Деятельность социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Для нравственного самосовершенствования личности каждого отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в семье и детском образовательном учреждении (ДОУ). Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя конкретного этноса и общепланетарного сообщества людей. В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.

Содержание работы

Введение……………………………………….………………………………..…..3
1Основы социализации в социально-педагогической деятельности……..…….8
1.1Социализация как социально-педагогическое явление……….……..……….8
1.2 Сущность процесса социализации в ДОУ…….. ……………….…….…….11
1.3 Социально-педагогическая деятельность в ДОУ……….…..………………21
2 Условия социализации детей старшего дошкольного возраста…….………31
2.1Особенности личностного развития в старшем дошкольном возрасте…....31
2.2 Факторы успешной социализации ребенка дошкольника……….…………42
2.3 Анализ условий социализации старших дошкольников….….…………….49
Заключение ………………….…………………………..………………………..53
Глоссарий ………………..………………………………..………………………58
Список использованных источников……….……..…………………………….60
Список сокращений……………………..………….……………………………..65

Файлы: 1 файл

Социализация как основа социально-педагогической деятельности.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

  Сегодня  родителей в силу социально-экономического  положения современного общества  окружает множество проблем. Это  ведет к ухудшению их физического  и психического состояния, что  сказывается и на воспитании детей. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче.

 Все это  отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к последствиям в будущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности или замыкаются в себе.

 Способствовать созданию социально-благополучной среды для каждого воспитанника, успешному вхождению ребенка «в жизнь»- вот главная задача социального педагога дошкольного учреждения.

 Это актуализирует  проблему дошкольного образовательного  учреждения как открытой социально-педагогической  системы, осуществляющей, прежде  всего, функцию социального воспитания дошкольников.

Современное ДОУ  должно быть местом, где ребенок  получит возможность широкого социально-практического  контакта с наиболее значимыми и  близкими для его развития сферами  социальной жизни (социальная действительность, социальные отношения, социальные ценности, социальная деятельность человека). На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочее. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о многообразии человеческих отношений,  о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить детей моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на  происходящее в конкретных жизненных ситуациях.

Под социально-педагогической деятельностью воспитателя детского сада понимается социально-педагогическая деятельность, направленная на создание условий для социального развития детей, освоения ими социального опыта на основе приоритета потребностей и интересов дошкольников, обычаев и традиций народной культуры, с учетом специфики социально-экономического развития региона, города, конкретного образовательного учреждения.

 Социально-педагогическая  деятельность нашего Центра развития ребенка осуществляется на основе образовательных программ «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)  и основной общеобразовательной программы  ДОУ. Образовательное содержание программ по социальному воспитанию детей включает в себя четыре блока: социальные знания, социальные отношения, социальное поведение, социальная деятельность.

Дошкольные  образовательные учреждения предполагают тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов и родителей. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно-личностную связь и интимно-личностное единство с родными.  Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и  образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка. Основными направлениями этого взаимодействия являются изучение потребностей родителей на образовательные услуги, просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. Изучая запросы населения, каждое учреждение должно строить свою работу  с учетом того, что каждый детский сад находится в своих особенных условиях. Возможности дошкольного образовательного учреждения во многом определяют его местоположение,  климатические и экологические условия, национальная специфика региона, ведомственная принадлежность и другие особенности. Выявление взаимосвязи между социальным статусом семей и их образовательными потребностями позволяет дошкольному учреждению самостоятельно варьировать спектр образовательных услуг.

 Для осуществления социально-педагогической деятельности педагогу необходимо знать и учитывать закономерности социального развития ребенка. Ребенок имеет врожденную предрасположенность к социальному развитию, которая выражается во внутренних биологических, физиологических, психологических механизмах, данных человеку от рождения.  Для того чтобы они заработали, необходимы определенные условия: общество людей, общение, деятельность, образ жизни, соответствующее качество жизни и т.д. (Приложение Г)

Внутренние  механизмы: устремленность в самом  раннем возрасте к тому, в ком  ребенок чувствует наибольшую потребность  и защищенность (к матери); эмоциональная  заразительность ребенка (проявляется уже на первом месяце жизни ребенка); подражательность (благодаря чему ребенок неосознанно усваивает социальный опыт); внушаемость (в раннем возрасте  она является двигателем действий и поступков ребенка, его отношений к различным явлениям); потребность ребенка в социальном общении (она появляется с момента его рождения и требует удовлетворения); недостаточная реализация этой потребности существенно сказывается на социальном развитии ребенка, тормозя его интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие); любознательность (как и потребность в общении, существенно влияет на социальное развитие человека, удовлетворение ее в неполном объеме приводит к ее затуханию); активность (присущая ребенку от рождения, она обусловливает интенсивность социального саморазвития ребенка).

Внешние движущие силы – это силы, которые стимулируют  или сдерживают социальное развитие и воспитание  человека. Им принадлежит  важное место в социальном развитии человека. С их помощью можно управлять всем процессом социального развития и воспитания: уход за ребенком (правильный уход за ребенком способствует здоровому образу жизни ребенка, его полноценному развитию); микроклимат группы, которую посещает ребенок (там складывается общественное мнение, в той или иной степени присутствуют взаимопомощь и поддержка, межличностные отношения в группе могут быть благоприятными для ребенка, нейтральными, агрессивными, подавляющими личность ребенка); семья (микроклимат, взаимоотношения, отношения членов семьи к ребенку).

Основной составляющей социально-педагогической работы ДОУ  является сотрудничество педагогов  с семьей. Семья определяет, как, когда и каким образом начинают действовать внутренние механизмы  социализации, т.е. она их запускает.

Семья или дом  – среда обитания и самовыражения  человека. Роль семьи в развитии и социализации ребенка первостепенна. Здесь происходит первичная социализация, обеспечивающая безболезненную адаптацию  ребенка в обществе. Семья обеспечивает ребенку эмоциональную защиту и чувство высокой оценки собственного существования. Любовь родителей к ребенку благотворно влияет на его развитие и воспитание, дает ребенку ощущение счастья. Дети по-разному относятся к своему дому: стремятся к нему или бегут из него, если им там плохо.

Педагогу и  родителям необходимо знать типичные проблемы, обусловливающие негативное воспитательное воздействие семьи  на ребенка, в числе которых назовем следующие:

- «близорукость» воспитательных представлений родителей (недостаточность знаний о воспитании и, как следствие, – неумение создавать и использовать возможности воспитательной ситуации);

- «фальстарт в воспитании» или нехватка терпения, выдержки. В результате – устранение семьи от воспитания;

- воспитание  детей «по образу и подобию» своего детства.  Но такой опыт бывает далеко не лучшим. Однако он с завидным упорством транслируется родителями, которые не замечают негативных последствий такого воспитания;

- противопоставление  родительских отношений к детям  (возникает при длительном отсутствии одного из родителей или при самоустранении одного из родителей от воспитания ребенка);

- потворствующая  гиперпротекция как отражение  хронического синдрома «маленького ребенка». Когда родители как бы игнорируют взросление детей, чрезмерно их опекают. Это стимулирует инфантилизм и задерживает социальное развитие ребенка;

- атрибутивная  проекция. Она является следствием  развитого у родителей эффекта «проекции на ребенка собственных нежелаемых качеств». Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель видит черты характера, которые он чувствует, но не признает в себе (агрессивность, несдержанность и т.д.);

- снисходительная  гиперпротекция (пониженный уровень  требований к ребенку).   Причина  – «воспитательная неуверенность» родителей;

- доминирующая  гиперпротекция. Чрезмерная опека  и мелочный контроль. Чаще всего  это вызывается фобией yтраты ребенка;

- эмоциональное отвержение, неприятие ребенка. Причины: установка  по поводу пола ребенка, нежелание иметь ребенка;

- гиперпрoтекция и жесткое обращение. Причинами такого подхода могут быть недостаток истинного интереса и внимания к ребенку, неразвитость родительских чувств;

- избирательная гиперпрoтекция. Она имеет место при воспитании в семье двух и более детей и проявляется в виде покровительства, благосклонного отношения, как правило, к младшему ребенку;

- трансформация психогенных  расстройств родителей на присутствие  в семье детей. Причинами таких  расстройств могут быть нарушенные  супружеские отношения, негативное  влияние семьи  и недостатки воспитания самих родителей в детстве, уже сложившийся отрицательный опыт родителей в воспитании детей. 

Таким образом, социально-педагогическая деятельность ДОУ  направлена на повышение  воспитательных возможностей семьи. Этому способствуют формирование педагогических знаний у родителей; овладение родителями средствами и методиками воспитательной работы с ребенком на разных этапах его возраста; формирование у родителей опыта создания педагогически целесообразных отношений с ребенком; поддержание здорового нравственного климата в семье; психологическая и нрaвственная подготовка родителей к рождению ребенка; обеспечение взаимодействия семьи и детского сада; обеспечение единства и согласованности воспитательных усилий родителей; формирование у родителей критического подхода  к своей педагогической деятельности, разумный поиск путей совершенствования воспитания детей.

Необходимо помочь родителям  понять, что воспитание детей для  них – важнейшая из всех других задач и ее  решение невозможно перенести на другое время. Повышению ответственности и формированию сознательного отношения родителей к воспитанию детей, усилению роли во взаимодействии семьи и ДОУ способствует повышение правовой культуры родителей, их знакомство с современными системами семейного воспитания, пропаганда здорового образа жизни, приобщение  к культурным и духовным ценностям.

Задачи семейного воспитания состоят в следующем: создать  максимально благоприятные условия  для жизни и развития ребенка, передать ребенку опыт создания и  сохранения семьи, научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, воспитать у них чувство собственного достоинства и осознание ценности собственного «Я». Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть ребенка в разных ситуациях и, следовательно, способствовать пониманию взрослыми членами семьи его индивидуальных особенностей и способностей в процессе  формирования у него жизненных ориентиров.

Социально-педагогическая деятельность ДОУ должна строиться на союзе педагогов и родителей, на их взаимопонимании и доверии, которые возможны лишь в том случае, если педагог исключает из работы с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия  педагога с родителями в контексте социально-педагогической работы должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники  и что он  не может обойтись без их совета и помощи.

Помочь раскрыть ребенку  окружающий мир, подготовить его  к полноценной жизни в современном  обществе – это одна из базовых  задач, стоящих перед дошкольными  педагогическими коллективами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Условия социализации детей старшего дошкольного возраста

 

2.1 Особенности личностного развития  в старшем дошкольном возрасте

 

Исследовательская работа проводилась  на базе Муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения «Центр развития ребенка  – детский сад «Улыбка», п. Заиграево, Заиграевского района. В исследовании принимали участие 20 детей подготовительной группы «Воробышки», 20 родителей, 5 педагогов. Областью нашего исследования явился процесс социализации старших дошкольников. В ДОУ реализуются следующие программы: основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и основная общеобразовательная программа ДОУ.

«Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- развивать социализацию через  игровую деятельность;

Информация о работе Деятельность социального педагога