Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:35, реферат
В условиях современной ситуации вхождения России в мировое образовательное пространство возрастает потребность в анализе и интерпретации имеющегося зарубежного педагогического опыта; построенного на принципах признания і самоценности детства, демократизации системы образования, приоритетности задач развития личности в . процессе организации учебно-воспитательной работы, создании и апробации инновационных педагогических технологий. Именно компаративный* анализ педагогических процессов в национальных образовательных системах позволяет освободиться от сформировавшихся штампов и соответствовать современным международным требованиям.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ В МИРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Своеобразие педагогической системы М. Монтессори 16
1.2. Оформление и развитие «метода Монтессори» как мирового
педагогического явления 41
1.3. Опыт адаптации «Монтессори-педагогики» в современном
образовании 56
Резюме 84
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА АДАПТАЦИИ
«МЕТОДА МОНТЕССОРИ» В ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ И США В
ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
2.1. Адаптация «Монтессори-педагогики» в теории и практике
отечественного образования 90
2.2. Развитие «метода Монтессори» в системе образования США „. 112
2.3. Общие тенденции и особенности адаптации педагогической
системы М. Монтессори в образовании России и США 151
Резюме 175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180
БИБЛИОГРАФИЯ 187
ПРИЛОЖЕНИЯ 219
2. Ценность педагогического
изучение личности самой М. Монтессори;
изучение биографий и деятельности людей, окружавших М. Монтессори, а также людей продолживших ее дело — Марио Монтессори, Ренильды Монтессори, М.Г. Сороковой, В.В. Таубман, Ю.И. Фаусек, N.M. Rambush, Е.М. Standing и др.;
выявление философско-теоретических и методологических основ педагогической системы М. Монтессори;
анализ авторских работ М. Монтессори,
имеющих теоретическую и
(1949), «Формирование человеческого потенциала» (1950) и др.;
рассмотрение своеобразия
3. В качестве наиболее значимых для понимания и полноценной интерпре
тации авторской концепции,
нами были выделены этапы
Монтессори находящиеся в тесной взаимосвязи со становлением и развитием
ее профессиональных
этап формирования мировоззрения (1884-1899);
этап определения области
этап создания и первоначальной апробации авторской педагогической концепции (1904-1908);
этап международного распространения метода М. Монтессори и его активной интерпретации в разнообразных социокультурных условиях (1909-1938);
последний период жизни и педагогической деятельности М. Монтессори (1939-1952), который подразделяется на: «военный» (1939-1946), посвященный изучению восточной философии, и «послевоенный» (1946-1952), посвященный популяризации метода в Европе.
4. Обращение к англоязычным
мостоятельно) позволяет говорить о существовании значительных для пони
мания педагогической
странения метода, и практически неизвестных в России трудов, посвященных
религиозному воспитанию
Монтессори позволяет сделать вывод о том, что литературное наследие М.
Монтессори пристально
критических отзывов с
ка и до сих пор осуществляютс
которые с одной стороны
способствуют распространению
тессори и знаний о нем по всему миру, а с другой стороны могут служить
причиной появления
5. В целом, педагогическое наследие М. Монтессори базируется на основ
ных показателях ее авторской
педагогической системы в
ских разработок и практики
их внедрения в
воспитательных учреждениях.
В связи с этим можно
торская педагогическая
ственная, открытая, конкретная, динамическая и централизованная система,
имеющая ярко выраженную социальную обусловленность и подчиненность
субъективным законам,
ностной характеристикой
принцип естественности
темы и ее равнозначно
эффективному применению в
детей различных национальностей и из различных социальных слоев, рас
пространению «Монтессори-
нов воспитания.
Рассмотрение развития и совершенствования педагогической системы М. Монтессори с точки зрения соотношения понятий: «инновация» и «традиция», которые не противопоставлены друг другу, а представляют собой тесный тандем двух взаимодополняющих стратегий организации обучения и воспитания ребенка, выявило наличие критики концепции М. Монтессори, которая является обязательным компонентом реакции общества на нововведения. С данной позиции метод М. Монтессори следует оценивать как значимую «педагогическую инновацию».
Анализ исторических трудов и современных работ по педагогическому менеджменту позволил определить критерии эффективности реализации педагогических инноваций в контексте развития и совершенствования концепции М. Монтессори: степень ее актуальности, новизны и информированности о ней; оптимальность, обеспечиваемая соответствующим уровнем мотивации и квалификации педагогов; позитивная педагогическая и социальная результативность; возможность творческого применения, которые были выявлены
нами применительно к
Проведенный анализ доказал наличие определенной социокультурной и педагогической идентичности локальных цивилизаций двух активно развивающих сферу образования стран: России и США. При этом возможно говорить о сходстве их социокультурного развития и, следовательно, инновационных образовательных процессов, отличающихся при этом пространственными, временными и динамическими характеристиками.
В качестве основных критериев оценки процесса адаптации «метода Монтессори» можно выделить: философско-методологический - обусловливает долговечность, значительное педагогическое влияние и актуальность метода М. Монтессори для современного образования; аксиологический (ментальный) - характеризуются общей политикой и стратегией развития (модернизации) образования, открытостью образовательной системы и готовностью педагогического сообщества к принятию нововведений в качестве системы М. Монтессори; организационно-управленческий - реализация непосредственного содержания «метода», его форм и средств может способствовать решению ряда насущных практических проблем в традиционной системе образования; публицистический - служит информатизации педагогов и родителей, и, в то же время, является показателем инициативности заинтересованных в распространении «метода» организаций и частных представителей; научно-исследовательский — позволяет обосновать целесообразность адаптации «метода Монтессори» с научной точки зрения, показать его специфику применительно к конкретным пространственно-временным и социокультурным условиям.
Особенности процесса адаптации метода М. Монтессори в системе образования России и США определяются общими закономерностями развития инновационных процессов и включают в себя несколько стадий: актуализация - перенос идеи от создавшей ее культуры к принимающей; рефлексия, то есть перевод и обоснование ее теоретической значимости и практической ценности; интерпретация авторской инновационной системы, которая, как
мы полагаем, может проходить в форме или ее диссимиляции-трансформации с учетом особенностей новой культуры или ее ассимиляции-модернизации.
Таким образом, характеристика и выявление особенностей педагогической системы М. Монтессори, проведенный анализ теоретических основ адаптации «Монтессори-педагогики» в России и США позволяет перейти к непосредственному изучению своеобразия процесса адаптации и практической реализации метода М. Монтессори в образовательных системах выделенных стран.
Информация о работе Адаптации педагогической системы М. Монтессори