Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить условия социально-педагогической профилактики девиантного поведения младших школьников.
Объект исследования – социально-педагогическая профилактика девиантного поведения младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников
7
1.1. Сущность девиантного поведения …………………………………......
7
1.2. Причины девиантного поведения в различных концепциях ………….
10
1.3.Типы девиантного поведения ……………………………………………
20
1.4. Профилактика девиантного поведения младших школьников, виды профилактики …………………………………………………………………
30
Выводы по главе 1 ………………………………………………........
38
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике девиантного поведения младших школьников
40
2.1. Констатирующая диагностика по выявлению младших школьников с девиантным поведением ……………………………………………………..
40
2.2. Программа профилактики девиантного поведения младших школьников ……………………………………………………………………
45
2.3. Контрольная диагностика и анализ результатов формирующего эксперимента ………………………………………………………………….
52
Выводы по главе 2 ……………………………………….……..…….
56
Заключение ……………………………………………………………..
57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………
На основании выше изложенного нами был разработан план деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников.
Одним из важнейших направлений работы педагога-психолога является работа с семьей. При взаимодействии с родителями используются различные формы работы: диагностика детско-родительских отношений, анализ трудных семейных ситуаций, тематические родительские собрания.
Родительские собрания – это основная форма совместной работы с родителями. Но как показывает практика, проведение лекционных форм родительских собраний не всегда эффективно и не дает результат «обратной связи». Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой формы работы, как социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг – это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей.
Участники: пары «родитель-ребенок» (5 пар).
Программа включает 10 занятий,
продолжительность каждого 2 часа. Занятия
проводились один раз в неделю.
Для проведения
занятий требовался игровой зал большой
площади, с ковровым покрытием.
Цели и задачи
1. Коррекция отношений родителей и детей:
- установление и развитие отношений партнерства
и сотрудничества родителя с ребенком;
- улучшение понимания родителями собственного
ребенка, особенностей и закономерностей
его развития;
- достижение способности к эмпатии, к
пониманию переживаний, состояний и интересов
друг друга;
- выработка навыков адекватного и равноправного
общения, способности к предотвращению
и разрешению межличностных конфликтов;
- устранение дезадаптивных форм поведения
и обучение адекватным способам реагирования
в проблемных и стрессовых ситуациях.
2. Коррекция отношения к «я» (к себе):
- формирование наиболее адекватной самооценки;
- приобретение уверенности в себе, создание
и принятие внутреннего «я»;
- укрепление уверенности родителей в
собственных воспитательных возможностях;
- обучение приемам саморегуляции психического
состояния.
3. Коррекция отношения к реальности (к
жизни):
- приобретение навыков выбора и принятия
решений, укрепление волевых качеств;
- формирование позитивной установки на
отношение к окружающему миру.
Структура занятий
Общая структура занятия
включает в себя следующие элементы: ритуал
приветствия, разминку, основное содержание
занятия, рефлексию прошедшего занятия,
ритуал прощания.
Таблица 2
План профилактических мероприятий при работе с детьми и их родителями
№ |
Мероприятие |
Дата проведения |
Количество часов |
1 |
Занятие 1. «Знакомство» |
25.01.10 |
1.5-2 |
2 |
Занятие 2. «Мир детский и мир взрослый» |
28.01.10 |
1.5-2 |
3 |
Занятие 3. «Все мы чем-то похожи» |
04.02.10 |
1.5-2 |
4 |
Занятие 4. «Почувствуй себя любимым» |
11.02.10 |
1.5-2 |
5 |
Занятие 5. «Путь доверия» |
18.02.10 |
1.5-2 |
6 |
Занятие 6. «Агрессия и гнев» |
25.02.10 |
1.5-2 |
7 |
Занятие 7. «Душевная погода» |
04.03.10 |
1.5-2 |
8 |
Занятие 8. «Жизнь Земли» |
11.03.10 |
1.5-2 |
9 |
Занятие 9. «Сделай себя счастливей!» |
18.03.10 |
1.5-2 |
10 |
Занятие 10. «Все вместе!» |
25.03.10 |
1.5-2 |
Так же следует отметить, что
воздействие на «трудного»
В связи с этим нами организовывалась и досуговая деятельность младших школьников:
Таблица 3
Программа досуговой деятельности младших школьников
№ |
Форма досуга |
Время проведения |
Участники |
1 |
Спортивно-развлекательные мероприятия: операция «Снежный городок», гонки по спортивному ориентированию «Гонки с Дедом Морозом», развлекательная программа «Рождественские встречи» Творческие мероприятия: «Рождественские колядки» ,конкурс рисунков и поделок на тему «Новый 2011 год – год Кролика и кошки» Семейный досуг акция «Птицы – наши друзья», поездка в цирк г. Иваново, социально-психологический тренинг Юридическое просвещение детей и родителей Беседа с детьми о вреде курения |
Январь |
Ученики и их родители, классный руководитель, педагоги-предметники, сотрудник ПДН |
2 |
Спортивно-развлекательные мероприятия: соревнования по лыжным гонкам, Спортивно-музыкальный фестиваль "О, спорт!", Спортивный конкурс "А ну-ка, мальчики!"Творческие мероприятия: конкурс рисунков и поделок на тему «23 февраля – День защитника Отечества» Семейный досуг веселые старты
и игры на воздухе «Зимние забавы»,
развлекательная программа « Юридическое просвещение детей и родителей Лекция для
родителей «Правонарушения |
Февраль |
Ученики и их родители, классный руководитель, педагоги-предметники, сотрудник ОВД и ПДН |
3 |
Спортивно-развлекательные мероприятия: Спортивно-семейный праздник "Вместе весело и дружно, и в живых остаться нужно...", Спортивный праздник "А ну-ка, девушки!"Семейный досуг Поездки в Суздаль, в кукольный театр в г.Иваново Творческие мероприятия: конкурс рисунков и поделок на тему «Праздник 8 Марта», Внеклассное мероприятие "Осторожно — огонь"
|
Март |
Ученики и их родители, классный руководитель, педагоги-предметники |
Спортивно-развлекательные мероприятия. Данные мероприятия проходили как на открытом воздухе так и в спортивном зале.
В первое время обследуемые
дети действовали
Чтобы разрядить обстановку во
время соревнований или игр,
данным детям предлагался
В результате этого было
Творческие мероприятия. Проходили в классе, на свежем воздухе.
Обследуемые дети отказывались участвовать в данных мероприятиях, мотивируя это тем, что они и так все умеют делать и скукой.
Семейный досуг. Мероприятия проходили как на свежем воздухе, так
и в помещении.
Не во всех мероприятиях
Юридическое просвещение детей и родителей. Проводилось в помещении.
Лекции и беседы проводились не только в устной форме, но предоставлялся наглядный материал: фотографии, плакаты, видео.
Дети вели себя на таких
мероприятиях спокойно, высказывали
свое мнение по некоторым
По окончании работы по
- анализ классных журналов (успеваемость, посещаемость занятий);
- беседа с классным
руководителем и педагогами-
- наблюдения (Приложение 2);
При повторном анализе классного журнала мы выявили, что у наших обследуемых на 20%улучшились оценки по предметам, на 30% сократились пропуски занятии учениками.
При беседе с педагогами-
При наблюдении за учениками было выявлено, что обследуемые более сдержанно ведут себя на уроках, заметен интерес к преподаваемым предметам, пусть пока и не ко всем, уменьшились на 20% конфликтные ситуации между учителями и детьми.
Таблица 4
Результаты контрольной диагностики
№ |
Форма поведения у обследуемых детей |
Процентное отношение до профилактики |
Процентное отношение после профилактики |
1 |
Девиантная форма поведения |
3% |
- |
2 |
«Группа риска» |
14% |
11% |
2 |
Нормальная форма поведения |
83% |
89% |
Характеристика Т.К., ученика третьего класса, относится к «группе риска».
За воспитание мальчика взялась бабушка и родной дядя. Признаков насилия над ребенком в семье нет, попрошайничеством не занимается, побеги из дома прекратились. Домашнее задание стал выполнять на 50%. Срыв уроков данным мальчиком уменьшился на 30%. Стал принимать участие в общественных делах, но учителя с сомнением доверяют ему повседневные задания. Редко принимает ответственное решение, со сверстниками активно общается. На 40% уменьшилась агрессия, в том числе и физическая. За курением замечен не был.
Характеристика С.И., ученика третьего класса, относится к «группе риска».
Мама стала
принимать участие в