Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа
Цель: Выявить особенности коррекционной работы по преодолению страхов у детей 6 – 7 лет.
Гипотеза: использование специальных коррекционно-развивающих упражнений позволит снизить различные проявления страхов у детей дошкольного возраста. Задачи: · Сделать обзор литературы по проблеме преодоления страхов у детей. · Выявить основополагающие страхи. · Выявить страхи детей и определить природу страхов. · Составить коррекционные упражнения в игровой форме по определению страхов у детей. · Сделать сравнительный анализ диагностики.
Введение
Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от собаки, не остаются одни, и т.д. Во всех этих случаях речь идет о страхах.
Актуальность темы: проблемы
проявления страха у детей младшего
школьного возраста актуальна тем,
что в настоящее время
Объект исследования: специфика характеристики страхов детей дошкольного возраста
Предмет исследования: психологические особенности детей дошкольного возраста, выражающиеся в специфике проявления различных видов страха в связи с переживанием страха смерти.
Цель: Выявить особенности коррекционной работы по преодолению страхов у детей 6 – 7 лет.
Гипотеза: использование
специальных коррекционно-
Задачи:
· Сделать обзор литературы по проблеме преодоления страхов у детей.
· Выявить основополагающие страхи
· Выявить страхи детей и определить природу страхов.
·
Составить коррекционные
· Сделать сравнительный анализ диагностики.
Комплекс методов исследования:
1.Теоретический: анализ
психолого-педагогической
2. Эмпирические методы:
- Опросник спектра страхов А. И. Захарова
- Что мне снится страшного А. И. Захаров
цель: выявить основополагающие страхи.
- Неоконченное предложение Г. Я. Кудрина
цель: получение сведений о причинах страхов, беспокойства ребенка.
- Проективная методика « Рисунок семьи » Е. И. Рогова
цель: исследование межличностных
отношений ребенка с
3. Количественный и качественный
анализ полученных результатов.
Практическая значимость: практическая значимость заключается в том, что полученные данные можно будет использовать педагогам психологам для индивидуального подхода в воспитании детей младшего школьного возраста.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Исследование страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
1.1 Возникновение страха в ответ на действие угрожающего стимула
Мы получили в наследство от своих далеких предков набор определенных качеств и эмоций, позволяющих им как-то определить свое отношение к окружающему миру и лучше приспосабливаться к нему. Страх, как тень, преследовал человека с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергающегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу и возникал в ситуации непосредственной опасности для жизни. Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия.
Проблема эмоционального здоровья человека привлекла и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, философов, социологов. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Один из них связан с коррекцией отклонений в эмоциональной сфере, предупреждения и нейтрализации негативных последствий детских страхов.
В отличие от многих других
проблем детства, некоторые специалисты
часто с полной уверенностью говорят,
что страхи детей – это возрастная
проблема. На самом деле, это очень
серьезная социально –
Нестабильность нашей жизни, многочисленно социальная проблема, издержки воспитания детей в семье, детском саду и целый ряд других факторов – вот причины появления у современных детей состояния страхов. В каждом возрасте наблюдается и так называемые информативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения ребенка.
При благоприятных обстоятельствах
жизни такие страхи исчезают, но
при неблагоприятных социально
– педагогических условиях детские
страхи создают множество
Следует отметить, что взаимосвязь
между эмоцией страха и состоянием
внутренних органов многообразна и
неоднозначна. С одной стороны, страх
и тревожные мысли
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это и смерть, и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятием, как жизнь, здоровье самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой либо реальной или воображаемой опасности.
Понимание опасности, ее осознание
формируется в процессе жизненного
опыта и межличностных
Гораздо более распространены так называемые внушительные страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «не подходи упадешь», «не открывай дверь - там чужой дядя», «не гладь - укусит», «не бери - обожжешься» и т.д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и у него возникает реакция страха как его поведения. Но если запугивать без нужды и края, как, на всякий случай, то ребенок полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.
К числу внушенных можно
отнести страхи, которые возникают
у чересчур беспокойных родителей.
Разговоры при ребенке о
В самом общем виде страх условно делится на ситуационный и личностный. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого человека обстановке: при стихийном бедствии, нападении собаки и т. д. Часто он проявляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.
Личностно обусловленный
страх предопределен характером
человека, например его повышенной
мнительностью, и способен появляться
в новой обстановке или при
контактах с незнакомыми
Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуаций, а воображаемый и хронический - особенностями личности.
Страх и тревога как
относительно эпизодические реакции
имеют свои аналоги в форме
более устойчивых психических состояний:
страх - в виде боязни, тревога - в
виде тревожности. Общей основой
всех этих реакций и состояний
является чувство беспокойства. Если
страх и отчасти тревога - скорее,
ситуационно обусловленные
Несмотря на то, что страх - это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим или сам исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.
Более того, некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.
На патологический страх указывают его крайние, драматические формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное, навязчивое, трудно обратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения человека с социальной действительности.
Как же проявляется страх? Иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких, как стремление избегать посещение ряда мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость при общении.
Поскольку объединяющим началом для страха и тревоги будет чувство беспокойства, то рассмотрим его проявления.
При остром чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное. Внутри все «опускается », тело становится тяжелым, ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, « сосет под ложечкой », щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнеет, и весь человек « обливается холодным потом » Одновременно он совершает много лишних движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду и становится неподвижным и скованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма.
Последствия страхов разнообразны,
и по существу, нет ни одной психической
функции, которая не могла бы претерпеть
неблагоприятные изменения. В первую
очередь это относится к
Наличие устойчивых страхов
говорит о неспособности
Страх уродует и мышление,
которое становится все более
быстрым, хаотичным, в состоянии
тревоги или вялым, заторможенным
при страхе. В обоих случаях
оно теряет гибкость, становится скованным
бесконечными опасениями, предчувствиями,
сомнениями. Второстепенные детали заслоняют
главное, а само восприятие лишается
целостности и