Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 10:21, автореферат

Описание работы

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.
При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания [124, c. 183-184].

Файлы: 1 файл

disser.doc

— 881.00 Кб (Скачать файл)

• «писателя» (один в каждой группе). Задача «писателей» - записать текст, продиктованный «курьером»;

• «корректора» (один в каждой группе). «Корректоры» после записи текста «писателем» проверяют его и исправляют ошибки, сравнивая текст диктанта, написанный «писателем», с оригиналом.

2. Каждая группа получает лист бумаги (формат А4), две ручки с разным цветом пасты.

3. Педагог дает задание группам: безошибочно переписать текст диктанта. По сигналу педагога учащиеся начинают эстафету.

4. По окончании работы группа отдает текст педагогу.

Материальное обеспечение: листы бумаги (формат А4) по количеству малых групп (плюс небольшой запас); листы с текстом диктанта; доска (по возможности), скотч, ручки с разным цветом пасты.

На что следует обратить внимание:

• количество предложений (например, 3-4 для начальной школы) и их сложность определяется педагогом в зависимости от возраста учащихся.

 

Приложение 16

Метод «Торнадо»

Метод позволяет:

• развить умение приводить аргументы в защиту своей позиции;

• задавать вопросы и отвечать на них;

• сформировать культуру ведения дискуссии;

• развить умение взаимодействовать в группе;

• приобрести опыт подготовки сообщения и выступления с ним.

Подготовка и проведение

В начале занятия педагог делит группу на три малые и расставляет мебель в форме «Дискуссионный клуб» (по два стола составляются вместе), фиксирует нормы и критерии оценки работы в группах, рассказывает последовательность проведения дискуссии.

Метод предусматривает несколько этапов проведения. За выполнение каждого этапа педагог начисляет баллы (обычно шкала оценок соответствует количеству групп, участвующих в дискуссии: три группы оцениваются по трехбалльной шкале). Педагог выставляет баллы, отмечая яркие выступления учащихся в защиту своей позиции, фиксируя интересные мнения, вопросы, хорошо аргументированные ответы.

Первый этап. В течение 1-2 минут все группы выбирают себе лидеров, придумывают название и девиз. В ходе представления педагог фиксирует на доске (листе бумаги) название групп.

Второй этап. Педагог предлагает в течение 1 минуты научиться говорить скороговорку (одна для всех групп) всей малой группой.

Третий этап. Педагог объявляет тему обсуждения и формулирует утверждение, вокруг которого будет разворачиваться дискуссия. Затем он предлагает одной группе привести аргументы в защиту утверждения, другой - попытаться его опровергнуть. После уточнения задания эти группы в течение 10 минут готовят небольшое устное выступление.

Задачей третьей (оставшейся) группы является формулирование 10 вопросов (по 5 каждой малой группе) с целью уточнения и прояснения позиций первых двух групп.

Четвертый этап. Презентация работы малых групп проходит по следующей схеме:

1. Выступает лидер группы, которая приводила аргументы в защиту утверждения.

2. Представители третьей группы задают 5 вопросов. На подготовку каждого ответа выступившей группе дается 30 секунд. Здесь вступает в силу еще одно правило: один учащийся из третьей группы может задать только один вопрос выступившей команде. В подготовке ответа участвует вся группа, но каждый учащийся имеет право представить ответ только на один вопрос. Лидер участвует в обсуждении ответов на поступающие вопросы, но не отвечает на них. Это правило действует и на пятом правиле презентации.

3. Педагог оценивает выступление  лидера и ответы на вопросы  третьей группы, выставляя две отметки.

4. Выступает лидер группы, которая опровергала предложенное утверждение.

5. Представители третьей группы  задают 5 вопросов.

6. Педагог оценивает выступление  лидера, ответы на вопросы третьей  группы, выставляя две отметки.

7. Педагог оценивает работу третьей  группы, выставляя отметки за каждый блок вопросов.

Пятый этап. Окончание дискуссии, подведение педагогом итогов групповой работы.

На что следует обратить внимание:

• группу из 25 учащихся и более педагог может разделить на 4 группы, две из которых будут работать над текстом, а остальные - готовить и задавать вопросы.

 

Приложение 17

Метод «Мишень»

Метод позволяет:

• оценить учащимся различные аспекты своей деятельности;

• совместно оценить учебную деятельность и ее результаты.

Подготовка и проведение

Учащиеся в тетрадях рисуют мишень. Три части мишени заполняет учащийся (в каждой части фиксируется определенный аспект учебного занятия), в четвертой части отметку выставляет педагог. (пример мишени изображен на рис.)В конце занятия педагог просит учащихся заполнить мишень и сдать тетради. Проверяя работу, педагог выставляет в своем секторе отметку учащемуся, при необходимости сопровождая комментарием.

Если отметки педагога и учащегося совпадают, то ее выставляют в журнал. В случае несовпадения отметок начинается процесс согласования.

Материальное обеспечение: листы бумаги с мишенью, цветные карандаши (фломастеры или маркеры), скотч.

На что следует обратить внимание:

• одна и та же мишень может быть использована несколько раз;

• аспекты для оценивания могут меняться в зависимости от целей и деятельности на занятии.

Пример оформления «Мишени»:

Атмосфера в группе /Работа группы (класса)

 

Моя работа на занятии /Оценка педагогом

Приложение 18

Метод «Графики»

Метод позволяет:

• сосредоточить внимание учащихся на определенных аспектах учебного занятия;

• педагогу получить обратную связь.

Подготовка и проведение

Педагог определяет аспекты учебного занятия, которые оценивают учащиеся. Для каждого аспекта он рисует систему координат на листе бумаге (формат А4).

Все подготовленные листы развешивают в кабинете. Учащиеся подходят к листу и ставят оценку в виде точки, как показано на рис. 4.1.

Материальное обеспечение: листы бумаги с системой координат, цветные карандаши (фломастеры или маркеры), скотч.

 

 

 Учащиеся

Система координат для оценивания аспекта учебного занятия.

 

Приложение 19

Метод «Поезд»

Метод позволяет:

Представить содержания темы, курса, параграфа;

Организовать процесс получения обратной связи.

Подготовка и проведение

На листах бумаги (формат А1) педагог рисует поезд. Каждый вагон - это один раздел. На вагонах рисуют окошки, соответствующие числу тем в разделе. Название изучаемого раздела пишут на паровозе.

Подготовленный «Поезд» вывешивается в аудитории. Каждая пройденная тема вписывается в соответствующее окошко. Для каждого занятия педагог готовит карточки (четверть листа формата А4) или post-it по количеству учащихся в классе.

В конце занятия педагог предлагает каждому учащемуся зафиксировать на карточках главные мысли, идеи, что понравилось или не понравилось на занятии. Затем карточки прикрепляются в соответствующее окошко вагона.

Материальное обеспечение: два-три листа ватмана формата А1, маркеры либо краски, карточки или post-it, скотч или клей-карандаш.

 

Приложение 20

Метод «Четыре угла»

Метод позволяет:

• организовать работу в группах переменного состава;

• вовлечь в работу всех учащихся группы;

• развивать умение осуществлять самостоятельный выбор и аргументировать выбранную позицию;

Подготовка и проведение

Мебель в аудитории расставляется вдоль стен таким образом, чтобы она не мешала свободному перемещению учащихся в ней.

Исходя из содержания занятия педагог готовит не более 10 вопросов, каждый из которых имеет четыре варианта ответа. Варианты ответа соответствуют определенному цвету карточки (желтый, зеленый, синий, красный), которые размещаются по углам комнаты (вариант: на стенах комнаты относительно обособленно друг от друга). При подготовке вопросов необходимо учитывать следующий момент' первый и последний вопросы должны быть легкими и способствовать пониманию учащимися механизма метода. В примечании мы предлагаем примеры вопросов для этого метода.

Педагог предлагает учащимся собраться в центре аудитории, выслушать первый вопрос, выбрать один из четырех вариантов ответа и стать рядом с карточкой того цвета, который соответствует данному варианту.

Таким образом, образуется несколько групп (от одной до четырех), в зависимости от сделанного учащимися выбора. Работа в группах по выбору педагога может быть построена по следующим схемам:

1. Учащиеся в образовавшихся группах отвечают на вопрос: «Почему я выбрал (а) этот вариант?». Желательно, чтобы высказались все учащиеся. После обсуждения один представитель от каждой группы озвучивает мнение всей группы.

2. Учащиеся размещаются в аудитории так, чтобы образовался общий круг, и в то же время можно было определить выбор каждого. В данном случае аргументация выбора происходит индивидуально и для всей группы сразу.

Высказав свои мнения, учащиеся возвращаются в центр аудитории, и им зачитывается следующий вопрос.

Материальное обеспечение: листы цветной бумаги (формат А4), скотч.

На что следует обратить внимание:

• учащемуся может не подойти ни один вариант ответа, тогда ему следует предложить выбрать тот ответ, который ближе всего к его позиции;

• некоторым учащимся сложно (по разным причинам) сделать самостоятельный выбор, поэтому им можно предложить объяснить свой выбор.

 

Приложение 21

Метод « Составление и проведение лекции с помощью учащихся»

Начнем изложение этой версии активной лекции с комментариев. По нашему мнению, это достаточно сложный метод и требует от педагога четкого понимания цели его использования. Данный вариант лекции позволяет решить следующие задачи:

• активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся;

• создать условия для творчества и самостоятельности учащихся;

• предоставить возможность переносить центр активности с педагога на учащихся. Педагог может открыть для себя что-то новое, слушая учащихся, а они в свою очередь принимают активное участие не только в лекции, но и в ее создании;

• увидеть многообразие мнений и представлений о предстоящей теме разговора, и организовать работу по созданию лекции;

• задействовать учащихся с разным уровнем подготовки по определенному предмету, организовать работу с их опытом и знаниями.

«Изюминка» этого вида лекции, на наш взгляд, как раз и заключается в реализации последней задачи.

Подготовка и проведение

Подготовка начинается на предыдущем занятии и требует 20-25 минут. Педагог объявляет тему следующего занятия, а затем говорит, что у него еще не полностью готов план лекции и предлагает учащимся принять активное участие в его составлении.

Каждому учащемуся педагог раздает два листка (размер - половина листа формата А4) и предлагает написать те вопросы, которые, по его мнению, необходимо раскрыть в предстоящей лекции. Каждый вопрос пишется на отдельном листке.

Затем педагог просит учащихся по очереди выходить к доске, зачитывать написанное и прикреплять листки на доску (на этот этап требуется около 10-12 минут). Листки, близкие (или одинаковые) по смыслу, размещаются рядом (или один листок под другим). Таким образом, получится несколько групп листков, и каждая группа будет объединена общим содержанием. Педагог также зачитывает и вывешивает свои предложения.

После того как все листки обучающихся окажутся на доске, педагог предлагает структурировать группы карточек в определенной последовательности и дать каждой группе название, формулируя его как пункт лекции. Для этого он может вести дискуссию со всем классом (группой), взяв на себя роль ведущего (это займет 10-13 минут).

Вариант. Если вести дискуссию со всем классом (группой) не представляется целесообразным, можно организовать работу малых групп (каждая группа получает задание - разработать план лекции, учитывая карточки) в течение 5-10 минут с последующей презентацией их работы в течение 10-20 минут. Затем подводится общий итог работы всех групп. Это можно делать разными способами:

1. Если в классе (группе) много  учащихся, можно ограничиться только  одним вопросом от одного обучающегося.

2. Можно вырабатывать план лекции по следующему алгоритму: учащиеся (группа) делится на малые группы, и каждая получает задание - составить свой план лекции (10-20 минут). Затем все группы представляют результаты своей работы, педагог организует работу по согласованию и выработке общего плана лекции (10-20 минут).

На следующем занятий читается лекция, подготовленная по совместному плану, или педагог может попросить учащихся подготовить небольшую часть лекции (это потребует предварительной встречи и согласования).

Материальное обеспечение: для проведения лекции может потребоваться бумага (формат А4), а если использовать групповую работу, по 1 листу бумаги (формат А1) на каждую группу, маркеры, ножницы и скотч.

На что следует обратить внимание:

• решите для себя: что может дать вам и учащимся такой метод работы;

• план является самой важной частью лекции, поэтому необходимо четко представить себе способ его составления;

• продумайте порядок действий и постарайтесь максимально сократить потерю времени при подготовке учащихся к работе (например, на раздачу бумаги и т. д.);

• эту лекцию лучше проводить с учащимися, которые уже имеют опыт участия в лекционных занятиях;

• уточните, как скоро будет следующее занятие в этом классе (группе), чтобы вы могли хорошо подготовить лекцию.

Безусловно, существуют и другие способы чтения активной лекции, и мы надеемся, что педагоги смогут найти те варианты, которые наиболее оптимально подходят для учащихся. В заключение рассмотрим аспекты, которые, по нашему мнению, помогут педагогам сделать лекцию более интересной и эффективной:

1. Определите, с  какой  целью  вы  собираетесь  использовать данный метод. Мы приведем только некоторые из них:

• информационная - передача информации, объяснение явлений, знакомство с понятиями;

• воспитательная - убеждение учащихся, побуждение к действию;

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла