Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников.
Объект исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников
7
1.1. Сущность девиантного поведения …………………………………......
7
1.2. Причины девиантного поведения в различных концепциях ………….
10
1.3.Типы девиантного поведения ……………………………………………
20
1.4. Профилактика девиантного поведения младших школьников, виды профилактики …………………………………………………………………
30
Выводы по главе 1 ………………………………………………........
38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения младших школьников
40
2.1. Констатирующая диагностика по выявлению младших школьников с девиантным поведением ……………………………………………………..
40
2.2. Программа профилактики девиантного поведения младших школьников ……………………………………………………………………
45
2.3. Контрольная диагностика и анализ результатов формирующего эксперимента ………………………………………………………………….
52
Выводы по главе 2 ……………………………………….……..…….
56
Заключение ……………………………………………………………..
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………
К сожалению, в условиях кризиса переходного периода, ложно понимая принципы гласности и свободы личности, некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике девиантного поведения не только не выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество. «Ярким примером может служить широко пропагандируемый нашими средствами массовой информации тезис «разрешено все, что не запрещено законом», его буквальное толкование, если не будут своевременно приняты соответствующие меры, фактически может привести к искоренению в сознании людей, особенно молодежи, веками выработанных в нашем народе морально-нравственных устоев, межличностных и внутрисемейных отношений, освященных церковью, традициями, совестливостью, сострадательностью и бескорыстием» [25].
Как видим информационный подход к профилактике отклоняющегося поведения предполагает серьезное переосмысление. прежде всего на государственном уровне, роли и задач всех информационных средств, которыми располагает общество.
Социальные нормы всего лишь один из множества фактов, определяющих поведение человека. Поэтому не всегда степень информированности о социальных нормах адекватно преломляется в его поведении, что обусловливается как видом самих норм, так и конкретными обстоятельствами. «Этот кажущийся парадокс обусловливается тем, что между социальными нормами существует определенная внутренняя связь, вследствие чего одни из них дополняют или, как пишет В.Н. Кудрявцев, «перекрывают друг друга» [25,с.91]. В частности, моральные и другие нормативные системы «подкрепляют» не только уголовное, но и гражданское, семейное, трудовое и ряд других отраслей права. С моральными нормами человек соприкасается и, как правило, усваивает их значительно раньше, чем ему приходится знакомиться с нормами права, вот почему, в зависимости от личных наследственных качеств, а также и сформировавшихся в процессе воспитания, моральный фактор может оказывать доминирующее влияние на поведение молодого человека, на восприятие им окружающей действительности. Это обстоятельство не только не отрицает важности информационного подхода в профилактике девиантного поведения, но еще более усиливает его значение, если к пониманию его сущности подходить расширительно, распространяя на весь процесс воспитания личности.
Однако, в реальной жизни порой складываются социальные условия и обстоятельства, когда человек, тем более ребенок, не в силах противостоять им. Тогда в его сознании видоизменяется отношение к социальным нормам, притупляются или полностью утрачиваются ограничительные реакции, регулирующие поведение личности в границах дозволенного или общепринятых правил. Социальная среда и условия могут оказаться основным фактором, формирующим образ действия человека, характер его поведения.
Такая точка зрения на природу девиантного поведения определяет сущность и содержание профилактических мероприятий. В основном они сосредоточены на устранении или смягчении первопричин, конкретных социальных раздражителей, отрицательно воздействующих на сознание, а следовательно, и поведение человека.
Социально-профилактический подход может быть в целом эффективным только тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер.
Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, помимо уже рассмотренных, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. При этом следует иметь в виду, что подобный метод не исключает, а лишь дополняет предыдущие подходы, поскольку в данном случае речь идет о профилактике не биологических отклонений, а социальных, хотя зачастую и связанных с психическим состоянием несовершеннолетнего, что подтверждается специальными исследованиями.
Такое сложное переплетение биологических элементов с другими факторами, оказывающими влияние на поведение несовершеннолетнего обуславливает необходимость сочетания в борьбе с социальными отклонениями как медицинского воздействия, так и социально-профилактических мероприятий вплоть до применения санкций, не исключающий и принудительное лечение в пределах действующего законодательства.
По мнению Змановской Е.В., все профилактические мероприятия должны проводиться среди детей младшего школьного возраста в четырех сферах:
Самой важной сферой является семья.
В профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в школе Соловьюняк-Кротова В.Г. выделяет следующие существенные принципы:
- формирование противопоточных установок;
- систематичность
и преемственность в
- учет психологических
особенностей разных
- единство эмоционального и содержательного аспекта пропаганды здорового образа жизни;
- организация
досуга и общественная
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении учащихся требует обучения навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально компетентными людьми.
Для решения этой задачи необходимо выработать единую политику, направленную на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она включает следующие направления:
- диагностика
типов и форм отклоняющего
поведения учащихся и
провоцирующих их факторов;
- анализ результатов изучения мнений учащихся, родителей, педагогов и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учётом выявленной специфики;
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся эффективна лишь при соблюдении следующих условий: успешность учащегося в учебной деятельности, эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, родителями, учителями, психологическая защищённость. Последнее обстоятельство связано с гарантированной социальной защищённостью, включающей в себя:
- знание учащимися своих прав и обязанностей;
- соблюдение прав и обязанностей всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
- психологическое и социальное равенство всех учащихся в стенах образовательного учреждения;
- исключение дискриминации по любому признаку.
Выполнение этих требований позволит вести учебно-воспитательный процесс со всеми учащимися через дифференциацию педагогического подхода и интеграцию образовательного процесса.
Выводы по Главе 1
- учебная декомпенсация
- школьная дезадаптация
- социальная дезадаптация
- криминализация среды свободного времяпровождения.
- знание учащимися своих прав и обязанностей;
- соблюдение прав и обязанностей всеми участниками учебно-воспитательного процесса;
- психологическое и социальное равенство всех учащихся в стенах образовательного учреждения;
- исключение дискриминации по любому признаку.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения младших школьников
2.1. Констатирующая диагностика по выявлению младших школьников с девиантным поведением
Учащиеся «группы риска»
– это такая категория детей,
которая требует особого
Основной причиной попадания
ребенка в группу риска, являются
сложные жизненные
- пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;
-устройство
в квартире родителями
-убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;
-жестокое обращение с детьми (побои);
побеги из дома, конфликты со сверстниками.
В МОУ СОШ № 7 г. Шуи специальной организационной формой изучения детей является служба социального педагога и психолога, которая содействует эффективности учебно-воспитательного процесса, предоставляя педагогам диагностические данные об индивидуальных особенностях и возможностях ребенка, причинах отклонений в его поведении и обучении, помогая в выработке оптимальных мер воздействия на учащегося.
В ходе работы в средней школе №7 г.Шуя нами были обследованы ученики третьего класса на присутствие у данных детей форм девиантного поведения.
Методы и способы, которые мы использовали для получения необходимой информации:
- анализ классных журналов (успеваемость, посещаемость занятий, состав семьи);
- беседа с классным руководителем и педагогами-предметниками;
- наблюдения (Приложение 3);
В результате анализа классных журналов мы выявили, что у 17% обследуемых успеваемость ниже среднего («троечники» и «двоечники»), у 50% – средний уровень успеваемости («хорошисты») и у 13% – высокий уровень успеваемости («отличники»). При этом следует отметить, что дети с успеваемостью ниже среднего имеют пропуски занятий в обучении, следует отметить что данные пропуски совершаются по большей части без уважительных причин. Данные пропуски составили 60% от общей посещаемости детьми школы.
В ходе беседы с классным руководителем учеников третьего класса, нами было выяснено, что в данном классе 30% учеников живут в полной семье с материальным достатком ниже среднего; 35% учеников – в полной семье со средним материальным достатком; 30% учеников – в неполной семье со средним материальным достатком; 5% учеников – родители подали на развод.