Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников.
Объект исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников
7
1.1. Сущность девиантного поведения …………………………………......
7
1.2. Причины девиантного поведения в различных концепциях ………….
10
1.3.Типы девиантного поведения ……………………………………………
20
1.4. Профилактика девиантного поведения младших школьников, виды профилактики …………………………………………………………………
30
Выводы по главе 1 ………………………………………………........
38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения младших школьников
40
2.1. Констатирующая диагностика по выявлению младших школьников с девиантным поведением ……………………………………………………..
40
2.2. Программа профилактики девиантного поведения младших школьников ……………………………………………………………………
45
2.3. Контрольная диагностика и анализ результатов формирующего эксперимента ………………………………………………………………….
52
Выводы по главе 2 ……………………………………….……..…….
56
Заключение ……………………………………………………………..
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Карта наблюдений
Т.К., ученика _3а__ Класса
# |
Критерии наблюдения |
Не наблюда- ется |
Иногда |
Часто |
1 |
Учебная деятельность: |
|
||
- равнодушие; |
+ | |||
- нежелание учиться; |
+ | |||
- низкая успеваемость; |
+ | |||
- затруднения в освоении |
+ |
|||
-систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам |
+ | |||
2 |
Взаимоотношения со сверстниками. |
|||
|
||||
- изоляция; |
+ |
|||
- противопоставление себя |
+ | |||
- положение дезорганизатора; |
+ | |||
- положение вожака микрогруппы, состоящей из «трудных» учащихся. |
+ |
|||
|
||||
- жестокое обращение со слабыми и младшими; |
+ | |||
- пренебрежительное отношение к сверстникам; |
+ |
|||
3 |
Взаимоотношения со взрослыми. |
|||
|
||||
- конфликтный характер |
+ | |||
- грубость, хамство; |
+ | |||
- бестактность; |
+ | |||
-ложь. |
+ | |||
|
||||
- конфликтный характер; |
+ |
|||
-ложь; |
+ | |||
- грубость, хамство |
+ | |||
4 |
Отношение к труду, профессиональная ориентация. |
|||
|
||||
- отрицательное отношение к работе; |
+ | |||
- невыполнение трудовых |
+ | |||
- неисполнение трудовых |
+ | |||
5 |
Поведение и поступки. |
|||
|
||||
- прогулы; |
+ | |||
- нарушение школьной дисциплины; |
+ | |||
- нецензурная брань; |
+ | |||
- жаргонная речь; |
+ |
|||
- порча школьного имущества; |
+ |
|||
- срыв уроков; |
+ | |||
-драки. |
+ |
|||
|
||||
- побеги из дома; |
+ |
|||
- невыполнение домашних обязанностей; |
+ | |||
- непослушание; |
+ | |||
-ложь. |
+ | |||
|
||||
- бродяжничество; |
+ |
|||
- попрошайничество; |
+ |
|||
- азартные игры; |
+ |
|||
- употребление наркотиков; |
+ |
|||
- проституция; |
+ |
|||
-кража; |
+ |
|||
- вымогательство; |
+ |
|||
- порча имущества; |
+ | |||
- нанесение телесных |
+ |
|||
- недобросовестное отношение к труду |
+ |
Карта наблюдений
С.И., ученика _3а__ Класса
# |
Критерии наблюдения |
Не наблюда- ется |
Иногда |
Часто |
1 |
Учебная деятельность: |
|
||
- равнодушие; |
+ | |||
- нежелание учиться; |
+ | |||
- низкая успеваемость; |
+ |
|||
- затруднения в освоении |
+ |
|||
- систематическая |
+ |
|||
2 |
Взаимоотношения со сверстниками. |
|||
|
||||
- изоляция; |
+ |
|||
- противопоставление себя |
+ |
|||
- положение дезорганизатора; |
+ |
|||
- положение вожака микрогруппы,
состоящей из «трудных» |
+ |
|||
|
||||
- жестокое обращение со слабыми и младшими; |
+ |
|||
- пренебрежительное отношение к сверстникам; |
+ |
|||
3 |
Взаимоотношения со взрослыми. |
|||
|
||||
- конфликтный характер |
+ |
|||
- грубость, хамство; |
+ |
|||
- бестактность; |
+ |
|||
- ложь. |
+ |
|||
|
||||
- конфликтный характер; |
+ |
|||
- ложь; |
+ |
|||
- грубость, хамство |
+ |
|||
4 |
Отношение к труду, профессиональная ориентация. |
|||
|
||||
- отрицательное отношение к работе; |
+ | |||
- невыполнение трудовых |
+ | |||
- неисполнение трудовых |
+ | |||
5 |
Поведение и поступки. |
|||
|
||||
- прогулы; |
+ | |||
- нарушение школьной дисциплины; |
+ | |||
- нецензурная брань; |
+ |
|||
- жаргонная речь; |
+ |
|||
- порча школьного имущества; |
+ |
|||
- срыв уроков; |
+ |
|||
- драки. |
+ |
|||
|
||||
- побеги из дома; |
+ |
|||
- невыполнение домашних |
+ | |||
- непослушание; |
+ |
|||
- ложь. |
+ |
|||
|
||||
- бродяжничество; |
+ |
|||
- попрошайничество; |
+ |
|||
- азартные игры; |
+ |
|||
- употребление наркотиков; |
+ |
|||
- проституция; |
+ |
|||
-кража; |
+ |
|||
- вымогательство; |
+ |
|||
- порча имущества; |
+ |
|||
- нанесение телесных |
+ |
|||
- недобросовестное отношение к труду |
+ |
Карта наблюдений
К.Е., ученицы _3а__ Класса
# |
Критерии наблюдения |
Не наблюда- ется |
Иногда |
Часто |
1 |
Учебная деятельность: |
|
||
- равнодушие; |
+ | |||
- нежелание учиться; |
+ |
|||
- низкая успеваемость; |
+ |
|||
- затруднения в освоении |
+ |
|||
- систематическая |
+ |
|||
2 |
Взаимоотношения со сверстниками. |
|||
|
||||
- изоляция; |
+ | |||
- противопоставление себя коллек |
+ |
|||
- положение дезорганизатора; |
+ |
|||
- положение вожака микрогруппы,
состоящей из «трудных» |
+ |
|||
|
||||
- жестокое обращение со слабыми и младшими; |
+ |
|||
- пренебрежительное отношение к сверстникам; |
+ |
|||
3 3 |
Взаимоотношения со взрослыми. |
|||
|
||||
- конфликтный характер |
+ |
|||
- грубость, хамство; |
+ |
|||
- бестактность; |
+ |
|||
-ложь. |
+ | |||
|
||||
- конфликтный характер; |
+ |
|||
-ложь; |
+ |
|||
- грубость, хамство |
+ |
|||
4 |
Отношение к труду, профессиональная ориентация. |
|||
|
||||
- отрицательное отношение к работе; |
+ |
|||
- невыполнение трудовых |
+ |
|||
- неисполнение трудовых обязанностей дома; |
+ |
|||
5 5 |
Поведение и поступки. |
|||
|
||||
- прогулы; |
+ | |||
- нарушение школьной дисциплины; |
+ |
|||
- нецензурная брань; |
+ |
|||
- жаргонная речь; |
+ |
|||
- порча школьного имущества; |
+ |
|||
- срыв уроков; |
+ |
|||
-драки. |
+ |
|||
|
||||
- побеги из дома; |
+ |
|||
- невыполнение домашних |
+ |
|||
- непослушание; |
+ |
|||
-ложь. |
+ | |||
|
||||
- бродяжничество; |
+ |
|||
- попрошайничество; |
+ |
|||
- азартные игры; |
+ |
|||
- употребление наркотиков; |
+ |
|||
- проституция; |
+ |
|||
-кража; |
+ |
|||
- вымогательство; |
+ |
|||
- порча имущества; |
+ |
|||
- нанесение телесных |
+ |
|||
- недобросовестное отношение к труду |
+ |
Карта наблюдений
Т.Т., ученика _3а__ Класса
# |
Критерии наблюдения |
Не наблюда- ется |
Иногда |
Часто | |
1 |
Учебная деятельность: |
|
|||
- равнодушие; |
+ | ||||
- нежелание учиться; |
+ | ||||
- низкая успеваемость; |
+ | ||||
- затруднения в освоении |
+ |
||||
- систематическая |
+ |
||||
2 |
Взаимоотношения со сверстниками. |
||||
|
|||||
- изоляция; |
+ |
||||
- противопоставление себя |
+ |
||||
- положение дезорганизатора; |
+ |
||||
- положение вожака микрогруппы, состоящей из «трудных» учащихся. |
+ |
||||
|
|||||
- жестокое обращение со слабыми и младшими; |
+ |
||||
- пренебрежительное отношение к сверстникам; |
+ |
||||
3 |
Взаимоотношения со взрослыми. |
||||
|
|||||
- конфликтный характер |
+ |
||||
- грубость, хамство; |
+ | ||||
- бестактность; |
+ |
||||
-ложь. |
+ | ||||
|
|||||
- конфликтный характер; |
+ |
||||
-ложь; |
+ | ||||
- грубость, хамство |
+ |
||||
4 |
Отношение к труду, профессиональная ориентация. |
||||
|
|||||
- отрицательное отношение к работе; |
+ | ||||
- невыполнение трудовых |
+ | ||||
- неисполнение трудовых |
+ | ||||
5 |
Поведение и поступки. |
||||
|
|||||
- прогулы; |
+ | ||||
- нарушение школьной дисциплины; |
+ | ||||
- нецензурная брань; |
+ |
||||
- жаргонная речь; |
+ |
||||
- порча школьного имущества; |
+ |
||||
- срыв уроков; |
+ |
||||
-драки. |
+ |
||||
|
|||||
- побеги из дома; |
+ |
||||
- невыполнение домашних |
+ | ||||
- непослушание; |
+ |
||||
-ложь. |
+ |
||||
|
|||||
- бродяжничество; |
+ |
||||
- попрошайничество; |
+ |
||||
- азартные игры; |
+ |
||||
- употребление наркотиков; |
+ |
||||
- проституция; |
+ |
||||
-кража; |
+ |
||||
- вымогательство; |
+ |
||||
- порча имущества; |
+ |
||||
- нанесение телесных |
+ |
||||
- недобросовестное отношение к труду |
+ |
Карта наблюдений
К.В., ученика _3а__ Класса
# |
Критерии наблюдения |
Не наблюда- ется |
Иногда |
Часто | |
1 |
Учебная деятельность: |
|
|||
- равнодушие; |
+ | ||||
- нежелание учиться; |
+ | ||||
- низкая успеваемость; |
+ | ||||
- затруднения в освоении |
+ |
||||
- систематическая |
+ |
||||
2 |
Взаимоотношения со сверстниками. |
||||
|
|||||
- изоляция; |
+ | ||||
- противопоставление себя |
+ |
||||
- положение дезорганизатора; |
+ |
||||
- положение вожака микрогруппы,
состоящей из «трудных» |
+ |
||||
|
|||||
- жестокое обращение со слабыми и младшими; |
+ |
||||
- пренебрежительное отношение к сверстникам; |
+ |
||||
3 |
Взаимоотношения со взрослыми. |
||||
|
|||||
- конфликтный характер |
+ |
||||
- грубость, хамство; |
+ |
||||
- бестактность; |
+ |
||||
-ложь. |
+ |
||||
|
|||||
- конфликтный характер; |
+ |
||||
-ложь; |
+ |
||||
- грубость, хамство |
+ |
||||
4 |
Отношение к труду, профессиональная ориентация. |
||||
|
|||||
- отрицательное отношение к работе; |
+ |
||||
- невыполнение трудовых |
+ |
||||
- неисполнение трудовых |
+ |
||||
5 |
Поведение и поступки. |
||||
|
|||||
- прогулы; |
+ | ||||
- нарушение школьной дисциплины; |
+ | ||||
- нецензурная брань; |
+ |
||||
- жаргонная речь; |
+ |
||||
- порча школьного имущества; |
+ | ||||
- срыв уроков; |
+ | ||||
-драки. |
+ |
||||
|
|||||
- побеги из дома; |
+ |
||||
- невыполнение домашних |
+ | ||||
- непослушание; |
+ |
||||
-ложь. |
+ | ||||
|
|||||
- бродяжничество; |
+ |
||||
- попрошайничество; |
+ |
||||
- азартные игры; |
+ |
||||
- употребление наркотиков; |
+ |
||||
- проституция; |
+ |
||||
-кража; |
+ |
||||
- вымогательство; |
+ |
||||
- порча имущества; |
+ |
||||
- нанесение телесных |
+ |
||||
- недобросовестное отношение к труду |
+ |