Девиантное поведение школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников.
Объект исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников

7
1.1. Сущность девиантного поведения …………………………………......
7
1.2. Причины девиантного поведения в различных концепциях ………….
10
1.3.Типы девиантного поведения ……………………………………………
20
1.4. Профилактика девиантного поведения младших школьников, виды профилактики …………………………………………………………………

30
Выводы по главе 1 ………………………………………………........
38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения младших школьников


40
2.1. Констатирующая диагностика по выявлению младших школьников с девиантным поведением ……………………………………………………..

40
2.2. Программа профилактики девиантного поведения младших школьников ……………………………………………………………………

45
2.3. Контрольная диагностика и анализ результатов формирующего эксперимента ………………………………………………………………….

52
Выводы по главе 2 ……………………………………….……..…….
56
Заключение ……………………………………………………………..
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………

Файлы: 1 файл

девиантное поведение школьников.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

К патохарактерологическим  девиациям относят также так называемые невротические развития личности - патологические формы поведения и реагирования, сформированные в процессе неврогенеза на базе невротических симптомов и синдромов. Девиации проявляются в виде невротических навязчивостей и ритуалов, которые пронизывают всю жизненную деятельность человека. В зависимости от их клинических проявлений человек может выбирать способы болезненного противостояния реальности. К примеру, человек с навязчивыми ритуалами может подолгу и в ущерб своим планам совершать стереотипные действия (открывать и закрывать двери, определенное число раз пропускать подходящий к остановке троллейбус), целью которых является снятие состояния эмоционального напряжения и тревоги.

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушения восприятия - галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться, искать несуществующий объект, разговаривать с собой), нарушений мышления (высказывать, отстаивать и пытаться добиваться поставленных целей на основе бредового истолкования действительности, активно ограничивать сферы своего общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), совершать нелепые поступки или месяцами бездействовать, совершать стереотипные вычурные движения или надолго застывать в однообразной позе из-за нарушений волевой активности.

       Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного  типов девиантного поведения  является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение. Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности. Агрессия направляется на себя (аутоагрессия), внутрь самого человека, тогда как действительность рассматривается что-то оппозиционное, не дающее возможности полноценной жизни и удовлетворения насущных потребностей. Аутодеструкция проявляется в виде суицидального поведения, наркотизации и алкоголизации и некоторых других разновидностей девиаций. Мотивами к саморазрушающему поведению становятся аддикции и неспособность справляться с обыденной жизнью, патологические изменения характера, а также психопатологические симптомы и синдромы.

Особым типом  отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека. Выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни.

Если при  делинквентном поведении наблюдается  противоборство во взаимодействии с реальностью, при патохарактерологическом и психопатологическом - болезненное противостояние, то при поведении, связанном с гиперспособностями - игнорирование реальности. Человек существует в реальности («здесь и теперь») и одновременно как бы живет в собственной реальности, не размышляя о необходимости «объективной реальности», в которой действуют другие окружающие люди. Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное, и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоционального отношения к поступкам и поведению окружающих, принимает любое происходящее событие отрешенно. Вынужденные контакты воспринимаются человеком с гиперспособностями как необязательные, временные и не воспринимаются как значимые для его личностного развития. Внешне в обыденной жизни поступки такого человека могут носить чудаковатый характер. К примеру, он может не знать, как пользуются бытовыми приборами, как совершаются обыденные действия. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с неординарными способностями (музыкальными, математическими, художественными и иными).

Двигательная  расторможенность. Она проявляется в неусидчивости, обилии нецеленаправленных движений. Буйная резвость, стремление бегать наперегонки, прыгать, затевать различные подвижные игры сочетаются у таких детей с повышенной отвлекаемостью, неспособностью длительно сконцентрировать внимание. Ребенок не может сосредоточиться на объяснениях учителя, легко отвлекается при выполнении домашних заданий, в результате чего страдает его успеваемость. Нередко встречаются эмоциональная неустойчивость, раздражительность, склонность к агрессивным действиям и конфликтам. Такие дети, как правило, постоянно нарушают дисциплину. Двигательная расторможенность по мере взросления постепенно сглаживается и может полностью исчезнуть в 15—16 лет.

Змановская  Е. В.  объединяет все виды отклоняющегося поведения в три группы:

  • антисоциальное (делинквентное);
  • асоциальное (аморальное);
  • аутодеструктивное (саморазрушительное)[ 8].

К первой группе (от 5 до 12 лет) Змановская Е.В.  относит такие формы девиаций, как:

- насилие по  отношению к младшим детям  или сверстникам;

- жестокое обращение  с животными; 

- воровство;

- мелкое хулиганство;

- разрушение  имущества;

- поджоги.

Ко второй группе:

- побеги из  дома;

- бродяжничество,

- школьные прогулы, 

- агрессивное  поведение, 

- злословие, 

- ложь,

- воровство, 

- вымогательство (попрошайничество).

 К третьей группе:

- курение и  токсикоманию, но в целом, считает  ученый, для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

Типичными нарушениями  поведения детей, по М. Э. Вайнер, являются:

  • гиперактивное поведение (повышенная потребность в движении, обусловленная преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка);
  • демонстративное поведение (намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения; варианты такого поведения: детское кривляние, капризы, сопровождающиеся внешними проявлениями раздраженности);
  • протестное поведение (негативизм, строптивость, упрямство);
  • агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия);
  • инфантильное поведение (сохранение в поведении ребенка черт, присущих более раннему возрасту);
  • конформное поведение (полностью подчинено внешним условиям -- требованиям других людей);
  • симптоматическое поведение (закодированное сообщение, своеобразный сигнал тревоги со стороны ребенка, например у ребенка закономерно поднимается температура именно в день проведения контрольной работы, диктанта).

1.4. Профилактика  девиантного поведения, ее виды

Змановская  Е.В. под профилактикой понимает - совокупность предупредительных  мероприятий,  направленных  на  сохранение  и  укрепление нормального  состояния порядка или  систему  государственных  и общественных   социальных,   гигиенических   и   медицинских    мероприятий, направленных  на  повышение  уровня  здоровья  населения  и   предупреждение заболеваний[ 7, с. 31].

Улицкий С.Я.  все профилактические мероприятия условно делит на общие и специальные.

К общим относят политические и социально-экономические мероприятия.

Специальные мероприятия, базируясь на общих, тем не менее имеют некоторые особенности при различных формах девиантного поведения.

Н.Я. Копыт, П.И. Сидоров (1986) выделяют следующие основные направления  профилактики пьянства и алкоголизма: психо-гигиеническое, педагогическое, медико-социальное, здравоохраненческое, административно-правовое и экономическое.

Имеют свои особенности  системы мероприятий, направленных на профилактику правонарушений (В.А. Пискарев, А.И. Долгова, В.Н. Кудрявцев), суицидов (А.Г. Амбрумова), сексуальные девиации (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган) и т.д. Однако для всех предлагаемых систематик характерны схематизм и условность.

Предупреждение девиантных форм поведения должно быть этиологичным, комплексным, дифференцированным и поэтапным, а главное – носить систематический и наступательный характер [18].

Этиологичность предупреждения заключается в воздействии на основные факторы (социальные, психологические, биологические), способствующие формированию отклоняющихся форм поведения.

Предупреждение девиантных форм поведения должно проводится дифференцированно  в отношении детей и взрослых, учащихся и родителей, а также  учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.

И наконец, предупреждение нарушений поведения должно быть последовательной и поэтапной. Согласно терминологии ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

         Первичная профилактика:

   - изучение  механизмов формирования материнского и отцовского  поведения,  типа семьи и воспитания;

   - изучение  и  коррекция  нарушения   материнско–детских  отношений,  которые служат причиной снижения  эмоционального благополучия ребенка  и отклонений  в его оптимальном  психическом развитии в  младенческом,  раннем  и дошкольном возрасте.

         Вторичная профилактика:

  - раннее  вмешательство в  коррекцию   клинико-биологических  нарушений   у ребенка;

  - исследование  генографии семьи;

  - коррекция   семейных  отношений,  физических  и  эмоциональных  связей,             определение детско-родительских границ;

  - наличие  четких семейных ролей.

     Третичная  профилактика  проводится  в отношении детей,   совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения несовершеннолетнего  и  его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных  судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности  ребенка  с  учетом его социальной уязвимости в  обществе,  отрицательным  социальным  опытом  и низкими социальными перспективами.

       В социальной работе  «под профилактикой  подразумеваются научно обоснованные  и своевременно предпринимаемые  действия, направленные на:

     - предотвращение  возможных физических,  психологических  или  социокультурных  коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

     - сохранение, поддержание и защиту  нормального уровня жизни и  здоровья людей;

     - содействие им в достижении  поставленных  целей  и  раскрытии   их  внутренних потенциалов»[23].

Прогрессирующая  тенденция  непрерывного  роста  различных  проявлений девиантного поведения несовершеннолетних ставит перед обществом  в  качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий,  направленных  не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм,  но и, главным образом, на их предупреждение, т.е. устранение коренных причин  и условий, прямо или опосредованно  оказывающих отрицательное  воздействие  на поступки и действия человека. При  этом,  как  показывает  опыт,  социальная значимость профилактических мероприятий  становится  эффективнее,  если  они научно  обоснованны,   исходят   из   всестороннего   учета   взаимодействия объективных и субъективных факторов, детермирующих поведение личности в  уже сложившейся  или  возможной,   прогнозируемой   жизненной   ситуации.   Хотя однозначных решений этой сложной проблемы нет, да и не может быть. Однако  в настоящее  время  как  в  науке,   так   и   в   практической   деятельности государственных органов социальной защиты  населения,  других  учреждений  и ведомств    по   профилактике   девиантного   поведения   несовершеннолетних сформировались определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы.

Информационный подход основывается на  широко  распространенном представлении. Отклонения от социальных норм в поведении людей происходит потому,  что они не  знают их [25].  Такая точка зрения  уже сама  по  себе предопределяет направление профилактических действий и выбор средств,  форм и методов их осуществления, а именно:  информирование  людей о нормативных требованиях,  предъявляемых к ним государством  и   обществом,   активное использование в этих целях средств массовой  информации  (печать,  радио, телевидение), а также  кино,  театр,  литературу  и  другие современные средства, их целенаправленное применение может оказать  большое  влияние  на формирование правосознания подростка,  повышение  его  морально-нравственной устойчивости, общего  уровня  культуры.

Информация о работе Девиантное поведение школьников