Девиантное поведение школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников.
Объект исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников

7
1.1. Сущность девиантного поведения …………………………………......
7
1.2. Причины девиантного поведения в различных концепциях ………….
10
1.3.Типы девиантного поведения ……………………………………………
20
1.4. Профилактика девиантного поведения младших школьников, виды профилактики …………………………………………………………………

30
Выводы по главе 1 ………………………………………………........
38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения младших школьников


40
2.1. Констатирующая диагностика по выявлению младших школьников с девиантным поведением ……………………………………………………..

40
2.2. Программа профилактики девиантного поведения младших школьников ……………………………………………………………………

45
2.3. Контрольная диагностика и анализ результатов формирующего эксперимента ………………………………………………………………….

52
Выводы по главе 2 ……………………………………….……..…….
56
Заключение ……………………………………………………………..
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………

Файлы: 1 файл

девиантное поведение школьников.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Здравствуйте!

Тема моей дипломной  работы «Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших  школьников»

Актуальность нашего исследования состоит в необходимости ранней социально-педагогической профилактике девиантного поведения у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанности программ осуществления данной работы.

Проблема исследования: каковы социально-педагогические условия успешной профилактики девиантного поведения младших школьников?

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников.

Объект исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников.

   Предмет исследования – социально-педагогические условия успешной профилактики девиантного поведения младших школьников.

   Гипотезой исследования является предположение о том, что работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся     эффективна  при     соблюдении     следующих    условий: 

  1. раннего выявления девиантного поведения;
  2. организация досуговой  деятельности младших школьников;
  3. юридического просвещения детей и родителей;
  4. коррекция детско-родительских отношений в процессе семейного досуга.

Основными задачами исследования являются:

   1. Дать определение отклоняющегося (девиантного) поведения и разобраться с различными формами его проявления; понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы; дать характеристику понятию социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников;

    2. Выявить социально-педагогические условия успешной профилактики девиантного поведения младших школьников;

    3. Разработать  и экспериментально проверить  программу  профилактики девиантного  поведения младших школьников.

В работе мы будем  использовать следующие методы исследования: теоретический анализ социально-педагогической, психологической, социологической, научно-методической литературы по проблеме; изучение организационно-нормативных документов (анализ документации социального педагога, изучение социального паспорта семьи); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); наблюдение; опрос (анкетирование, беседа); аналитическая и статистическая обработка данных.

Методологической  основой исследования является деятельностный подход (А.П. Леонтьев, А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова, Р.В. Овчарова и другие)

Теоретической основой являются работы  Б.Н. Алмазов, М.А. Галагузова, Н.Ф. Дивицина, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, М. Раттер, А.А. Романов  и др.

Практическая  значимость исследования состоит в возможности использования содержащейся в данной работе программы социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников в деятельности социальных педагогов, классных руководителей общеобразовательных школ.

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В Главе 1 «Теоретические основы профилактики девиантного поведения  младших школьников» нами были рассмотрены  следующие вопросы:

- Сущность  девиантного поведения

- Причины  девиантного поведения в различных концепциях

- Типы девиантного  поведения

- Профилактика девиантного поведения младших школьников, виды профилактики

Выводы

  1. В начальной школе дети  приобретают негативный опыт разрыва связей со школой, стойкую школьную не успешность, ведущую в дальнейшем к отклонениям в поведении.
  2. Основной причиной девиантного поведения детей является их учебная дезадаптация, проходящая в своем развитии следующие стадии:

-  учебная декомпенсация

- школьная дезадаптация

- социальная  дезадаптация 

-  криминализация среды свободного времяпровождения.

  1. Предупреждение девиантных форм поведения должно проводится дифференцированно в отношении детей и взрослых, учащихся и родителей, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.
  2. Все профилактические мероприятия должны проводиться среди детей младшего школьного возраста в четырех сферах: в семье, школе, медицинских учреждениях и общественных организациях и, что немаловажно – в тесной их взаимосвязи. Самой важной сферой  является семья, потому что со стереотипом дозволенности, допустимости и даже привлекательности употребления спиртного и наркотиков и распространения его среди сверстников.
  3. Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся     эффективна    лишь     при     соблюдении     следующих    условий:  успешность учащегося  в учебной деятельности, эмоционально позитивная система       отношений       со      сверстниками,       родителями,      учителями,  психологическая    защищённость.    Последнее    обстоятельство    связано    с гарантированной социальной защищённостью, включающей в себя:

- знание учащимися своих прав и обязанностей;

- соблюдение    прав    и    обязанностей    всеми    участниками   учебно-воспитательного процесса;

- психологическое и социальное равенство всех учащихся в стенах образовательного учреждения;

- исключение дискриминации по любому признаку.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения младших школьников»

    В ходе работы в средней школе №7 г.Шуи  нами были обследованы ученики третьего класса на присутствие у данных детей форм девиантного поведения.

    Методы и способы, которые мы использовали для получения необходимой информации:

- анализ классных журналов (успеваемость, посещаемость занятий, состав семьи);

- беседа с классным  руководителем и педагогами-предметниками;

- наблюдения (Приложение 3);

В результате анализа классных журналов мы выявили, что у 17% обследуемых  успеваемость ниже среднего («троечники» и «двоечники»), у 50% – средний уровень успеваемости («хорошисты») и у 13% – высокий уровень успеваемости («отличники»). При этом следует отметить, что дети с успеваемостью ниже среднего имеют пропуски занятий в обучении, следует отметить что данные пропуски совершаются по большей части без уважительных причин. Данные пропуски составили 60% от общей посещаемости детьми школы.

В ходе беседы с классным руководителем учеников третьего класса, нами было выяснено, что в данном классе 30% учеников живут в полной семье с материальным достатком ниже среднего; 35% учеников – в полной семье со средним материальным достатком; 30% учеников – в неполной семье со средним материальным достатком; 5% учеников – родители подали на развод.

Также при беседе с педагогами-предметниками и классным руководителем мы выявили, что 13% учеников  очень часто срывают уроки, нецензурно выражаются, по хамски относятся к учителям, дерутся со сверстниками и детьми младше их по возрасту, невыполнение домашнего задания, отказываются отвечать у доски; у 37% детей есть нарушения в дисциплине – выкрики в классе, иногда невыполнение домашнего задания; 50% детей не нарушают дисциплину в классе.

При наблюдении (Приложение 1) нами использовались следующие критерии: учебная деятельность; взаимоотношения  со сверстниками; взаимоотношение с  учителями, родителями; отношение к  труду; поведение и поступки в  школе и семье; противоправные поступки.

В результате этого нами было выявлено, что в обследуемом нами третьем классе присутствует  один ребенок с девиантной формой поведения и  четверо детей, которые относятся к «группе риска». Данные результаты предоставлены в таблица 1.

Таблица 1

Результаты  констатирующей диагностики

Форма поведения у

обследуемых детей

Процентное  отношение

1

Девиантная  форма поведения

3%

2

«Группа риска»

14%

3

Нормальная  форма поведения

83%


 

  Характеристика Т.К., ученика третьего класса, с девиантной формой поведения.

  Ребенок пропускает занятия в школе без уважительных причин. Успеваемость ниже среднего, нежелание учиться мотивирует ленью.

Социальный  паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: Семья неполная, фактически ребенка воспитывает бабушка, отца нет, мать в воспитании ребенка участия не принимает, так как живет и работает в г. Москва. Ребенок маму почти не видит, только на праздники. Маму и бабушку для себя авторитетами не считает. Материальное положение семьи ниже среднего, ребенок проживает с бабушкой в частном доме, у него есть отдельная комната. Ребенок часто приходит в школу без учебников и тетрадей, выглядит неухоженным. Признаков насилия над ребенком в семье нет, попрошайничеством не занимается, но  сбегает из дома. Домашнее задание практически не выполняет, к урокам не готов. Срывает уроки в классе. Ребенок редко принимает участие в общественных делах, учителя не доверяют ему повседневные задания. Редко принимает ответственное решение, авторитетом в классе не пользуется, но со сверстниками активно общается. Агрессивность проявляется через угрозы, ругань, враждебные выкрики, сквернословие. Наблюдается применение физической силы по отношению как сверстникам, так и детям младшего его. Курит эпизодически.

Характеристика  С.И., ученика третьего класса, относится к «группе риска». 

Ребенок пропускает занятия в школе без уважительных причин.  Отставание в учебе происходит также по медицинским показаниям: слабое здоровье, часто болеет.     

  Социальный паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья полная, но обстановка неблагоприятная, контроль за поведением ребенка со стороны матери отсутствует, отца нет, есть отчим, который также воспитанием не занимается, к матери ребенок относится нормально, но с отчимом отношения напряженные. Мать постоянного места работы не имеет, в данный момент подрабатывает на оптовом рынке, отчим нигде не работает, периодически употребляет спиртные напитки. Материальное положение семьи ниже среднего, бытовые условия в доме сносные, у ребенка отдельная комната. Признаков насилия над ребенком в семье нет, попрошайничеством не занимается, домашнее задание регулярно не выполняет, к урокам бывает не готов. Ребенок редко принимает участие в общественных делах, безынициативен, но со сверстниками активно общается, в  основном вне школы, свое нежелание учиться объясняет сложившейся конфликтной ситуацией  с учителями. Авторитетом в классе не пользуется, часто проявляет агрессивность, особенно в отношении женского пола, агрессивно настроен и в отношении учителей.

Характеристика  Т.Т., ученика третьего класса, относится к «группе риска».

Ребенок пропускает занятия. Успеваемость ниже среднего, нежелание учиться мотивирует ленью. 

Социальный  паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья полная, отец работает вахтовым методом, в воспитании прямого участия не принимает, мать не выполняет надлежащим образом обязанности по обучению сына, не контролирует посещаемость им занятий, что способствует уклонению ребенка от учебы. Отношение между родителями и ребенком неконфликтные, но присутствует ложь со стороны ребенка.  Материальное положение семьи среднее, у ребенка есть отдельная комната, компьютер. Ребенок безынициативен, большим авторитетом в классе не пользуется, но и число аутсайдеров не входит. Открытую агрессию не выражает.

Характеристика К.Е.., ученицы третьего класса, относится к «группе риска».

Ребенок пропускает занятия. Успеваемость ниже среднего. 

Социальный  паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: семья полная, но родители находятся в состоянии развода. Девочка предоставлена сама себе. Родители не выполняют надлежащим образом обязанности по обучению ребенка: не проверят выполнение домашнего задания. Обманывает родителей, пропускает занятия в школе. Материальное положение семьи среднее, у ребенка есть отдельная комната, компьютер. Наблюдается снижение уровня успеваемости: со среднего уровня до ниже среднего. Ребенок безынициативен, большим авторитетом в классе не пользуется, но и число аутсайдеров не входит. Замкнута в себе.

Характеристика  К.В., ученика третьего класса, относится к «группе риска».

Ребенок пропускает занятия в школе без уважительных причин. Успеваемость ниже среднего, нежелание учиться мотивирует ленью.

Социальный  паспорт личности ребенка выявил следующие сведения: Семья полная, фактически ребенка воспитывает бабушка, мать и отец работают в г. Москва. Ребенок родителей почти не видит, только на праздники. Материальное положение семьи среднее, ребенок проживает с бабушкой в частном доме, у него есть отдельная комната, компьютер. Ребенок иногда приходит в школу без учебников, с невыполненным домашним заданием. Признаков насилия над ребенком в семье нет, попрошайничеством не занимается. Домашнее задание не выполняет, к урокам не готов. Срывает уроки в классе. Ребенок редко принимает участие в общественных делах, учителя с неохотой доверяют ему повседневные задания, сетуя на медлительность. Редко принимает ответственное решение, авторитетом в классе не пользуется, но со сверстниками активно общается. Агрессивность проявляется через ругань, враждебные выкрики, сквернословие. Курит эпизодически.

Информация о работе Девиантное поведение школьников