Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 10:21, автореферат
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.
При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания [124, c. 183-184].
• консультативная - определение позиции, принятие решения или решение проблемы.
2. Выясните особенности того класса (группы), для которого вы собираетесь читать лекцию: подходит ли этот метод по возрастным особенностям; имеют ли учащиеся опыт участия в лекционных занятиях, навыки конспектирования, работы с информацией.
3. Определите свои особенности чтения лекции: сообщаете ли вы план лекции учащимся; ваш темп изложения материала; распределяете ли вы свое внимание между изложением материала, учетом времени и наблюдением за деятельностью учащихся во время лекции; подводите ли вы итог каждому разделу лекции; способствуете ли вы выделению главных положений лекции.
4. Продумайте, каким содержанием вы наполните лекцию: попытайтесь в одном предложении сформулировать для себя, что вы хотите сказать в лекции; определите, какие вопросы освещаете, а какие - не затрагиваете вообще; на каких основных определениях, выводах, проблемах хотите сосредоточить внимание учащихся, а какие вопросы намерены оставить для самостоятельного изучения.
5. Решите, в какой форме будет проходить лекция: будет ли она записана, а потом озвучена; будете ли вы использовать визуальные средства, таблицы, графики, схемы. Позаботьтесь, чтобы лекция задействовала не только слух, но и зрение учащихся.
6. Определитесь, с какими методами вы будете сочетать лекцию, чтобы закрепить и проверить приобретенные знания: дискуссия, работа в парах, игра.
7. Подумайте, по каким признакам вы поймете, что лекция прошла успешно: хорошо написанные конспекты или реплики учащихся о том, как интересно им было на занятии; полные, содержательные ответы на следующих занятиях, или когда вы, спросив в конце занятия: «Есть ли вопросы?», получите положительный ответ.
Приложение 22
Метод «Звездное небо»
Метод позволяет:
• организовать работу учащихся по осмыслению содержания и выявлению наиболее важных его аспектов;
• получить обратную связь от учащихся.
Подготовка и проведение
Педагог предварительно изготавливает макет неба (лист бумаги черного или темно-синего цвета формата А1) и вырезает звезды:
• большие - из круга диаметром 15 см. На этих звездах педагог записывает темы занятий;
• маленькие - из круга диаметром 8 см разной формы. Маленькие звезды разбиваются на блоки, в каждом из которых должны быть звезды одного цвета, а их количество - соответствовать числу учащихся в учебной группе. Важно, чтобы каждый блок включал звезды только одного цвета.
Педагог приклеивает большую звезду с записанной темой на макет неба. Маленькие звезды раздаются учащимся в конце занятия, и они фиксируют на них самое важное, что запомнилось. Затем учащиеся приклеивают свои звезды рядом с большой звездой, образуя созвездие. Педагог или кто-либо из учащихся озвучивает содержание звезд.
Материальное обеспечение: цветной лист бумаги черного или темно-синего цвета (формат А1), цветная бумага, клей-карандаш, скотч.
На что следует обратить внимание:
• созвездия на небе должны располагаться компактно, чтобы четко можно было отделить одну тему занятия от другой;
• педагог может менять задания в зависимости от той информации, которую он хочет получить;
• данный метод может использоваться при изучении целого тематического блока;
• объем текста на маленьких звездах должен укладываться в 1 предложение.
Приложение 23
Метод «Письменное эссе-размышление»
Метод позволяет:
• рассмотреть изучаемую проблему или вопрос с различных позиций;
• развивать критическое мышление учащихся;
• структурировать процесс мышления учащихся;
• развивать умения занимать, объяснять и защищать свою позицию по проблеме;
• получать обратную связь о понимании учащимися изучаемой темы.
Подготовка и проведение
Педагог определяет темы для письменного рассуждения учащихся. Тема - одна для всей учебной группы или индивидуальная. Затем он формулирует проблему в виде вопроса, ответить на который можно только «да» или «нет».
Для знакомства с предлагаемым видом работы педагог готовит образец оформления эссе-размышления, который дает каждому учащемуся. Перед началом работы над эссе необходимо обсудить критерии оценки.
Примерные критерии и показатели для эссе высокого качества
Содержание и позиция - четкий тезис или ясное изложение позиции; представлен взвешенный аргумент и поддерживающая его информация; анализ и убедительные выводы; нет концептуальных ошибок.
Полнота - равно уделяется внимание всем разделам темы; в случае необходимости анализируются и подытоживаются различные точки зрения.
Доказательство - представляется необходимая и точная историческая и (или) другая информация; глубоко рассматривается проблема; используется дополнительная информация.
Изложение - хорошо организованное эссе; эффективный стиль написания ясный, точный язык.
Примерные критерии и показатели для эссе минимального качества
Содержание и позиция - не дается контекст или не излагается определенная позиция.
Полнота — документы лишь упоминаются или приводятся выдержки из документов.
Доказательство - большая часть используемой исторической или другой информации неточна; проблема не понята.
Изложение - нет организации; механические ошибки серьезно затрудняют понимание.
После обсуждения критериев оценки учащиеся приступают к выполнению работы.
Пример формата письменной работы по защите собственной позиции
Имя__________________
Дата________________
Время выполнения________
Тема: Деятельность Организации Объединенных Наций
1. Сформулируйте проблему, которую вы адресуете учащимся в виде конкретного вопроса. Например: «Должна ли Организация Объединенных Наций санкционировать использование силы, чтобы остановить геноцид?».
2. Аргументы «ЗА»:
А.
Б.
В.
Аргументы «ПРОТИВ»:
А.
Б.
В.
3. Выразите свое отношение к проблеме в виде понятного вводного абзаца.
4. Продолжайте писать эссе (ответ на вопрос) на всем оставшемся свободном месте. Пишите разборчиво, делите текст на абзацы, используйте аргументы в защиту своей позиции. Помните, что вы ограничены площадью свободного листа, поэтому планируйте объем эссе заранее.
Материальное обеспечение: листы бумаги (формат А4) с форматом письменной работы.
На что следует обратить внимание:
• педагог в зависимости от того, насколько учащиеся знакомы с такой формой работы, может уменьшить число критериев оценки;
• учащиеся заранее сами могут приготовить листы для работы по образцу сделанному учителем.
Приложение 24
Способы деления на группы:
Приложение 25
Таблица 1.1 2003/2004 учебный год
№ |
4 а класс |
английский язык |
1 |
Роман В. |
5 |
2 |
Эдик В. |
5 |
3 |
Виталий В. |
3 |
4 |
Кирилл В. |
9 |
5 |
Слава Г. |
5 |
6 |
Яна Д. |
6 |
7 |
Настя К. |
8 |
8 |
Юля К. |
8 |
9 |
Анна М. |
4 |
10 |
Юлия М. |
8 |
11 |
Леонид Т. |
3 |
12 |
Саша У. |
6 |
13 |
Леша Ц. |
8 |
14 |
Алена Ш. |
7 |
15 |
Антон Щ. |
9 |
16 |
Юлия Я. |
8 |
средний балл |
6,37 |
№ |
4 б класс (экспериментальный) |
английский язык |
1 |
Алена П. |
3 |
2 |
Антон З. |
9 |
3 |
Марта Д. |
8 |
4 |
Вадим К. |
5 |
5 |
Маша М. |
6 |
6 |
Алексей П. |
3 |
7 |
Костя К. |
9 |
8 |
Алена Л. |
7 |
9 |
Настя Е. |
9 |
10 |
Женя Х. |
8 |
11 |
Леша П. |
4 |
12 |
Оля Ш. |
3 |
13 |
Марина З. |
2 |
14 |
Павел Ц. |
4 |
15 |
Лилия Г. |
9 |
16 |
Андрей С. |
7 |
средний балл |
6 |
Таблица 1.2 2004/2005 учебный год
№ |
5 а класс |
английский язык |
история Беларуси |
история древнего мира |
1 |
Роман В. |
6 |
6 |
6 |
2 |
Эдик В. |
6 |
6 |
5 |
3 |
Виталий В. |
3 |
4 |
4 |
4 |
Кирилл В. |
9 |
9 |
9 |
5 |
Слава Г. |
5 |
6 |
5 |
6 |
Яна Д. |
6 |
6 |
4 |
7 |
Настя К. |
8 |
7 |
8 |
8 |
Юля К. |
8 |
8 |
8 |
9 |
Анна М. |
3 |
5 |
4 |
10 |
Юлия М. |
8 |
9 |
9 |
11 |
Леонид Т. |
3 |
5 |
6 |
12 |
Саша У. |
6 |
6 |
5 |
13 |
Леша Ц. |
8 |
7 |
6 |
14 |
Алена Ш. |
8 |
8 |
7 |
15 |
Антон Щ. |
9 |
9 |
9 |
16 |
Юлия Я. |
8 |
9 |
9 |
средний балл |
6,5 |
6,87 |
6,5 |
Таблица 1.2 2004/2005 учебный год