Детские страхи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности коррекционной работы по преодолению страхов у детей 6 – 7 лет.
Гипотеза: использование специальных коррекционно-развивающих упражнений позволит снизить различные проявления страхов у детей дошкольного возраста. Задачи: · Сделать обзор литературы по проблеме преодоления страхов у детей. · Выявить основополагающие страхи. · Выявить страхи детей и определить природу страхов. · Составить коррекционные упражнения в игровой форме по определению страхов у детей. · Сделать сравнительный анализ диагностики.

Файлы: 1 файл

21Дипломная работа Преодоление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игры и изобразительной деятельности

— 91.72 Кб (Скачать файл)

 

Однако при сильном  или длительном страхе торможение может  стать настолько устойчивым и  трудно - обратимым, что психологически человек начнет умирать молодым, превращаясь в свою тень.

 

Состояние эмоциональной  заторможенности - это жизнь в  сумерках. В комнате с плотно задернутыми  шторами, когда нет притока свежих сил, бодрости и оптимизма. Жить в  страхе - это все равно что постоянно  оглядываться назад, исходить из своего травмирующего прошлого и не видеть будущего, его жизнеутверждающего начала. Возникающий в этих случайное, неприятное приобретает роковое значение, становится постоянным знаком опасности. Человек  уже не способен, так где нужно, пойти на риск, следовать непроторенным  путям, не пугаться тайн и сомнений, то есть он не способен ко всему тому, что составляет основу новаторского и, в более широком плане, созидательного процесса.

 

При длительно действующем  страхе, искажающем эмоционально - волевую  сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Кажется, что они не так  относятся, как раньше, не понимают, осуждают…. Это говорит уже не только о тревожности, но и мнительности. Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой  социально - психологической изоляции, из которой нет легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной, творчески  активной и насыщенной жизнью. По мере развития психики и усложнений форм его жизни страх приобретал социально опосредованный характер и выражал все более психологически тонкую гамму нравственно - этических чувств и переживаний. Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи так же носят реальный характер. Баба Яга- живое существо, обитающее где–то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок, если не будут слушаться родителей. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно – логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия.

 

Эгоцентрические, основные на инстинкте самосохранения страхи дополняются  социально опосредованными, затрагивающим  жизнь и благополучие других, вначале  родителей и ухаживающих за ребенком людей, а затем и людей вне  сферы его непосредственного  общения. Рассмотренный процесс  дифференциации страха в историческом и личностном аспектах - это путь от страха к тревоге, о которой  можно говорить уже о старшем  дошкольном возрасте и которая как  социально опосредованная форма  страха приобретает особое значение в школьном возрасте. В разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте - страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой в 6 – 8 лет - страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей  психического развития, когда созревающие  психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой  для проявления одних и тех  же страхов. Насколько будет выражен  тот или иной страх и будет  ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка.

 

Продолжающийся процесс  урбанизации удаляет человека от естественной среды обитания, ведет  к усложнению межличностных отношений, интенсификации темпа жизни. Прямо  и косвенно, через родителей, это  может неблагоприятно отражаться на эмоциональном развитии детей. В  условиях большого города иной раз  трудно найти друга и поддерживать с ним постоянные отношения. К  тому же из–за излишней опеки со стороны взрослых отсутствует достаточная  самостоятельность в организации  свободного времени вне дома.

 

У детей, живущих в отдельных  квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочек. В коммунальной квартире много взрослых людей, больше сверстников, больше возможностей для  совместных игр и меньше страхов. В отдельных квартирах дети лишены непосредственного контакта друг с  другом. У них больше вероятность  появления страхов одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ. В первую очередь это относится к единственным детям по отношению к которым  взрослые проявляют больше беспокойства и опеки.

 

Недостаточная двигательная и игровая активность, а также  потеря навыков коллективной игры способствует развитию у детей беспокойства. Большинство  из них не могут уже с азартом  играть в прятки «казаки-разбойники», лапту и т.д. Отсутствие эмоциональной  насыщенности, шумных и подвижных  игр существенно обедняет эмоциональную  жизнь детей и приводит к чрезмерно  ранней и односторонней интеллектуализации их психики. В то же время игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в  ней в иносказательной форме  воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий.

 

В результате, чтобы устранить  страхи, приходится применить уже  в специально создаваемых для  этого условиях те же игры, в которые  могли бы играть, но не играют современные  дети. Не играют же они не только потому, что живут в специально построенном  для взрослых, но еще и потому, что имеют слишком строгих  родителей, считающих игру баловством, пустым времяпрепровождением. Кроме  того, многие родители опасаются игр, так как боятся за детей, ведь играя, ребенок всегда может получить травму, испугаться… Общение с детьми у родителей, которые без конца  поучают, строится преимущественно  на абстрактно – отвлеченном, а не на наглядно - конкретном уровне. Вследствие этого ребенок как бы учится беспокоиться по поводу того, что может произойти, а не активно преодолевать различные  трудности.

 

Страх, беспокойство у детей  могут вызвать постоянно испытываемые матерью нервно – психические  перегрузки вследствие вынужденной  или преднамеренной подмены семейных ролей (прежде всего роли отца). Так  мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье  мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто беспокойна и раздражительна в отношениях с  детьми, что вызывает у них ответные реакции на беспокойства. Доминирование  матери также указывает на недостаточно активную позицию и авторитет  отца в семье, что затрудняет общение  с ним мальчиков и увеличивает  возможность передачи беспокойства со стороны матери. Если мальчики 5 - 7 лет в воображаемой игре «Семья » выбирают не роль отца, как это  делают большинство их сверстников, а матери, то страхов у них больше.

 

Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет  жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как  можно раньше выйти на работу, где  сосредоточена основная их часть  интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желание одновременно успеть «на двух фронтах». Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечения бабушек, дедушек, других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные интересы.

 

Честолюбивые, не в меру принципиальные, с болезненно заостренным чувством долга, бескомпромиссные матери излишне  требовательно и формально поступают  с детьми, которые вечно не устраивают их в отношении пола, темперамента или характера. У гиперсоциализированных матерей забота – это главным образом тревога по поводу возможных, а потому непредсказуемых несчастий с ребенком. Типичная же для них строгость вызвана навязчивым стремлением преодолевать его образ жизни по заранее составленному плану, выполняющему роль своего рода ритуального предписания. А эмоционально чувствительные дети дошкольного возраста формально правильное, но недостаточно теплое и нежное отношение матери воспринимают с беспокойством, поскольку именно в этом возрасте они нуждаются как никогда, в любви и поддержке взрослых. Уже к концу старшего дошкольного возраста дети в этих условиях эмоционально «закаляются» до такой степени, что перестают реагировать на излишне требовательное отношение матери, отгораживаясь от нее стеной равнодушия, упрямства и негативизма. Они погружаются в свой мир переживаний, а иногда их поведение становится похожим на поведение матери. Другие дети устраивают истерики из-за недостаточного внимания матери, становятся беспокойными, подавленными, неуверенными.

 

Наиболее чувствительны  к конфликтным отношениям родителей  дети – дошкольники. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда  отношения в семье хорошие. Девочки  более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. При конфликтной ситуации девочки  чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола в воображаемой игре «семья», предпочитая оставаться самим собой, Тогда мать может  надолго потерять свой авторитет  у дочери. Заслуживающим внимания фактором является обнаружения у  детей – дошкольников из конфликтных  семей более частых страхов перед  животными (у девочек), стихией, заболевание, заражением и смертью, а также  страхов кошмарных снов (у мальчиков). Все эти страхи являются своеобразными  эмоциональными откликами на конфликтную  ситуацию в семье.

 

У девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и  их страхи тесно связаны между  собой, то есть в большей степени  влияют друг на друга как в дошкольном, так и в школьном возрасте, другими  словами, страхи у девочек более  прочно связаны с формирующейся  структурой личности, и прежде с  ее эмоциональной сферой. Как у  девочек, так и мальчиков интенсивность  связей между страхами наибольшая в 3 – 5 лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют одно целое - психологическую структуру  беспокойства. Поскольку это совпадает  с бурным развитием эмоциональной  сферы личности, то можно предполагать, что страхи в этом возрасте наиболее «скреплены» эмоциями, в наибольшей степени мотивированы ими.

 

Максимум страхов наблюдается  в 5 – 8 летнем возрасте, когда заметно  уменьшается интенсивность связей между страхами, но когда страх  более сложно психологически мотивирован  и несет в себе больший интеллектуальный заряд. Как известно, эмоциональное  развитие в основных чертах заканчивается  к 6 годам, когда эмоции уже отличаются известной зрелостью и устойчивостью. Начиная с 5 лет на первый план выходит  интеллектуальное развитие, в первую очередь мышление (вот почему во многих странах с этого возраста начинают обучение в школе). Ребенок  в большей степени, чем раньше начинает понимать, что способно причинить  ему вред, чего следует бояться, избегать. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте, можно уже говорить не только об эмоциональной, но и об интеллектуальной основе страхов как особой психической  структуре формирующейся личности.

 

На частоту проявления страхов оказывает влияние количественный состав семьи. Как у девочек, так  и у мальчиков старшего дошкольного  возраста число страхов заметно  выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между  родителями. Именно в 5 – 7 лет дети в  наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на авторитетного для них в  эти годы отца как представителя  мужского пола, а девочки – на свою мать, что придает им уверенность  в общении со сверстниками того же пола. Если у мальчиков отсутствие отца, незащищенность им и чрезмерно  опекающее, замещающее отношение матери ведут к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит, скорее, от самого факта общение с беспокойной, лишенной опоры матерью.

 

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, как эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном  контакте с родителями и перенимает их беспокойства, если таковое имеется. Родители, нередко охваченные тревогой не успеть, что–либо сделать для  развития ребенка, стремятся максимально  интенсифицировать и интеллектуализировать воспитание, опасаясь, что их чадо не будет соответствовать непомерно высоким в их представлении социальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать чему–либо, быть признанным кем–либо. Нередко они не могут справится со своими переживаниями и страхами и ощущают себя несчастными в своем «счастливом» детстве.

 

 

Увеличение числа детей  в семье, когда есть с кем–либо пообщаться, поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время как  увеличение числа взрослых может  действовать противоположным образом, если они заменяют ребенку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в которой нет места сверстникам, детскому смеху, радости, проказам, непосредственному  выражению чувств. Невозможность  в этих условиях быть самим собой  порождает хроническое чувство  эмоциональной неудовлетворенности  и беспокойства, особенно при нежелании  или неспособности играть роли, навязываемые взрослыми. Если к этому добавить и частые конфликты между взрослыми  по поводу воспитания ребенка, когда  он, помимо своей воли, оказывается  яблоком раздора, то есть его состояние  становится еще более незавидными.

 

Возраст родителей также  имеет немаловажное значение для  возникновения страхов у детей, Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны  к проявлениям беспокойства и  тревоги. У «пожилых» родителей (после 30 и особенно 35 лет) дети более беспокойно, что отражает тревожность преимущественно  матери, поздно вышедшей замуж и  к тому же долго не имевшей детей. Потому–то развитие «поздних» детей  и протекает под знаком чрезмерных забот и беспокойств. Впитывая, как  губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, перерастающего в инфантильность и  неуверенность в себе. Без постоянного подкрепления со стороны родителей беспокойство со временем ослабевает и сходит на нет. Практически же в процессе взаимодействия с ребенком беспокойные родители обычно не только подкрепляют, но усиливают его тревогу, культивируя подобный эмоциональный отклик как проявление заботы. Тогда тревожный тип реагирования у детей сложится уже к старшему дошкольному возрасту. У подавляющего большинства детей нет рано проявляемого и выраженного беспокойства, что является нормой, но дети и не безрассудны, как дети, склонные к полному игнорированию опасности и в той или иной мере негативно относящиеся к обучению. Если не брать крайних случаев влияния алкоголизма родителей, общего психического недоразвития (олигофрения) и врожденной психической патологии (психопатия) у детей, то отсутствие чувства опасности вызвано органическим поражением головного мозга в результате тяжелой патологи беременности и родов, повреждений при ушибах и инфекционных осложнений. Мозговые органические нарушения проявляются постоянной возбудимостью, беспричинно плохим настроением (дисфорией), нарушением ритма сна, расторможенным («без тормозов»), а в дальнейшем и агрессивными, психопатоподобными формами поведения.

Информация о работе Детские страхи