Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 10:21, автореферат

Описание работы

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.
При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания [124, c. 183-184].

Файлы: 1 файл

disser.doc

— 881.00 Кб (Скачать файл)

Обеспечение необходимой двигательной активности позволяет учащимся работать на уроке не отвлекаясь, сосредоточивая внимание на предмете изучения, и не провоцируя, тем самым, нарушений дисциплины, проявляющихся в несанкционированной учителем повышенной подвижности и речевой активности.

Процесс организации познавательной деятельности учитывает, что каждая из наук, основы которой изучаются в школе, имеет для этого специфические возможности. При изучении истории мы должны исходить из национальной концепции исторического образования и концепции реформы общеобразовательной средней школы, в которых процесс познания объективной реальности рассматривается как основа формирования личности ученика [90]. При выдвижении на первый план в обучении истории цели формирования социально – активной личности существует опасность того, что усвоение истории будет идти только на уровне ее научно – теоретического понимания, что является односторонним подходом к процессу обучения и сужает возможности личного эмоционального восприятия. Целесообразно использовать определенные методы, направленные на формирование данных навыков, (приложение 9).

При этом ученики не только приобретают конкретные исторические  знания, они получают знания сущности тех приемов, которые под руководством учителя позволяют ученикам увидеть возможность теоретического обобщения всех противоречивых фактов, способствуют самостоятельному поиску новых знаний, а не простому их заучиванию [150, c. 6] Одновременно нельзя отказываться от репродуктивной деятельности. Целесообразно использовать определенные методы, направленные на формирование данных навыков, (приложение 10). При организации познавательной деятельности на этом уровне педагогически целесообразным является введение в содержание материала познавательных структур, которые в методическом плане направлены на повторение учениками мыслей учителя по  предложенному им примеру [126, c. 53-56] (приложение 11).

В организации познавательной деятельности на уроках истории либо английского языка, как и вообще предметов гуманитарного цикла на первый план выделяется задача активизации мышления школьников.

Обучение становится малоэффективным при ограничении его только функцией передачи максимума информации. Потому что большое количество информации не есть развитый ум; а полученная информация ложится ненужным грузом на память учеников. Активизация мышления на разных уровнях познавательной деятельности рассматривается как важный резерв усовершенствования методики обучения предметам гуманитарного цикла [354;126, c. 8; 162]. Активизация познавательной деятельности должна предусматривать сопоставление разных точек зрения, альтернативных взглядов на факты и необходимость формирования критического мышления [198]. При этом ученики  должны знать, что основы их мышления являются отнюдь не универсальными. Что есть и другие системы мировоззрения. Но необходимо признавать за учениками право на собственные мысли и точку зрения при условии умения их обосновать, организовывать познание как «открытие», в ходе которого учитель показывает ученику методы и способы самостоятельного приобретения знаний [124, c. 5; 129, c. 23; 190, c. 49].

Одной из возможных форм активизации познавательной деятельности в современных условиях можно считать использование таких методических средств как, например, рабочие тетради, познавательные задания, которые должны быть взаимосвязаны между собой дидактическими единицами учебно – методического комплекса.  В их содержании  должны присутствовать проблемные вопросы для организации работы на преобразующем либо творческом уровнях и вопросы на повторение материала с элементами мышления, ориентированные на репродуктивный уровень, но учитывающие задачи развития навыков основных мыслительных операций, (приложение 12)[107, c. 43-44]. Троицким Ю.Л. высказана идея о том, что такие методические средства, как рабочие тетради, представляют возможности для замены собой учебников [33; 149; 161; 162; 163; 206; 208; 209]. О целесообразности создания системы познавательных заданий, как дидактического средства активизации познавательной деятельности, свидетельствуют исследования дидактов и методические разработки педагогов-практиков [6; 54; 59; 50, c. 423; 64, c. 35; 66; 67; 94; 106; 115, c.128-129; 172; 200]. Структура занятия (ведущие интеллектуальные операции на уроке: анализ, опознавание, выбор, структурирование.)

    1. разграничение между описанием и повествованием. E. g.: He sat, his teeth bared in his bloody face, while his spent arms flailed the impotent paddle at the water.
    2. выявление цели использования уточняющей детали в отрывке.
    3. самостоятельный подбор уточнения для завершения отрывка. He paddled on, (steadily and strongly), with a calculated husbandry of effort.

И.Я. Лернер отмечал, что познавательные задания, представленные в системе, позволяют управлять познавательной деятельностью у учащихся на различных уровнях[172, c. 49-50].

Современное состояние идеологической работы в школах Республики позволяет организовать так называемый перевод социальной ситуации в педагогическую. Такой подход предусматривает учет жизненного опыта учеников, возможности показа учащимися современной действительности во всех её противоречиях, позволяет ученикам с помощью учителя понять смысл событий, сформировать собственную точку зрения.

Зная, что деятельность учителя опосредованно входит в состав деятельности ученика и влияет на ее результаты, можно определить что в таких условиях и те и другие выступают в качестве субъекта познания, что меняет субъект – объектные отношения на взаимосубъектные.

В связи с этим считаю целесообразным использовать следующий алгоритм познания:

1. Учитель и  ученик, которые осознали взаимосубъектность  отношений, определяют стиль педагогических  отношений, выбирают приемы и  средства организации учебного процесса, которые учитывают мотивы познания и стимулируют этот процесс.

2. Учитель осознает  цели, задачи, средства и условия  своей педагогической деятельности, соотносит ее с социальной, педагогической ситуацией, находя место себе и ребенку в составляемом им плане познания.

3. Учитель показывает  ученику местоположение его знаний  и демонстрирует ему ряд возможных способов из получения, а также создает условия, в которых ученик анализирует свое развитие и достигнутые результаты.

Среди психолого – педагогических факторов, которые влияют на процесс активизации познавательной деятельности, кроме взаимосубъектности, важным является учет возрастных особенностей. У учеников просыпается ощущение причинно – следственных связей, но недостаточно развито творческое мышление. Внимание учеников и их интересы психологически неустойчивые, широкие и нестабильные, что не позволяет обеспечить возможность успешного усвоения всего учебного материала. Требуется разъяснение сути логических умений и упражнения по их использованию для превращения в навыки (приложение 13)[128, c. 56-59]

Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся. Познавательная потребность устойчива только у 1/3 учащихся. Поэтому активизация познавательной деятельности наиболее целесообразна на репродуктивном и преобразующем уровнях с учетом дифференциации индивидуальной и коллективной деятельности учащихся. С одной стороны, существуют возрастные особенности, которые способствуют познанию: желание почувствовать себя взрослым, общая двигательная и речевая активность, стремление к самостоятельности, расширение кругозора, мыслительная активность, которая способствует формированию исторического мышления, ярко выраженная эмоциональная сфера личность.

Среди этих возрастных особенностей есть такие, которые содействую познавательной работе на преобразующем уровне, например, отрицательное отношение у готовым знаниям и ответам, которые характерны для репродуктивной деятельности. Это создает психологические причины для перехода к преобразующему уровню познания. Уже в 6-ом классе проявляется неудовольствие односторонними формами учебной работы, отрицательное отношение к формам жесткого контроля, что обуславливает возможность введения разнообразных методических средств и переход к дифференцированному обучению.

Обобщая основные черты в организации познавательной деятельности школьников можно отметить следующие особенности:

1. Организация познавательной деятельности на преобразующем уровне, на котором знания и умения, полученные на репродуктивном уровне, трансформируются с целью  их самостоятельного приобретения и усовершенствования на творческо-поисковом уровне.

2. Сочетание различных  подходов в преподавании гуманитарных  дисциплин обуславливает методологический плюрализм, а значит интеграцию возможных приемов и средств организации познавательной деятельности.

3. Особенностью  организации познавательной деятельности можно считать то, что принцип научности материала, который отбирается в учебный предмет, является в большей степени регулятивной идеей, чем принципом, которого нужно неотступно придерживаться. Этот принцип более всего, по мысли автора, проявляется при определении приемов и средств познавательной деятельности, а не в реальном процессе школьного обучения.

Исследование теоретико-методологических и методических основ обучения предметам гуманитарного цикла (английский язык и история) в базовой школе позволяет сделать следующие выводы:

1. Активизация  познавательной деятельности при  изучении предметов гуманитарного  цикла может иметь своей основой  организацию упорядоченных и последовательный действий учителя и учащихся с помощью совокупности соответствующих методических средств, которые создают дидактические условия, обеспечивающие, в свою очередь, процесс рационального усвоения, содержания изучаемого предмета и формирование необходимых познавательных умений.

2. Научно –  методическими аспектами, которые  обуславливают активизацию познавательной деятельности учащихся в условиях современной образовательной системы, можно считать следующие:

- необходимость  определения новых подходов  к мотивационному и стимулирующему механизмам формирования и  развитию познавательных интересов учеников по линии  интерес – воля – внимание – мысль – поиск, связанных с учетом жизненного опыта учеников, приданием процессу познания взаимосубъектного характера и введением в содержание обучения проблемных ситуаций;

- введение в  школьную практику алгоритма  обучения, который обеспечивает оптимальное соотношение между теоретическим и фактическим материалом.

- педагогическая  целесообразность использования в процессе познания в качестве промежуточного между репродуктивным и творческо-поисковым преобразующего уровня, на котором предусматривается формирование общелогической культуры и исторического мышления учащихся через специальное обучение их приемам учебной работы.

Показатели познавательных возможностей учеников, с методической точки зрения, может служить «обучаемость» учеников, это значит индивидуальные показатели скорости и качества усвоения умений и навыков в процессе обучения [57, c. 34-41]. Содержание исторического образования может быть усвоено в результате овладения учащимися приемами познавательной деятельности, которые соответствуют их индивидуальным способностям. При анализе умений можно отметить, что в процессе обучения должны формироваться как общеучебные, так и специальные коммуникативные и исторические умения.

При обучении истории ведущая роль принадлежит формированию исторического мышления. Возможности для его формирования возникают при соотнесении ассоциативной и чувственной форм мышления и обусловлены конкретными методическими средствами [117]. Развитие способности мыслить осуществляется через развитие таких форм мышления как предметно – образное (наглядно – образное), соответствующее репродуктивному уровню познания, и понятийно – словесное (словесно – логическое), которое соответствует творческому уровню познания. Переход от одной формы мышления к другой в современных условиях обучения возможен с помощью такого методического приема, как словесное оформление собственных мыслей (приложение 12), так как первый репродуктивный уровень требует только словесного воспроизведения уже изученного и полученного в готовом виде материала, а творческий уровень – умения мыслить.

Диагностике познавательных возможностей учащихся особое внимание уделил Н.В. Кухарев. Он сделал вывод, что активизация познавательной деятельности возможна при усовершенствовании способов деятельности учащихся, связанных с различными способами анализа изучаемых фактов на основе уже полученных учениками знаний и умений. При этому отдельная роль придается развитию интеллектуальных возможностей учеников, которые изменяются в результате их развития в мыслительную самостоятельность [114, c. 81-84]. Стимулирование познавательных возможностей учащихся предусматривается с помощью новизны, осознания практического значения содержания исторического материала, через взаимосубъектные отношения в процессе обучения, подбор соответственных методов и создание положительного эмоционального фона [234, c. 130-140, 169-170].

Целесообразно использование опосредованных, например, через общение с друзьями, познавательных возможностей учеников, как  психологической основы формирования познавательных приемов. Регулятивные (волевые) возможности учащихся снижаются, если учитель предлагает материал на репродуктивном уровне (послушал – сказал).

При проведении уроков использовалась следующая схема обучения учащихся приемам учебной работы:

1. Демонстрация приема (примера решения задачи ) учащимся при изучении нового материала и объяснение учителем сути этого приема.

2. Использование приема по примеру при выполнении учащимся заданий на репродуктивном уровне познавательной деятельности.

3. Распознавание той учебной ситуации, где можно использовать объясненный учителем познавательный прием и его самостоятельное использование при решении задач на разных уровнях познания.

4. Перенос знания  данного приема со знакомой  ситуации на незнакомую и определение  возможностей его использования  в других условиях.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла