Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа
Цель: Выявить особенности коррекционной работы по преодолению страхов у детей 6 – 7 лет.
Гипотеза: использование специальных коррекционно-развивающих упражнений позволит снизить различные проявления страхов у детей дошкольного возраста. Задачи: · Сделать обзор литературы по проблеме преодоления страхов у детей. · Выявить основополагающие страхи. · Выявить страхи детей и определить природу страхов. · Составить коррекционные упражнения в игровой форме по определению страхов у детей. · Сделать сравнительный анализ диагностики.
Существует две
Противоположный взгляд состоит в
игнорировании страхов как
Страх, следовательно, можно в ряде
случаев устранить и такими крайними
мерами. Но система тотальных
Из этого следует, что чем больше проявляется интерес к чему–либо, тем меньше страхов, и наоборот, чем больше ограничен круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, представлениях, страхах.
Глава 2. Эмпирическое исследование преодоления страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста 2.1 Описание экспериментальной выборки и методов исследования
Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда. Об этом мы уже не раз говорили, подчеркивая напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события. Так, подавляющее большинство возрастных страхов существует лишь тогда, когда ребенок представляет их по какому–либо поводу, например о них ему напоминают окружающие. Есть так называемые «немые» страхи, часто отрицаемые детьми при опросе, но признаваемые родителями. Эти, прежде всего ситуативные страхи (у дошкольников), животных и неожиданных звуков. Наоборот, в группе «невидимых» страхов, не указываемых родителями, но признаваемых детьми, будут многочисленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей и открытых пространств. У мальчиков 7 – 10 лет к ним присоединяется страхи скелетов, призраков, Пиковой дамы, Черной руки, то есть мифических персонажей. Подобные страхи существуют больше в воображении как возможная опасность, угроза, настороженное отношение.
Итак, прежде чем помочь
детям в преодолении страхов,
необходимо выяснить, каким конкретно
страхам они подвержены. Страхи,
которые проявляются в
«Скажи пожалуйста, ты боишься или не боишься»:
1. когда остаешься один
2. нападения
3. заболеть, заразиться
4. умереть
5. того, что умрут твои родители
6. каких – то людей
7. мамы или папы
8. того, что они тебя накажут
9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ (у школьников к этому списку добавляется страхи невидимок, скелетов Черной руки, Пиковой дамы – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей)
10. опоздать в сад или школу
11. перед тем как заснуть
12. страшных снов (каких именно)
13. темноты
14. волка, медведя, собак пауков, змей (страхи животных)
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта)
16. бури урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии)
17. когда очень высоко (страх высоты)
18. когда очень глубоко (страх глубины)
19. в тесной, маленькой комнате,
помещении, туалете, в
20. воды
21. огня
22. пожара
23. войны
24. больших улиц, площадей
25. врачей (кроме зубных)
26. крови (когда идет кровь)
27. боли (когда больно)
28. уколов
29. неожиданных, резких звуков, когда
что–то внезапно упадет, стукнет
(боишься, вздрагиваешь при
Еще два страха – сделать что–либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников) и не успеть, что–либо сделать – можно определить отдельно, дополнительно. Вместе со страхом опоздать (№10) подобная триада страхов безошибочно укажет на наличие социальной тревожности как повышенного фона беспокойства. Это может быть и нормой, но не раньше 8 – 9 лет и при отсутствии навязчивых опасений и сомнений на данный счет.
Всего в основном списке 29 различных страхов. В качестве единицы отчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в соответствующей возрасту ребенка контрольной группе на число опрошенных нами в ней детей и подростков. Всего было опрошено 2135 детей и подростков от 3 до 16 лет, из них 1078 мальчиков и 1057 девочек. В среднем по каждому году было 83 мальчика и 81 девочка. Полученные данные представлены в виде таблицы.
Отреагирование страха игрой и рисованием
Возраст (лет) Мальчики Девочки
3 9 7
4 7 9
5 8 11
6 9 11
7 (дошкольники) 9 12
7 (школьники) 6 9
8 6 9
9 7 10
10 7 10
11 8 11
12 7 8
13 8 9
14 6 9
15 6 7
Рисование – творческий акт, позволяющий ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как игра - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, не и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть при устранении страхов. Они легко могут представить себя на того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Последнее как раз и использовать рисование в терапевтических целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Отождествляя с положительными, сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущения силы, геройства, то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию.
Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Последние больше подходят для дошкольников, так как позволяет делать широкие мазки.
Теперь о лице, дающем задание
нарисовать страх. Если это посторонний
и доброжелательно настроенный
человек, то эффект от рисования оказывается
более высоким, чем когда задание
дают родители. Особенно это заметно,
когда родители дискредитировали себя
в представлении детей и
Психолог не должен осуждать наличие
страхов или читать наставления,
призывать взять себя в руки, проявить
волю. Необходимо расположить к себе
подопечного, быть последовательным в
суждениях и уверенным в
Роль Психолога должна быть понятна ребенку, а во время беседы для выявления страхов согласованно заранее. Для нее нужны не менее 20–30 минут и спокойная обстановка. Окружающих следует предупредить о недопустимости прерывания беседы. Если дети не достигли подросткового возраста, целесообразно предложить им в качестве своеобразной психологической разминки поиграть немного самостоятельно. Реквизит для игры самый разнообразный: домик из больших кубиков, в нем кровать столик, шкаф; теремок, в котором обитают различные животные; елочки, имитирующие лес, оставленная в нем Бабой Ягой метла; барабан, танк, пушка, робот; тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображения людей, животных и сказочных персонажей; предметы медицинского обихода. Отношение к ним позволит обнаружить те страхи, которые будут забыты или скрыты при беседе. Скованность, неестественность поведения, напряженность говорят, как о неумении играть, так и о страхе, который выражается соответствующей мимикой и избеганием в игре различных персонажей или предметов. Например, ребенок охотно надевает на руки тряпичную лису или зайчика, но не только не замечает такого же игрушечного волка, но категорически отказывается включить его в игру, что объясняется страхом перед этим персонажем. Прекращением игры в отсутствие взрослого указывает на страх одиночества. Психолог не обязательно включается в игру, если она идет, что называется, без сучка и задоринки. Разрешение игры и предоставление для нее материала и сами по себе означают соучастие в деятельности ребенка, дружеское к нему расположение.
После установления контакта переходят
к беседе, цель которой – выявить
страхи. Начать спрашивать о страхах
можно у дошкольников и в процессе
самой игры, как бы, между прочим,
вкрапливая вопросы в игровые
паузы. Психолог не сидит за столом,
а находится рядом с играющим,
присев на корточки, если это маленький
ребенок. Избежать усталости и пресыщения
вопросами помогает очередная смена
предметной игры и непосредственное
участие в ней. В разговоре
стараются не повышать голос, не делать
эмоциональных или смысловых
акцентов и произношений тех или
иных слов, а не внушать страхи фразой
«Скажи, ты боишься…», а спрашивают:
«Скажи, ты боишься или не боишься…»
- и ждут ответа. После небольшой
паузы переходят к выяснению
следующего страха. Все выявленные
страхи сообщаются родителем при
отдельной беседе, с тем, чтобы
они могли организовать рисование
страхов дома. Поясняется, как можно
изобразить отдельные страхи, если
ребенок спросит об этом. Например,
страх одиночества – рисует себя
и одновременно все то, чего боится,
когда остается один, то есть материализует
свои опасения и страхи. Страх нападения
воспроизводится в виде агрессивно
ведущих себя взрослых. Страх заболеть
или заразиться представляется больницей
или микробами. Страх опоздать отражается,
скажем, бегущим в школу учеником,
часы которого показывают время начала
первого урока. Страхи перед сном
изображается в виде засыпающего
ребенка, опасения которого полностью
видны на рисунке. Страх темноты
– обычно слегка затушеванная комната,
силуэт автора в которой соседствуют
с нелицеприятными персонажами
его фантазии. Страхи перед животными
рисуются по каждому персонажу. Это
относится к сказочным
После диагностики страхов следует предложить нарисовать страхи дома, сказав: «Нарисуй то, чего ты боишься, каждый страх на одном листе». У дошкольников список страхов находится у родителей. Во всех случаях не говорится о необходимости рисовать себя, достаточно на первый раз, чтобы ребенок изобразил объект страха. Отводится на задание две недели, ребенок опять со своими домочадцами приглашается на игровое занятие, на которое он заодно он приносит свои рисунки. Тем самым устраняется лишняя фиксация на страхах и самой работе по их преодолению. Все идет как бы параллельно, вместе доставляющей удовольствие игрой. Тогда исключается только вербальное (словесное) воздействие, голый рационализм, бескомпромиссный принцип нарисовать страхи во чтобы то ни стало. К тому же взрослым дополнительно сообщается о необходимости как можно больше в отведенное рисование время играть с детьми в подвижные, эмоционально насыщенные игры. Не нужно требовать жестко от детей быстрого рисования всех страхов, как и 100% - ного выполнение плана рисования. Гораздо лучше поддержать, посочувствовать, напомнить, а при затруднениях рисовать вместе с детьми, но свои варианты.