Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 10:21, автореферат

Описание работы

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.
При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания [124, c. 183-184].

Файлы: 1 файл

disser.doc

— 881.00 Кб (Скачать файл)

Вариант. Данную методику можно использовать при знакомстве, предложив учащимся нарисовать свой дорожный знак, который бы включал имя и символ, характеризующий личность учащегося. Учащиеся объясняют значение знака и прикрепляют его к «Дороге».

Материальное обеспечение: бумага (формат А1), маркеры или краски, скотч или клей-карандаш.

На что следует обратить внимание:

  • Если тема или раздел достаточно велики, то «Дорогу» можно рисовать на нескольких листах бумаги (формат А1), скрепленных между собой.

 

Приложение 2

Схема соотношения содержательного и социально-психологического аспектов учебной деятельности в группах.

 

 

Схема «Айсберг»

 

Приложение 3

Метод «Градусник»

Метод позволяет:

  • составить картину эмоционального состояния учащихся.

Подготовка и проведение

Педагог на листе бумаги (формат А3, доске) рисует контур градусника и наносит шкалу, верхние и нижние значения которой не превышают соответственно цифр «5» и «-5».

На перемене, перед началом занятия, «Градусник» вывешивается в кабинете. Учащиеся оценивают свое эмоциональное состояние, выражают его в баллах и ставят точку возле соответствующей цифры на шкале «Градусника». Таким образом, У педагога есть возможность увидеть картину эмоционального состояния учащихся всей учебной группы.

Материальное обеспечение: бумага (формат А1), ручки, карандаши или маркеры.

На что следует обратить внимание:

  • все ли учащиеся оценили свое эмоциональное состояние;
  • перед проведением метода необходимо объяснить учащимся его цель и важность;
  • если педагог еще не использовал «Градусник», то диагностику лучше проводить на первых минутах занятия, показывая учащимся механизм работы.

 

Приложение 4

Метод «Фигурки»

Метод позволяет:

  • определить эмоциональное состояние учащихся.

Подготовка и проведение

Из цветной бумаги педагог вырезает различные фигурки (зверей, птиц, насекомых, цветов, снежинок, геометрических фигур, домов, машин, предметов быта и т. д.). Перед началом занятия педагог раскладывает их на столе и просит каждого учащегося выбрать себе фигурку, соответствующую его эмоциональному состоянию.

Дальше работа строится следующим образом:

• педагог просит всех учащихся поднять выбранные фигурки и по цвету определяет эмоциональное состояние учащихся;

• педагог просит показать фигурки. Если количество учащихся в классе невелико, то предлагает всем учащимся объяснить свой выбор. Если учащихся много, то педагог предоставляет слово некоторым учащимся или предлагает им в парах или группах объяснить свой выбор.

Вариант. Вместо вырезанных фигурок из цветной бумаги можно использовать специальный набор открыток с разными изображениями.

Материальное обеспечение: вырезанные из цветной бумаги фигурки или открытки.

На что следует обратить внимание:

• желательно, чтобы фигурки были одинаковые по форме и цвету или одинаковые по форме, но разные по цвету;

• позаботьтесь о том, чтобы в конце занятия учащиеся вернули вам фигурки.

 

Приложение 5

Метод ролевой игры «Афины и Спарта - способы принятия решений»

Игра позволяет:

• создать условия, в которых участники могли бы познакомиться на личным опыте с методом принятия решений в условиях разных систем: демократии с равномерным распределением благосостояния, демократии с неравномерным распределением материальных ценностей, абсолютной монархии, олигархии и тоталитарной диктатуры.

Количество участников: 15 и более человек.

Продолжительность: два этапа по 45 минут.

Подготовка и проведение

Игра рассчитана на два занятия по данной тематике. На первом занятии (подготовительном) учащиеся знакомятся с разными политическими системами устройства государства, работают над определениями понятий, определяют основные принципы принятия решений в каждой из политических систем, а также их основные признаки.

Затем учащиеся делятся на рабочие группы, которые будут представлять следующие формы правления: демократию, абсолютную монархию, олигархию и тоталитарную диктатуру. Каждая из групп формирует у себя систему власти, т. е. определяют, кто из членов группы будет президентом (монархом, диктатором), кто членами правительства и парламента, а кто будет представлять рядовых граждан. Список ролей для каждой системы разрабатывается педагогом исходя из характеристик данной формы правления.

На втором занятии группам по очереди предлагается выполнить следующие задания: распределить между членами группы денежную сумму в 100 игровых единиц; произвести смену власти в стране.

В ходе выполнения данных заданий группам следует руководствоваться ранее определенными принципами принятия решений, характерными для их формы правления.

В то время как одна из групп выполняет задания, члены других групп наблюдают за происходящим со стороны.

На выполнение своих заданий каждой группе отводится 10 минут.

Обсуждение игры

Анализ игры (домашнее задание) учащиеся пишут в форме резюме. При этом учащимся рекомендуется поразмыслить об относительной эффективности различных групп при принятии решения, сильных и слабых сторонах систем и своих предпочтениях. Предлагается обратить внимание на способ наследования власти, поскольку именно здесь со всей очевидностью проявляется принципиальная разница систем в смысле приверженности принципам справедливости и презентативности.

 

Приложение 6

Метод «Угадай»

Метод позволяет:

• развивать логическое мышление;

• совершенствовать умение задавать вопросы;

• пополнять терминологический словарь учащихся по предметам;

• совершенствовать навыки работы в группе.

Подготовка и проведение

Педагог подбирает 3-4 термина, исходя из темы занятия или тематического блока, записывает термины на непрозрачных карточках (на одной карточке - один термин). Размеры карточек приблизительно равны половине листа бумаги (формат А4).

Затем он делит группу на малые группы, учитывая, что количество групп должно соответствовать числу выбранных терминов; в составе каждой группы не должно быть более восьми человек.

Группы размещаются в форме «Дискуссионного клуба»

Далее педагог очерчивает то тематическое поле, в котором лежат выбранные термины, и расставляет карточки с написанными на них терминами рядом с каждой группой таким образом, чтобы группа не могла видеть своего термина, а остальным он был хорошо виден.

Группам в течение пяти минут предлагается составить пять вопросов, которые позволят группе определить свой термин и которые должны относиться к «разряду закрытых» (ответ может быть только «да» или «нет»).

Группа имеет право задать сразу только один вопрос, предварительно определив группу, которая будет на него отвечать. В зависимости от полученного ответа, группа может менять вопросы.

Если группа не определила свой термин, задав все пять вопросов, педагог предлагает остальным группам помочь ей дать определение термина, прямо не указывая на него (это могут быть ассоциации, сравнения и т. п.). Затем группе дается еще одна попытка.

Вариант. Учащимся каждой группы можно предложить самостоятельно выбрать один термин для другой группы.

Материальное обеспечение: листы бумаги (формат А4) с написанными на них терминами.

На что следует обратить внимание:

• педагогу необходимо четко следить за последовательностью и количеством заданных вопросов;

• учащиеся могут фиксировать все этапы работы в тетради и по окончании метода проанализировать свою деятельность.

 

Приложение 7

Метод «1 х 2 х 4 х 8»

Метод позволяет:

• обсудить вопрос, проблему с различных позиций;

• совместить индивидуальную и групповую работу на занятии;

• развить умение учащихся принимать групповое решение.

Подготовка и проведение

Педагог готовит задание, которое будут выполнять учащиеся в процессе проведения метода. Мебель в аудитории лучше расставить в форме «Круг».

Метод предусматривает несколько этапов проведения.

1. Педагог предлагает каждому учащемуся взять один лист бумаги (формат А4), записать задание и подумать определенное время над ответом. Ответ записывают на листе под вопросом. В качестве примера может служить следующее задание педагога: «Определите три основных, на ваш взгляд, отличия европейских народов от народов Востока».

2. Учащиеся, завершив индивидуальную работу, по просьбе педагога рассчитываются на первый-десятый (если в группе 20 учащихся) и объединяются в пары по схеме: «первый номер» с «первым», «второй» со «вторым» и т. д. Затем учащиеся в парах знакомят друг друга с результатами своей работы и пытаются, согласовав свои решения, найти общий ответ. Например, им необходимо составить путем обсуждения и дискуссии новый список отличий европейских народов от народов Востока. Список может включать прежние наработки учащихся или быть принципиально новым.

3. Завершив работу по парам, учащиеся объединяются в «четверки», чтобы обсудить результаты, получившиеся в парах и выработать новое решение (составить список отличий европейских народов от народов Востока).

4. Следующий этап - «четверки» объединяются в «восьмерки». На этом этапе группы еще раз выполняют задание (составить список отличий) и записывают результат своей работы на лист бумаги (формат А1).

5. Когда работа в «восьмерках» закончилась, педагог предоставляет слово каждой группе, с целью презентации полученного результата.

Материальное обеспечение: бумага (формат А4 и А1) по количеству малых групп («восьмерок»), ручки.

На что следует обратить внимание:

• педагогу необходимо четко определить количество времени, которое потребуется на каждый этап;

• желательно контролировать каждый этап работы;

• задания не должны быть большими, чтобы учащиеся могли уложиться в отведенное время;

• следует ввести норму: задание считается выполненным, если все учащиеся в группе (паре) согласны с групповым решением, принятым путем достижения консенсуса, а не голосованием;

• работу можно остановить на этапе «четверок», если процесс согласования занимает много времени.

• продумайте ваши действия при нечетном количестве учащихся.

 

Приложение 8

Метод «Бумеранг»

Метод позволяет:

• обсудить несколько вопросов;

• развить навыки позитивного взаимодействия между малыми группами;

• привлечь к участию в работе всех учащихся;

• показать многообразие взглядов на обсуждаемую проблему, вопрос.

Подготовка и проведение

Педагог готовит листы бумаги (формат А1) по количеству малых групп, пишет вопросы для обсуждения и продумывает способ деления. Для каждой группы готовится один вопрос.

В начале занятия педагог объявляет тему и цель занятия, суть метода и алгоритм деятельности, делит учащихся на группы, которые занимают места за столами. Каждой группе раздаются подготовленные листы бумаги, и дается задание. Педагог фиксирует внимание учащихся на количестве времени, отведенного для работы.

Учащиеся обсуждают предложенный вопрос и записывают групповой ответ на большой лист. По истечении времени, отведенного на обсуждение, педагог предлагает группам поменяться листами (желательно, чтобы группы передавали листы по ходу часовой стрелки).

Проделав эту операцию, каждая группа получает лист с новым вопросом и ответом предыдущей группы. Педагог может предложить учащимся прочитать и обсудить написанное предыдущей группой, а затем дополнить ответ своими размышлениями.

Вариант. Можно предложить внимательно прочитать и обсудить ответ предыдущей группы и записать вопросы, которые возникли при обсуждении.

Завершив работу, группы вновь передают листы. Так можно продолжать до тех пор, пока к каждой группе не вернется лист, с которого они начинали работу. Когда все малые группы завершат обсуждение вопросов, педагог предлагает учащимся внимательно ознакомиться с написанным на листе текстом, обсудить его, выразить свое согласие или несогласие, и найти ответы на поставленные вопросы. Затем каждая группа, соблюдая очередность, представляет результат работы, комментирует его, отвечает на вопросы других групп.

Материальное обеспечение: листы бумаги (формат А1) по количеству малых групп, маркеры, скотч.

На что следует обратить внимание:

• всем ли группам будет достаточно времени для выполнения задания;

• вопросы для обсуждения должны быть связаны между собой тематически, а их количество не должно превышать 4-5.

 

Приложение 9

Метод «Да и нет»

Метод позволяет:

• расширить представление учащихся о теме занятия;

• определить учащемуся свою позицию в теме занятия;

• закрепить материал

Подготовка и проведение

Педагогу необходимо расставить мебель в форме «Круг», подготовить карточки с надписями «Да» и «Нет», сформулировать и записать для себя три утверждения по теме урока.

Учащиеся садятся в круг, и каждый получает две карточки: одна со словом «Да», вторая - «Нет».

Педагог зачитывает утверждение учащимся и дает время (1-2 минуты) для самостоятельного осмысления, после чего каждый участник дискуссии выбирает и показывает карточку, которая обозначает согласие или несогласие с прозвучавшим утверждением. Когда все участники сделали свой выбор, педагог предлагает двум учащимся с противоположными мнениями привести аргументы в защиту своих позиций. Затем их высказывания могут дополнить другие учащиеся.

Материальное обеспечение: две карточки на каждого учащегося, на одной из которых написано слово «Да», на другой — слово «Нет», часы с секундной стрелкой.

На что следует обратить внимание:

• необходимо поощрять учащихся высказываться, особенно, если этот метод проводится впервые;

• педагог может приводить аргументы в защиту одной из позиций, инициировать дискуссию в том случае, если все учащиеся сделали одинаковый выбор;

• утверждений не должно быть много. Оптимальный вариант - три.

 

При большом количестве учащихся в группе достаточно сложно создать условия для одинаковой активности всех участников, а особенно тех, которые чаще находятся в роли наблюдателей. В таких случаях наиболее эффективной будет организация дискуссии в подгруппах. Метод «Торнадо» и другие методы групповой работы позволяют учащимся первоначально обсудить проблему в подгруппе, высказать свое мнение, затем представить его всей группе и услышать иную позицию.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла