Детские страхи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности коррекционной работы по преодолению страхов у детей 6 – 7 лет.
Гипотеза: использование специальных коррекционно-развивающих упражнений позволит снизить различные проявления страхов у детей дошкольного возраста. Задачи: · Сделать обзор литературы по проблеме преодоления страхов у детей. · Выявить основополагающие страхи. · Выявить страхи детей и определить природу страхов. · Составить коррекционные упражнения в игровой форме по определению страхов у детей. · Сделать сравнительный анализ диагностики.

Файлы: 1 файл

21Дипломная работа Преодоление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игры и изобразительной деятельности

— 91.72 Кб (Скачать файл)

 

Возникновению страха способствует и некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Прежде всего, это эмоциональная чувствительность и тесно связанная с ней  впечатлительность, которая подобна  эмоциональной памяти, приводит к  яркому, образному запечатлению тех  или иных событий жизни. Повышенная восприимчивость таких людей  выражается и в их эмоциональной  ранимости и уязвимости, когда  они «все близко воспринимают к сердцу и расстраиваются», будучи не способными к агрессивным ответам. Несмотря на повышенную эмоциональную чувствительность, нервные процессы отличаются известной  инертностью, негибкостью, что вместе с развитой долговременной памятью  приводит к длительному удерживанию  и фиксации в сознании объекта  страха и затрудняет переключение внимания.

 

К тому же подверженные страхам  дети не склонны к внешнему, открытому  выражению своих чувств и переживаний  – они «все держат в себе», и  только близкие, да и то не всегда, могут  догадаться, что творится в их душе.

 

Существует ли наследственная передача тех или иных конкретных страхов, тем более, что часто  мы имеем дело с таким общим  у матерей и детей страхами, как страхи одиночества, темноты, животных, боли и неожиданных звуков? Да, если мать и сейчас испытывает подобные страхи. Это указывает на «общий»  с детьми тип нервно–психического  реагирования. Последнее означает и  общность восприятия, запечатления страха, его переработки в сознании и  изменения поведения.

 

Следует иметь в виду, что  большинство детей проходят в  своем психическом развитии ряд  возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят  переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся  в памяти беспокойных родителей, и передавая детям в процессе непосредственного общения в  семье. Это наиболее типичный путь передачи страхов. Поэтому можно утверждать, что вероятность появления страхов  у детей всегда выше при наличии  их у родителей, особенно если налицо общие свойства высшей нервной деятельности, а также, если родители пользуются у  детей авторитетом и если между  ними существует тесный эмоциональный  контакт.

 

Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые  страхи, точнее опасения, могут сознательно  культивироваться родителями в процессе воспитания или внушаться детям  в навязываемой им системе ценностных ориентаций. Матери, ввиду более  тесного биологического и эмоционального контакта с детьми, склонны в большей  степени, чем отцы, передавать им свои страхи, хотя бы в силу стремления предохранять детей от повторения своих страхов. Но именно этим привлекается особое внимание к опасности, лежащей в основе того или иного страха. Если учесть тревожность матерей, беззащитность  детей и их неуверенность себе, то появление страхов не будет  казаться чем–то необычным. В целом  матери более «успешно» передают детям беспокойство – тревожность, а отцы – мнительность, сомнения в правильности своих действий. Все  вместе это и порождает тревожно – мнительный способ реагирования у детей как базис возникновения  страхов, опасений, предчувствий и сомнений.

 

 

Страхов существует столько, что разобраться в них непросто. Существует много способов классифицировать их по какому – то признаку. Например, их можно разделить на группы исходя из того, что боится человек –  это классификация по фабуле страха. Известный психиатр Карвасарский различал восемь основных фабул страха.

1. Боязнь пространства, проявляемая в различных формах.

Агорофобия – боязнь открытых пространств. К этой группе относятся страх глубины и высоты.

2. Социофобии, связанные с общественной жизнью. Они включают в себя эрейтофобию – страх покраснеть в присутствии людей. Страх публичных выступлений, и в то же время, по уверению специалистов, его преодоление не представляет трудностей и зависит от регулярной тренировки. Страх знакомства с людьми.

3. Нозофобия – страх заболеть каким–либо заболеванием. Этот вид навязчивого страха в той или иной мере всегда присутствует в обществе, но особо обостряется и принимает массовый характер во время эпидемий.

4. Танатофобия – страх смерти.

5. Сексуальные страхи.

6. Страх нанести вред  себе и близким.

7. Контрасные фобии. Например, страх громко произнести нецензурные слова в обществе у благовоспитанного человека или совершить что – то непристойное, тайное, грязное у священника.

8. Фобофобии – страх бояться чего – либо.

Другие психиатры, например, Седок  и Каплан предпочитали делить страхи на конструктивные, представляющие естественный защитный механизм, помогающий лучше  приспособиться к экстремальной  ситуации, и патологические – неадекватный ответ на определенный стимул по интентности или длительности и часто приводят к ситуации психического нездоровья. Можно делить страхи на детские и взрослые, первичные и вторичные, по другим признакам и каждая такая классификация будет иметь преимущества и недостатки.

Юрий Щербатых в своей книге  «Психология страха» предлагает разбить все страхи на три группы: природные, социальные, внутренние.

В первой группе будут страхи непосредственно  связанные с угрозой жизни  человеку; вторая представляет болезни  и опасения за изменение своего социального  статуса; третья группа страхов в  отличие от двух, рождена лишь сознанием  человека и не имеет под реальной основы для беспокойства.

Между тем имеются и промежуточные  формы страха, состоящие на грани  двух разделов. К ним, например, относятся  страх пауков. С одной стороны, существуют ядовитые пауки (каракурт, тарантул), укус которых болезнен или  даже смертелен, но шансы встретится с ним в наших широтах минимальные, и люди боятся всех пауков, даже совершенно безобидных. В подавляющем числе  случаев люди боятся не конкретного  животного, а того страшного образа, который они сами создали в  своем сознании еще в детстве. Поэтому данная фобия находится  на первой и третей группы страхов.

Природные страхи.

 

1. Атмосферные явления.

Страх грома, молнии относятся к  наиболее древним страхам человечества. Этот страх заложен эволюцией  в мозг животных на уровне врожденного  инстинкта, и человек здесь не является исключением.

2. Астрономические явления.

К числу природных явлений, в  древности внушавших людям сильнейший страх, относились солнечные затмения. Внезапное исчезновение солнца при  ясном небе вызывало у людей панический ужас, поскольку воспринималось как  конец света. Также внушающим  народу ужас были кометы. Так как  войны на Земле велись практически  постоянно, неурожай и голод периодически опустошали города и села, люди связывали  эти беды с косматыми звездными  скитальцами и дрожали от одного их вида. Люди видели в кометах не предвестников разных несчастий, но и непосредственную угрозу собственной  жизни.

3. Вулканы и землетрясения.

Извержение вулканов и землетрясения  весьма сильно воздействуют на психику  людей, часто являясь причиной страха и паники. Это связано с тем, что твердость земной оболочки с  рождения представляется нам чем  – то незыблемым, и когда земля  начинает уходить из под ног, человек  ощущает жуткий страх.

4. На возникновение этих фобий  влияют два фактора: внезапность  появления объекта страха и  близкое расстояние до него.

 

Социальные страхи

 

Замещение биологических  страхов на социальные происходит достаточно постепенно, но необратимо. Грудной  ребенок боится громких звуков, темноты  и одиночества, чуть повзрослев и  побывав в больнице, он начинает бояться уколов и людей в белых  халатах, причиняющих боль. Вместе с  поступлением в школу возникают  страх учителей, невыученных уроков и опозданий.

 

Одной из разновидностей социальных страхов является застенчивость. Причиной застенчивости может быть сильный  страх, испытанный в детстве ребенком, страх заставляющий его впоследствии избегать инициативы в контактах  с другими людьми. Фундаментальный  словарь английского языка определяет застенчивого человека как «осторожного в словах и поступках, болезненного робкого», что близко к понятию  «трусливый» - склонный испытывать страх.

 

К числу других, наиболее распространенных «социальных» страхов  относятся «боязнь провала», «боязнь  критики» и «боязнь успеха». Американский психотерапевт Д. Бернс писал, «мысль о том, приложение усилий не приведет ни к какому результату, довлеет  над личностью, заставляя отказаться даже от попыток».

 

Близким к этому страху является боязнь осуждения со стороны  окружающих, где на первый план в  сознании человека выходит не конечный результат его деятельности, а  реакция ближайшего социального  окружения.

 

Страхи, которые мы создаем  сами. Страх несуществующих явлений, то есть большую часть своих страхов  люди создали сами своей фантазией  и воображением.

 

«Внутреннее» страхи (страхи собственных мыслей и поступков). К «внутренним страхам можно  отнести не только страхи, рожденные  фантазией человека, но и страхи собственных мыслей, если они идут вразрез с имеющимися моральными установками. Иногда, когда голос  бессознательно (Оно) приобретает особую настойчивость, пугающую назидательно – правильное сверх Я, человек  начинает бояться собственных мыслей и желаний.

 

У чувства страха есть много  градаций. Если человек лишь немного  боится чего–либо, то мы называем это  «опасением», «легкой боязнью», «слабо выраженной тревогой», «беспокойством».

 

При усилии психологического дискомфорта тревога и беспокойство растут, переходя в страх. Страх сам  по себе имеет множество степеней, он может быть слабым, умеренным  и очень сильным. В последнем  случае мы говорим о чувстве ужаса  или кошмарах, преследующих человека.

 

Страх возникает в ответ  на конкретную опасность, в то время  как тревога появляется тогда, когда  угроза носит неопределенный, абстрактный  характер, а мозг еще не смог четко  выбрать оптимальную стратегию  поведения.

 

Можно сделать вывод, эмоция страха многогранна и от того насколько  будет правильно продиагностирован, будет зависеть результат коррекции. 

 

Причины возникновения  страхов у детей

 

Наверное, нет такого ребенка, который бы никогда не испытывал  чувство страха. Почти все дети чего–то боятся. Одним страшно  оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать с горки, третьи в ужасе убегают от собаки, цепенеют от страха при виде пчелы. Многие боятся персонажей сказок – Бабу Ягу, Волка, злого Колдуна, других образов, созданных  воображением. Объекты детских страхов  бесконечно разнообразны, их особенности  находятся в прямой зависимости  от жизненного опыта ребенка, степени  развития его воображения и таких  качеств его характера, как эмоциональная  чувствительность, склонность к беспокойству, тревожность, неуверенность в себе. Наличие страхов у детей дошкольного  возраста не является патологией, а  носит возрастной, переходящий характер, и сигнализирует об определенном неблагополучии в эмоционально личностной сфере ребенка.

 

Страхи появляются оп разным причинам. Одни ситуации вызывают страх  у детей раннего и младшего возраста и безопасны для 6 – 7 летних детей, другие только у подростков или  типичны только для детей с  органическими заболеваниями органов  дыхания и сердечно – сосудистой системы, а иногда они свойственны  только городским детям и не встречаются  у детей, живущих в сельской местности. Но если анализировать общие причины  появления стойких страхов в  детском возрасте, то выясняется, что  все они сводятся к психической  травме, которую пережил ребенок. Это может быть разовая шоковая  травма, например внезапный сильный  испуг, или затяжная психотравмирующая  ситуация – длительная разлука с  матерью, болезнь, тяжелые напряжение отношения в семье, неудачная  адаптация в детском саду.

 

Имеет место и определенная возрастная соотнесенность: у маленьких  детей чаще в основе сформировавшегося  страха лежит аффективно – шоковая  реакция на разовый испуг. Такие  страхи нередко сами проходят и не влекут за собой стойких изменений  в формирующейся личности ребенка.

 

У старших дошкольников и младших школьников причиной страхов  является затяжная, психотравмирующая  ситуация. Такие страхи более устойчивы  и нередко откладывают отпечаток  на все поведение ребенка, к первоначально  возникшему страху добавляется ряд  других, расширяется их тематика, у  ребенка развивается тревожность, мнительность, неуверенность, ему трудно приспособится к новым людям  и ситуациям. Он эмоционально неустойчив, быстро утомляется, плохо спит. В  данном случае можно говорить о невротическом  развитии личности ребенка, что требует  специального лечения.

 

В первые годы жизни ребенок находится  в теснейшей физической и эмоциональной  связи с матерью в зависимости  от нее. Чувство любви и защищенности, которое дает ему мать, во многом определяет благополучие малыша, является условием эмоционального комфорта.

Причинами детских страхов могут  быть конфликты, алкоголизм в семье, жестокость, строгость, ограничивают ребенка  правилами, принципами. Родители борются  с упрямством ребенка. Тревожность  и мнительность мамы, трудно протекаемые роды. Эмоциональный стресс, перенесенный мамой во время беременности.

 

Все это приводит к длительному  перенапряжению нервной системы  ребенка, которое ослабляет ее создавая благоприятную почву для появление  страхов.

 

Пережитые в детстве страхи зачастую рассматриваются или как нестоящий  внимания пустяк «подумаешь, я тоже темноты боялась, когда была маленькая, да и все, наверное, боялись –  пройдет!» - рассуждают они. Иногда это  действительно проходит, а иногда приобретает устойчивый характер и  очень усложняет жизнь ребенка. Поэтому пренебрегает подобными  переживаниями, а тем более смеяться над ребенком или вышучивать его, особенно при других детях, не следует.

 

Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдание, агрессия и пр.) не являются однозначно «вредными» для ребенка. Любая эмоция выполняет  определенную функцию и позволяет  ребенку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей предметной и социальной среде. Страх защищает человека от излишнего риска при  переходе улицы или в походе по горам и т.д. Страх регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения  травмы и пр. В этом проявляется  «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном  поведении, обеспечивающем самосохранение.

Информация о работе Детские страхи