Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников.
Объект исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников
7
1.1. Сущность девиантного поведения …………………………………......
7
1.2. Причины девиантного поведения в различных концепциях ………….
10
1.3.Типы девиантного поведения ……………………………………………
20
1.4. Профилактика девиантного поведения младших школьников, виды профилактики …………………………………………………………………
30
Выводы по главе 1 ………………………………………………........
38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения младших школьников
40
2.1. Констатирующая диагностика по выявлению младших школьников с девиантным поведением ……………………………………………………..
40
2.2. Программа профилактики девиантного поведения младших школьников ……………………………………………………………………
45
2.3. Контрольная диагностика и анализ результатов формирующего эксперимента ………………………………………………………………….
52
Выводы по главе 2 ……………………………………….……..…….
56
Заключение ……………………………………………………………..
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………
Также при беседе с педагогами-предметниками и классным руководителем мы выявили, что 13% учеников очень часто срывают уроки, нецензурно выражаются, по хамски относятся к учителям, дерутся со сверстниками и детьми младше их по возрасту, невыполнение домашнего задания, отказываются отвечать у доски; у 37% детей есть нарушения в дисциплине – выкрики в классе, иногда невыполнение домашнего задания; 50% детей не нарушают дисциплину в классе.
При наблюдении (Приложение 1) нами использовались следующие критерии: учебная деятельность; взаимоотношения со сверстниками; взаимоотношение с учителями, родителями; отношение к труду; поведение и поступки в школе и семье; противоправные поступки.
В результате этого нами было выявлено, что в обследуемом нами третьем классе присутствует один ребенок с девиантной формой поведения и четверо детей, которые относятся к «группе риска». Данные результаты предоставлены в таблица 1.
Таблица 1
Результаты констатирующей диагностики
№ |
Форма поведения у обследуемых детей |
Процентное отношение |
1 |
Девиантная форма поведения |
3% |
2 |
«Группа риска» |
14% |
3 |
Нормальная форма поведения |
83% |
Характеристика Т.К., ученика третьего класса, с девиантной формой поведения.
Ребенок пропускает занятия в школе без уважительных причин. Успеваемость ниже среднего, нежелание учиться мотивирует ленью.
Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: Семья неполная, фактически ребенка воспитывает бабушка, отца нет, мать в воспитании ребенка участия не принимает, так как живет и работает в г. Москва. Ребенок маму почти не видит, только на праздники. Маму и бабушку для себя авторитетами не считает. Материальное положение семьи ниже среднего, ребенок проживает с бабушкой в частном доме, у него есть отдельная комната. Ребенок часто приходит в школу без учебников и тетрадей, выглядит неухоженным. Признаков насилия над ребенком в семье нет, попрошайничеством не занимается, но сбегает из дома. Домашнее задание практически не выполняет, к урокам не готов. Срывает уроки в классе. Ребенок редко принимает участие в общественных делах, учителя не доверяют ему повседневные задания. Редко принимает ответственное решение, авторитетом в классе не пользуется, но со сверстниками активно общается. Агрессивность проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики, сквернословие. Наблюдается применение физической силы по отношению как сверстникам, так и детям младшего его. Курит эпизодически.
Характеристика С.И., ученика третьего класса, относится к «группе риска».
Ребенок пропускает
занятия в школе без
Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья полная, но обстановка неблагоприятная, контроль за поведением ребенка со стороны матери отсутствует, отца нет, есть отчим, который также воспитанием не занимается, к матери ребенок относится нормально, но с отчимом отношения напряженные. Мать постоянного места работы не имеет, в данный момент подрабатывает на оптовом рынке, отчим нигде не работает, периодически употребляет спиртные напитки. Материальное положение семьи ниже среднего, бытовые условия в доме сносные, у ребенка отдельная комната. Признаков насилия над ребенком в семье нет, попрошайничеством не занимается, домашнее задание регулярно не выполняет, к урокам бывает не готов. Ребенок редко принимает участие в общественных делах, безынициативен, но со сверстниками активно общается, в основном вне школы, свое нежелание учиться объясняет сложившейся конфликтной ситуацией с учителями. Авторитетом в классе не пользуется, часто проявляет агрессивность, особенно в отношении женского пола, агрессивно настроен и в отношении учителей.
Характеристика Т.Т., ученика третьего класса, относится к «группе риска».
Ребенок пропускает занятия. Успеваемость ниже среднего, нежелание учиться мотивирует ленью.
Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья полная, отец работает вахтовым методом, в воспитании прямого участия не принимает, мать не выполняет надлежащим образом обязанности по обучению сына, не контролирует посещаемость им занятий, что способствует уклонению ребенка от учебы. Отношение между родителями и ребенком неконфликтные, но присутствует ложь со стороны ребенка. Материальное положение семьи среднее, у ребенка есть отдельная комната, компьютер. Ребенок безынициативен, большим авторитетом в классе не пользуется, но и число аутсайдеров не входит. Открытую агрессию не выражает.
Характеристика К.Е.., ученицы третьего класса, относится к «группе риска».
Ребенок пропускает занятия. Успеваемость ниже среднего.
Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья полная, но родители находятся в состоянии развода. Девочка предоставлена сама себе. Родители не выполняют надлежащим образом обязанности по обучению ребенка: не проверят выполнение домашнего задания. Обманывает родителей, пропускает занятия в школе. Материальное положение семьи среднее, у ребенка есть отдельная комната, компьютер. Наблюдается снижение уровня успеваемости: со среднего уровня до ниже среднего. Ребенок безынициативен, большим авторитетом в классе не пользуется, но и число аутсайдеров не входит. Замкнута в себе.
Характеристика К.В., ученика третьего класса, относится к «группе риска».
Ребенок пропускает занятия в школе без уважительных причин. Успеваемость ниже среднего, нежелание учиться мотивирует ленью.
Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: Семья полная, фактически ребенка воспитывает бабушка, мать и отец работают в г. Москва. Ребенок родителей почти не видит, только на праздники. Материальное положение семьи среднее, ребенок проживает с бабушкой в частном доме, у него есть отдельная комната, компьютер. Ребенок иногда приходит в школу без учебников, с невыполненным домашним заданием. Признаков насилия над ребенком в семье нет, попрошайничеством не занимается. Домашнее задание не выполняет, к урокам не готов. Срывает уроки в классе. Ребенок редко принимает участие в общественных делах, учителя с неохотой доверяют ему повседневные задания, сетуя на медлительность. Редко принимает ответственное решение, авторитетом в классе не пользуется, но со сверстниками активно общается. Агрессивность проявляется через ругань, враждебные выкрики, сквернословие. Курит эпизодически.
На основании выше изложенного нами был разработан план деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников.
2.2. Программа
профилактики девиантного
Предупреждая отрицательное
влияние на ребенка неблагоприятных психосоциальных
факторов путем коррекции ментального
восприятия, можно оказать первичную профилактическую
помощь ребенку и реабилитационную поддержку
его семье.
Одним из важнейших
направлений работы педагога-психолога
является работа с семьей. При взаимодействии
с родителями используются различные
формы работы: диагностика детско-родительских
отношений, анализ трудных семейных ситуаций,
тематические родительские собрания.
Родительские
собрания – это основная форма совместной работы
с родителями. Но как показывает практика,
проведение лекционных форм родительских
собраний не всегда эффективно и не дает
результат «обратной связи». Чаще всего
родители занимают пассивную позицию
при взаимодействии с педагогами и психологом.
Одно из возможных решений в данной ситуации
– использование в работе с родителями
такой формы работы, как социально-психологический
тренинг. Социально-психологический тренинг
– это активное обучение посредством
приобретения жизненного опыта, моделируемого
в групповом взаимодействии людей.
Участники: пары
«родитель-ребенок» (5 пар).
Программа включает 10 занятий, продолжительность каждого 2 часа. Занятия проводились один раз в неделю.
Для проведения занятий требовался игровой зал большой площади, с ковровым покрытием.
Цели и задачи
1. Коррекция отношений родителей
и детей:
- установление и развитие отношений партнерства
и сотрудничества родителя с ребенком;
- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
- достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
- выработка навыков адекватного
и равноправного общения, способности
к предотвращению и разрешению межличностных
конфликтов;
- устранение дезадаптивных форм поведения
и обучение адекватным способам реагирования
в проблемных и стрессовых ситуациях.
2. Коррекция отношения к «я» (к себе):
- формирование наиболее адекватной самооценки;
- приобретение уверенности
в себе, создание и принятие внутреннего
«я»;
- укрепление уверенности родителей в
собственных воспитательных возможностях;
- обучение приемам саморегуляции
психического состояния.
3. Коррекция отношения к реальности (к
жизни):
- приобретение навыков выбора и принятия
решений, укрепление волевых качеств;
- формирование позитивной установки на
отношение к окружающему миру.
Структура занятий
Общая структура
занятия включает в себя следующие
элементы: ритуал приветствия, разминку,
основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал
прощания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Занятие 1. «Знакомство»
Цель. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.
Занятие 2. «Мир детский и мир взрослый»
Цели. Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребенка исходя из позиции самого ребенка.
Занятие 3. «Все мы чем-то похожи»
Цели. Развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств.
Занятие 4. «Почувствуй себя любимым»
Цели. Укрепление
уверенности родителей и детей
в том, что они любимы, желанны;
активизация сил, развитие навыков
и умений выражать свои чувства.
Занятие 5. «Путь доверия»
Цели. Формирование
чувства близости между родителями
и детьми, умения сопереживать, понимать
чувства другого, доверять друг другу.
Занятие 6. «Агрессия
и гнев»
Цели. Работа с
агрессией и гневом; осознание
этих состояний, отработка навыков конструктивного
общения, самоконтроля, адекватных способов
выражения агрессии и гнева; проигрывание
различных эмоций и состояний.
Занятие 7. «Душевная
погода»
Цели. Раскрепощение
живой души, снятие страхов, преодоление
неуверенности в себе; повышение самооценки,
принятие себя, установление доверия к
миру и окружению, душевного равновесия.
Занятие 8. «Жизнь
Земли»
Цели. Формирование
позитивной установки на отношение
к окружающему миру; расширение представлений
о мире; развитие наблюдательности, навыков невербального
общения, эмоциональной экспрессии.
Занятие 9. «Сделай
себя счастливей!»
Цели. Развитие
партнерства и сотрудничества родителя
с ребенком, умения отстаивать свои
права, высказывать свое мнение, приобретение
навыков равноправного общения, сознание чувства
полноты жизни, ощущения счастья.
Занятие 10. «Все вместе!»
Цели. Подведение итогов.
Таблица 2
Программа социального-психологического тренинга для детей и их родителей
№ |
Мероприятие |
Дата проведения |
Количество часов |
1 |
Занятие 1. «Знакомство» |
25.01.10 |
1.5-2 |
2 |
Занятие 2. «Мир детский и мир взрослый» |
28.01.10 |
1.5-2 |
3 |
Занятие 3. «Все мы чем-то похожи» |
04.02.10 |
1.5-2 |
4 |
Занятие 4. «Почувствуй себя любимым» |
11.02.10 |
1.5-2 |
5 |
Занятие 5. «Путь доверия» |
18.02.10 |
1.5-2 |
6 |
Занятие 6. «Агрессия и гнев» |
25.02.10 |
1.5-2 |
7 |
Занятие 7. «Душевная погода» |
04.03.10 |
1.5-2 |
8 |
Занятие 8. «Жизнь Земли» |
11.03.10 |
1.5-2 |
9 |
Занятие 9. «Сделай себя счастливей!» |
18.03.10 |
1.5-2 |
10 |
Занятие 10. «Все вместе!» |
25.03.10 |
1.5-2 |