Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников.
Объект исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников
7
1.1. Сущность девиантного поведения …………………………………......
7
1.2. Причины девиантного поведения в различных концепциях ………….
10
1.3.Типы девиантного поведения ……………………………………………
20
1.4. Профилактика девиантного поведения младших школьников, виды профилактики …………………………………………………………………
30
Выводы по главе 1 ………………………………………………........
38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения младших школьников
40
2.1. Констатирующая диагностика по выявлению младших школьников с девиантным поведением ……………………………………………………..
40
2.2. Программа профилактики девиантного поведения младших школьников ……………………………………………………………………
45
2.3. Контрольная диагностика и анализ результатов формирующего эксперимента ………………………………………………………………….
52
Выводы по главе 2 ……………………………………….……..…….
56
Заключение ……………………………………………………………..
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников |
7 |
1.1. Сущность
девиантного поведения …………………… |
7 |
1.2. Причины
девиантного поведения в |
10 |
1.3.Типы девиантного поведения …………………………………………… |
20 |
1.4. Профилактика
девиантного поведения младших
школьников, виды профилактики ……………………………… |
30 |
Выводы по главе 1 ………………………………………………........ |
38 |
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения младших школьников |
40 |
2.1. Констатирующая
диагностика по выявлению |
40 |
2.2. Программа
профилактики девиантного |
45 |
2.3. Контрольная
диагностика и анализ |
52 |
Выводы по главе 2 ……………………………………….……..……. |
56 |
Заключение ………………………………………………… |
57 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….. |
58 |
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………… |
61 |
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление.
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества.
В настоящее
время среди исследователей
Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм девиантного поведения и вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребенка, «дефектами» процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Именно в начальной школе дети зачатую приобретают негативный опыт разрыва связей со школой, стойкую школьную не успешность, ведущую в дальнейшем к отклонениям в поведении.
Чем старше ребенок, тем больше причин, способствующих проявлению девиаций в поведении. Рост числа форм девиантного поведения среди детей и подростков ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую приводя их к смертельному исходу.
Замеченные вовремя отклонения в поведении детей и подростков, а также правильно организованная психолого-медицинская и социально-педагогическая помощь могут сыграть решающую роль в предотвращении деформации личности подростка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
Раннее выявление несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению, необходимо рассматривать в качестве начального этапа профилактики.
Девиантные
формы нарушения поведения или
отклонения от общепринятых норм у
младших школьников обнаруживают за
последние десятилетия
Ранняя профилактическая работа необходима в работе со всеми возрастными группами учащихся, но в современных условиях основной акцент надо сделать на профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста.
Актуальность исследования состоит в необходимости ранней социально-педагогической профилактике девиантного поведения у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанности программ осуществления данной работы.
Проблема исследования: каковы социально-педагогические условия успешной профилактики девиантного поведения младших школьников?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников.
Объект исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников.
Предмет исследования – социально-педагогические условия успешной профилактики девиантного поведения младших школьников.
Гипотезой исследования является предположение о том, что работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся эффективна при соблюдении следующих условий:
- раннего
выявления девиантного
- организация
досуговой деятельности младши
- юридического просвещения детей и родителей;
- коррекция
детско-родительских отношений
Основными задачами исследования являются:
1. Дать определение отклоняющегося (девиантного) поведения и разобраться с различными формами его проявления; понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы; дать характеристику понятию социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников;
2. Выявить социально-педагогические условия успешной профилактики девиантного поведения младших школьников;
3. Разработать и экспериментально проверить программу профилактики девиантного поведения младших школьников.
В работе мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ социально-педагогической, психологической, социологической, научно-методической литературы по проблеме; изучение организационно-нормативных документов (анализ документации социального педагога, изучение социального паспорта семьи); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); наблюдение; опрос (анкетирование, беседа); аналитическая и статистическая обработка данных.
Методологической основой исследования является деятельностный подход (А.П. Леонтьев, А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова, Р.В. Овчарова и другие)
Теоретической основой являются работы Б.Н. Алмазова, М.А. Галагузовой, Н.Ф. Дивициной, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберг, М. Раттер, А.А. Романова и др.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования содержащейся в данной работе программы социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников в деятельности социальных педагогов, классных руководителей общеобразовательных школ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Опытно-экспериментальная база исследования: ученики 3-его класса МОУ СОШ №7 г.Шуя.
Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, 4 таблиц и приложений.
Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников
1.1. Сущность девиантного поведения
Для того чтобы
определить что такое – девиантное
поведение, для начала необходимо дать
определение понятию “
Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.
Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».
Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи, этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.
Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:
- регулируют общий ход социализации,
- интегрируют индивидов в группы, в группы в общество,
- контролируют отклоняющееся поведение,
- служат образцами, эталонами поведения[28].
Нормы – это обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Нормы это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Нормы формируют систему социального взаимодействия, само действие, ожидание, оценку и средства.
Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:
- как стандарты поведения (обязанности, правила);
- как ожидания
поведения (реакция других
Из всего этого следует, что если индивид соблюдает все нормы, предписанные обществом, то его поведение не является отклоняющимся, если же он не соблюдает какие-либо правила, то поведение данного индивида будет девиантным. Но обычно в обществе не существует людей, которые бы соблюдали абсолютно все нормы.
Итак, норма
поведения есть то, что поддерживается
большинством людей. В основе
нормального поведения —
Обычно различают девиантное поведение в широком и узком смысле.
В широком смысле – это поведение любого человека, сбившегося или отклоняющегося от социальной нормы.
В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоречиями (Бахрушин С.В.).
Кроме того, Бахрушин С.В. различает первичную и вторичную девиацию.
Первичная девиация – это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» индивида, стремление к самореализации, которая почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения и т.д.).
Вторичная девиация – это подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведения [19, С. 5].