Девиантное поведение школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников.
Объект исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников

7
1.1. Сущность девиантного поведения …………………………………......
7
1.2. Причины девиантного поведения в различных концепциях ………….
10
1.3.Типы девиантного поведения ……………………………………………
20
1.4. Профилактика девиантного поведения младших школьников, виды профилактики …………………………………………………………………

30
Выводы по главе 1 ………………………………………………........
38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения младших школьников


40
2.1. Констатирующая диагностика по выявлению младших школьников с девиантным поведением ……………………………………………………..

40
2.2. Программа профилактики девиантного поведения младших школьников ……………………………………………………………………

45
2.3. Контрольная диагностика и анализ результатов формирующего эксперимента ………………………………………………………………….

52
Выводы по главе 2 ……………………………………….……..…….
56
Заключение ……………………………………………………………..
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………

Файлы: 1 файл

девиантное поведение школьников.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 

        Так же следует отметить, что воздействие на «трудного» школьника осуществляется успешно в нравственно здоровом,  сплоченном   детском   коллективе,   при   активном вовлечении ребенка в учебную и общественно полезную  деятельность,  при непрерывности и систематичности педагогических  влияний.  Вместе  с  тем, проведенное исследование позволило сделать вывод: в перевоспитании  младших школьников  важная  роль  принадлежит  игровой  деятельности.   Организация общественно полезной деятельности детей, работа с ними в  кружках,  походах предусматривала целенаправленные игровые ситуации, вызывающие  определенный интерес у ребенка, благодаря чему он имел возможность активно и принужденно упражняться в правильных поступках,  вырабатывать  положительные навыки  и привычки. При этом особое значение придавалось организации различных  видов соревнований школьников, стимулирующих их деятельность.

В связи с  этим нами была организовывана  досуговая  деятельность младших школьников.

Таблица 3

Программа досуговой деятельности младших  школьников

Форма досуга

Время проведения

Участники

1

Спортивно-развлекательные  мероприятия:

операция «Снежный городок», гонки по спортивному ориентированию «Гонки с Дедом Морозом», развлекательная  программа «Рождественские встречи»

Творческие  мероприятия:

«Рождественские колядки», конкурс рисунков и поделок на тему «Новый 2011 год – год Кролика и кошки»

Семейный  досуг:

акция «Птицы –  наши друзья», поездка в цирк г. Иваново, социально-психологический тренинг

Юридическое просвещение детей и родителей:

Беседа с  детьми о вреде курения, алкоголя, наркотиков

Январь

Ученики и их родители, классный руководитель, педагоги-предметники, сотрудник ПДН

2

Спортивно-развлекательные  мероприятия:

соревнования  по лыжным гонкам, Спортивно-музыкальный фестиваль "О, спорт!", Спортивный конкурс "А ну-ка, мальчики!"

Творческие  мероприятия:

конкурс рисунков и поделок на тему «23 февраля –  День защитника Отечества»

Семейный  досуг

веселые старты и игры на воздухе «Зимние забавы», развлекательная программа «Снежные забавы», социально-психологический тренинг

Юридическое просвещение детей и родителей

Лекция для  родителей «Правонарушения детей  младшего возраста», беседа с детьми о поведении в общественных местах

Февраль

Ученики и их родители, классный руководитель, педагоги-предметники, сотрудник ОВД и ПДН

3

Спортивно-развлекательные  мероприятия:

Спортивно-семейный праздник "Вместе весело и дружно, и в живых остаться нужно...", Спортивный праздник "А ну-ка, девушки!"

Семейный  досуг

Поездки  в  Суздаль, в кукольный театр в  г.Иваново, социально-психологический тренинг

Творческие  мероприятия:

конкурс рисунков и поделок на тему «Праздник 8 Марта», внеклассное мероприятие "Осторожно — огонь"

Юридическое просвещение детей и родителей:

Беседа с  родителями «Права ребенка и родителя»

Март

Ученики и их родители, классный руководитель, педагоги-предметники


 

Спортивно-развлекательные  мероприятия. Данные мероприятия проходили как на открытом воздухе так и в спортивном зале.

В первое время обследуемые  дети действовали неорганизованно, не слушали правила. Вызывающе себя вели, нецензурно выражались, постоянно перебивали и комментировали высказывания взрослых. Подбивали других детей на непослушание. Сделанные замечания не оказывали должного эффекта. В некоторых случаях, когда в участии соревнований были задействованы родители, дети отказывались принимать в них участие, аргументируя это тем, что они уже не маленькие.

Чтобы разрядить обстановку во время соревнований  или игр, данным детям предлагался выбор: либо они участвуют в соревнованиях  со всеми, либо организовывают команду болельщиков для поддержки участников. После такой постановки вопроса, обследуемые дети сами уже выбирали что им предпочтительнее. Это позволило возложить ответственность за выбор на самих детей.

 В результате этого  было отмечено, что обследуемые дети стали сами следить за собой и другими детьми. Спортивные игры и соревнования проходили без срывов.

Творческие мероприятия. Проходили в классе, на свежем воздухе.

Обследуемые дети отказывались участвовать в данных мероприятиях, мотивируя это тем, что  они и так все умеют делать и скукой.

Семейный досуг. Мероприятия проходили как на свежем воздухе, так и в помещении.

  Не во всех мероприятиях принимали участие родители, объясняя это занятостью. Но в остальных случаях сначала данные мероприятия проходили в скованной атмосфере. Но это не отразилось на обследуемых детях. Они вели себя вызывающе, хамили другим родителям, делали все наоборот. Их поведение улучшалось, только когда переставали обращать на их вызывающее поведение внимание, но при этом обращались с ними ласково, спрашивали у них мнения.

  Юридическое просвещение детей и родителей. Проводилось в помещении.

 Лекции и беседы проводились не только в устной форме, но предоставлялся наглядный материал: фотографии, плакаты, видео.

 Дети вели себя на таких мероприятиях спокойно, высказывали свое мнение по некоторым вопросам («почему человек курит?»).    

 

2.3. Контрольная  диагностика и анализ результатов  формирующего эксперимента

По окончании работы по программе  профилактики девиантного поведения, была проведена повторная диагностика младших школьников  по первоначально выбранным методам:

- анализ классных журналов (успеваемость, посещаемость занятий);

- беседа с классным  руководителем и педагогами-предметниками;

- наблюдения (Приложение 2);

При повторном анализе  классного журнала мы выявили, что  у наших обследуемых на 20%улучшились оценки по предметам, на 30% сократились  пропуски занятии учениками.

При беседе с педагогами-предметниками  и классным руководителем мы выявили, что обследуемые дети перестали срывать уроки, но все еще 14% детей нецензурно выражаются, дерутся со сверстниками, оскорбляют учителей. Драки между учениками прекратились. Домашнее задание в 70% случаев выполнено.

При наблюдении за учениками  было выявлено, что обследуемые более сдержанно ведут себя на уроках, заметен интерес к преподаваемым предметам, пусть пока и не ко всем, уменьшились на 20% конфликтные ситуации между учителями и детьми.

      Таблица 4

Результаты  контрольной диагностики

Форма поведения у обследуемых детей

Процентное  отношение до профилактики

Процентное  отношение после профилактики

1

Девиантная  форма поведения

3%

-

2

«Группа риска»

14%

11%

3

Нормальная  форма поведения

83%

89%


 

Характеристика  Т.К., ученика третьего класса, относится к «группе риска». 

За воспитание мальчика взялась бабушка и родной дядя.    Признаков насилия  над ребенком в семье нет, попрошайничеством  не занимается, побеги из дома прекратились. Домашнее задание стал выполнять  на 50%. Срыв уроков данным мальчиком  уменьшился на 30%. Стал принимать участие в общественных делах, но учителя с сомнением доверяют ему повседневные задания. Редко принимает ответственное решение, со сверстниками активно общается. На 40% уменьшилась агрессия, в том числе и физическая. За курением замечен не был.

  Характеристика С.И., ученика третьего класса, относится к «группе риска». 

  Мама стала  принимать участие в воспитании  сына, но отношения у ребенка  с отчимом по-прежнему напряженные.  Признаков насилия над ребенком  в семье нет, попрошайничеством  не занимается, домашнее задание выполняет нерегулярно, к урокам бывает не готов. Ребенок стал принимать участие в общественных делах, со сверстниками активно общается, как в школе так и за ее пределами. Конфликтные ситуации с учителями сократились на 20%.  Авторитетом в классе не пользуется, часто проявляемая агрессивность по отношению к противоположному полу не уменьшилась.

Характеристика  Т.Т., ученика третьего класса, относился к «группе риска».

К воспитанию ребенка  присоединился отец и дедушка. Насилие  над ребенком нет. На 40% сократились прогулы занятий.  Повысилась успеваемость. Мальчик выполняет домашнее задание. Выполняет трудовые обязанности в школе. Большим авторитетом в классе не пользуется, но и число аутсайдеров не входит. Открытую агрессию не выражает.

Характеристика  К.Е.., ученицы третьего класса, относилась к «группе риска».

  Воспитанием  девочки занялась мама и бабушка.  Перестала пропускать занятия  в школе. Стала больше отвечать  на уроках, появился интерес к  учебе. Стала больше проводить  время со сверстницами как в школе так и за ее пределами. Успеваемость повысилась на 30%.

Характеристика  К.В., ученика третьего класса, относится к «группе риска».

Воспитанием ребенка занялась мама, так как стала работать в  г. Шуя. Признаков насилия над  ребенком в семье нет, попрошайничеством не занимается. Выполнение домашнего задания повысилось на 20%, но продолжает приходить в школу без учебников. Срывает уроки в классе. Ребенок стал принимать участие в общественных делах, но учителя с неохотой доверяют ему повседневные задания. Со сверстниками активно общается. Агрессивность уменьшилась на 30%. Курит эпизодически.

Таким образом, разработанная  и проведенная нами программа  профилактики девиантного поведения  младших школьников снизила на 6% уровень детей с отклоняющимися формами поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по Главе 2

  1. Профилактические мероприятие по устранению девиантных форм поведения у младших школьников лучше проводить в игровой форме;
  2. Сопоставив результаты контрольной диагностики в процентном соотношении мы получили:

- после профилактики  дети с девиантной формой поведения  – 0%;

- детей «группы  риска» стало меньше на 30%;

- детей с  нормальной формой поведения  стало больше на 6%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Заключение

  В процессе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Основной причиной девиантного поведения детей является их учебная дезадаптация, проходящая в своем развитии следующие стадии:

-  учебная декомпенсация

- школьная дезадаптация

- социальная дезадаптация

-  криминализация среды свободного времяпровождения.

  1. Раннее выявление девиантного поведения у детей способствует эффективной работе по профилактике данного отклонения;
  2. Профилактические мероприятие по предупреждению девиантных форм поведения у младших школьников лучше проводить в игровой форме во внеурочное время;
  3. Юридическое просвещение детей и их родителей, дает возможность избежать в будущем появление несовершеннолетних преступников;
  4. Необходима организация досуговой деятельности детей;
  5. Коррекция детско-родительских отношений в процессе семейного досуга способствует налаживанию контакта между ребенком и родителями, приданию ребенку уверенности в себе, ощущением ребенка значимой частью мира взрослых.

В результате проведенной  нами профилактической работы был снижен показатель детей «группы риска» с 14% до 11%, т.е. на 3%; с девиантными формами поведения – с 3% до 0%, т.е. на 3%; количество детей с нормальным поведением увеличилось на 6%.

   Таким образом, мы считаем что гипотеза исследования доказана и цель достигнута.

  Разработанная нами программа может быть использована в общеобразовательных школах социальными педагогами, педагогами-психологами, учителями.

 

Список литературы

  1. Балабанова Л. М. Судебная патология. – М., 1998.
  2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.
  3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М.: Гардарика, 1998.
  4. Воронина Г.А., Шептенко П. А. Методика и технология работы социального педагога.- М.; AcademiA, 2001.
  5. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с
  6. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Просвещение, 1996. – 147 с.
  7. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. – М., 2003.
  8. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2010 – Педагогика. Психология
  9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения:уч.пособие для вузов.-М.,2001.-151с
  10. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск, 1990..
  11. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Политиздат, 1989. – 479 с.(стр.9)
  12. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. – М., 1998
  13. Нагаев  В.В.,  Толстов  В.Г.,  Толстов  В.В.    Основные  направления социально-психологической,  психотерапевтической  и  правовой   реабилитации подростков-девиантов.// Вестник психосоциальной и  коррекционной  работы №3 2000 
  14. Овчарова Р.С. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.
  15. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник. Профилактика и коррекция отклонений - М., 2006г.
  16. Петровский В. А. Психология неадаптивной личности. – М.,1992
  17. Платонов К. К. Структура и развитие личности. – М., 1986
  18. Профилактика и преодоление отклонений от норм поведения у подростков / Сост. Е.Д. Дедков, Е.Г. Диденкус. – Челябинск: изд-во «Речь», 1985. – 34 с.
  19. Пятунин В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения: Учеб. пособие. Ч.I. Основные формы девиантного поведения. – Магнитогорск: МГПИ, 1999. – 110 с.
  20. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1997.
  21. Российская энциклопедия  социальной работы.(2 ТОМА)/ Под ред.  Гусляковой Я.Г., Катульского Г.Д., М. 1997г.
  22. Социальная педагогика / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
  23. Социальная работа/ Под ред. Курбатова  В.И. - Ростов-на-Дону,  М.,2000г.
  24. Социологический справочник / Под ред. В.И. Воловича. – Киев, 1990. – 120 с.
  25. Теория и методика социальной работы (учебное пособие)/Под ред. Жукова, Зайнышева –  М.,1995 г
  26. Толковый словарь / Под ред. Ожегова С.И. – М.,1998год.
  27. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. –  М., 1998.
  28. Чаусова Л.К., А.В. Солтовец  Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, оказавшимся в  кризисных  ситуациях,  в  Ростовской области.// Вестник психосоциальной и реабилитационной работы, 2000, №3
  29. Шипунова Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности. // Социс, 2004, № 12
  30. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога – М.; «ВАКО», 2005

Информация о работе Девиантное поведение школьников