Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:35, реферат
В условиях современной ситуации вхождения России в мировое образовательное пространство возрастает потребность в анализе и интерпретации имеющегося зарубежного педагогического опыта; построенного на принципах признания і самоценности детства, демократизации системы образования, приоритетности задач развития личности в . процессе организации учебно-воспитательной работы, создании и апробации инновационных педагогических технологий. Именно компаративный* анализ педагогических процессов в национальных образовательных системах позволяет освободиться от сформировавшихся штампов и соответствовать современным международным требованиям.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ В МИРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Своеобразие педагогической системы М. Монтессори 16
1.2. Оформление и развитие «метода Монтессори» как мирового
педагогического явления 41
1.3. Опыт адаптации «Монтессори-педагогики» в современном
образовании 56
Резюме 84
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА АДАПТАЦИИ
«МЕТОДА МОНТЕССОРИ» В ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ И США В
ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
2.1. Адаптация «Монтессори-педагогики» в теории и практике
отечественного образования 90
2.2. Развитие «метода Монтессори» в системе образования США „. 112
2.3. Общие тенденции и особенности адаптации педагогической
системы М. Монтессори в образовании России и США 151
Резюме 175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180
БИБЛИОГРАФИЯ 187
ПРИЛОЖЕНИЯ 219
эмпирические: педагогическое наблюдение (простое и включенное).
Хронологические рамки исследования: начало XX - начало XXI вв. Именно в этот период происходило теоретическое оформление педагогической системы М. Монтессори и ее адаптация в различных странах и геополитических регионах, в том числе в России и США.
Этапы исследования:
Первый этап (2003-2004) — определение проблемного поля- исследования, поиск, изучение и. анализ философской, исторической и психолого-педагогической литературы по избранной проблеме, осмысление его методологических и теоретических основ, стажировка в Университете Северной
Айовы (США).
Второй этап (2004-2005) — исследование особенностей системы образования России и США в целом, а также опыта работы образовательных учреждений, реализующих традиционный подход и метод М. Монтессори; сбор аналитических материалов, свидетельствующих о своеобразии учебно-воспитательного процесса.
Третий этап (2005-2009) - анализ, сравнение, обобщение и систематизация материалов, оформление результатов в целостное исследование.
Наиболее существенные результаты исследования и их научная новизна:
на основе анализа отечественных и американских первоисточников охарактеризованы и систематизированы основные этапы становления «метода» М. Монтессори и уточнено его своеобразие как интегративного явления в мировой педагогической культуре;
определены сущностные основы системы М. Монтессори с точки зрения целесообразности их использования в отечественной педагогике;
выделены ведущие критерии оценки
процесса адаптации «Монтессори-
охарактеризованы исторические пути,
способы и средства адаптации
«метода Монтессори» в
в информационный научный арсенал отечественной педагогики введены исследования американских авторов на основе самостоятельного перевода англоязычных первоисточников.
Теоретическая значимость исследования: - вскрытые общие и частные закономерности адаптации «Монтессори-педагогики» в образовании России и США (на философско-идеологическом, историко-теоретическом и организационно-педагогическом уровнях) позволяют определить сохранность сущностных основ самой системы М. Монтессори, которые могут обеспечить перспективы ее дальнейшего развития и обогащение современной отечественной педагогики.
- проведенный системный анализ
«метода Монтессори»,
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем подтверждена важность учета и интеграции мирового историко-педагогического опыта для оптимального развития современной образовательной, системы России. Содержание диссертации и ее* результаты могут быть использованы: в процессе подготовки «МонтессорИт-учителей», педагогов в колледжах,, высших учебных заведениях и* учреждениях повышения ..квалификации, а.также в профильных классах средних образовательных заведений, при' составлении учебных программ и пособий исторической и психолого-педагогической > направленности, в качестве основы- для; дальнейшего , изученижвыделенных аспектов педагогической системы Ml Монтессори.
Достоверность и обоснованность результатов
исследования? обеспечены соблюдением:
исходных теоретико-методологических
положений отечественной и
На защиту выносятся следующие положения: 1.В результате проведенного анализа подтвержден тот факт, что «метод Монтессори» по своей сути является целостной, гибко и мобильно эволюционирующей авторской системой, включающей в себя: общую философскую концепцию «космического воспитания» с необходимостью предполагающую сочетание с национальными, региональными, культурологическими традициями; методологическую базу, основанную на признании субъектной; позиции ребенка и ратификации принципиального отличия детской природы
и.
от природы взрослого (на физиологическом и психическом уровнях); идею оформления специально подготовленной среды, в которой осуществляется свободная работа детей с материалами преимущественно автодидактического характера; вариативную модель организации процесса обучения детей различных возрастных групп на основе использования многоаспектных действий с предметами с учетом сензитивных периодов развития.
2. Выявленное своеобразие
Монтессори показывает, что
она представляет собой интегра
явление в мировой
заключается в: отказе от
принятия исключительности
(ментальных) идей воспитания и обучения подрастающего
поколения и признании
пространства; эклектичном использовании гуманистических
принципов из различных
организации
родителей; опыте
авторской инновационной технологии работы с детьми в условиях
различных стран (Англия, Голландия, Индия и др.)» а также
популяризации и пропаганде
авторских дидактических
мировом масштабе в различных формах (проведение открытых
лекций, курсов, создание международных общественно-
педагогических объединений - AMI, AMS, МАМА и др.).
3. Рассмотрение сущности
в образовании России и США позволяет констатировать, что она
определяется общими
процессов и включает в себя несколько стадий: актуализацию -
перенос идеи от создавшей ее культуры к принимающей; рефлексию
- осознание и обоснование ее теоретической значимости и
практической ценности; интерпретацию авторской сие-
темы в форме или ее диссимиляции-трансформации, предполагающей значительные изменения системы с учетом особенностей принимающей культуры или ее ассимиляции-модернизации с привнесением в систему элементов этой культуры:
в России в целом использовалась логическая цепочка: от теории к практике, оптимизирующая собственно педагогическую теорию;
в США - использовалась логическая цепочка:
от практики к теории, которая повышала
эффективность практической работы,
удовлетворяющей конкретно-
4. Сравнительный анализ процесса
адаптации педагогической
Монтессори в образовании России и США по выделенным критериям (фило-
софско-методологический, аксиологический (ментальный), организационно-
управленческий, публицистический,
научно-исследовательский)
сущность приспособления к
новым геополитическим
вана внешними причинами
и заключается в полном
отторжении теоретико-
ребенка в контексте принятых
в обществе идеологических
чий в системе
развитию детей.
5. Обращение к историческому опыту адаптации «метода Монтессори» в педа
гогической теории и практике
России и США позволяет
разность и охарактеризовать потенциальные возможности его использования в
современном отечественном
образовании на основе выявлени
структурных компонентов
чимыми условиями являются:
- создание целостного и
развитие международного обмена опытом
с целью совершенствования
организация учебно-воспитательных учреждений на принципах толерантности и интеркультурного взаимодействия, которые будут содействовать повышению качества образовательных услуг, а также снижению социальной напряженности;
обогащение личностного
создание системы
Апробация и внедрение основных
положений и результатов
Структура диссертации соответствует общей логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Во введении обоснована актуальность исследования, представлен его научный аппарат, теоретико-методологическая основа, ме-
тоды исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность результатов, излагаются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы адаптации педагогической системы М. Монтессори в мировой педагогической культуре» представлена комплексная характеристика становления и развития авторской педагогической системы в единстве теоретико-методологического и практического компонентов, определены сущностные особенности педагогической системы М. Монтессори, уточнены теоретические основы адаптации метода М. Монтессори в современном образовании России и США.
Во второй главе «Сравнительный
анализ опыта адаптации «метода
Монтессори» в образовании
В заключении подведены общие итоги исследования, сделаны основные выводы.
Библиография включает 347 источников (из них 159 — на английском языке). В приложениях представлены информационные и статистические данные (таблица, диаграммы, списки).
' 16 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Мі МОНТЕССОРИ В МИРОВОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Своеобразие педагогической системы М. Монтессори
Обращение к современным историко-
Информация о работе Адаптации педагогической системы М. Монтессори