий;

 организации интернациональной  системы просвещения педагогов  и

 родителей; опыте практической  деятельности по внедрению

 авторской инновационной технологии работы с детьми в условиях

 различных стран (Англия, Голландия,  Индия и др.)» а также

 популяризации и пропаганде  авторских дидактических технологий  в

 мировом масштабе в различных  формах (проведение открытых

 лекций, курсов, создание международных общественно-

 педагогических объединений  - AMI, AMS, МАМА и др.).

 

3. Рассмотрение сущности процесса  адаптации метода М. Монтессори

 в образовании России и  США позволяет констатировать, что  она

 определяется общими закономерностями  развития инновационных

 процессов и включает в  себя несколько стадий: актуализацию -

 перенос идеи от создавшей  ее культуры к принимающей;  рефлексию

- осознание и обоснование ее  теоретической значимости и

 практической ценности; интерпретацию  авторской сие-

 

темы в форме или ее диссимиляции-трансформации, предполагающей значительные изменения системы с учетом особенностей принимающей культуры или ее ассимиляции-модернизации с привнесением в систему элементов этой культуры:

 

в России в целом использовалась логическая цепочка: от теории к практике, оптимизирующая собственно педагогическую теорию;

 

в США - использовалась логическая цепочка: от практики к теории, которая повышала эффективность практической работы, удовлетворяющей конкретно-исторические запросы общества, при этом особенно не влияющей на саму теорию, но способствующей ускорению процесса внедрения.

 

4. Сравнительный анализ процесса  адаптации педагогической системы  М.

 Монтессори в образовании  России и США по выделенным  критериям (фило-

 софско-методологический, аксиологический (ментальный), организационно-

 управленческий, публицистический, научно-исследовательский) показал,  что

 сущность приспособления к  новым геополитическим условиям  детерминиро

 вана внешними причинами  и заключается в полном принятии  или временном

 отторжении теоретико-методологической  установки о субъектной ПОЗИЦИИ

 ребенка в контексте принятых  в обществе идеологических директив  и разли

 чий в системе социокультурных  ценностей, а также в научных  подходах к

 развитию детей.

 

5. Обращение к историческому опыту адаптации «метода Монтессори» в педа

 гогической теории и практике  России и США позволяет определить  целесооб

 разность и охарактеризовать  потенциальные возможности его  использования в

 современном отечественном  образовании на основе выявления сущностных

 структурных компонентов системы  М. Монтессори. При этом особенно  зна

 чимыми условиями являются:

 

- создание целостного и объективного  представления об авторском методе (перевод на русский язык трудов  М. Монтессори, проведение научных  психолого-педагогических исследований и конференций, публикации в периодических изданиях различной научной направленности и т. п.);

 

развитие международного обмена опытом с целью совершенствования педагогической теории и практики;

 

организация учебно-воспитательных учреждений на принципах толерантности и интеркультурного взаимодействия, которые будут содействовать повышению качества образовательных услуг, а также снижению социальной напряженности;

 

обогащение личностного развития детей, в том числе и нуждающихся в коррекционных мерах, в условиях подготовленной образовательной среды на основе обеспечения интеграции предметного, характерного для «метода Монтессори», и деятельностного, широко используемого в отечественной педагогике (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р.), подходов;

 

создание системы специализированной подготовки «Монтессори-педагогов» и  использование «Монтессори-программ»  на курсах повышения квалификации преподавателей, что позволит расширить их педагогический кругозор и профессиональную компетентность.

 

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования осуществлялись: при подготовке мастер-класса и семинара («Мон-тессори-педагогика») в Центре раннего развития ребенка  РГПУ им. А.И. Герцена; при кафедре  дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена; при кафедре педагогики и психологии высшей школы МосГУ; в образовательном процессе названных учебных заведений; на международных научно-практических конференциях: «Дошкольник и младший школьник в системе образования» (Герценовские чтения), «Образование для XXI века» и др.; в процессе стажировки в Университете Северной Айовы (США) (2004). По теме диссертации опубликовано 6 научных статей.

 

Структура диссертации соответствует  общей логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Во введении обоснована актуальность исследования, представлен его научный аппарат, теоретико-методологическая основа, ме-

 

тоды исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность результатов, излагаются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

 

В первой главе «Теоретические основы адаптации педагогической системы  М. Монтессори в мировой педагогической культуре» представлена комплексная характеристика становления и развития авторской педагогической системы в единстве теоретико-методологического и практического компонентов, определены сущностные особенности педагогической системы М. Монтессори, уточнены теоретические основы адаптации метода М. Монтессори в современном образовании России и США.

 

Во второй главе «Сравнительный анализ опыта адаптации «метода  Монтессори» в образовании России и США в исторической ретроспективе» дан анализ становления и развития педагогики М. Монтессори в отечественном образовании, раскрыта специфика внедрения метода М. Монтессори в образование США, а также представлены общие тенденции и особенности адаптации наследия М. Монтессори в данных странах.

 

В заключении подведены общие итоги  исследования, сделаны основные выводы.

 

Библиография включает 347 источников (из них 159 — на английском языке). В  приложениях представлены информационные и статистические данные (таблица, диаграммы, списки).

 

' 16 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Мі МОНТЕССОРИ В МИРОВОЙ

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

1.1. Своеобразие педагогической  системы М. Монтессори

 

Обращение к современным историко-педагогическим исследованиям отечественных и  зарубежных авторов (В.Э. Бауэр, М.В. Богуславский, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский; В.А. Капранова; И.А. Колесникова, Г.Б. Корнетов, Л.Н. Литвин, 3;А. Малькова, Д.Р. Сороков, M"F. Сорокова,, W. Boyd, J: Chattin-McNichols, J.S; Turner, E.M. Standing и др.) показывает, что ведущими показателем своеобразия3 педагогического наследия; М. Монтессори является его сложность и многогранность. В; частности,- в исследований J; Chattin-.-. McNichols отмечается причина, вызывающаяь сложность изучения наследиям М. Монтессори: «многообразие тем; которые можно* подвергать, анализу» [195vc. 1]. Также неоднозначно отвечает на вопрос о сущности^ феномена М! Монтессори J;S. Turner: «личность, а еще общественное движение, философия, теория* развития, модель учебной и воспитательной программы, набор методических стратегий» [274, с. 19]. Подобная позиция американских исследователей подтверждается и выводами, сформулированными в работах отечественных авторов. Так, например, И.А. Колесникова подчеркивает, что жизнедеятельность педагога-мастера представляет собой явление культуры, однако, для того, чтобы его опыт стал фактом педагогической культуры и мог быть транслирован в социум, необходима концептуализация такого опыта в форме текстов, собственной школы, плеяды учеников, сохраняющих традиции, «мифологизации жизнедеятельности мастера через ее описание другими или в каких-либо иных вариантах» [67, с. 276-277].

Информация о работе Адаптации педагогической системы М. Монтессори