Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:03, дипломная работа
Актуальность темы. Для нравственного самосовершенствования личности каждого отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в семье и детском образовательном учреждении (ДОУ). Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя конкретного этноса и общепланетарного сообщества людей. В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.
Введение……………………………………….………………………………..…..3
1Основы социализации в социально-педагогической деятельности……..…….8
1.1Социализация как социально-педагогическое явление……….……..……….8
1.2 Сущность процесса социализации в ДОУ…….. ……………….…….…….11
1.3 Социально-педагогическая деятельность в ДОУ……….…..………………21
2 Условия социализации детей старшего дошкольного возраста…….………31
2.1Особенности личностного развития в старшем дошкольном возрасте…....31
2.2 Факторы успешной социализации ребенка дошкольника……….…………42
2.3 Анализ условий социализации старших дошкольников….….…………….49
Заключение ………………….…………………………..………………………..53
Глоссарий ………………..………………………………..………………………58
Список использованных источников……….……..…………………………….60
Список сокращений……………………..………….……………………………..65
Сегодня
родителей в силу социально-
Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к последствиям в будущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности или замыкаются в себе.
Способствовать созданию социально-благополучной среды для каждого воспитанника, успешному вхождению ребенка «в жизнь»- вот главная задача социального педагога дошкольного учреждения.
Это актуализирует
проблему дошкольного
Современное ДОУ должно быть местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами социальной жизни (социальная действительность, социальные отношения, социальные ценности, социальная деятельность человека). На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочее. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить детей моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.
Под социально-педагогической
деятельностью воспитателя
Социально-педагогическая деятельность нашего Центра развития ребенка осуществляется на основе образовательных программ «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и основной общеобразовательной программы ДОУ. Образовательное содержание программ по социальному воспитанию детей включает в себя четыре блока: социальные знания, социальные отношения, социальное поведение, социальная деятельность.
Дошкольные образовательные учреждения предполагают тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов и родителей. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт: интимно-личностную связь и интимно-личностное единство с родными. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка. Основными направлениями этого взаимодействия являются изучение потребностей родителей на образовательные услуги, просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. Изучая запросы населения, каждое учреждение должно строить свою работу с учетом того, что каждый детский сад находится в своих особенных условиях. Возможности дошкольного образовательного учреждения во многом определяют его местоположение, климатические и экологические условия, национальная специфика региона, ведомственная принадлежность и другие особенности. Выявление взаимосвязи между социальным статусом семей и их образовательными потребностями позволяет дошкольному учреждению самостоятельно варьировать спектр образовательных услуг.
Для осуществления социально-педагогической деятельности педагогу необходимо знать и учитывать закономерности социального развития ребенка. Ребенок имеет врожденную предрасположенность к социальному развитию, которая выражается во внутренних биологических, физиологических, психологических механизмах, данных человеку от рождения. Для того чтобы они заработали, необходимы определенные условия: общество людей, общение, деятельность, образ жизни, соответствующее качество жизни и т.д. (Приложение Г)
Внутренние механизмы: устремленность в самом раннем возрасте к тому, в ком ребенок чувствует наибольшую потребность и защищенность (к матери); эмоциональная заразительность ребенка (проявляется уже на первом месяце жизни ребенка); подражательность (благодаря чему ребенок неосознанно усваивает социальный опыт); внушаемость (в раннем возрасте она является двигателем действий и поступков ребенка, его отношений к различным явлениям); потребность ребенка в социальном общении (она появляется с момента его рождения и требует удовлетворения); недостаточная реализация этой потребности существенно сказывается на социальном развитии ребенка, тормозя его интеллектуальное и эмоциональное развитие, искажая Я-концепцию, разрушая физическое благополучие); любознательность (как и потребность в общении, существенно влияет на социальное развитие человека, удовлетворение ее в неполном объеме приводит к ее затуханию); активность (присущая ребенку от рождения, она обусловливает интенсивность социального саморазвития ребенка).
Внешние движущие силы – это силы, которые стимулируют или сдерживают социальное развитие и воспитание человека. Им принадлежит важное место в социальном развитии человека. С их помощью можно управлять всем процессом социального развития и воспитания: уход за ребенком (правильный уход за ребенком способствует здоровому образу жизни ребенка, его полноценному развитию); микроклимат группы, которую посещает ребенок (там складывается общественное мнение, в той или иной степени присутствуют взаимопомощь и поддержка, межличностные отношения в группе могут быть благоприятными для ребенка, нейтральными, агрессивными, подавляющими личность ребенка); семья (микроклимат, взаимоотношения, отношения членов семьи к ребенку).
Основной составляющей социально-педагогической работы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей. Семья определяет, как, когда и каким образом начинают действовать внутренние механизмы социализации, т.е. она их запускает.
Семья или дом – среда обитания и самовыражения человека. Роль семьи в развитии и социализации ребенка первостепенна. Здесь происходит первичная социализация, обеспечивающая безболезненную адаптацию ребенка в обществе. Семья обеспечивает ребенку эмоциональную защиту и чувство высокой оценки собственного существования. Любовь родителей к ребенку благотворно влияет на его развитие и воспитание, дает ребенку ощущение счастья. Дети по-разному относятся к своему дому: стремятся к нему или бегут из него, если им там плохо.
Педагогу и родителям необходимо знать типичные проблемы, обусловливающие негативное воспитательное воздействие семьи на ребенка, в числе которых назовем следующие:
- «близорукость» воспитательных представлений родителей (недостаточность знаний о воспитании и, как следствие, – неумение создавать и использовать возможности воспитательной ситуации);
- «фальстарт в воспитании» или нехватка терпения, выдержки. В результате – устранение семьи от воспитания;
- воспитание детей «по образу и подобию» своего детства. Но такой опыт бывает далеко не лучшим. Однако он с завидным упорством транслируется родителями, которые не замечают негативных последствий такого воспитания;
- противопоставление
родительских отношений к
- потворствующая
гиперпротекция как отражение
хронического синдрома «
- атрибутивная
проекция. Она является следствием
развитого у родителей эффекта
- снисходительная гиперпротекция (пониженный уровень требований к ребенку). Причина – «воспитательная неуверенность» родителей;
- доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека и мелочный контроль. Чаще всего это вызывается фобией yтраты ребенка;
- эмоциональное отвержение,
неприятие ребенка. Причины:
- гиперпрoтекция и жесткое обращение. Причинами такого подхода могут быть недостаток истинного интереса и внимания к ребенку, неразвитость родительских чувств;
- избирательная гиперпрoтекция. Она имеет место при воспитании в семье двух и более детей и проявляется в виде покровительства, благосклонного отношения, как правило, к младшему ребенку;
- трансформация психогенных
расстройств родителей на
Таким образом, социально-педагогическая деятельность ДОУ направлена на повышение воспитательных возможностей семьи. Этому способствуют формирование педагогических знаний у родителей; овладение родителями средствами и методиками воспитательной работы с ребенком на разных этапах его возраста; формирование у родителей опыта создания педагогически целесообразных отношений с ребенком; поддержание здорового нравственного климата в семье; психологическая и нрaвственная подготовка родителей к рождению ребенка; обеспечение взаимодействия семьи и детского сада; обеспечение единства и согласованности воспитательных усилий родителей; формирование у родителей критического подхода к своей педагогической деятельности, разумный поиск путей совершенствования воспитания детей.
Необходимо помочь родителям понять, что воспитание детей для них – важнейшая из всех других задач и ее решение невозможно перенести на другое время. Повышению ответственности и формированию сознательного отношения родителей к воспитанию детей, усилению роли во взаимодействии семьи и ДОУ способствует повышение правовой культуры родителей, их знакомство с современными системами семейного воспитания, пропаганда здорового образа жизни, приобщение к культурным и духовным ценностям.
Задачи семейного воспитания
состоят в следующем: создать
максимально благоприятные
Социально-педагогическая деятельность ДОУ должна строиться на союзе педагогов и родителей, на их взаимопонимании и доверии, которые возможны лишь в том случае, если педагог исключает из работы с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия педагога с родителями в контексте социально-педагогической работы должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники и что он не может обойтись без их совета и помощи.
Помочь раскрыть ребенку
окружающий мир, подготовить его
к полноценной жизни в
2.1 Особенности личностного
Исследовательская работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка», п. Заиграево, Заиграевского района. В исследовании принимали участие 20 детей подготовительной группы «Воробышки», 20 родителей, 5 педагогов. Областью нашего исследования явился процесс социализации старших дошкольников. В ДОУ реализуются следующие программы: основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) и основная общеобразовательная программа ДОУ.
«Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развивать социализацию через игровую деятельность;