Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:40, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики.
Для достижения поставленной цепи ставятся следующие задачи:
1. Уточнить трактовку понятия «девиантное поведение»;
2. Определить факторы девиантного поведения подростков и эмпирически выявить механизмы их влияния;
4. Рассмотреть теоретические подходы к понятию технологий, их структуре и классификации;
5. Выявить специфику профилактической работы как технологического процесса;
6. Рассмотреть основные направления государственной политики и модели превентивной работы в обществе по профилактике девиантного поведения подростков.

Файлы: 1 файл

Копия сама курсовая.docx

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Спещ&ический - иметь представление о последствиях, к которым приводят те или иные девиантные отклонения в поведении и как они могут повлиять на жизнь и судьбу человека.

Цель: научить молодого человека понимать и осознавать, что происходит с человеком (с любым, возможно, и  не с ним самим) при тех или  иных способах девиантного реагирования на возникающие проблемные ситуации.

Неспеиифичежм - знания о себе, понимание своих чувств, эмоций, возможных способах работы с ними, забота о себе.

Цель: формирование развитой концепции самосознания у молодого человека.

2. Пшхологичесшй компонент- коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих проявлению девиантных отклонений в поведении, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация старшеклассников из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений.

Цель: психологическая поддержка  ребенка, Формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения сказать  «нет», постоять за себя, определять и  нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.

3. Сщ^/альный помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающего социума, овладение навыками общения, здорового образа жизни.

Цель: Формирование социальных навыков, необходимых для здорового  образа жизни и комфортного существования  в окружающей социальной действительности.

Условия, способствующие реализации этой цели:

« разработка и развитие высокофункциональных стратегий поведения и мобилизация личностных ресурсов школьников:

• открытое, доверительное общение и восприятие информации, творческая атмосфера работы:

• направленное развитие имеющегося личностного потенциала, способствующего Формированию здорового стиля жизни и высокоэффективного поведения:

- Я-концепции (самооценки, отношение к себе, своим возможностям и недостаткам);

- собственная система ценностей, целей и установок, наличие способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умение оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности, контролировать ее;

- умение общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;

• развитие стратегий и  навыков поведения, ведущего к здоровью:

- принятия решения и преодоления жизненных проблем;

- восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;

- оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;

- отстаивания и защиты границ своего персонального пространства;

- защиты своего «Я», самоподдержки и взаимоподдержки;

- использовать альтернативные поведенческие реакции;

- бесконфликтного и эффективного общения. Профилактическая программа включает следующие разделы:

1. Информационный раздел;

2. Когнитивное развитие;

3. Развитие личностных ресурсов;

4. Развитие стратегий высокофункционального поведения.

До и после реализации программы целесообразно провести «круглый стол» со всеми специалистами, работающими по программе.

Для оценки поофшщтических [уюгошм можно шшщьздвать следуюшщ вогующж:

- Рассчитана ли программа на весь период становления ребенка как личности (хотя бы на время обучения в старших классах)?

- Использованы ли в программе хорошо проверенные, стандартизированные методы с детальным планом уроков и обучающим материалом?

- Обучает ли программа высокофункциональным стратегиям поведения с помощью интерактивных методов (моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь, подкрепление, длительная практика)?

- Воспитывает ли социально-позитивное отношение к школе и обществу?

- Обучает ли социальным знаниям (коммуникабельность, уверенность в себе, самоуважение) и способам сопротивления влиянию группы с учетом культуральных

особенностей и уровня развития детей?

- Способствует ли позитивному  влиянию детей друг на друга?

- Прививает ли социальные нормы, принятые в обществе?

- Закрепляет ли знания с помощью соответствующих умений и навыков?

- Предусмотрен ли регулярный контроль за эффективностью внедрения программы?

Таким образом, разработка профилактической программы - это последовательная реализация следующих шагов:

- определение приоритетных проблем и последовательности их решения;

- анализ выявленных в детской среде или конкретной детской группе проблем;

- поиск эффективных путей решения (программа действий);

- реализация намеченного;

- оценка эффективности профилактической работы.

Но прежде чем приступить к разработке профилактической программы, целесообразно создать в учебном  заведении координационный совет  по профилактике, который решает следующие  задачи:

- планирование профилактической работы;

- разработка программы профилактики;

- координация действий специалистов, реализующих профилактические программы;

- оценка результативности реализации профилактической программы.

В координационный совет  могут входить педагоги (в том  числе социальные), врач, инспектор  по делам несовершеннолетних, родители учащихся, представители администрации  учреждения. Целесообразность создания такого совета обосновывается необходимостью координации и систематизации профилактической работы и ее органичного включения  в общий процесс воспитания детей, а также использованием возможностей преподавания тех учебных дисциплин, которые могут быть полезны для  реализации профилактической программы.

В каждом образовательном  учреждении должна быть своя программа  профилактики в зависимости от имеющихся  условий, контингента учащихся, видов  девиантных отклонений,уровня их проявления.

Разработка программы  предполагает определение цели, которая  будет достигнута в ходе ее реализации-

требования к Формулировке цели профилактической программы:

- цель должна соответствовать интересам и правам ребенка;

- должна быть легко воспринимаема и понимаема;

- должна содержать в себе прямое указание на целевую группу, способ и степень достижения, время и сроки достижения результата;

- если цель профилактической программы включает решение нескольких задач, они

должны быть совместимы между  собой и реализовываться от менее  трудной цели к более трудной;

- разработчики программы должны быть готовы воспринимать критику результатов осуществления программы;

- цель должна быть конкретна, практична и реальна;

-следует определить стабильность  результата проведения будущей  программы; предусмотреть побочные  эффекты.

Реализация следующих  шагов программы может быть отражена в следующих таблицах (см. табл. 1. 2).

Таблищ 1

Специфические задачи профилактической работы

Проблема

Факторы

риска

Целевые*

группы

Специфические задачи профилактической работы

       

Таблищ 2

Перспективное планирование профилактической программы

Задачи

профилак

тической

работы

.Мероприя

тия

Необходи

мые

ресурсы

Возможные

затрудне

ния

Способы решения поставленных задач

Дата

           

Критериями эффективности  программы могут быть как количественные (например, количество детей, состоящих  на учете в ИДИ), так и качественные показатели, характеризующие целевую группу. К последним относятся следующие критерии: уровень способности к эмпатии, развитое понимание себя и разницы между чувствами и действиями, высокая устойчивость к разочарованиям, умение справляться со стрессом и отстаивать свою позицию в компании, позитивный образ себя и окружающего мира, большая экстравертированность, понимание своей ответственности и пр. Эти характеристики можно оценить с помощью анкетирования подростков до проведения профилактической программы и после него.

Эффективная профилактическая программа имеет следующие характеристики:

1. Она основана на тщательном  планировании и подготовке. В  учебном заведении создается  ежегодный календарный план профилактической  работы, где подробно

описываются все элементы, из которых состоит деятельность по профилактике

наркозависимости. Причем в каждом учебном году отдается приоритет решению одной

или двух проблем: например, в течение первого года реализации программы основное значение придается  образованию учащихся и преподавателей, а второй год посвящен психологическому компоненту профилактической работы.

2. В программе имеется детальное описание задач, которые отвечают нуждам и потребностям конкретной целевой группы.

3. Она состоит из нескольких видов деятельности (информирование, образование, развитие способностей и навыков, обучение сотрудников) и является частью областной или национальной программы.

4. В ходе ее реализации предусматриваются рабочие связи и обмен опытом с другими учебными заведениями.

5. Профилактическая программа является составной частью учебно-воспитательного процесса.

6. Она обучает детей поиску альтернатив девиантному поведению и сама предлагает подобные альтернативы, возможности которых включены в ее реализацию.

Содержание профилактической программы определяется самим педагогическим коллективом с учетом:

- основных тенденций, преобладающих в среде молодежи в данный временной промежуток и нашедших отражение в конкретном учебном заведении:

- половых и возрастных особенностей детей;

- уровня общего психического и физического развития конкретного ребенка и особенностей среды его жизнедеятельности:

- интересов, потребностей и желаний детей. I

 

Организация школьного консилиума

Систематически действующий, с постоянным составом участников, наделенный правом рекомендовать и  контролировать, консилиум можно рассматривать как самостоятельную организационную форму методической работы педагогического коллектива.

В задачи консилиума входят.

1. Выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении детей.

2. Разработка программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития.

3. Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций.

Исходный принцип в  работе консилиума — уважение к  личности и опора на ее положительные  качества; форма работы — собеседование  в процессе диагностики.

Принцип «не навреди» определяет этическую позицию участников консилиума. Вскрытие, обнажение противоречий и трудностей развития не должно привести к снижению самооценки учащегося, углубить трение или разрушить взаимоотношения с родителями. Безукоснительно строго должна соблюдаться тайна психолого-педагогического диагноза. Информация о психической патологии, неблагоприятном статусе в коллективе и т.д. не подлежит публичному разглашению и обсуждению, особенно среди сверстников обследуемого.

Диагностическая функция  консилиума включает: распознавание характера отклонений в поведении и учении; изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе; выделение доминанты нравственного развития; определение потенциальных возможностей и способностей учащегося.

Воспитательная функция  консилиума включает, во-первых, разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю (учителю начальных классов), родителям, учите- лям-предметникам, ученическому активу, общественности района. По характеру воздействия на учащегося эти меры можно представить в виде лечебных (направление на кон-

сультацию к специалисту; посещение учащегося на дому родительским патрулем; вовлечение в интересную и доступную для учащегося деятельность и др.)- Во-вторых, непосредственное воспитательное воздействие на школьника в ходе собеседования. Взрослые помогают ученику осмыслить нравственную суть проступка, сформировать правильную самооценку и, главное, совместно вырабатывают программу самовоспитания.

Информация о работе Девиантное поведение