Девиантное поведение школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников.
Объект исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников

7
1.1. Сущность девиантного поведения …………………………………......
7
1.2. Причины девиантного поведения в различных концепциях ………….
10
1.3.Типы девиантного поведения ……………………………………………
20
1.4. Профилактика девиантного поведения младших школьников, виды профилактики …………………………………………………………………

30
Выводы по главе 1 ………………………………………………........
38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения младших школьников


40
2.1. Констатирующая диагностика по выявлению младших школьников с девиантным поведением ……………………………………………………..

40
2.2. Программа профилактики девиантного поведения младших школьников ……………………………………………………………………

45
2.3. Контрольная диагностика и анализ результатов формирующего эксперимента ………………………………………………………………….

52
Выводы по главе 2 ……………………………………….……..…….
56
Заключение ……………………………………………………………..
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………

Файлы: 1 файл

девиантное поведение школьников.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. Теоретические  основы профилактики девиантного поведения   младших школьников

 

7

1.1. Сущность  девиантного поведения …………………………………......

7

1.2. Причины  девиантного поведения в различных  концепциях ………….

10

1.3.Типы девиантного поведения ……………………………………………

20

1.4. Профилактика  девиантного поведения младших  школьников, виды профилактики …………………………………………………………………

 

30

Выводы  по главе 1 ………………………………………………........

38

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по профилактике девиантного поведения младших школьников

 

 

40

2.1.  Констатирующая  диагностика по выявлению младших  школьников с  девиантным поведением  ……………………………………………………..

 

40

2.2. Программа  профилактики девиантного поведения  младших             школьников ……………………………………………………………………

 

45

2.3. Контрольная  диагностика и анализ результатов  формирующего эксперимента ………………………………………………………………….

 

52

Выводы  по главе 2 ……………………………………….……..…….

56

Заключение ……………………………………………………………..

57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..

58

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………..........

61


 

Введение

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление.

Всему миру, социальному  бытию и каждому человеку свойственно  отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи  и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.

Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким  образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества.

 В настоящее  время среди исследователей наблюдается  повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии.

Современная социально-психологическая  деформация, происходящая в нашем  обществе, ведет к росту различных  форм девиантного поведения и вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребенка, «дефектами» процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения.  Именно в начальной школе дети зачатую приобретают негативный опыт разрыва связей со школой, стойкую школьную не успешность, ведущую в дальнейшем к отклонениям в поведении.

Чем старше ребенок, тем больше причин, способствующих проявлению девиаций в поведении. Рост числа  форм девиантного поведения среди детей и подростков ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую  приводя их к смертельному исходу.

Замеченные  вовремя отклонения в поведении  детей и  подростков, а также  правильно организованная психолого-медицинская  и социально-педагогическая помощь могут сыграть решающую роль в предотвращении деформации личности подростка, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Раннее выявление  несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению, необходимо рассматривать  в качестве начального этапа профилактики.

Девиантные  формы нарушения поведения или  отклонения от общепринятых норм у  младших школьников обнаруживают за последние десятилетия тенденцию  стремительного увеличения и представляют собой проекцию всех тех проблем, которые накопились в обществе, требуют своего безотлагательного решения. При этом характер нарушений поведения может быть самым разнообразным. Чаще всего они проявляются в противоположных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве и алкоголизме, бродяжничестве, употреблении наркотических и токсических веществ.

Ранняя профилактическая работа необходима в работе со всеми  возрастными группами учащихся, но в современных условиях основной акцент надо сделать на профилактике отклоняющегося поведения детей  младшего школьного возраста.

Актуальность исследования состоит в необходимости ранней социально-педагогической профилактике девиантного поведения у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанности программ осуществления данной работы.

Проблема исследования: каковы социально-педагогические условия успешной профилактики девиантного поведения младших школьников?

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников.

Объект исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников.

Предмет исследования – социально-педагогические условия успешной профилактики девиантного поведения младших школьников.

Гипотезой исследования является предположение о том, что работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся     эффективна  при     соблюдении     следующих    условий: 

- раннего  выявления девиантного поведения;

- организация  досуговой  деятельности младших школьников;

- юридического  просвещения детей и родителей;

- коррекция  детско-родительских отношений в  процессе семейного досуга.

Основными задачами исследования являются:

   1. Дать  определение отклоняющегося (девиантного)  поведения и разобраться с  различными формами его проявления; понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы; дать характеристику понятию социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников;

    2. Выявить социально-педагогические условия успешной профилактики девиантного поведения младших школьников;

    3. Разработать  и экспериментально проверить  программу  профилактики  девиантного  поведения младших школьников.

В работе мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ социально-педагогической, психологической, социологической, научно-методической литературы по проблеме; изучение организационно-нормативных документов (анализ документации социального педагога, изучение социального паспорта семьи); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); наблюдение; опрос (анкетирование, беседа); аналитическая и статистическая обработка данных.

Методологической  основой исследования является деятельностный подход (А.П. Леонтьев, А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова, Р.В. Овчарова и другие)

Теоретической основой являются работы  Б.Н. Алмазова, М.А. Галагузовой, Н.Ф. Дивициной, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберг, М. Раттер, А.А. Романова и др.

Практическая  значимость исследования состоит в возможности использования содержащейся в данной работе программы социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников в деятельности социальных педагогов, классных руководителей общеобразовательных школ.

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Опытно-экспериментальная  база исследования: ученики 3-его класса МОУ СОШ №7 г.Шуя.

Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, 4 таблиц и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников

1.1. Сущность  девиантного поведения

Для того чтобы  определить что такое – девиантное поведение, для начала необходимо дать определение понятию “социальные нормы”.

Социальные  нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

Первый  тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».

Второй  тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи, этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Социальные  нормы выполняют в обществе очень  важные функции:

- регулируют  общий ход социализации,

- интегрируют  индивидов в группы, в группы  в общество,

- контролируют  отклоняющееся поведение,

- служат образцами,  эталонами поведения[28].

Нормы – это  обязанности одного лица по отношению  к другому или другим лицам. Нормы  формируют сеть социальных отношений  в группе, обществе. Нормы это  еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Нормы формируют систему социального взаимодействия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Нормы выполняют  свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

- как стандарты поведения (обязанности, правила);

- как ожидания  поведения (реакция других людей).

Из всего этого следует, что если индивид соблюдает все  нормы, предписанные обществом, то его  поведение не является отклоняющимся, если же он не соблюдает какие-либо правила, то поведение данного индивида будет девиантным. Но обычно в обществе не существует людей, которые бы соблюдали абсолютно все нормы.

 Итак, норма  поведения есть то, что поддерживается  большинством людей. В основе  нормального поведения — соблюдение  общечеловеческих требований, христианских заповедей. Не воруй, не обижай младших, уважай старших, не лги, будь верен данному слову, выполняй свои обязанности, чти своих родителей, будь готов выполнить долг перед людьми и страной — вот вечный набор ценностей, на которые ориентируется воспитатель. Отклонение поведения ребенка от этих норм рассматривается как девиантное поведение.

Обычно различают  девиантное поведение в широком  и узком смысле.

В широком смысле – это поведение любого человека, сбившегося или отклоняющегося от социальной нормы.

В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоречиями (Бахрушин С.В.).

Кроме того, Бахрушин С.В. различает  первичную и вторичную девиацию.

Первичная девиация – это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» индивида, стремление к самореализации, которая почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения и т.д.).

Вторичная девиация – это подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведения [19, С. 5].

Информация о работе Девиантное поведение школьников