Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников.
Объект исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников
7
1.1. Сущность девиантного поведения …………………………………......
7
1.2. Причины девиантного поведения в различных концепциях ………….
10
1.3.Типы девиантного поведения ……………………………………………
20
1.4. Профилактика девиантного поведения младших школьников, виды профилактики …………………………………………………………………
30
Выводы по главе 1 ………………………………………………........
38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения младших школьников
40
2.1. Констатирующая диагностика по выявлению младших школьников с девиантным поведением ……………………………………………………..
40
2.2. Программа профилактики девиантного поведения младших школьников ……………………………………………………………………
45
2.3. Контрольная диагностика и анализ результатов формирующего эксперимента ………………………………………………………………….
52
Выводы по главе 2 ……………………………………….……..…….
56
Заключение ……………………………………………………………..
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………
Здравствуйте!
Тема моей дипломной работы «Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников»
Актуальность нашего исследования состоит в необходимости ранней социально-педагогической профилактике девиантного поведения у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанности программ осуществления данной работы.
Проблема исследования: каковы социально-педагогические условия успешной профилактики девиантного поведения младших школьников?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников.
Объект исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников.
Предмет исследования – социально-педагогические условия успешной профилактики девиантного поведения младших школьников.
Гипотезой исследования является предположение о том, что работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся эффективна при соблюдении следующих условий:
Основными задачами исследования являются:
1. Дать определение отклоняющегося (девиантного) поведения и разобраться с различными формами его проявления; понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы; дать характеристику понятию социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников;
2. Выявить социально-педагогические условия успешной профилактики девиантного поведения младших школьников;
3. Разработать
и экспериментально проверить
программу профилактики
В работе мы будем использовать следующие методы исследования: теоретический анализ социально-педагогической, психологической, социологической, научно-методической литературы по проблеме; изучение организационно-нормативных документов (анализ документации социального педагога, изучение социального паспорта семьи); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); наблюдение; опрос (анкетирование, беседа); аналитическая и статистическая обработка данных.
Методологической основой исследования является деятельностный подход (А.П. Леонтьев, А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова, Р.В. Овчарова и другие)
Теоретической основой являются работы Б.Н. Алмазов, М.А. Галагузова, Н.Ф. Дивицина, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, М. Раттер, А.А. Романов и др.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования содержащейся в данной работе программы социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников в деятельности социальных педагогов, классных руководителей общеобразовательных школ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В Главе 1 «Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников» нами были рассмотрены следующие вопросы:
- учебная декомпенсация
- школьная дезадаптация
- социальная дезадаптация
- криминализация среды свободного времяпровождения.
- знание учащимися своих прав и обязанностей;
- соблюдение прав и обязанностей всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
- психологическое и социальное равенство всех учащихся в стенах образовательного учреждения;
- исключение дискриминации по любому признаку.
Во второй главе «Опытно-
В ходе работы в средней школе №7 г.Шуи нами были обследованы ученики третьего класса на присутствие у данных детей форм девиантного поведения.
Методы и способы, которые мы использовали для получения необходимой информации:
- анализ классных журналов (успеваемость, посещаемость занятий, состав семьи);
- беседа с классным
руководителем и педагогами-
- наблюдения (Приложение 3);
В результате анализа классных журналов мы выявили, что у 17% обследуемых успеваемость ниже среднего («троечники» и «двоечники»), у 50% – средний уровень успеваемости («хорошисты») и у 13% – высокий уровень успеваемости («отличники»). При этом следует отметить, что дети с успеваемостью ниже среднего имеют пропуски занятий в обучении, следует отметить что данные пропуски совершаются по большей части без уважительных причин. Данные пропуски составили 60% от общей посещаемости детьми школы.
В ходе беседы с классным руководителем учеников третьего класса, нами было выяснено, что в данном классе 30% учеников живут в полной семье с материальным достатком ниже среднего; 35% учеников – в полной семье со средним материальным достатком; 30% учеников – в неполной семье со средним материальным достатком; 5% учеников – родители подали на развод.
Также при беседе с педагогами-предметниками и классным руководителем мы выявили, что 13% учеников очень часто срывают уроки, нецензурно выражаются, по хамски относятся к учителям, дерутся со сверстниками и детьми младше их по возрасту, невыполнение домашнего задания, отказываются отвечать у доски; у 37% детей есть нарушения в дисциплине – выкрики в классе, иногда невыполнение домашнего задания; 50% детей не нарушают дисциплину в классе.
При наблюдении (Приложение 1) нами использовались следующие критерии: учебная деятельность; взаимоотношения со сверстниками; взаимоотношение с учителями, родителями; отношение к труду; поведение и поступки в школе и семье; противоправные поступки.
В результате этого нами было выявлено, что в обследуемом нами третьем классе присутствует один ребенок с девиантной формой поведения и четверо детей, которые относятся к «группе риска». Данные результаты предоставлены в таблица 1.
Таблица 1
Результаты констатирующей диагностики
№ |
Форма поведения у обследуемых детей |
Процентное отношение |
1 |
Девиантная форма поведения |
3% |
2 |
«Группа риска» |
14% |
3 |
Нормальная форма поведения |
83% |
Характеристика Т.К., ученика третьего класса, с девиантной формой поведения.
Ребенок пропускает занятия в школе без уважительных причин. Успеваемость ниже среднего, нежелание учиться мотивирует ленью.
Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: Семья неполная, фактически ребенка воспитывает бабушка, отца нет, мать в воспитании ребенка участия не принимает, так как живет и работает в г. Москва. Ребенок маму почти не видит, только на праздники. Маму и бабушку для себя авторитетами не считает. Материальное положение семьи ниже среднего, ребенок проживает с бабушкой в частном доме, у него есть отдельная комната. Ребенок часто приходит в школу без учебников и тетрадей, выглядит неухоженным. Признаков насилия над ребенком в семье нет, попрошайничеством не занимается, но сбегает из дома. Домашнее задание практически не выполняет, к урокам не готов. Срывает уроки в классе. Ребенок редко принимает участие в общественных делах, учителя не доверяют ему повседневные задания. Редко принимает ответственное решение, авторитетом в классе не пользуется, но со сверстниками активно общается. Агрессивность проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики, сквернословие. Наблюдается применение физической силы по отношению как сверстникам, так и детям младшего его. Курит эпизодически.
Характеристика С.И., ученика третьего класса, относится к «группе риска».
Ребенок пропускает
занятия в школе без
Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья полная, но обстановка неблагоприятная, контроль за поведением ребенка со стороны матери отсутствует, отца нет, есть отчим, который также воспитанием не занимается, к матери ребенок относится нормально, но с отчимом отношения напряженные. Мать постоянного места работы не имеет, в данный момент подрабатывает на оптовом рынке, отчим нигде не работает, периодически употребляет спиртные напитки. Материальное положение семьи ниже среднего, бытовые условия в доме сносные, у ребенка отдельная комната. Признаков насилия над ребенком в семье нет, попрошайничеством не занимается, домашнее задание регулярно не выполняет, к урокам бывает не готов. Ребенок редко принимает участие в общественных делах, безынициативен, но со сверстниками активно общается, в основном вне школы, свое нежелание учиться объясняет сложившейся конфликтной ситуацией с учителями. Авторитетом в классе не пользуется, часто проявляет агрессивность, особенно в отношении женского пола, агрессивно настроен и в отношении учителей.
Характеристика Т.Т., ученика третьего класса, относится к «группе риска».
Ребенок пропускает занятия. Успеваемость ниже среднего, нежелание учиться мотивирует ленью.
Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья полная, отец работает вахтовым методом, в воспитании прямого участия не принимает, мать не выполняет надлежащим образом обязанности по обучению сына, не контролирует посещаемость им занятий, что способствует уклонению ребенка от учебы. Отношение между родителями и ребенком неконфликтные, но присутствует ложь со стороны ребенка. Материальное положение семьи среднее, у ребенка есть отдельная комната, компьютер. Ребенок безынициативен, большим авторитетом в классе не пользуется, но и число аутсайдеров не входит. Открытую агрессию не выражает.
Характеристика К.Е.., ученицы третьего класса, относится к «группе риска».
Ребенок пропускает занятия. Успеваемость ниже среднего.
Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья полная, но родители находятся в состоянии развода. Девочка предоставлена сама себе. Родители не выполняют надлежащим образом обязанности по обучению ребенка: не проверят выполнение домашнего задания. Обманывает родителей, пропускает занятия в школе. Материальное положение семьи среднее, у ребенка есть отдельная комната, компьютер. Наблюдается снижение уровня успеваемости: со среднего уровня до ниже среднего. Ребенок безынициативен, большим авторитетом в классе не пользуется, но и число аутсайдеров не входит. Замкнута в себе.
Характеристика К.В., ученика третьего класса, относится к «группе риска».
Ребенок пропускает
занятия в школе без
Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: Семья полная, фактически ребенка воспитывает бабушка, мать и отец работают в г. Москва. Ребенок родителей почти не видит, только на праздники. Материальное положение семьи среднее, ребенок проживает с бабушкой в частном доме, у него есть отдельная комната, компьютер. Ребенок иногда приходит в школу без учебников, с невыполненным домашним заданием. Признаков насилия над ребенком в семье нет, попрошайничеством не занимается. Домашнее задание не выполняет, к урокам не готов. Срывает уроки в классе. Ребенок редко принимает участие в общественных делах, учителя с неохотой доверяют ему повседневные задания, сетуя на медлительность. Редко принимает ответственное решение, авторитетом в классе не пользуется, но со сверстниками активно общается. Агрессивность проявляется через ругань, враждебные выкрики, сквернословие. Курит эпизодически.