Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 10:21, автореферат

Описание работы

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.
При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания [124, c. 183-184].

Файлы: 1 файл

disser.doc

— 881.00 Кб (Скачать файл)

Программа обучения иностранному языку в общеобразовательной школе основана на принципах коммуникативного подхода к его изучению [178]. В качестве исходного понятия курса английского языка при таком подходе, должно выступать понятие о сообщении, внутри которого выделяется понятие о слове как значащей форме, понимание связи, которая существует между грамматической формой слова и системой передаваемой его сообщений [39, c. 238]. В разных системах отношений ( грамматика, морфология, текст) слово начинает выступать для учащихся как специфическая единица языка, обладающая свойствами целого. Единство в подходе к изучению иностранного языка и истории проявляется в том, что на начальном этапе изучения этих дисциплин, формирование активного словаря учащихся идет параллельно в своей сути. На  занятиях иностранным языком учащимся необходимо усвоить основу системы лингвистических отношений в языке, а на занятиях историей – основу систему исторических отношений в истории. Система и тех и других отношений является общелогической в своей организацию. Кроме того, процесс приобретения словарного запаса иноязычного общения можно сравнить с процессом приобретения понятийного аппарата исторической науки.

Лингвистический анализ слова, тождественный анализу исторического понятия, предполагает овладение учащимися способами работы, которые служили бы средством обнаружения и фиксации свойств явления, характеризующих отношения  формы и значения. Такими специфическими действиями являются действия: изменения и сравнения. Фиксирование результатов сравнения, обобщение открываемых фактов, позволяет осуществлять рефлексию собственной деятельности (приложение 6, 7) [39; 196]

Овладение лингвистическими действиями строилось на основе формируемых алгоритмов мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, классификации, абстрагирования, конкретизации, систематизации и обобщения. Так, для полноценного освоения лингвистического действия сравнения необходимы навыки осуществления таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение. Действие моделирования предполагает овладение навыками абстрагирования и конкретизации. Без операций классификации, обобщения и систематизации невозможно овладеть системой лингвистических понятий, установить их связи и отношения, т.е. невозможно реализовать принципы прочности, сознательности и активности при освоении английского языка и истории как учебных дисциплин. Основные интеллектуальные операции - обобщение и конкретизация (путем набора существенных признаков), а так же принятие решения путем анализа развиваются при выполнении следующих упражнений:

    1. фонетическая тренировка + логическая группировка слов. E. g.: Lake mountain nature field forest Scientist specialist teacher doctor engineer (найти обобщающее понятие)
    2. формулировка сути понятия путем перечисления более частных понятий, составляющих его. E. g.: Clothes animals seasons games (объясните, используя несколько примеров).
    3. тренировка в быстром соотнесении понятий и их дефиниций. E. g.: Let’s play a game. You are a person who keeps forgetting the names of well-known things.
    4. формирование понятия о достаточности характеристик в дефиниции. E. g.: Supper is a meal which we have in the evening.

Формированию навыка сравнения способствовало и проводимое для закрепления навыка чтения чтение «цепочкой» слов, на доске или с помощью раздаточных материалов, причем часть слов была объединена одним понятием. Перед началом чтения учащимся давалось следующее задание: услышав слово, входящее в понятие, необходимо совершить определенное движение (хлопок над головой, перед собой; кивок головой, поднимание рук вверх и т.д.). Для правильного выполнения задания учащимся следовало соотнести понятия и, сделав соответствующее умозаключение, выдать результат в виде движения. Эти задания также содействовали развитию устойчивости произвольного внимания учащихся, поскольку присутствие элемента игры не давало им расслабиться, оказывая стимулирующее воздействие на мотивацию учения. Вариантом игры было прослушивание читаемых «цепочкой» Слов и их сравнение по самостоятельно выбранному основанию. Каждый аргументированный ответ считался правильным.

Игры с буквами и словами, а также работа с текстами (приложение 15), позволяли ученикам контролировать правильность выполнения учебного задания, расширяли их словарный запас; учили внимательному отношению к структуре и значению слова; стимулировали любознательность; поощряли к поиску и самостоятельному составлению подобных заданий, формируя навыки учебной самостоятельности и способствуя, тем самым, воспитанию познавательного интереса как основы учебно – познавательно мотивации учебной деятельности, познавательно активности в целом.

Таким образом, в процессе решения учебных задач учащиеся осваивали учебные действия планирования, контроля; овладевали операциями мыслительной деятельности (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, абстрагирования, построения суждения и умозаключения); приобретали навыки ведения коллективного учебного полилога; слушали и адекватно реагировали на высказывания товарища, аргументировано доказывали свою точку зрения (приложение 16). Формированию уважительного отношения друг к другу, умению оценивать догадку товарища способствовали задания, предполагавшие различные варианты ответа – и , таким образом, исключавшие возможность ошибки.

Оценочная деятельность педагога также является одним из средства активизации познавательной деятельности учащихся. Так, после выполнения задания, учащемуся предлагалось в тетради отметить качество выполненной работы по сообщенным учителем критериям. При проверке работы педагогом осуществляет аналогичную деятельность: если он согласен с оценкой учащегося, то обводит его отметку, если не согласен – ставит свою, комментирую ее у устной или письменной форме. Оценить свою деятельность учащийся может также с помощью методов «Графики», «Мишень» (приложение 18, 17).

 Оценку учащихся  на дисциплинах гуманитарного  цикла не всегда удается перевести в цифровое обозначение. Педагог на предшествующем итоговому, либо тематического контролю занятий вместе с учащимися выделяет несколько вопросов – контролей по теме и в соответствии  с вопросами изготавливает поуровневые типы карточек. Учащийся выбирает карточку сам, а в случае затруднения меняет ее. Впоследствии выполнения учащиеся получают карточки с выполненным заданием и проверяют свою работу. Эффективность подобным форм оценивания позволяет учащимся выявить уровень своей подготовки по теме, разделу и самому  сделать выводы об усвоенности материала. Учащийся начинает понимать, что главное не сама отметка, а знания, умения для получения которых он учился.

Таким образом, постоянное получение педагогом обратной связи, информации о деятельности субъектов учебного процесса (учащегося или учителя) и ее результатах [201], является одним из принципов активизации познавательной деятельности. Получаемая информация дает оперативное представление учителю о том, что происходит развитие определенных операций мыслительной деятельности учащихся, какие трудности они испытывают. Это в свою очередь позволяет педагогу оперативно реагировать и изменять программу учебной деятельности, менять содержание и способы обучения.

В традиционном обучении он также получает обратную связь от учащихся, но происходит это чаше всего в рамках ответа учащегося или контрольной работы. Такая информация очень ограничена и не дает полного представления о том, что происходит с учащимися на протяжении всего времени учебы. Кроме того, самооценочная деятельность является способом формирования умения учащегося работать с содержанием, рассматриваемым на занятии, фиксировать основные моменты, выделять главное, адекватно самоанализировать свою собственную учебную деятельность (приложение 19).

 

2.2. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность предполагает наличие сформированных систем умственных действий, позволяющих школьнику решать познавательные задачи и в процессе учебной деятельности, и в различных ситуациях общения и нравственного поведения, что определяет  возможность ее рассмотрения как проявления познавательной активности, которая является одним из итогов умственного воспитания, Умственное развитие рассматривается как определенное состояние, которое характеризуется объемом накопленных знаний и умениями оперировать этими знаниями – осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию и систематизацию [136; 194; 219]. Умственное развитие определяется умственным воспитанием – целенаправленным процессом передачи и усвоения разносторонних знаний, обеспечивающих достижение общей  эрудиции; развитие мышления; способностей к анализу, обобщениям, классификации, систематизации, доказательствам, выводам, определению логических взаимосвязей между явлениями, образованию понятий; развитие общих способностей; формирование убеждений в органической потребности человека в познании, поиске истины, привычки к регулярному умственному труду.

По своей природе внеклассные занятия по иностранному языку и истории базируются на нормативной программе, но представляют собой звенья цепочки занятий, преследующей отличающиеся от нормативной программы цели. Поэтому программа факультативного курса должна строиться так, чтобы школьники, посещающие его, не испытывали скуки на обычных уроках, но и факультативные занятия не должны восприниматься ими как некое повторение того, что изучалось в классе.

Соответственно, в основу внеклассных занятий по английскому языку и истории желательно положить принцип развития максимального количества умений на минимуме материала. Занятия во внеурочное время должны быть ориентированы не столько на расширение словарного и структурного запаса, сколько на овладение учебными навыками при решении разнообразных проблем в разных ситуациях.

Необходимо, однако, отметить, что такой подход не может рассматриваться как универсальный при построении факультативных занятий любого типа. Здесь рассматривается факультативный курс, не ставящий узкопрофессиональных целей и пригодный для сельской школы, а именно, развивающий логичность и эффективность мышления и общения. Имеется в виду широкая гамма человеческих взаимоотношений, привычных занятий, увлечений, восприятия различных сторон действительности. Поэтому коммуникативные ситуации предусматривают такие формы выражения мыслей, как расспрос, объяснение, комментирование, полемика.

Рассматривая проблему мотивации применения приемов мыслительной деятельности, формирования потребности в рационализации мышления и учебного труда, Н.А. Менчинская [142] видит ее разрешение как во введении учителем готовых приемов, так и самостоятельном их открытии учащимися.

На важность накопления знаний для умственного развития указывают [49; 136; 142; 175 и др.]. Будучи следствием мышления, подчеркивает Я.А. Пономарев, знания являются и одним из его условий. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования задачи, указывает А.Н. Лук [131], является первым этапом творчества. Усвоение приемов мыслительной деятельности способствует переходу осваиваемых знаний в новое, более высокое качество [136]. Таким образом, овладение рациональными приемами получения информации способствует накоплению необходимого объема знаний (тезауруса).

Существуют различные подходы к формированию операций мыслительной деятельности школьников. И.Ф. Талызиной  [205] разработана система начальных логических приемов, которыми должны овладеть младшие школьники. В ее состав входят: умение выделять свойства предметов, различать существенные, общие и отличительные, необходимые и достаточные признаки; сравнивать путем выделения основания для сравнения и сопоставления объектов по искомому признаку, проводить непосредственное и опосредованное сравнение; выводить следствие из факта принадлежности предмета к данному понятию; подводить под понятие; определять отношение между родовым и видовым понятиями; выводить следствия с соблюдением требований закона контрапозиции и классификации. Начальные логические приемы служат основой для формирования более сложных мыслительных операций и являются средством усвоения различных предметных знаний.

Ряд логических приемов решения познавательных задач предлагается И.Ф. Харламовым [220]:способ аналогии, дедуктивный и индуктивный способы, отыскание причин, подчеркивание противоречивых положений, выдвижение гипотез, составление плана, излагаемого учителем материала, поиск познавательной проблемы; ее формулировка и решение.

В качестве основных способов умственной деятельности, применяемых при решении задач любого типа, В.Ф, Паламарчук [155] указывает : выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, конкретизация, определение и объяснение понятий, доказательство и опровержение, моделирование, системный подход. Процесс их формирования включает ряд последовательных этапов: кумуляция, диагностика, мотивация, осмысление сути и правила пользования приемом, применение и перенос. На первом из них происходит накопление опыта применения способов умственной деятельности; второй посвящен выяснению наличного уровня сформированности приемов; задача  третьего – создание положительной мотивации, заинтересованности учащихся в овладении приемами; на четвертом этапе выясняется суть приемы и вводится правило – ориентир для пользования им; на пятом прием применяется в различных условиях.

Освоение операций мыслительной деятельности является основой формирования творческого мышления [7; 131].

Таким образом, в организации самостоятельной познавательной деятельности основной задачей является организация переноса полученных навыков учебной деятельности в самостоятельную работу учащихся.

При подборе материала положительную роль играет тематический принцип, поскольку он способствует систематизации знаний. Но этот принцип понимается широко: как основа для установления межтематических связей. Например, тема «Проведение каникул» связана с темами «Туризм», «Занятия спортом», «Осмотр достопримечательностей» и т. п. Иными словами, подход определяется не столько тематикой, сколько проблематикой. Иногда специфика формируемого умения заставляет и вовсе отказаться от тематической объединенности. В отношении этапов занятий следует отметить, что, поскольку не вводятся внепрограммные темы, явления, факты, этап ознакомления с новым материалом, как правило, не бывает подробным, развернутым и не занимает значительной части занятия.

Предпочтение отдается заданиям не столько в ролевой игре, сколько в выражении собственных мнений. Дело в том, что тренировочные ролевые игры не достаточно стимулируют внутреннюю мотивацию, а творческая ролевая игра требует огромной подготовки, на которую не хватает времени, при двух часах внеклассной работы в неделю. Зато выражению своего мнения можно учить на каждом занятии, при чем не только на этапе ознакомления, но и на этапе тренировки.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла