Детские страхи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить особенности коррекционной работы по преодолению страхов у детей 6 – 7 лет.
Гипотеза: использование специальных коррекционно-развивающих упражнений позволит снизить различные проявления страхов у детей дошкольного возраста. Задачи: · Сделать обзор литературы по проблеме преодоления страхов у детей. · Выявить основополагающие страхи. · Выявить страхи детей и определить природу страхов. · Составить коррекционные упражнения в игровой форме по определению страхов у детей. · Сделать сравнительный анализ диагностики.

Файлы: 1 файл

21Дипломная работа Преодоление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игры и изобразительной деятельности

— 91.72 Кб (Скачать файл)

 

Сам факт получения задания таким  образом организует деятельность детей  и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько  дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер – страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно  соприкоснуться со страхом, встретиться  с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его  в памяти до тех пор, пока он не будет  изображен на рисунке. Вместе с тем  сознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшие  психическое образование, поскольку  сознательно подвергается манипуляции  и творчески преобразуется как  художественный образ.

На беседе существенно присутствие  обоих родителей и других участвующих  в воспитании взрослых. Положительное  действие будет и от участия в  обсуждении рисунков и игре братьев  и сестер. Подобная эмоционально положительно настроенная группа повышает ответственность  за принимаемые решения о наличии  или отсутствии страха и заодно действуют  мобилизующим образом. Беседе, как и  в первый раз при выявлении  страхов, предшествует игра, имеющая  более динамичный, эмоционально насыщенный характер. Обычно в качестве такой  эмоциональной разминки выступают  пятнашки, преодоление каких–либо препятствий и игры с мячом. Затем  все садятся полукругом так, чтобы  удобно было рассматривать рисунки, находящиеся в руках и Психолога. Порядок предъявленных для обсуждения рисунков не имеет особого значения. Однако можно начинать и с более  легко устранимых страхов – воды (у мальчиков и девочек), открытого  пространства и крови (у мальчиков), врачей, болезней, страшных снов и животных (у девочек). Практически мы рассматриваем  страхи, предварительно перемешав их как колоду карт. Методика: «НЕОКОННЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Это весьма распространенная методика поможет получить дополнительные сведения о причинах страхов, беспокойства ребенка. Ребенку предлагается послушать  предложение и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей  в голову мыслью. Делать это нужно  быстро.

Инструкция для ребенка: «Мы  сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как  можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову». Эксперимент  идет в быстром темпе.

1. Мой детский сад…

2. Мой друг…

3. Если меня наказывают, то …

4. Я играю чаще всего…

5. Мои сны…

6. Боюсь…

7. Моя мечта…

8. Моя мама и я…

9. Не люблю, когда меня…

10. Плачу, когда …

11. Сделать бы все, чтобы забыть…

12. Когда меня спрашивают… 

13. Мой папа и я…

14. Когда смотрю «ужасы» в  кино…

15. Когда я один дома…

16. Моя воспитательница…

17. Когда меня мама ругает…

 

18. Больше всего люблю…

19. Когда прихожу в детский  сад…

20. Когда бывает темно…

21. Когда мой папа…

22. Ребята в детском саду…

23. Когда меня спрашивают на  занятии…

24. Когда моя мама…

25. Когда все ругаются…

26. Когда я выхожу играть во  двор…

27. Я всегда хотел…

28. Меня беспокоит…

29. Скрываю…

30. Старшие…

Законченные предложения можно  разделить на 6 групп:

Порядковый номер предложения.

1. Отношение к отцу     13 21

2. Отношение к матери          8 24

3. Отношение к себе     3 4 7 10 12 18 27 29

4. Отношение к сверстникам 2 22 26 30

5. Отношение к детскому саду 1 16 19 23

6. Страхи и опасения 5 6 9 11 14 15 17 20 25 28

Эта методика простая по содержанию, но хорошо выявляет скрытые переживания  ребенка, которые порой не удается  выявить в свободной беседе. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка. Методика помогает разобраться в многообразной  системе отношений ребенка и  найти путь реальной психологической  помощи ему.

 

Коррекционные упражнения отреагирования страхов

а После обработки диагностического материала и первичной консультации с родителями, на которой обсуждается тема « Что такое страх и причины его возникновения?». А так же дается согласие родителей о участии коррекционной программе. Проводится психотерапия базисных страхов, состоящая из 8 игровых занятий продолжительностью от 1 до 1,5 часов, один раз в неделю совместно с детьми и родителями. Образуется малая терапевтическая группа из 14 человек. Взрослых заранее инструктируют, как нужно себя вести в предлагаемых игровых ситуациях. Важно отметить, что при совместном взаимодействии детей и родителе отсутствуют конфликты и ищутся пути наиболее эффективного разрешения поставленных перед игрой задач.

 

Для проведения успешной коррекционной  работы создана материальная база:

 

- Игровая комната, где собраны  терапевтические игрушки от реагирующие  эмоции страха (куклы Бабы Яги,  Кощея, приведений, Бармалея, собак, безликие куклы, куклы – марионетки, маски, изображающие различные эмоции).

 

- Театры – настольные, пальчиковые,  кукольный дом с семьей.

 

- Песочница со множеством игрушек,  предметов – заместителей.

 

- Затемненные шторы, для создания  темной комнаты.

 

- Необходимый материал для рисования  (плаценты, разноцветная бумага разного  формата, кисти, бросовый материал: губки, ткань), лепки и аппликации.

 

- Фонотека: классика, мелодия природы.

 

Весь этот материал и многое другое помогает обыгрывать игры и специально созданные ситуации.

 

В составлении коррекционной программы  помогали методики А. И. Захарова:

 

1.«Преодоление страхов посредством  игры и рисования» представлена  в публикациях, начиная с 70-х  годов. Содержит психотерапевтический  алгоритм преодоления страхов  детьми и родителями. Основаны  на принципе эмоционального отреагирования в сочетании с направленным изменением поведения посредством принятия все более адаптивных (бесстрашных) ролей.

 

2. «Психологическая очистка издержек  семейного воспитания». 

 

Ее суть заключается в специальном  обыгрывании ситуаций, направленных на устранение страхов. И подвижные  игры из других источников: Щелдон Левис «Ребенок и стресс» и Бардиер «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» и конечно же личный опыт из курсов повышения квалификации».

 

Перед началом занятий родителям  выдаются записанные на листочках страхи детей (выявленных в процессе диагностики  и беседы). В течение одной недели дети рисуют дома свои страхи. Каждый страх  на отдельном листе.

 

На занятии сначала проводится подвижная игра быстрого темпа, для  создания у детей эмоциональной  готовности. Затем игры средним темпом или ролевые. После игр предлагается релаксация, а затем дети прорисовывают себя не боящимся своего страха по индивидуальному списку страхов. Дается задание домой, чтобы родители продолжали коррекционную работу дома.

 

После занятия каждый ребенок отмечается похвалой родителей и психолога. Отмечается, что ему удалось сделать  лучше всего.

 

На седьмом занятии обсуждаются  все страхи детей, которой они  нарисовали спрашивая: «А сейчас или  не боишься…».

 

В конце заключительного занятия, родители дарят детям сувениры, поздравляя их за ловкость, быстроту, желание играть, преодоление своих страхов.

 

Цель: преодоление основополагающих страхов, влияющих на психоэмоциональное состояние у детей 6-7 лет.

 

Представленная программа включает в себя следующие задачи:

 

1. Отреагирование основополагающих страхов (темноты, неожиданного воздействия, замкнутого пространства, опоздания, боли, животных, глубины, высоты, замкнутого пространства).

 

2.Выработка адекватных стереотипов  реагирования на психоэмоциональное напряжение.

 

3. Коррекция агрессивного компонента  родительского поведения.

 

Игры и упражнения к коррекционным  упражнениям

 

Занятие № 1.

 

1. Подвижная игра «Пятнашки» - преодолеваемый  страх неожиданного воздействия.  Нейтрализация избытка родительских  угроз и наказаний в прошлом  и настоящем. Ход игры: в комнате  в беспорядке расставлены стулья, так, чтобы можно было пробежать. 

 

Условия: касаться их нельзя – задевший становится водящим. Нельзя пятнать  через предмет, нельзя садится на стул, объявляя себя вне игры. Пятнающий  постоянно меняет темп передвижения от замедленного шага до бега стремглав, прыжков, внезапно поворачивается, азартно  кричат: «догоню», «берегись», «поймаю». На что получает ответ: «не поймаешь», «только попробуй». Длительность игры 8 -9 минут.

 

2. «Жмурки» преодолеваемый страх  неожиданного воздействия, отчасти  темноты и замкнутого пространства, одиночества.

 

Ход игры: по очереди каждому из играющих завязывают глаза, и он, повернувшись несколько раз кругом, начинает искать игроков. Стулья остаются беспорядочно расставлены. Двигаться он может  вытянув вперед руки. Остальные участники  стоят неподвижно. Перебегать запрещается, можно только приседать, нагибаться. Водящему надо опознать нашедшего игрока. Длительность игры 10 минут.

 

3. «Не ругай меня!» на снятие  страха перед конфликтом, наказание. 

 

А. Адаптивное поведение (вариант конструктивного  воздействия). Психолог предлагает по очереди всем детям в ответ  на угрозы родителей не скрывать свои настоящие переживания, ярко выразить в лице, жестах, позе свой страх и  сказать: «Мне страшно, не надо так кричать. Мне очень страшно». Родитель перестает  браниться, слыша эти слова и  сообщает ребенку, что ему уже  не так хочется ругать его. Он испытывает жалость и сочувствие.

 

В. Конструктивная готовность к контакту, разрешению конфликта. После этого  эффекта психолог предлагает детям  сказать: «Что мне сделать, чтобы  ты успокоилась, чтобы ты не ругалась?»  Дети разыгрывают сценки на темы. Предложенные психологом: «Разбилась чашка, мама вошла  и стала зло бранить вас  «или» вы испачкали новую одежду – отец сердится, очень кричит», «сломали чужую игрушку». В ответ  на брань дети демонстрируют подряд тип поведения А. и тип В. Обмениваются впечатлениями, чувствами. Легче ли стало в этой ситуации? Изменилось ли поведение родителей в ответ? Далее дети сами могут предлагать разные ситуации из жизни, когда им очень попадало физически или морально. Проигрывая эти ситуации, дети обнаруживают возможность уйти от наказания, избегать конфликта, если вести себя по – другому. Длительность упражнения 10 – 15 минут.

 

4. Упражнение на отреагирование страха нападения.

 

По очереди все выскакивают  из коридора, пугая проходящего мимо прохожего. Прохожий «оправившись от испуга», все более активно защищает себя.

 

5. Релаксация «Тропический остров»  время 3 минуты. Музыкальное сопровождение  «Шум морской волны».

 

Цель: ощутить прелесть места, где  можно побыть наедине со своим  «Я» - сядь поудобнее, можешь закрыть  глаза. Ты видишь прекрасный волшебный  остров. Это может быть место, где  ты уже однажды бывали или видел  на картине.

 

- ты – единственный человек  на этом острове. Кроме тебя  там только звери, птицы, цветы.  Какие звуки ты слышишь сидя  на берегу? Какие запахи ощущаешь?

 

- ты видишь чистый берег и  воду. Поплавай в море. Какое оно?  Какая погода на твоем острове?

 

- как ты себя чувствуешь там,  совершенно один? Захвати это  чувство с собой, возвращаясь  назад в нашу комнату. Теперь  ты можешь представить этот  остров, когда захочешь.

 

6. Рисование «Я одинок».

 

Задание: нарисовать себя на листе  бумаги одиноким. После беседы с  ребенком (вопросы смотри выше) рисует себя в центре всеобщего внимания, не одиноким, улыбающимся, занят делом.

 

7. Нарисовать один из своих  страхов – домашнее задание,  условие: себя изобразить на  листе.

 

Занятие № 2.

 

1. «Кто первый» снятие торможения  при внезапных обращениях и  ответах. Психологическая очистка  от родительского порицания и  устранения последствий того, что  родители часто стыдят детей  («Как тебе не стыдно быть  последним»).

 

Ход: в середине комнаты ставятся два стула, между ними остается проход. Через который может пройти или  пролезть только один человек. Игроки встают на четвереньки у стенки лицом  к стульям. Как только будет дан  заранее обусловленный сигнал, можно  начинать движения, причем ползком. Ползти нужно до стульев, между ними и, обогнув  один из них, вернуться обратно, прикоснувшись  рукой до мяча. Кто первый это  сделает, тот и выигрывает. В игру играют четверками или тройками: родители и ребенок.

 

Когда ползут, можно задерживать  друг друга, цепляться за одежду, толкаться.

 

Длительность игры 10 минут.

 

2. «Быстрые ответы».

 

Эта игра снимает не только торможение, возникающее при внезапных вопросах, но и развивает сообразительность, находчивость, смекалку.

 

Ход: игровое пространство заранее  разделено веревками на полу на небольшие  квадраты, по одну сторону которых  находится ведущий, а по другую участники. Ведущий задает поочередно каждому  посильные для его возраста вопросы  и ждет ответа в течение произносимого  вслух счета: 1-2-3. Если ответа нет, то игрок остается на месте, а вопрос адресуется рядом стоящему. Вопросы  могут быть на любую тему. При  подходящем ответе производится перемещение  на один квадрат. Кто первый пройдет  последний квадрат – выигрывает. Длительность игры 10 минут.

Информация о работе Детские страхи