Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа
Цель: Выявить особенности коррекционной работы по преодолению страхов у детей 6 – 7 лет.
Гипотеза: использование специальных коррекционно-развивающих упражнений позволит снизить различные проявления страхов у детей дошкольного возраста. Задачи: · Сделать обзор литературы по проблеме преодоления страхов у детей. · Выявить основополагающие страхи. · Выявить страхи детей и определить природу страхов. · Составить коррекционные упражнения в игровой форме по определению страхов у детей. · Сделать сравнительный анализ диагностики.
Возникновению страха способствует
и некоторые типологические свойства
высшей нервной деятельности. Прежде
всего, это эмоциональная
К тому же подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они «все держат в себе», и только близкие, да и то не всегда, могут догадаться, что творится в их душе.
Существует ли наследственная передача тех или иных конкретных страхов, тем более, что часто мы имеем дело с таким общим у матерей и детей страхами, как страхи одиночества, темноты, животных, боли и неожиданных звуков? Да, если мать и сейчас испытывает подобные страхи. Это указывает на «общий» с детьми тип нервно–психического реагирования. Последнее означает и общность восприятия, запечатления страха, его переработки в сознании и изменения поведения.
Следует иметь в виду, что
большинство детей проходят в
своем психическом развитии ряд
возрастных периодов повышенной чувствительности
к страхам. Все эти страхи носят
переходящий характер, но они способны
оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся
в памяти беспокойных родителей,
и передавая детям в процессе
непосредственного общения в
семье. Это наиболее типичный путь передачи
страхов. Поэтому можно утверждать,
что вероятность появления
Большинство страхов передаются
детям неосознанно, но некоторые
страхи, точнее опасения, могут сознательно
культивироваться родителями в процессе
воспитания или внушаться детям
в навязываемой им системе ценностных
ориентаций. Матери, ввиду более
тесного биологического и эмоционального
контакта с детьми, склонны в большей
степени, чем отцы, передавать им свои
страхи, хотя бы в силу стремления предохранять
детей от повторения своих страхов.
Но именно этим привлекается особое внимание
к опасности, лежащей в основе
того или иного страха. Если учесть
тревожность матерей, беззащитность
детей и их неуверенность себе,
то появление страхов не будет
казаться чем–то необычным. В целом
матери более «успешно» передают
детям беспокойство – тревожность,
а отцы – мнительность, сомнения
в правильности своих действий. Все
вместе это и порождает тревожно
– мнительный способ реагирования
у детей как базис
Страхов существует столько,
что разобраться в них
1. Боязнь пространства,
проявляемая в различных
Агорофобия – боязнь открытых пространств. К этой группе относятся страх глубины и высоты.
2. Социофобии, связанные с общественной жизнью. Они включают в себя эрейтофобию – страх покраснеть в присутствии людей. Страх публичных выступлений, и в то же время, по уверению специалистов, его преодоление не представляет трудностей и зависит от регулярной тренировки. Страх знакомства с людьми.
3. Нозофобия – страх заболеть каким–либо заболеванием. Этот вид навязчивого страха в той или иной мере всегда присутствует в обществе, но особо обостряется и принимает массовый характер во время эпидемий.
4. Танатофобия – страх смерти.
5. Сексуальные страхи.
6. Страх нанести вред себе и близким.
7. Контрасные фобии. Например, страх громко произнести нецензурные слова в обществе у благовоспитанного человека или совершить что – то непристойное, тайное, грязное у священника.
8. Фобофобии – страх бояться чего – либо.
Другие психиатры, например, Седок и Каплан предпочитали делить страхи на конструктивные, представляющие естественный защитный механизм, помогающий лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические – неадекватный ответ на определенный стимул по интентности или длительности и часто приводят к ситуации психического нездоровья. Можно делить страхи на детские и взрослые, первичные и вторичные, по другим признакам и каждая такая классификация будет иметь преимущества и недостатки.
Юрий Щербатых в своей книге «Психология страха» предлагает разбить все страхи на три группы: природные, социальные, внутренние.
В первой группе будут страхи непосредственно связанные с угрозой жизни человеку; вторая представляет болезни и опасения за изменение своего социального статуса; третья группа страхов в отличие от двух, рождена лишь сознанием человека и не имеет под реальной основы для беспокойства.
Между тем имеются и промежуточные
формы страха, состоящие на грани
двух разделов. К ним, например, относятся
страх пауков. С одной стороны,
существуют ядовитые пауки (каракурт,
тарантул), укус которых болезнен или
даже смертелен, но шансы встретится
с ним в наших широтах
Природные страхи.
1. Атмосферные явления.
Страх грома, молнии относятся к наиболее древним страхам человечества. Этот страх заложен эволюцией в мозг животных на уровне врожденного инстинкта, и человек здесь не является исключением.
2. Астрономические явления.
К числу природных явлений, в
древности внушавших людям
3. Вулканы и землетрясения.
Извержение вулканов и землетрясения весьма сильно воздействуют на психику людей, часто являясь причиной страха и паники. Это связано с тем, что твердость земной оболочки с рождения представляется нам чем – то незыблемым, и когда земля начинает уходить из под ног, человек ощущает жуткий страх.
4. На возникновение этих фобий
влияют два фактора:
Социальные страхи
Замещение биологических страхов на социальные происходит достаточно постепенно, но необратимо. Грудной ребенок боится громких звуков, темноты и одиночества, чуть повзрослев и побывав в больнице, он начинает бояться уколов и людей в белых халатах, причиняющих боль. Вместе с поступлением в школу возникают страх учителей, невыученных уроков и опозданий.
Одной из разновидностей социальных
страхов является застенчивость. Причиной
застенчивости может быть сильный
страх, испытанный в детстве ребенком,
страх заставляющий его впоследствии
избегать инициативы в контактах
с другими людьми. Фундаментальный
словарь английского языка
К числу других, наиболее распространенных «социальных» страхов относятся «боязнь провала», «боязнь критики» и «боязнь успеха». Американский психотерапевт Д. Бернс писал, «мысль о том, приложение усилий не приведет ни к какому результату, довлеет над личностью, заставляя отказаться даже от попыток».
Близким к этому страху является боязнь осуждения со стороны окружающих, где на первый план в сознании человека выходит не конечный результат его деятельности, а реакция ближайшего социального окружения.
Страхи, которые мы создаем сами. Страх несуществующих явлений, то есть большую часть своих страхов люди создали сами своей фантазией и воображением.
«Внутреннее» страхи (страхи собственных мыслей и поступков). К «внутренним страхам можно отнести не только страхи, рожденные фантазией человека, но и страхи собственных мыслей, если они идут вразрез с имеющимися моральными установками. Иногда, когда голос бессознательно (Оно) приобретает особую настойчивость, пугающую назидательно – правильное сверх Я, человек начинает бояться собственных мыслей и желаний.
У чувства страха есть много градаций. Если человек лишь немного боится чего–либо, то мы называем это «опасением», «легкой боязнью», «слабо выраженной тревогой», «беспокойством».
При усилии психологического
дискомфорта тревога и
Страх возникает в ответ на конкретную опасность, в то время как тревога появляется тогда, когда угроза носит неопределенный, абстрактный характер, а мозг еще не смог четко выбрать оптимальную стратегию поведения.
Можно сделать вывод, эмоция
страха многогранна и от того насколько
будет правильно
Причины возникновения страхов у детей
Наверное, нет такого ребенка,
который бы никогда не испытывал
чувство страха. Почти все дети
чего–то боятся. Одним страшно
оставаться в темной комнате, другие
не решаются съехать с горки, третьи
в ужасе убегают от собаки, цепенеют
от страха при виде пчелы. Многие боятся
персонажей сказок – Бабу Ягу, Волка,
злого Колдуна, других образов, созданных
воображением. Объекты детских страхов
бесконечно разнообразны, их особенности
находятся в прямой зависимости
от жизненного опыта ребенка, степени
развития его воображения и таких
качеств его характера, как эмоциональная
чувствительность, склонность к беспокойству,
тревожность, неуверенность в себе.
Наличие страхов у детей
Страхи появляются оп разным
причинам. Одни ситуации вызывают страх
у детей раннего и младшего
возраста и безопасны для 6 – 7 летних
детей, другие только у подростков или
типичны только для детей с
органическими заболеваниями
Имеет место и определенная возрастная соотнесенность: у маленьких детей чаще в основе сформировавшегося страха лежит аффективно – шоковая реакция на разовый испуг. Такие страхи нередко сами проходят и не влекут за собой стойких изменений в формирующейся личности ребенка.
У старших дошкольников
и младших школьников причиной страхов
является затяжная, психотравмирующая
ситуация. Такие страхи более устойчивы
и нередко откладывают
В первые годы жизни ребенок находится в теснейшей физической и эмоциональной связи с матерью в зависимости от нее. Чувство любви и защищенности, которое дает ему мать, во многом определяет благополучие малыша, является условием эмоционального комфорта.
Причинами детских страхов могут быть конфликты, алкоголизм в семье, жестокость, строгость, ограничивают ребенка правилами, принципами. Родители борются с упрямством ребенка. Тревожность и мнительность мамы, трудно протекаемые роды. Эмоциональный стресс, перенесенный мамой во время беременности.
Все это приводит к длительному
перенапряжению нервной системы
ребенка, которое ослабляет ее создавая
благоприятную почву для
Пережитые в детстве страхи зачастую
рассматриваются или как
Страх, как и другие неприятные
переживания (гнев, страдание, агрессия
и пр.) не являются однозначно «вредными»
для ребенка. Любая эмоция выполняет
определенную функцию и позволяет
ребенку и взрослому человеку
ориентироваться в окружающей предметной
и социальной среде. Страх защищает
человека от излишнего риска при
переходе улицы или в походе по
горам и т.д. Страх регулирует
деятельность, поведение, уводит человека
от опасностей, возможности получения
травмы и пр. В этом проявляется
«охранительная» функция