Девиантное поведение школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников.
Объект исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников

7
1.1. Сущность девиантного поведения …………………………………......
7
1.2. Причины девиантного поведения в различных концепциях ………….
10
1.3.Типы девиантного поведения ……………………………………………
20
1.4. Профилактика девиантного поведения младших школьников, виды профилактики …………………………………………………………………

30
Выводы по главе 1 ………………………………………………........
38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения младших школьников


40
2.1. Констатирующая диагностика по выявлению младших школьников с девиантным поведением ……………………………………………………..

40
2.2. Программа профилактики девиантного поведения младших школьников ……………………………………………………………………

45
2.3. Контрольная диагностика и анализ результатов формирующего эксперимента ………………………………………………………………….

52
Выводы по главе 2 ……………………………………….……..…….
56
Заключение ……………………………………………………………..
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………

Файлы: 1 файл

девиантное поведение школьников.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

На основании  выше изложенного нами был разработан план деятельности по профилактике девиантного  поведения младших школьников.

Одним из важнейших  направлений работы педагога-психолога  является работа с семьей. При взаимодействии с родителями используются различные формы работы: диагностика детско-родительских отношений, анализ трудных семейных  ситуаций, тематические родительские собрания.    

Родительские  собрания – это основная форма  совместной работы с родителями. Но как показывает практика, проведение лекционных форм родительских собраний не всегда эффективно и не дает результат «обратной связи». Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой  формы работы, как  социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг – это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей.

Участники: пары «родитель-ребенок» (5 пар).

Программа  включает 10 занятий, продолжительность каждого 2 часа. Занятия  проводились  один раз в неделю.  
          Для проведения занятий требовался игровой зал большой площади, с ковровым покрытием. 
Цели и задачи 
1. Коррекция отношений родителей и детей: 
- установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком; 
- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития; 
- достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга; 
- выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов; 
- устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях. 
2. Коррекция отношения к «я» (к себе): 
- формирование наиболее адекватной самооценки; 
- приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»; 
- укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях; 
- обучение приемам саморегуляции психического состояния. 
3. Коррекция отношения к реальности (к жизни): 
- приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств; 
- формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру. 
Структура занятий 
     Общая структура занятия включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания. 

Таблица 2

План профилактических мероприятий при работе с детьми и их родителями

Мероприятие

Дата проведения

Количество  часов

1

Занятие 1. «Знакомство»

25.01.10

1.5-2

2

Занятие 2. «Мир детский и мир взрослый»

28.01.10

1.5-2

3

Занятие 3. «Все мы чем-то похожи»

04.02.10

1.5-2

4

Занятие 4. «Почувствуй  себя любимым»

11.02.10

1.5-2

5

Занятие 5. «Путь  доверия»

18.02.10

1.5-2

6

Занятие 6. «Агрессия  и гнев»

25.02.10

1.5-2

7

Занятие 7. «Душевная  погода»

04.03.10

1.5-2

8

Занятие 8. «Жизнь Земли»

11.03.10

1.5-2

9

Занятие 9. «Сделай себя счастливей!»

18.03.10

1.5-2

10

Занятие 10. «Все вместе!»

25.03.10

1.5-2


 

        Так же следует отметить, что  воздействие на «трудного» школьника  осуществляется успешно  в  нравственно  здоровом,  сплоченном   детском   коллективе,   при   активном вовлечении ребенка в учебную и общественно полезную  деятельность,  при непрерывности и систематичности педагогических  влияний.  Вместе  с тем, проведенное исследование позволило сделать вывод: в перевоспитании  младших школьников  важная  роль  принадлежит  игровой  деятельности.   Организация общественно полезной деятельности детей, работа с ними в  кружках,  походах предусматривала целенаправленные игровые ситуации, вызывающие  определенный интерес у ребенка, благодаря чему он имел возможность активно и принужденно упражняться в правильных поступках,  вырабатывать  положительные  навыки  и привычки. При этом особое значение придавалось организации различных  видов соревнований школьников, стимулирующих их деятельность.

          В связи с этим нами организовывалась и досуговая деятельность младших школьников:

Таблица 3

Программа досуговой деятельности младших  школьников

Форма досуга

Время проведения

Участники

1

Спортивно-развлекательные  мероприятия:

операция «Снежный городок», гонки по спортивному ориентированию «Гонки с Дедом Морозом», развлекательная программа «Рождественские встречи»

Творческие  мероприятия:

 «Рождественские  колядки» ,конкурс рисунков и  поделок на тему «Новый 2011 год  – год Кролика и кошки»

Семейный  досуг

акция «Птицы – наши друзья», поездка в цирк г. Иваново, социально-психологический тренинг

Юридическое просвещение детей и родителей

Беседа с  детьми о вреде курения

Январь

Ученики и их родители, классный руководитель, педагоги-предметники, сотрудник ПДН

2

Спортивно-развлекательные мероприятия:

соревнования  по лыжным гонкам, Спортивно-музыкальный фестиваль "О, спорт!", Спортивный конкурс "А ну-ка, мальчики!"

Творческие  мероприятия:

конкурс рисунков и поделок на тему «23 февраля –  День защитника Отечества»

Семейный  досуг

веселые старты и игры на воздухе «Зимние забавы», развлекательная программа «Снежные забавы», социально-психологический  тренинг

Юридическое просвещение детей и родителей

Лекция для  родителей «Правонарушения детей  младшего возраста» , беседа с детьми о поведении в общественных местах

Февраль

Ученики и их родители, классный руководитель, педагоги-предметники, сотрудник ОВД и ПДН

3

Спортивно-развлекательные  мероприятия:

Спортивно-семейный праздник "Вместе весело и дружно, и в живых остаться нужно...", Спортивный праздник "А ну-ка, девушки!"

Семейный  досуг

Поездки  в  Суздаль, в кукольный театр в  г.Иваново

Творческие  мероприятия:

 конкурс рисунков и поделок на тему «Праздник 8 Марта», Внеклассное мероприятие "Осторожно — огонь"

 

Март

Ученики и их родители, классный руководитель, педагоги-предметники


Спортивно-развлекательные  мероприятия. Данные мероприятия проходили как на открытом воздухе так и в спортивном зале.

        В первое время обследуемые  дети действовали неорганизованно,  не слушали правила. Вызывающе себя вели, нецензурно выражались, постоянно перебивали и комментировали высказывания взрослых. Подбивали других детей на непослушание. Сделанные замечания не оказывали должного эффекта. В некоторых случаях, когда в участии соревнований были задействованы родители, дети отказывались принимать в них участие, аргументируя это тем, что они уже не маленькие.

       Чтобы разрядить обстановку во  время соревнований  или игр,  данным детям предлагался выбор:  либо они участвуют в соревнованиях  со всеми, либо организовывают команду болельщиков для поддержки участников. После такой постановки вопроса, обследуемые дети сами уже выбирали что им предпочтительнее. Это позволило возложить ответственность за выбор на самих детей.

          В результате этого было отмечено, что обследуемые дети стали сами следить за собой и другими детьми. Спортивные игры и соревнования проходили без срывов.

      Творческие мероприятия. Проходили в классе, на свежем воздухе.

    Обследуемые дети отказывались участвовать в данных мероприятиях, мотивируя это тем, что  они и так все умеют делать и скукой.

        Семейный досуг. Мероприятия проходили как на свежем воздухе, так

 и в помещении.

        Не во всех мероприятиях принимали  участие родители, объясняя это  занятостью. Но в остальных случаях сначала данные мероприятия проходили в скованной атмосфере. Но это не отразилось на обследуемых детях. Они вели себя вызывающе, хамили другим родителям, делали все наоборот. Их поведение улучшалось, только когда переставали обращать на их вызывающее поведение внимание, но при этом обращались с ними ласково, спрашивали у них мнения.

         Юридическое просвещение детей  и родителей. Проводилось в помещении.

         Лекции и беседы проводились не только в устной форме, но предоставлялся наглядный материал: фотографии, плакаты, видео.

         Дети вели себя на таких  мероприятиях спокойно, высказывали  свое мнение по некоторым вопросам («почему человек курит?»).    

 

         По окончании работы по программе  профилактики девиантного поведения,  была проведена повторная диагностика младших школьников  по первоначально выбранным методам:

- анализ классных журналов (успеваемость, посещаемость занятий);

- беседа с классным  руководителем и педагогами-предметниками;

- наблюдения (Приложение 2);

         При повторном анализе классного журнала мы выявили, что у наших обследуемых на 20%улучшились оценки по предметам, на 30% сократились пропуски занятии учениками.

           При беседе с педагогами-предметниками  и классным руководителем мы  выявили, что обследуемые дети перестали срывать уроки, но все еще 14% детей нецензурно выражаются, дерутся со сверстниками, оскорбляют учителей. Драки между учениками прекратились. Домашнее задание в 70% случаев выполнено.

            При наблюдении за учениками  было выявлено, что обследуемые более сдержанно ведут себя на уроках, заметен интерес к преподаваемым предметам, пусть пока и не ко всем, уменьшились на 20% конфликтные ситуации между учителями и детьми.

      Таблица 4

Результаты  контрольной диагностики

Форма поведения у

обследуемых детей

Процентное  отношение до профилактики

Процентное  отношение после профилактики

1

Девиантная  форма поведения

3%

-

2

«Группа риска»

14%

11%

2

Нормальная  форма поведения

83%

89%


 

  Характеристика Т.К., ученика третьего класса, относится к «группе риска». 

За воспитание мальчика взялась бабушка и родной дядя.    Признаков насилия  над ребенком в семье нет, попрошайничеством  не занимается, побеги из дома прекратились. Домашнее задание стал выполнять  на 50%. Срыв уроков данным мальчиком уменьшился на 30%. Стал принимать участие в общественных делах, но учителя с сомнением доверяют ему повседневные задания. Редко принимает ответственное решение, со сверстниками активно общается. На 40% уменьшилась агрессия, в том числе и физическая. За курением замечен не был.

             Характеристика С.И., ученика третьего класса, относится к «группе риска». 

  Мама стала  принимать участие в воспитании  сына, но отношения у ребенка  с отчимом по-прежнему напряженные.  Признаков насилия над ребенком  в семье нет, попрошайничеством не занимается, домашнее задание выполняет нерегулярно, к урокам бывает не готов. Ребенок стал принимать участие в общественных делах, со сверстниками активно общается, как в школе так и за ее пределами. Конфликтные ситуации с учителями сократились на 20%.  Авторитетом в классе не пользуется, часто проявляемая агрессивность по отношению к противоположному полу не уменьшилась.

Информация о работе Девиантное поведение школьников