Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 10:21, автореферат
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.
При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания [124, c. 183-184].
Одна из основных задач занятий во внеурочное время - развитие личности учащегося. В процессе изучения предметов гуманитарного цикла совершенствуется структура интеллекта: различные виды памяти и мышления, разнообразные интеллектуальные операции, и в первую очередь, такие, как сопоставление, обобщение, классификация, принятие смыслового решения. Отсюда и вытекает задача формирования принципиально новых умений, а не только перенос умений, уже имеющихся, т. е. практическая цель на факультативных занятиях не отделима от развивающей цели.
Учитывая различия в подготовке, психологических особенностях и интересах учащихся внутри каждой группы, для поддержания внутренней мотивации на факультативных занятиях еще большее значение по сравнению с уроками приобретает индивидуализация заданий. Это может выражаться в разном уровне проблемности. Вернее, задания могут предполагать разную степень самостоятельности в оформлении высказывания при наличии проблемы в каждом варианте задания. К примеру, на занятии дается небольшой текст для чтения, характеризующий в общих чертах данный регион (фактическая информация). Ср. задания двух уровней, предлагаемые на выбор:
А. «Какие факты из текста вы упомянете, характеризуя регион, в котором вы живете? Это положительные факты или отрицательные? Как вы считаете: в целом вам повезло с регионом?» Здесь речевая задача решается за счет отбора и принятия смыслового решения, но мы имеем дело с практически нулевым уровнем лингвистического преобразования информации.
Б. «Наш город скоро отмечает важный юбилей. Что необходимо сделать за оставшееся время, чтобы мы могли действительно гордиться им?»
Данный вариант предлагает почти полное преобразование исходного текста, хотя уровень проблемности в обоих заданиях почти одинаков.
Формы организации самостоятельной интеллектуально – познавательной деятельности характеризуются известным разнообразием, которые в сочетании с последующим использованием методов активного обучения при подведении итогов самостоятельной работы приводят к решению поставленной задачи.
К этим формам относятся: познавательные беседы, обзор научно – популярных материалов их различных источников, устные журналы, классные лектории.
Познавательные беседы. В традиционном обучении это обычно опросно – ответная форма внеклассной работы, которая носит главным образом информационно – разъяснительный характер и в процессе которой на основе анализа конкретных фактов и примеров учащиеся осмысливают и усваивают новые знания по конкретным вопросам.
При разработке вместе с учащимися тематики познавательных бесед учителю необходимо не только учитывать интересы и запросы учащихся, но и позаботится об обогащении их новейшей информацией по разным сторонам знаний. Кроме того, необходимо тщательно продумывать формулировки тем таких бесед, стремясь к тому, чтобы уже в самом их названии учащиеся чувствовали элементы новизны и увлекательности.
Тематическое разнообразие познавательных бесед обусловливает определенное отличие в методике их проведения. Однако моно выделить и определенные общие положения, характерные этой методике.
Структура проведения познавательной беседы в русле проекта активизации познавательной деятельности включает: мотивационный этап (заинтересовывание учащихся каким-либо вопросом, фактом) – подготовительный этап (самоподготовка учащихся по вопросу, поиск и изучение материала по теме) – проведение беседы.
Наиболее оптимальными методами при проведении итогов проведенной учащимися самостоятельной работы являются различные формы дискуссий, в частности метод «Четыре угла» (приложение 20).
Обзор научно – популярных материалов из различных источников. Это форма организации познавательной деятельности, когда учащиеся, пользуясь периодическими изданиями, Интернетом, заранее готовят информацию по различным научным, социально – экономическим вопросам и затем выступают в классе с соответствующим сообщением. По своему содержанию данные обзоры могут принимать различный характер. В одном случае они посвящаются раскрытию какой-то одной темы (проблемы) и включают по ней различную информацию. В другом случае делается общий обзор наиболее актуальных газетных и журнальных материалов. Главное, чтобы работа над предложенными тестами содействовала развитию основных мыслительных операций, критичности мышления. Для этих целей в процессе проработки информации учащимся предлагается метод «письменное эссе – размышление» (приложение 23). Кроме того, в процессе представления работы, учащиеся получают навыки краткого, содержательного изложения, выделения главного по вопросу.
Как тематические, так и общие обзоры обычно оканчиваются коротким заключительным словом учителя, а так же определением вместе с учащимися темы и вопросов для подготовки и проведения подобного мероприятия в дальнейшем.
Устный журнал. Кроме обзора газетных и материалов других периодических изданий в школах используется и такая форма внеклассной работы, как устный журнал. Суть устного журнала заключается в том, что учащиеся готовят разнообразную информацию по различным вопросам науки, искусства и культуры, группируют ее по примеру печатных изданий в виде отдельных рубрик (разделов) и затем делают соответствующие сообщения (приложение 22). По завершении работы устными сообщениями и «Звездным небом» , возможно переведение полученных материалов в письменную, либо печатную форму.
Классный лекторий. Это такая форма организации познавательной деятельности, при которой в классе создается несколько информационных групп (приложение 24), которые помогают учителю в составлении и проведении лекции (приложение 21). Подобная форма работы эффективна при определенном уровне развития познавательных интересов и возможностей учащихся.
Эти лекции, с одной стороны, стимулируют поиск научной информации, приучают учащихся к её самостоятельному обобщению, самостоятельности к критичности мышления, обогащают их кругозор, стимулируют к регулярному чтению газет и журналов. С другой стороны, лекционные выступления дают возможность учащимся совершенствовать культуру речи, отрабатывать умение держаться перед аудиторией, обстоятельно отвечать на вопросы.
Такая стратегия внеурочных занятий, обладая относительной автономностью, составляет с нормативным курсом единое целое. Она реализуется параллельно с основным курсом, и поэтому учителю нет особой нужды очерчивать промежуточные цели, хотя учет дополнительно развиваемых умений должен вестись, так как появляется возможность в большей степени задействовать взаимосвязь разных видов речевой деятельности.
Выводы по второй главе.
Включение ученика в продуктивное, обучающее, деловое общение происходит при наличии трех предпосылок: содержания обучения, которое может быть выявлено и усвоено только посредством деятельности, распределенной между учителем и учеником; организации учебного процесса в форме полилога; участие учащихся в нем.
Активизация познавательной деятельности должна предусматривать сопоставление разных точек зрения, альтернативных взглядов на факты и необходимость формирования критического мышления, учет жизненного опыта учеников, возможности показа учащимися современной действительности во всех её противоречиях.
Проект активизации познавательной деятельности понимается в данном исследовании как реализация:
- субъект – субъектного отношения педагога и учащихся;
- многосторонней коммуникации;
-комплексным воздействием на мотивационно – потребностную, эмоционально – волевую и когнитивную сферы личности;
-конструировании знаний учащимися;
-использовании самооценки и обратной связи;
-опорой на активность учащегося.
В структуру проекта входят целевой, содержательный, организационный, операционный, диагностический компоненты, которые тесно взаимосвязаны между собой.
Следовательно, активизации познавательной деятельности, а, значит, и активизации умственного развития школьников, способствуют: освоение алгоритмов операций мыслительной деятельности, обеспечивающее возможность приобретения информации, увеличивающей наличный объем знаний. Что стимулирует формирование и развитие познавательного интереса; развитие саморегуляции поведения; развитие рефлексии как навыка самоконтроля и самооценки; это достигается комплексным воздействием на мотивационно – потребностную, эмоционально – волевую и когнитивную сферы личности учащегося.
В организации самостоятельной познавательной деятельности основной задачей является организация переноса полученных навыков использования алгоритмов операция мыслительной деятельности в самостоятельную работу учащихся.
1. Результаты оценки сельских школьников по освоению материала программы по истории и английскому языку в основном не выходили за диапазон средних величин, у них была вполне удовлетворительная дисциплинированность и мотивированность к учению (приложение 25). Однако показатели познавательных процессов были весьма вариабельны, что свидетельствовало о целесообразности их персонального оценивания для улучшения индивидуального подхода, дифференциации учебных заданий.
Освоение содержания учебной программы не в полной мере сопровождалось адекватным прогрессированием умственного развития. Рост показателей успешности обучения существенно превосходил показатели развития познавательных процессов, прежде всего мышления. Необходимы меры по его целенаправленной активизации, выработке специальных алгоритмов мыслительных операций: анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования, конкретизации, систематизации, развитию мотивации учения, интереса к познавательной деятельности, ответственности и дисциплинированности в ней.
2. Сензитивность к освоению речевой деятельности, овладение ее различными видами развития вербально-логического мышления учащихся определяют необходимость формирования навыков операций мыслительной деятельности в процессе изучения языка и исторических дисциплин вследствие тесных взаимосвязей мышления и речи.
3. Проект активизации познавательной деятельности, разработанный, методически и практически апробированный представляет собой субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащегося, комплексно воздействующее на мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую и когнитивную сферы личности школьника. Структурными компонентами проекта, тесно взаимосвязанными между собой, являются: целевой, содержательный, организационный, операциональный, диагностический.
В целевом компоненте, исходя из основной цели - активизация познавательной активности школьников - дефинировались диагностические цели: становление учащихся как субъектов учебной деятельности, освоение ими материала учебной программы, уточнявшиеся в процессе обучения.
Содержательный компонент включал отбор учебного материала в соответствии с требованиями программы, дидактическими принципами, индивидуальным и дифференцированным подходами. Уровень готовности школьников к плодотворному обучению в школе, динамика освоения школьниками материала программы, развитие их познавательных процессов, дисциплинированности и мотивированности к учению детерминировали дифференциацию содержания учебных заданий по английскому языку и истории в целях реализации индивидуального подхода.
Организационный компонент актуализировался игровым и проблемным методами (учебный полилог, дидактическая игра, конвенциональная смена ролей) с учетом возрастных особенностей школьников, что обеспечивало организацию детского сообщества, создание на уроках доброжелательной творческой атмосферы; воспитание готовности к взаимодействию; поддержание оптимального уровня активности на фоне положительных стенических эмоций; сохранение позитивного функционального состояния, сопутствующего высокой работоспособности.
Операциональный компонент поэтапно реализовывался в процессе обучения алгоритмам операций мыслительной деятельности: первоначально осваивались операции сравнения, анализа, синтеза, конкретизации и абстрагирования, формирования понятий, построения суждений и умозаключений (в ходе игр с буквами и словами, моделями-символами слов); затем -классификации (в процессе составления синонимических рядов с последующей классификацией); обобщения (при построении обобщенных моделей, относящихся к различным явлениям); систематизации (на обобщающих уроках по изучаемым разделам программы). Освоение этих алгоритмов способствовало формированию навыков учебной деятельности (планирования, контроля, оценки), специфических лингвистических действий (изменения, сравнения, моделирования), специфического исторического мышления, что позволяло младшим школьникам проявлять познавательную активность адекватными способами.
Диагностический компонент включал оперативную обратную связь, осуществляемую с помощью включенного наблюдения, контрольных работ, анализа документов и продуктов деятельности учащихся, для соотнесения полученных результатов с диагностическими целями и проведения необходимой коррекционной работы.
4. Применение разработанной
Активизация познавательной деятельности школьников при изучении гуманитарных дисциплин, осуществляемое в процессе освоения навыков мыслительной деятельности, способствовало активизации их умственного развития и повышению успешности освоения материала программ по другим предметам, что дает основание для возможной амплификации сферы применения подхода.
1. Аверин В. А. Психическое
развитие детей младшего