Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:40, реферат
Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики.
Для достижения поставленной цепи ставятся следующие задачи:
1. Уточнить трактовку понятия «девиантное поведение»;
2. Определить факторы девиантного поведения подростков и эмпирически выявить механизмы их влияния;
4. Рассмотреть теоретические подходы к понятию технологий, их структуре и классификации;
5. Выявить специфику профилактической работы как технологического процесса;
6. Рассмотреть основные направления государственной политики и модели превентивной работы в обществе по профилактике девиантного поведения подростков.
Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия. При собеседовании с родителями педагоги стремятся повысить статус ребенка в глазах отца, матери, показать его ценность как члена семьи; внимание родителей направляется на потенциальные возможности и интересы юного человека, запрещаются или предупреждаются родительские репрессии. В школе консилиум целенаправленно разрушает отрицательный стереотип ученика, если такой сложился у классного руководителя, помогает увидеть педагогу положительный потенциал нарушителя дисциплины. На консилиум приглашают учащихся младших и средних классов с отклонениями в поведении, нравственном развитии. Консилиум — средство ранней профилактики, в отличие от «совета профилактики», нередко представляющего собой последнюю ступеньку перед принятием уголовно-правовых санкций.
В с остав консилиума входят носители психолого-педаго- гической, родительской, медицинской, правовой культуры. Состав консилиума достаточно гибок, включает в себя постоянных и временных членов. Постоянные члены присутствуют на каждом заседании, готовят его, контролируют выполнение рекомендаций. Постоянные члены: руководитель консилиума, инструктор, врач, инспектор ИДИ (инспекция по делам несовершеннолетних), приглашенный специалист.
Желательно, чтобы консилиум возглавлял директор школы или один из его заместителей. Содержательную сторону работы консилиума обеспечивает инструктор — учитель школы, прошедший подготовку на специальных курсах (семинаре) или повысивший свою психолого-диагностическую культуру самообразованием. Инструктор непосредственно организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе, проводит диагностическое собеседование с учащимися и родителями.
Школьный врач (медсестра)
информирует о состоянии
Инспектор ИДН представляет
информацию о ситуации в микрорайоне
(о неформальных объединениях, дворовых
компаниях, правонарушениях и
Специалист-консультант приглашается по мере необходимости для непосредственного наблюдения за учащимися и помощи в принятии правильного решения. Это может быть работник кафедры психологии или педагогики пединститута, врач-психоневролог, психиатр.
Временными членами консилиума считаются лица, приглашенные на его заседание: классный руководитель, член родительского комитета класса, референтное лицо.
Классный руководитель (учитель начальных классов) дает учащемуся характеристику, формулирует в обобщенном виде смысл трудностей в его воспитании и обучении, активно участвует в собеседовании с родителями и самим учащимся. Он получает и выполняет рекомендации консилиума..
Член родительского комитета класса представляет родителей, дает свою оценку микроклимату класса, семье учащегося, его взаимоотношениям со сверстниками, стилю работы классного руководителя, активно участвует в собеседовании с учащимися, получает и выполняет рекомендации консилиума.
Референтное лицо — это педагог, пользующийся авторитетом у обсуждаемого учащегося, к которому он испытывает симпатию или хотя бы доверие. Это может быть любимый учитель-предметник, тренер, руководитель кружка и др. Референтное лицо помогает «разговорить» ученика, снять барьеры общения, и, что немаловажно, он знает положительные стороны учащегося, может его защитить от необоснованных претензий. По рекомендации консилиума он участвует в коррекционной работе.
Организация работы консилиума. Его заседания проводятся один раз в два месяца, а также экстренно, в связи с острой конфликтной ситуацией. На подготовительном этапе осуществляется сбор предварительных диагностических дан- ных. Диагностика проводится по единой программе изучения учащегося разными, наиболее удобными для школы процедурными способами. Организует сбор сведений инструктор консилиума. В ходе устного обсуждения, обмена мнениями составляется диагностическая карта. Иногда она заполняется последовательно в письменной форме классным руководителем, затем лицами, так или иначе знающими учащегося. Самостоятельно диагностическую карту заполняет классный руководитель (учитель начальных классов) в том случае, если он глубоко и разносторонне осведомлен об учащемся и его проблемах.
Если на заседание консилиума приглашаются учащийся it его родители, заслушиваются характеристика ученика, дополнение со стороны врача, инспектора ИДИ, референтного лица. Участники беседуют с родителями, самим учащимся; обмениваются мнениями и предложениями по коррекции его поведения. Обсуждение одного учащегося длится в среднем около часа.
Уже после собеседования с ребенком совместно с родителями вырабатываются решения по дальнейшей воспитательной тактике в семье, повышению педагогической культуры родителей. Для асоциальной семьи (где родители ведут явно аморальный образ жизни) целесообразны рекомендации нравственно-предупредительного характера. Они нацелены на оздоровление нравственной обстановки в семье, улучшение образа жизни. Таких родителей предупреждают о возможных правовых санкциях по отношению к ним.
Педагогически некомпетентные родители нуждаются в том, чтобы им доступно и тактично объяснили суть их ошибок (авторитарность, попустительство, гиперопека, непоследовательность и противоречивость, гиперсоциальность, недостаточная отзывчивость, одностороннее женское влияние и т.п.). После анализа ошибок родителям даются советы по их устранению.
Члены консилиума обязаны осуществлять контроль за выполнением рекомендованных мер и периодически проверять их эффективность. Вопрос о выполнении рекомендаций консилиума, динамике развития ученика можно рассмотреть на педсовете, совещании при директоре, заседании секции учителей начальных классов, классных руководителей. Выводы записываются в диагностической карте учащегося. Если контроль покажет, что трудности воспитания и обучения не уменьшились, учащийся рассматривается повторно на консилиуме с целью поиска новых подходов к личности.
Документация консилиума включает; приказ о его организации и утверждении состава на учебный год, рабочий журнал, диагностические карты учащихся, вызванных на консилиум. Перешина