Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа
Цель: Выявить особенности коррекционной работы по преодолению страхов у детей 6 – 7 лет.
Гипотеза: использование специальных коррекционно-развивающих упражнений позволит снизить различные проявления страхов у детей дошкольного возраста. Задачи: · Сделать обзор литературы по проблеме преодоления страхов у детей. · Выявить основополагающие страхи. · Выявить страхи детей и определить природу страхов. · Составить коррекционные упражнения в игровой форме по определению страхов у детей. · Сделать сравнительный анализ диагностики.
3. «Карабас – Барабас» - отреагируется страх нападения.
Ход: игрокам раздаются маски героев сказки «Буратино». Карабас–Барабас прячется за предметами, которые расставлены в комнате. Куклы гуляют летним деньком на поляне, светит солнце. Вдруг из–за дерева появляется Карабас– Барабас с криками, топаньем: «Ах! Вот я вам покажу!» Куклы убегают в дом (ширма) и в ответ: «Карабас – Барабас, не боимся больше вас!»
Ведущей роли должен быть как ребенок, так и родитель.
Длительность игры 10 минут.
4. «Проникновение в круг» - страх замкнутого пространства.
Избыток непредсказуемой словесной и физической агрессии в семье, чрезмерно строгой дисциплины.
Ход: Играющие делятся на две команды. Одна, закрыв глаза и взявшись за руки, встает в круг и заявляет: «Никто не пройдет в наше царство – государство». Остальные играющие ходят с наружной стороны круга и пытаются проникнуть в него. Но охрана на чеку и быстро реагирует приседанием и опусканием рук. Если цель достигнута и ребенок (или взрослый) уже находится в центре круга, он хлопает в ладони, все открывают глаза и с удивлением обнаруживают проникшего в их царство. Теперь задача выйти из круга. Затем команды меняются ролями.
Длительность игры 10 минут.
5. «Страх одиночества».
Постепенно ребенка оставляют одного, и он должен найти себе занятие, в то время как стоящие в соседнем помещении «хор» доверительно сообщает, что данному очень скучно, нечем себя занять, лучше заплакать и ждать, ничего не делая, прихода родителей. После начала самостоятельной игры все возвращаются и поздравляют оставшегося дома героя. В роли героя должен побывать каждый участник.
Длительность игры 10 – 15 минут.
6. Рисование.
а) Обсуждаются рисунки детей, которые нарисованы дома.
б) Нарисовать себя не боящимся. Повторная беседа, обсуждение рисунка. Участники хвалят рисунок: «Ты действительно не боишься»!
7. Домашнее задание: сделать вместе с детьми маски чудовищ для ролевой игры.
Занятие № 3.
1. «Передай плошку» - Страх замкнутого пространства, темноты, столкновения, внезапности.
Ход: Играющие встают в круг. Двум игрокам завязывают глаза и пускают в круг. Один из них держит руках плошку с водой. Игроки должны отыскать друг друга, чтобы один мог переделать плошку другому.
Вариант: Передавший плошку выбирает себя замену из игроков круга, раскручивает и пускает искать игрока с плошкой. Длительность игры 10–12 минут.
2. «Пролезание»- Преодоление страхов замкнутого пространства и нападения.
Ход: через ряд стульев, столиков
и т.п. участники игры запускаются
с небольшим интервалом времени,
так что можно догнать
Длительность игры 5 – 8 минут.
3. «Лимонный сок» - преодоление страха сжатия (насилия) и замкнутого пространства, избыток угроз, морального и физического прессинга в семье и вне ее.
Ход: образующие круг участники угрожают за всякие прегрешения сделать сок из одного играющего, стоящего в центре и отталкивающего руками все более плотно сжимающее кольцо участников. В роли лимона должны побывать родители и дети.
Длительность игры 5 -10 минут.
4. «Свеча» - продолжение страха
темноты, падения,
Ход: игроки становятся плотным кругом, плечо к плечу, и выставляют руки вперед так, чтобы поддержать падающего. В центре у игрока («свеча») ноги вместе, руки по швам, начинает падать в любую сторону не отрывая ног от пола. Его нежно подхватывают и передают по кругу из рук в руки, или отталкивая от себя в противоположную сторону. Длительность игры 8 -10 минут.
5. «Страх чудовищ» - преодоление
страха неожиданности
Ход: играющие делятся на две команды, одна команда – это люди ремесленники, работающие в городе, вторая – команда чудовищ. Ремесленники трудятся (играющий выбирает свой вид деятельности), вдруг ниоткуда появляются чудовища. Вначале вызывают переполох, топот, крики, затем все более адекватные ответные реакции («… вы не настоящие и мы вас не боимся, мы вас расколдуем и вы станете добрыми …»). Длительность игры 10 -12 минут.
6. «Рисование страхов». Рассматриваются
рисунки детей отображающие их
страх, тревогу. Проводится
Затем рисунок рисует себя, не боящегося этого страха.
7. Домашнее задание: изготовить совместно с детьми цирковые атрибуты (веер, нос клоуна, клоунский колпак и т. д.)
Занятие № 4.
1. «Задень по попке» - преодоление страха физического наказания, внезапности.
Ход: площадка для игры ограничивается веревкой, за нее выбегать нельзя. Игроки делятся на две команды: родители и дети. Сначала родители догоняя детей, бьют легонько по попке. При этом надо приговаривать, ругать: «Ах, ты негодник! Я вот тебе! Стой, хуже будет»!Длительность игры 5 -8 минут.
2. «Мяч в кругу» - преодоление
торможения при внезапных
Ход: бросание мяча друг другу в
кругу. Каждый ребенок располагается
своего родителя, а не рядом, что
подразумевает большую
3. «Темнота» - снятие страха перед
темнотой состоит из пяти
- Выбирается ребенок, боящийся
темноты. В присутствии других
детей в ярко освещенной
- «В темной норе». Ребенок,
боящийся темноты, входит за
руку с родителем или
- Второй раз ребенок входит
в темную комнату на 3-5 минут,
представляя себя «смелым
- «Ночные звуки». Ребенок отводится на 2 – 3 минуты до того момента, пока не звучит музыка. Со звуком музыки он должен выбежать, имитируя какой–нибудь звук (совы, собаки, курицы, кошки).
- «Веселый цирк» 5 – 10 минут.
Каждый ребенок приносит из
дома какой-либо цирковой
Длительность игры 25 – 30 минут.
4. «Рисование страхов».
Дети приносят из дома очередной нарисованный страх, рассказывают о нем. Затем рисуют себя на листе не боящимся этого страха.
Занятие № 5.
1. «Футбол» преодоление страха
боли и внезапного воздействия
замкнутого пространства. Нейтрализация
избытка родительских запретов,
поскольку нужно не только
отобрать мяч, но и
Ход: образуются две команды: родители и дети. Ставятся ворота – два стула или предмета, выбираются вратари. По сигналу начинается игра, смех кутерьма, возгласы запретов.
Длительность игры 20 – 25 минут.
2. «Коридор».
Преодоление неожиданного воздействия, боли и укусов животных, и от части замкнутого пространства.
Ход: играющие распределятся на два лагеря. Образуется живой коридор, но поскольку играющие изображают собак, то встают на четвереньки напротив друг друга. «Собаки» начинают лаять, постепенно входят во все большей раж, но оставаясь на месте, как на цепи. Один из детей находится в начале коридора и должен бесшумно или шумно быстро пробежать его, чтобы схватить приз в конце и так же вернуться. Сделать это можно только при временном затишье. Неудачная попытка проигрывается снова с большей поддержкой участников, пока не будет достигнут ожидаемый результат.
Длительность игры 10 – 15 минут.
3. «Лабиринт».
Преодолевается страх
Ход: лабиринт сооружают из мебели, скамеек, толстых веревок и другого материала, так чтобы получились дорожки, по которым будут двигаться играющие. Каждый игрок выбирает любую маску: животного, чудовища и т. д. В лабиринте одновременно находится два человека - убегающий и догоняющий. Двигаясь по лабиринту, нельзя поворачивать назад, но можно выбирать разные пути. Задача ловца – поймать убегающего, встретившись с ним лицом, приговаривая: «Я тебя все равно поймаю»! «Ага, потерялся»!
Длительность игры 20 минут.
4. Рисование и обсуждение
5. Релаксация «Путешествие в
волшебный лес». Время 3 минуты. Снятие
волнения. Ощущение покоя. Решение
проблем. Обретение
- Сядь поудобнее. Можешь
- Прислушайся к звукам и
- Представь, что сказочные
- Как ты себя чувствуешь? Тебя
ждет долгая дорога домой из
твоего сказочного леса. Ты идешь,
смотришь вокруг и
Занятие № 6.
1. «Опоздание» (предшествует
Ход: все просыпаются с опозданием, начинается спешка, суматоха, детей дергают, торопят, собирая в детский сад, затем возникает борьба за единственное место на остановке, перерастающая в тревогу ожидания (долго не приходит автобус).
2. «Автобус» - отреагирование страха замкнутого пространства, избыток морализирования в семье.
Ход: Часть играющих набивается «как селедки в бочке» в автобус, который приехал с опозданием. Автобус – другая часть играющих образует из соединенных рук сам автобус, и он трогается в путь. Объявляется контролер, который выясняет есть ли билеты и читает проповедь, бесконечную мораль – ребенок при этом должен оправдываться или нет.
Длительность 2 –х игр 20 – 25 минут.
3. «Страх транспорта».
Ход: «На полной скорости» в обоих
направлениях несутся «машины» (участники
игры), среди которых нужно
Длительность игры 5 – 8 минут.
4. «Прятки» отреагирование перинатальным страхов темноты, одиночества и замкнутого пространства, избытка родительского беспокойства.
«Где мой ребенок, почему его нет»!?
Ход: свет выключается остается только ночник. Тот, кто водит, обходит комнату, произнося шутливые угрозы в адрес спрятавшихся. Выдавать себя восклицанием: «А я тут»! нельзя. Это нарушение правил, и игра начинается снова. Найденные участники игры продолжают принимать в ней активное участие, идя цепочкой сзади водящего. При обнаружении игрока, он бурно выражает эмоции, пугается, говорит, что больше так не будет: «Ой! Ай!», «Зачем?», «Почему?» и т. д.
Длительность игры 20 – 25 минут.
Задание № 7.
1. «Сражение».
Преодоление страха открытого пространства, избытка агрессивного напряжения в семье и неумение пойти на компромиссы.
Ход: две команды родители и дети встают друг против друга на противоположные стороны зала и прячутся за баррикадой (столы, стулья).
В начале имитируется конфликтное противостояние двух команд путем взаимных обвинений: «Вы замарахи!», «Ябеды» и т.д. Дальше идут сражения: кидают друг в друга мягкие мячи, подушки приговаривая: «Так вам и надо!»
«Ах вы так!». За орудиями нужно будет выходить на открытое поле т.е. середину зала). После сражения наступает перемирие, и обе команды находят друг у друга положительные черты, извиняясь за свое прежнее поведение. Игра заканчивается всеобщим братанием.
Длительность игры 8 – 12 минут.
2. «Кочки».
Преодоление страха глубины, неожиданного взаимодействия, родительское недоверие, мнительность.
Ход: Расставляются на расстоянии одного шага стульев, кубы разной высоты. Вместе они составляют изгибающуюся змейкой линию. Тот, кто оступается, неизбежно попадает в воду, но должен подняться и продолжить путь. Затем расстояние между стульями увеличивается, чтобы можно было перепрыгивать. Взрослые и дети остальные стоят по обе стороны стульев и всячески драматизируют ситуацию, нагнетая обстановку словами: «зря это», «все равно не получится», «лучше вернуться пока не поздно» и т.д.
Затем участники встают на четвереньки по обе стороны стульев и пугают проходящих мимо одев на лица маски устрашающие махая руками, издавая угрожающие звуки, но не дотрагиваясь при этом руками.
Третий раз нужно идти не только по стульям, но и там, где они отсутствуют, по спинам взрослых. Четвертая попытка осуществляется вообще без стульев, только по спинам. Успешно преодолевший маршрут получает приз, рукопожатие, похвалу.