Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 10:21, автореферат

Описание работы

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.
При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания [124, c. 183-184].

Файлы: 1 файл

disser.doc

— 881.00 Кб (Скачать файл)

• консультативная - определение позиции, принятие решения или решение проблемы.

2. Выясните особенности того класса (группы), для которого вы собираетесь читать лекцию: подходит ли этот метод по возрастным особенностям; имеют ли учащиеся опыт участия в лекционных занятиях, навыки конспектирования, работы с информацией.

3. Определите свои особенности чтения лекции: сообщаете ли вы план лекции учащимся; ваш темп изложения материала; распределяете ли вы свое внимание между изложением материала, учетом времени и наблюдением за деятельностью учащихся во время лекции; подводите ли вы итог каждому разделу лекции; способствуете ли вы выделению главных положений лекции.

4. Продумайте, каким содержанием вы наполните лекцию: попытайтесь в одном предложении сформулировать для себя, что вы хотите сказать в лекции; определите, какие вопросы освещаете, а какие - не затрагиваете вообще; на каких основных определениях, выводах, проблемах хотите сосредоточить внимание учащихся, а какие вопросы намерены оставить для самостоятельного изучения.

5. Решите, в какой форме будет проходить лекция: будет ли она записана, а потом озвучена; будете ли вы использовать визуальные средства, таблицы, графики, схемы. Позаботьтесь, чтобы лекция задействовала не только слух, но и зрение учащихся.

6. Определитесь, с какими методами вы будете сочетать лекцию, чтобы закрепить и проверить приобретенные знания: дискуссия, работа в парах, игра.

7. Подумайте, по каким признакам вы поймете, что лекция прошла успешно: хорошо написанные конспекты или реплики учащихся о том, как интересно им было на занятии; полные, содержательные ответы на следующих занятиях, или когда вы, спросив в конце занятия: «Есть ли вопросы?», получите положительный ответ.

 

Приложение 22

Метод «Звездное небо»

Метод позволяет:

• организовать работу учащихся по осмыслению содержания и выявлению наиболее важных его аспектов;

• получить обратную связь от учащихся.

Подготовка и проведение

Педагог предварительно изготавливает макет неба (лист бумаги черного или темно-синего цвета формата А1) и вырезает звезды:

• большие - из круга диаметром 15 см. На этих звездах педагог записывает темы занятий;

• маленькие - из круга диаметром 8 см разной формы. Маленькие звезды разбиваются на блоки, в каждом из которых должны быть звезды одного цвета, а их количество - соответствовать числу учащихся в учебной группе. Важно, чтобы каждый блок включал звезды только одного цвета.

Педагог приклеивает большую звезду с записанной темой на макет неба. Маленькие звезды раздаются учащимся в конце занятия, и они фиксируют на них самое важное, что запомнилось. Затем учащиеся приклеивают свои звезды рядом с большой звездой, образуя созвездие. Педагог или кто-либо из учащихся озвучивает содержание звезд.

Материальное обеспечение: цветной лист бумаги черного или темно-синего цвета (формат А1), цветная бумага, клей-карандаш, скотч.

На что следует обратить внимание:

• созвездия на небе должны располагаться компактно, чтобы четко можно было отделить одну тему занятия от другой;

• педагог может менять задания в зависимости от той информации, которую он хочет получить;

• данный метод может использоваться при изучении целого тематического блока;

• объем текста на маленьких звездах должен укладываться в 1 предложение.

Приложение 23

Метод «Письменное эссе-размышление»

Метод позволяет:

• рассмотреть изучаемую проблему или вопрос с различных позиций;

• развивать критическое мышление учащихся;

• структурировать процесс мышления учащихся;

• развивать умения занимать, объяснять и защищать свою позицию по проблеме;

• получать обратную связь о понимании учащимися изучаемой темы.

Подготовка и проведение

Педагог определяет темы для письменного рассуждения учащихся. Тема - одна для всей учебной группы или индивидуальная. Затем он формулирует проблему в виде вопроса, ответить на который можно только «да» или «нет».

Для знакомства с предлагаемым видом работы педагог готовит образец оформления эссе-размышления, который дает каждому учащемуся. Перед началом работы над эссе необходимо обсудить критерии оценки.

Примерные критерии и показатели для эссе высокого качества

Содержание и позиция - четкий тезис или ясное изложение позиции; представлен взвешенный аргумент и поддерживающая его информация; анализ и убедительные выводы; нет концептуальных ошибок.

Полнота - равно уделяется внимание всем разделам темы; в случае необходимости анализируются и подытоживаются различные точки зрения.

Доказательство - представляется необходимая и точная историческая и (или) другая информация; глубоко рассматривается проблема; используется дополнительная информация.

Изложение - хорошо организованное эссе; эффективный стиль написания ясный, точный язык.

Примерные критерии и показатели для эссе минимального качества

Содержание и позиция - не дается контекст или не излагается определенная позиция.

Полнота — документы лишь упоминаются или приводятся выдержки из документов.

Доказательство - большая часть используемой исторической или другой информации неточна; проблема не понята.

Изложение - нет организации; механические ошибки серьезно затрудняют понимание.

После обсуждения критериев оценки учащиеся приступают к выполнению работы.

Пример формата письменной работы по защите собственной позиции

Имя__________________

Дата________________

Время выполнения________

Тема: Деятельность Организации Объединенных Наций

1. Сформулируйте проблему, которую  вы адресуете учащимся в виде  конкретного вопроса. Например: «Должна ли Организация Объединенных Наций санкционировать использование силы, чтобы остановить геноцид?».

2. Аргументы «ЗА»:

А.

Б.

В.

Аргументы «ПРОТИВ»:

А.

Б.

В.

3. Выразите свое отношение  к  проблеме в виде понятного вводного абзаца.

4. Продолжайте писать эссе (ответ  на вопрос) на всем оставшемся  свободном месте. Пишите разборчиво, делите текст на абзацы, используйте аргументы в защиту своей позиции. Помните, что вы ограничены площадью свободного листа, поэтому планируйте объем эссе заранее.

Материальное обеспечение: листы бумаги (формат А4) с форматом письменной работы.

На что следует обратить внимание:

• педагог в зависимости от того, насколько учащиеся знакомы с такой формой работы, может уменьшить число критериев оценки;

• учащиеся заранее сами могут приготовить листы для работы по образцу сделанному учителем.

 

Приложение 24

Способы деления на группы:

  1. • Подготовьте карточки (их должно быть столько же, сколько учащихся) и напишите на них названия животных, птиц, насекомых. Раздайте карточки учащимся. Учащиеся ищут свою группу, издавая звуки тех животных, птиц, насекомых, названия которых написаны у них на карточке.
  2. • На карточках напишите названия песен. Пусть учащиеся найдут свою группу, напевая мелодии указанных песен.
  3. • На карточках изобразите геометрические фигуры. Попросите учащихся, не разговаривая и не показывая друг другу карточки, найти способ разделиться по группам.
  4. • Нарежьте цветные бумажки и сделайте цвет основным признаком, по которому делятся группы. В качестве такого критерия можно также использовать длину, форму карточек, полосок.
  5. • Приготовьте несколько геометрических фигур из бумаги разных цветов или разных открыток. Разрежьте каждую фигуру (открытку) на столько частей, сколько учащихся будет в малой группе. Затем раздайте эти части учащимся. Только правильно сложенная фигура позволит найти им свою группу.
  6. • Раздайте учащимся конфеты с разными фантиками. Учащиеся делятся на группы по цвету фантиков. После образования малых групп конфеты можно съесть.
  7. • Для деления на малые группы используйте нити разной длины.
  8. • Попросите учащихся назвать их любимые цветы (сколько необходимо групп - столько учащихся спрашивайте). Повторяющиеся названия цветов попросите заменить. Затем поделите учащихся на группы, но порядковые номера замените названиями цветов. Затем предложите им разбиться на группы согласно тем цветкам, которые они «получили».

 

Приложение 25

Таблица 1.1 2003/2004 учебный год

4 а класс

английский язык

1

Роман В.

5

2

Эдик В.

5

3

Виталий В.

3

4

Кирилл В.

9

5

Слава Г.

5

6

Яна Д.

6

7

Настя К.

8

8

Юля К.

8

9

Анна М.

4

10

Юлия М.

8

11

Леонид Т.

3

12

Саша У.

6

13

Леша Ц.

8

14

Алена Ш.

7

15

Антон Щ.

9

16

Юлия Я.

8

 

средний балл

6,37


4 б класс (экспериментальный)

английский язык

1

Алена П.

3

2

Антон З.

9

3

Марта Д.

8

4

Вадим К.

5

5

Маша М.

6

6

Алексей П.

3

7

Костя К.

9

8

Алена Л.

7

9

Настя Е.

9

10

Женя Х.

8

11

Леша П.

4

12

Оля Ш.

3

13

Марина З.

2

14

Павел Ц.

4

15

Лилия Г.

9

16

Андрей С.

7

 

средний балл

6




 

 

Таблица 1.2 2004/2005 учебный год

5 а класс

английский язык

история Беларуси

история древнего мира

1

Роман В.

6

6

6

2

Эдик В.

6

6

5

3

Виталий В.

3

4

4

4

Кирилл В.

9

9

9

5

Слава Г.

5

6

5

6

Яна Д.

6

6

4

7

Настя К.

8

7

8

8

Юля К.

8

8

8

9

Анна М.

3

5

4

10

Юлия М.

8

9

9

11

Леонид Т.

3

5

6

12

Саша У.

6

6

5

13

Леша Ц.

8

7

6

14

Алена Ш.

8

8

7

15

Антон Щ.

9

9

9

16

Юлия Я.

8

9

9

 

средний балл

6,5

6,87

6,5


 

 

Таблица 1.2 2004/2005 учебный год

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла