Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа
Цель: Выявить особенности коррекционной работы по преодолению страхов у детей 6 – 7 лет.
Гипотеза: использование специальных коррекционно-развивающих упражнений позволит снизить различные проявления страхов у детей дошкольного возраста. Задачи: · Сделать обзор литературы по проблеме преодоления страхов у детей. · Выявить основополагающие страхи. · Выявить страхи детей и определить природу страхов. · Составить коррекционные упражнения в игровой форме по определению страхов у детей. · Сделать сравнительный анализ диагностики.
Однако при сильном или длительном страхе торможение может стать настолько устойчивым и трудно - обратимым, что психологически человек начнет умирать молодым, превращаясь в свою тень.
Состояние эмоциональной заторможенности - это жизнь в сумерках. В комнате с плотно задернутыми шторами, когда нет притока свежих сил, бодрости и оптимизма. Жить в страхе - это все равно что постоянно оглядываться назад, исходить из своего травмирующего прошлого и не видеть будущего, его жизнеутверждающего начала. Возникающий в этих случайное, неприятное приобретает роковое значение, становится постоянным знаком опасности. Человек уже не способен, так где нужно, пойти на риск, следовать непроторенным путям, не пугаться тайн и сомнений, то есть он не способен ко всему тому, что составляет основу новаторского и, в более широком плане, созидательного процесса.
При длительно действующем
страхе, искажающем эмоционально - волевую
сферу и мышление, отношение окружающих
воспринимается все более неадекватным
образом. Кажется, что они не так
относятся, как раньше, не понимают,
осуждают…. Это говорит уже не
только о тревожности, но и мнительности.
Психические изменения под
Эгоцентрические, основные на
инстинкте самосохранения страхи дополняются
социально опосредованными, затрагивающим
жизнь и благополучие других, вначале
родителей и ухаживающих за ребенком
людей, а затем и людей вне
сферы его непосредственного
общения. Рассмотренный процесс
дифференциации страха в историческом
и личностном аспектах - это путь
от страха к тревоге, о которой
можно говорить уже о старшем
дошкольном возрасте и которая как
социально опосредованная форма
страха приобретает особое значение
в школьном возрасте. В разных цивилизациях
дети в своем развитии испытывают
ряд общих страхов: в дошкольном
возрасте - страх отделения от матери,
страх перед животными, темнотой
в 6 – 8 лет - страх смерти. Это служит
доказательством общих
Продолжающийся процесс
урбанизации удаляет человека от
естественной среды обитания, ведет
к усложнению межличностных отношений,
интенсификации темпа жизни. Прямо
и косвенно, через родителей, это
может неблагоприятно отражаться на
эмоциональном развитии детей. В
условиях большого города иной раз
трудно найти друга и поддерживать
с ним постоянные отношения. К
тому же из–за излишней опеки со
стороны взрослых отсутствует достаточная
самостоятельность в
У детей, живущих в отдельных
квартирах, страхи встречаются чаще,
чем у детей из коммунальных квартир,
особенно у девочек. В коммунальной
квартире много взрослых людей, больше
сверстников, больше возможностей для
совместных игр и меньше страхов.
В отдельных квартирах дети лишены
непосредственного контакта друг с
другом. У них больше вероятность
появления страхов одиночества,
темноты, страшных снов, чудовищ. В первую
очередь это относится к
Недостаточная двигательная
и игровая активность, а также
потеря навыков коллективной игры способствует
развитию у детей беспокойства. Большинство
из них не могут уже с азартом
играть в прятки «казаки-разбойники»,
лапту и т.д. Отсутствие эмоциональной
насыщенности, шумных и подвижных
игр существенно обедняет эмоциональную
жизнь детей и приводит к чрезмерно
ранней и односторонней
В результате, чтобы устранить страхи, приходится применить уже в специально создаваемых для этого условиях те же игры, в которые могли бы играть, но не играют современные дети. Не играют же они не только потому, что живут в специально построенном для взрослых, но еще и потому, что имеют слишком строгих родителей, считающих игру баловством, пустым времяпрепровождением. Кроме того, многие родители опасаются игр, так как боятся за детей, ведь играя, ребенок всегда может получить травму, испугаться… Общение с детьми у родителей, которые без конца поучают, строится преимущественно на абстрактно – отвлеченном, а не на наглядно - конкретном уровне. Вследствие этого ребенок как бы учится беспокоиться по поводу того, что может произойти, а не активно преодолевать различные трудности.
Страх, беспокойство у детей
могут вызвать постоянно
Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная их часть интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желание одновременно успеть «на двух фронтах». Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечения бабушек, дедушек, других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные интересы.
Честолюбивые, не в меру принципиальные,
с болезненно заостренным чувством
долга, бескомпромиссные матери излишне
требовательно и формально
Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей дети – дошкольники. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. При конфликтной ситуации девочки чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола в воображаемой игре «семья», предпочитая оставаться самим собой, Тогда мать может надолго потерять свой авторитет у дочери. Заслуживающим внимания фактором является обнаружения у детей – дошкольников из конфликтных семей более частых страхов перед животными (у девочек), стихией, заболевание, заражением и смертью, а также страхов кошмарных снов (у мальчиков). Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.
У девочек не только больше страхов, чем у мальчиков, но и их страхи тесно связаны между собой, то есть в большей степени влияют друг на друга как в дошкольном, так и в школьном возрасте, другими словами, страхи у девочек более прочно связаны с формирующейся структурой личности, и прежде с ее эмоциональной сферой. Как у девочек, так и мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 3 – 5 лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют одно целое - психологическую структуру беспокойства. Поскольку это совпадает с бурным развитием эмоциональной сферы личности, то можно предполагать, что страхи в этом возрасте наиболее «скреплены» эмоциями, в наибольшей степени мотивированы ими.
Максимум страхов наблюдается
в 5 – 8 летнем возрасте, когда заметно
уменьшается интенсивность
На частоту проявления
страхов оказывает влияние
Наиболее подвержены страху
единственные дети в семье, как эпицентр
родительских забот и тревог. Единственный
ребенок находится, как правило,
в более тесном эмоциональном
контакте с родителями и перенимает
их беспокойства, если таковое имеется.
Родители, нередко охваченные тревогой
не успеть, что–либо сделать для
развития ребенка, стремятся максимально
интенсифицировать и
Увеличение числа детей
в семье, когда есть с кем–либо
пообщаться, поиграть, обычно способствует
уменьшению страхов, в то время как
увеличение числа взрослых может
действовать противоположным
Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей, Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (после 30 и особенно 35 лет) дети более беспокойно, что отражает тревожность преимущественно матери, поздно вышедшей замуж и к тому же долго не имевшей детей. Потому–то развитие «поздних» детей и протекает под знаком чрезмерных забот и беспокойств. Впитывая, как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, перерастающего в инфантильность и неуверенность в себе. Без постоянного подкрепления со стороны родителей беспокойство со временем ослабевает и сходит на нет. Практически же в процессе взаимодействия с ребенком беспокойные родители обычно не только подкрепляют, но усиливают его тревогу, культивируя подобный эмоциональный отклик как проявление заботы. Тогда тревожный тип реагирования у детей сложится уже к старшему дошкольному возрасту. У подавляющего большинства детей нет рано проявляемого и выраженного беспокойства, что является нормой, но дети и не безрассудны, как дети, склонные к полному игнорированию опасности и в той или иной мере негативно относящиеся к обучению. Если не брать крайних случаев влияния алкоголизма родителей, общего психического недоразвития (олигофрения) и врожденной психической патологии (психопатия) у детей, то отсутствие чувства опасности вызвано органическим поражением головного мозга в результате тяжелой патологи беременности и родов, повреждений при ушибах и инфекционных осложнений. Мозговые органические нарушения проявляются постоянной возбудимостью, беспричинно плохим настроением (дисфорией), нарушением ритма сна, расторможенным («без тормозов»), а в дальнейшем и агрессивными, психопатоподобными формами поведения.