Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:40, реферат
Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики.
Для достижения поставленной цепи ставятся следующие задачи:
1. Уточнить трактовку понятия «девиантное поведение»;
2. Определить факторы девиантного поведения подростков и эмпирически выявить механизмы их влияния;
4. Рассмотреть теоретические подходы к понятию технологий, их структуре и классификации;
5. Выявить специфику профилактической работы как технологического процесса;
6. Рассмотреть основные направления государственной политики и модели превентивной работы в обществе по профилактике девиантного поведения подростков.
Спещ&ический - иметь представление о последствиях, к которым приводят те или иные девиантные отклонения в поведении и как они могут повлиять на жизнь и судьбу человека.
Цель: научить молодого человека понимать и осознавать, что происходит с человеком (с любым, возможно, и не с ним самим) при тех или иных способах девиантного реагирования на возникающие проблемные ситуации.
Неспеиифичежм - знания о себе, понимание своих чувств, эмоций, возможных способах работы с ними, забота о себе.
Цель: формирование развитой концепции самосознания у молодого человека.
2. Пшхологичесшй компонент- коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих проявлению девиантных отклонений в поведении, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация старшеклассников из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений.
Цель: психологическая поддержка ребенка, Формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.
3. Сщ^/альный помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающего социума, овладение навыками общения, здорового образа жизни.
Цель: Формирование социальных
навыков, необходимых для здорового
образа жизни и комфортного
Условия, способствующие реализации этой цели:
« разработка и развитие высокофункциональных стратегий поведения и мобилизация личностных ресурсов школьников:
• открытое, доверительное общение и восприятие информации, творческая атмосфера работы:
• направленное развитие имеющегося личностного потенциала, способствующего Формированию здорового стиля жизни и высокоэффективного поведения:
- Я-концепции (самооценки, отношение к себе, своим возможностям и недостаткам);
- собственная система ценностей, целей и установок, наличие способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умение оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности, контролировать ее;
- умение общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
• развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью:
- принятия решения и преодоления жизненных проблем;
- восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;
- оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
- отстаивания и защиты границ своего персонального пространства;
- защиты своего «Я», самоподдержки и взаимоподдержки;
- использовать альтернативные поведенческие реакции;
- бесконфликтного и эффективного общения. Профилактическая программа включает следующие разделы:
1. Информационный раздел;
2. Когнитивное развитие;
3. Развитие личностных ресурсов;
4. Развитие стратегий высокофункционального поведения.
До и после реализации
программы целесообразно
Для оценки поофшщтических [уюгошм можно шшщьздвать следуюшщ вогующж:
- Рассчитана ли программа на весь период становления ребенка как личности (хотя бы на время обучения в старших классах)?
- Использованы ли в программе хорошо проверенные, стандартизированные методы с детальным планом уроков и обучающим материалом?
- Обучает ли программа высокофункциональным стратегиям поведения с помощью интерактивных методов (моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь, подкрепление, длительная практика)?
- Воспитывает ли социально-позитивное отношение к школе и обществу?
- Обучает ли социальным знаниям (коммуникабельность, уверенность в себе, самоуважение) и способам сопротивления влиянию группы с учетом культуральных
особенностей и уровня развития детей?
- Способствует ли позитивному влиянию детей друг на друга?
- Прививает ли социальные нормы, принятые в обществе?
- Закрепляет ли знания с помощью соответствующих умений и навыков?
- Предусмотрен ли регулярный контроль за эффективностью внедрения программы?
Таким образом, разработка профилактической программы - это последовательная реализация следующих шагов:
- определение приоритетных проблем и последовательности их решения;
- анализ выявленных в детской среде или конкретной детской группе проблем;
- поиск эффективных путей решения (программа действий);
- реализация намеченного;
- оценка эффективности профилактической работы.
Но прежде чем приступить
к разработке профилактической программы,
целесообразно создать в
- планирование профилактической работы;
- разработка программы профилактики;
- координация действий специалистов, реализующих профилактические программы;
- оценка результативности реализации профилактической программы.
В координационный совет могут входить педагоги (в том числе социальные), врач, инспектор по делам несовершеннолетних, родители учащихся, представители администрации учреждения. Целесообразность создания такого совета обосновывается необходимостью координации и систематизации профилактической работы и ее органичного включения в общий процесс воспитания детей, а также использованием возможностей преподавания тех учебных дисциплин, которые могут быть полезны для реализации профилактической программы.
В каждом образовательном учреждении должна быть своя программа профилактики в зависимости от имеющихся условий, контингента учащихся, видов девиантных отклонений,уровня их проявления.
Разработка программы предполагает определение цели, которая будет достигнута в ходе ее реализации-
требования к Формулировке цели профилактической программы:
- цель должна соответствовать интересам и правам ребенка;
- должна быть легко воспринимаема и понимаема;
- должна содержать в себе прямое указание на целевую группу, способ и степень достижения, время и сроки достижения результата;
- если цель профилактической программы включает решение нескольких задач, они
должны быть совместимы между собой и реализовываться от менее трудной цели к более трудной;
- разработчики программы должны быть готовы воспринимать критику результатов осуществления программы;
- цель должна быть конкретна, практична и реальна;
-следует определить
Реализация следующих шагов программы может быть отражена в следующих таблицах (см. табл. 1. 2).
Таблищ 1
Специфические задачи профилактической работы
Проблема |
Факторы риска |
Целевые* группы |
Специфические задачи профилактической работы |
Таблищ 2
Перспективное планирование профилактической программы
Задачи профилак тической работы |
.Мероприя тия |
Необходи мые ресурсы |
Возможные затрудне ния |
Способы решения поставленных задач |
Дата |
Критериями эффективности программы могут быть как количественные (например, количество детей, состоящих на учете в ИДИ), так и качественные показатели, характеризующие целевую группу. К последним относятся следующие критерии: уровень способности к эмпатии, развитое понимание себя и разницы между чувствами и действиями, высокая устойчивость к разочарованиям, умение справляться со стрессом и отстаивать свою позицию в компании, позитивный образ себя и окружающего мира, большая экстравертированность, понимание своей ответственности и пр. Эти характеристики можно оценить с помощью анкетирования подростков до проведения профилактической программы и после него.
Эффективная профилактическая
программа имеет следующие
1. Она основана на тщательном
планировании и подготовке. В
учебном заведении создается
ежегодный календарный план
описываются все элементы, из которых состоит деятельность по профилактике
наркозависимости. Причем в каждом учебном году отдается приоритет решению одной
или двух проблем: например, в течение первого года реализации программы основное значение придается образованию учащихся и преподавателей, а второй год посвящен психологическому компоненту профилактической работы.
2. В программе имеется детальное описание задач, которые отвечают нуждам и потребностям конкретной целевой группы.
3. Она состоит из нескольких видов деятельности (информирование, образование, развитие способностей и навыков, обучение сотрудников) и является частью областной или национальной программы.
4. В ходе ее реализации предусматриваются рабочие связи и обмен опытом с другими учебными заведениями.
5. Профилактическая программа является составной частью учебно-воспитательного процесса.
6. Она обучает детей поиску альтернатив девиантному поведению и сама предлагает подобные альтернативы, возможности которых включены в ее реализацию.
Содержание профилактической программы определяется самим педагогическим коллективом с учетом:
- основных тенденций, преобладающих в среде молодежи в данный временной промежуток и нашедших отражение в конкретном учебном заведении:
- половых и возрастных особенностей детей;
- уровня общего психического и физического развития конкретного ребенка и особенностей среды его жизнедеятельности:
- интересов, потребностей и желаний детей. I
Организация школьного консилиума
Систематически действующий, с постоянным составом участников, наделенный правом рекомендовать и контролировать, консилиум можно рассматривать как самостоятельную организационную форму методической работы педагогического коллектива.
В задачи консилиума входят.
1. Выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении детей.
2. Разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития.
3. Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.
Исходный принцип в работе консилиума — уважение к личности и опора на ее положительные качества; форма работы — собеседование в процессе диагностики.
Принцип «не навреди» определяет этическую позицию участников консилиума. Вскрытие, обнажение противоречий и трудностей развития не должно привести к снижению самооценки учащегося, углубить трение или разрушить взаимоотношения с родителями. Безукоснительно строго должна соблюдаться тайна психолого-педагогического диагноза. Информация о психической патологии, неблагоприятном статусе в коллективе и т.д. не подлежит публичному разглашению и обсуждению, особенно среди сверстников обследуемого.
Диагностическая функция консилиума включает: распознавание характера отклонений в поведении и учении; изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе; выделение доминанты нравственного развития; определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.
Воспитательная функция консилиума включает, во-первых, разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю (учителю начальных классов), родителям, учите- лям-предметникам, ученическому активу, общественности района. По характеру воздействия на учащегося эти меры можно представить в виде лечебных (направление на кон-
сультацию к специалисту; посещение учащегося на дому родительским патрулем; вовлечение в интересную и доступную для учащегося деятельность и др.)- Во-вторых, непосредственное воспитательное воздействие на школьника в ходе собеседования. Взрослые помогают ученику осмыслить нравственную суть проступка, сформировать правильную самооценку и, главное, совместно вырабатывают программу самовоспитания.