Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 10:21, автореферат

Описание работы

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.
При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания [124, c. 183-184].

Файлы: 1 файл

disser.doc

— 881.00 Кб (Скачать файл)

193. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 147 с.

194. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000.-712 с.

195. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. - М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» , 1996. - 384 с.

196. Савельева Т. М. Психологические основы начального обучения языку в ситуации близкородственного билингвизма: Дис. … д-ра психол. наук в форме научного доклада: 19.00.07. - М., 1993. - 66 с.

197. Салмина Н. Г. Знак  и символ в обучении. - М.: Изд-во  МГУ, 1988. - 286 с.

198. Сiдарцоу У. Н. Справаздача з мiжнароднай навуковай канферэнцыi дыдактау гiсторыi «Вывучэнне гiсторыi вы умовах сучасных патрабаванняу» // Беларускi гiстарычны часопiс. - 1996, № 3. - С. 202.

199. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1981. - 96 с.

200. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира. - М.: МИРОС, 1994. - 216 с.

201. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика. / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М., 1984. - 472 с.

202. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Минск: Нар. асвета, 1982. - 288 с.

203.Сякацкая К. Тэматычнае планаванне ўрокаў гiсторыi у VI-IX классах // Беларускi гiстарычны часопiс. - 1996, № 3. - С. 108-113.

204. Талызина Н. Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. - М.: Знание, 1977. - 64 с.

205. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

206. Тененбаум М. И. Тетрадь для самостоятельных работ по истории Древнего мира. - М.: Просвещение, 1968. - 95 с.

207. Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактико-методический анализ / Под ред. А. А. Кузнецова. - М.: Педагогика, 1987. - 176 с.

208. Троицкий Ю.Л., Умбрашко К. Б. Древний Восток: Древнее Двуречье. Древняя Индия. Древний Китай. Учеб. пособие. - М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. - 80 с.

209. Троицкий Ю.Л. Об инновационном  стандарте исторического образования // История. - 1996, №36. - С. 5.

210. Турнер Д. Ролевые игры. С.Пб., 2002.

211. Умственное развитие  младших школьников в процессе  обучения / Под ред. А.А. Люблинской. - Л.: Ленинград, гос. пед. ин-т им. А.И.Герцена, 1974. - 240 с.

212. Усова А.В., Бобров  А.А. Формирование у учащихся учебных  умений-М.: Знание, 1987.-80 с.

213. Учебный материал  и учебные ситуации: Психологические  аспекты / Под ред; Г.С. Костюка, Г. А. Балла. - Киев: Радянська школа, 1986. - 143 с.

214. Ушинский К.Д. Избранные  педагогические труды. В 2-х т. Т. 2. - М.:: Педагогика, 1974. - 440 с.

215. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. - М.: Высш. школа, 1992. - 351 с.

216. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К.Марковой. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с.

217. Формирование у учащихся  умений учиться. Для практических  занятий и самообразования учителей  истории и обществоведения. Раздаточный  материал. Сост. Петровская Л.К., Секацкая К.И. - Минск, РИУУ MHO БССР, 1989. Ч. 1. - 28 с.; Ч. 2. - 19 с.

218. Формирование учебной  деятельности у младших школьников / Под ред.;. В.К.Давыдова, И. Ломпшера, А.К.Марковой. -М.: Педагогика, 1982. - 216 с.

219. Халперн Д. Психология  критического мышления. - СПб.: Изд-во «Питер»,2000.-512 с.

220. Харламов И.Ф. Как активизировать  учение школьников. - Минск: Нар. асвета, 1975.-208 с.

221. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. -М.: Юристь, 1997. - 512 с.

222. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Барс, Томск: изд-во Томского ун-та, 1997. - 392 с.

223. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -240 с.

224. Цукерман Г.А. Зачем  детям учиться вместе? -М.: Знание, 1985. - 80 с.

225. Цыркун И.И. Инновационная  культура учителя - предметника: Монография. - Минск: Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка, 1996. - 186 с.

226. Чалдини Р. Психология влияния. С.Пб., 1999.

227. Чередов И.М. Формы  учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.

228. Чуприкова Н.И. Умственное  развитие и обучение (Психологические  основы развивающего обучения). — М.: Столетие, 1994. — 192 с.

229. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. -209 с

230. Шаталов В. Ф. Куды i як знiклi тройкi. - Мн., 1988.

231. ІІІто мы чакаем ад камп'ютэра // Настаўніцкая газета. 1993.-6 лютага. - С. 2.

232. Щукинa Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. -М.: Педагогика, 1988. - 208 с.

233. Щукина Г.И. Формирование  познавательных интересов учащихся  в процессе обучения в восьмилетней школе. - М.: Учпедгиз, 1968. - 230 с.

234. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.

235. Щукина Г.И. Активизация  познавательной деятельности учащихся  в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

236. Щукина Г.И. От общей  теории развития человека к  формированию личности школьника в процессе обучения // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Межвуз. сб. научн. тр. -Л.: ЛГПИ, 1985. - С.т 3 - 14.

237. Щукина Г.И. Роль деятельности  в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

238. Эльконин Д.Б. Психическое  развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-416 с.

239. Энгельс Ф. Диалектика  природы. - М.: Политиздат, 1987. - 349 с.

240. Якиманская И.С. Развивающее  обучение-М.: Педагогика, 1979.-144 с.

241. Яковлев Н. М., Сахор А. М. Методика и техника урока в школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

242. Якунин В.А. Педагогическая  психология: Учеб. пособие / Европ. ин-т  экспертов,— СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 1998. - 639 с.

243. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. Методическое пособие для учителей и воспитателей. - М., 1974.

244. Active learning strategies for the higher education. Szeged, JATEPpress. 1997.

245. Alleman J., Brophy J. Estimation to Learning by methods of Social Constructivism, Education Research, 1991.

246. Bachman L. Fundamental Considerations in Language Testing. - Oxford: OUP,1990.

247. Bonwell C. C., Eison J. A. Active Learning: Creating Excitement in the Classroom. - George Washington, 1991.

248. Newman F. Higher Order Thinking in Teaching Social Studies: A Rationale for the Assessment of Classroom Thoughtfulness. Journal of Curriculum Studies 22, 1990.

249. Renegar S. Skillful Lecturing, in Teaching Effectiveness Workshop, 1990.

250. Sherman Dj. From Behavior to Constructed Learning // Constructing Knowledge in Social Studies, 1998.

251. Stradling R. The European Content of the School History Curriculum. Report. - Strasbourg, 1995. - 38 p.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

Используемый метод

«Класс»

«Буква П»

«Прямоугольник»

«Круг»

«Дискуссионный клуб»

Лекция

   

Индивидуальная работа

 

Контрольная работа

 

 

Групповая работа

   

Лабораторная работа, эксперимент

   

Метод, предполагающий перемещение учеников

     

Дискуссия, дебаты

 

Демонстрация фильма и т. д

       

Работа в парах


Рис. 1.0 Связь формы расположения мебели и используемой формы обучения.

 

 

 

 

 



 

 



 



 Рис. 1.1. Модель построения проекта активизации познавательной деятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин.


 

Мы склонны запоминать                           Степень вовлеченности учащихся в процессе познания

                                        Воспри-                        Словесная расшифровка


                                                ятие


                                                 слов


 

                                             Иллюстрации                   Визуальная расшиф-                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                             ровка


 

                                                Фильмы, выставки,

                                                  наблюдение за процессом


 


 

 

                                                          Участие в дискуссии, беседа,  Восприятие и

                                                              проговаривание                            участие

 

 


 

                                                             Воспроизведение, имитация              Деятель

                                                             Деятельности, участие в                      ность

                                                              реальном процессе.


 

 

 

 

 


 

Рис. 1.2. «Пирамида запоминания».

 

 

П


У1 У4

                                             У2                 У 3

 

Рис. 1.3. Модель односторонней коммуникации: П – педагог; У1, У2, У3, У4 – учащиеся.

 

 

 

П



                                   У1                                                У2


 

                                    У3                                                У5


 

                                                             У4

 

 

 

Рис. 1.4. Модель многосторонней коммуникации: П – педагог; У1, У2, У3, У4 – учащиеся.

 


Рис. 1. 5. Схема расположения мебели по форме «Класс»

 

Рис. 1.6. Схема расположения мебели «Буква П»

 

Рис. 1.7. Схема расположения мебели «Прямоугольник»

Рис. 1.8. Схема расположения мебели «Круг»

 

Рис. 1.9. Схема расположения мебели «Дискуссионный клуб»

 

Приложение 1

Метод «Океан» 

Метод позволяет:

  • Представить учащимся программу обучения на определенный период.

Подготовка  и проведение

На лист бумаги синего цвета (формат А1) педагог наклеивает острова, вырезанные из цветной или белой бумаги. Каждый остров соответствует одному из содержательных аспектов изучаемого материала - теме в разделе, параграфу в теме. На острове пишется название темы или параграфа.

Чтобы учащиеся могли лучше представить логику изучения нового материала, между островами наносится маршрут, который показывает последовательность изучения материала.

Готовый плакат вывешивается на стену аудитории. По ходу изучения материала пройденный параграф или тему отмечают, прикалывая рядом с соответствующим островом вырезанный из цветной бумаги кораблик.

Вариант. Вместо океана можно изобразить звездное небо.

Материальное обеспечение: лист синей бумаги (формат А1), маркеры или фломастеры, цветная или белая бумага, краски, клей. Синий лист бумаги можно изготовить, раскрасив белый лист краской.

 

Метод «Дорога»

Метод позволяет:

  • Представить содержания темы, раздела.

Подготовка и проведение

На листе бумаги (формат А1) педагог рисует дорогу со стоящими по ее сторонам дорожными знаками. Каждый знак символизирует тот или иной содержательный аспект темы, раздела.

Вывесив «Дорогу» в кабинете, педагог разъясняет учащимся значение знаков и рассказывает о предстоящей деятельности. По ходу изучения материала, пройденные аспекты, темы, разделы отмечаются автомобилем, вырезанным из цветной бумаги.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла