Деятельность социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Для нравственного самосовершенствования личности каждого отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в семье и детском образовательном учреждении (ДОУ). Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя конкретного этноса и общепланетарного сообщества людей. В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.

Содержание работы

Введение……………………………………….………………………………..…..3
1Основы социализации в социально-педагогической деятельности……..…….8
1.1Социализация как социально-педагогическое явление……….……..……….8
1.2 Сущность процесса социализации в ДОУ…….. ……………….…….…….11
1.3 Социально-педагогическая деятельность в ДОУ……….…..………………21
2 Условия социализации детей старшего дошкольного возраста…….………31
2.1Особенности личностного развития в старшем дошкольном возрасте…....31
2.2 Факторы успешной социализации ребенка дошкольника……….…………42
2.3 Анализ условий социализации старших дошкольников….….…………….49
Заключение ………………….…………………………..………………………..53
Глоссарий ………………..………………………………..………………………58
Список использованных источников……….……..…………………………….60
Список сокращений……………………..………….……………………………..65

Файлы: 1 файл

Социализация как основа социально-педагогической деятельности.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Сформировать у ребенка представление  о себе, воспитать в ребенке чувства собственного достоинства и уважения к людям и ввести его в социальный мир, можно только с помощью родителей. Ведь именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт. Без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень высококвалифицированным воспитанием в детском саду. Эффективное социальное развитие ребенка дошкольного возраста результат содружества детского сада с семьями воспитанников.

В своей работе мы использовали такие  формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей и  детей. Были оформлены альбомы: «Всё о нашей Родине», «Наше творчество», «Моё любимое животное», «Смотрюсь  в семью как в зеркало…». Родители и дети делятся своими впечатлениями о национальных праздниках, с гордостью демонстрируют свою родословную.

В нашем детском саду стало традицией  проведение семейных творческих проектов: «Мир в моем окне», «Я – взрослый, ты – ребенок», «Птица семейного счастья». Такие творческие совместные проекты способствуют сближению родителей с детьми и педагогами. В конце учебного года проходит финал конкурса «Семья года», в котором принимают участие самые активные семьи воспитанников детского сада.

Практика показывает, что в числе базовых проблем образования и воспитания, которые определяют основные направления социально-педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения, следующие:

- адаптация ребенка к дошкольному  учреждению;

- развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций;

- реализация правового статуса  ребенка как гражданина и осознание  им этого;

- формирование социально принимаемого  поведения детей;

- включенность родителей в социально-педагогические процессы ДОУ;

- сложность перехода детей из  ДОУ в школу; 

- особенности социализации детей  в ДОУ;

- особенности организации досуга  дошкольников и др.

Главной задачей, стоящей перед  педагогами ДОУ, является  управление социально-педагогическим процессом в открытой среде в интересах становления и развития полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности с применением результатов диагностики.

Краткий обзор основных концептуальных положений проблемы социального  развития позволяет сделать следующие выводы:

- дошкольный возраст является  сензитивным периодом в социальном  развитии человека;

- социальное развитие детей  дошкольного возраста осуществляется  в актуальной разнонаправленной  деятельности по освоению предметного  мира и мира отношений между людьми;

- социальное развитие осуществляется  как в ходе стихийного влияния  социальных факторов, так и в  целенаправленном, организованном  педагогическом процессе;

- программа социального развития  отражает различные сферы социальной  культуры и может быть реализована в соответствующих разделах воспитания;

- эффективность социального развития  каждого ребенка предопределяется  своевременным и качественным  мониторингом результатов с учетом  возрастных особенностей дошкольников.

 

2.2 Факторы успешной социализации ребенка дошкольника

 

Наша задача - воспитать полноценного и полноправного гражданина многоликого  общества, способного к социальной адаптации. Первым звеном к адаптации  ребенка к социальному миру является семья – первый социальный институт, с которым ребенок встречается и частью которого является.

Семья рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Мы оказываем  помощь родителям в воспитании детей  в процессе взаимодействия с ними.

Семья представляет собой многогранную систему, в которой важно наладить взаимоотношения, взаимопонимание взрослых и детей. Помогают нам в этом разнообразные проекты, которые мы  реализуем в ДОУ.

Учитывая значимость данной темы, нами был разработан проект «Моя семья»  (Приложение З). Его основной целью стало формирование у детей старшего дошкольного возраста положительно содержательного образа родного дома, а также создание условий для становления основ патриотического сознания.

Были определены следующие задачи:

- создать условия для выработки у детей ценностного отношения к дому и своей семье;

- организовать мероприятия, побуждающие  ребенка и родителей к творческому  самовыражению, поддержанию традиций  семьи, вызывающие желание оказывать  позитивное влияние на устройство  и быт родного дома;

- сформировать знания о семье,  ее родословной, об истории  появления дома, быте, семейных традициях  и пр.

В план реализации проекта были включены следующие темы: «Семья, родословная», «Дом», «Семейные праздники, традиции».

Специфика данного проекта заключается в том, что нами  параллельно ведется работа с детьми и их родителями. По каждой теме намечаются цели и задачи, пути их достижения, устанавливаются формы и методы закрепления знаний.

В качестве форм и методов формирования положительного образа семьи в рамках проекта используются разнообразные игры (сюжетно-ролевые – «Семья», «Дочки-матери», конструктивные, игры-драматизации – «Репка», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь»).

Важно донести до детей дошкольного  возраста суть слова «семья», помогут  в этом произведения устного народного творчества, опорными понятиями в которых являются «семья», «мать», «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражающие родственные отношения.

При организации работы детей с  литературными источниками мы активно  используем  приемы, которые помогают лучше разобраться в содержании произведения (приемы первой группы: вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение детей к событиям и героям; рассматривание иллюстраций; углубление и уточнение образа; словесные зарисовки). Более полному проникновению в образно-чувственный строй сказки способствуют приемы второй группы: повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей; рассказывание самого смешного, грустного, страшного эпизодов; драматизация отрывков.

Эффективно обращение к разным художественным средствам, которые побуждают дошкольников к творческой деятельности. Дети с удовольствием составляют  рассказ о семье, рисуют  портрет на тему «Моя мама (Мой папа)»,

участвуют в конкурсах рисунков, посвященных 100 летию со дня рождения С.В. Михалкова, «Новогодние  приключения сказочных героев».

Совместное составление родословной  родителями и детьми пробуждает у  них интерес к истории своих  предков.

В ходе совместной работы педагогов  нашего дошкольного учреждения и  родителей дети подводятся к первоначальному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место в качестве члена семьи.

Ближе к старшему дошкольному возрасту в условиях ДОУ формируется положительно насыщенный образ родного дома. Это  становится возможным благодаря  комплексному решению следующих задач:

- организация общественно полезной  деятельности ребенка на благо  дома и родителей;

- создание ситуаций переживания  ребенком чувства гордости за  членов семьи и их достижения;

- организация и проведение семейных  праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиций семьи;

- привлечение всех членов семьи  к формированию у ребенка положительно  насыщенного образа родного дома.

Благодаря проекту «Моя семья»  появилась реальная возможность  ознакомить детей с особенностями родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи, а главное — научить дошкольников азам такого же отношения. Вторым фактором в социализации детей дошкольного возраста является игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.

«Игра – это творческая переработка  пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам  и влечениям  самого ребенка» (Л.С. Выготский)5.

Для развития социальных умений и навыков старших дошкольников мы используем:

- игры, направленные на формирование  детского сообщества («Дедушка Мазай  и зайцы», «Гуси-гуси», «С Новым  годом», «Мы делили апельсин».  «Добрые слова»),  в которых   усиливается  эмоциональная связь  со сверстниками, познаются основы социального поведения;

- игры, развивающие нравственно-волевые  качества («Собирайся скорее!»,  «У  нас порядок», «Летучие мыши»,  «Сильные и слабые»). Эти игры  помогают преодолевать неразвитость  и деформацию нравственно-волевой  сферы дошкольников;

- сюжетно-ролевые игры («День рождения»,  «Гости», «Пароль», «Волшебники»,  «Космонавты»), отражающие отношение  детей к окружающей действительности;

- игры-драматизации («Лиса и заяц»,  «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка», «Три поросенка»). Обогащают  детей знаниями и умениями, развивают интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь. Игра-драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно-ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Третьим успешным фактором в социализации, является подготовка детей к обучению в школе.

Приоритетным направлением реализации преемственности дошкольного образования  является формирование готовности дошкольников к обучению в школе. Обучение в школе требует поиска новых подходов к решению проблемы преемственности, помогает успешному решению задач непрерывного образования на первых этапах: в дошкольном учебном заведении и начальной школе. Планируя формы взаимосвязи дошкольного учреждения и начальной школы, мы ориентировались на то, чтобы переход к школьной жизни стал безболезненным продолжением гармоничного и радостного детства. Готовность к школе мы рассматриваем как комплексную характеристику – мотивационную, социальную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, физическую готовность.

 При подготовке детей к  школе мы формируем положительное  отношение к обучению в школе,  к учителям. С этой целью мы  проводили беседы: «Что такое  школа?», «Чему учат в школе?» Раскрывали секреты слов, имеющих отношение к школе (карандаш, ручка, тетрадь, школьная парта), вместе с детьми рассматривали иллюстрации о школе. Приобретенные знания дети  с радостью отражают в сюжетно-ролевых играх «Школа», «Семья», «Библиотека».

Социальная готовность состоит  из навыков и способности войти  в контакт с одноклассниками  и учителями. В формировании социальной готовности мы использовали игровые  упражнения, игры: «Знакомство», «Кто мой  друг», «Поздоровайся», в ходе которых  дети общаются между собой, организуют совместную деятельность, согласовывают свои действия с партнерами, мобилизуются на преодолении трудностей, проявляют ответственность.

В плане интеллектуальной готовности важно, чтобы ребенок до школы  был умственно развит. Ребенок должен не только иметь большой словарный запас, уметь читать и считать, но и научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать.

Для того чтобы  дети умели выбирать правильные действия и поступки, мы  ставили перед детьми такие условия, требующие самостоятельного выполнения заданий, правил поведения, в результате чего у детей развивается способность к волевым усилиям, преодолению препятствий.

Поисково-исследовательская деятельность имеет огромное значение для будущего успешного обучения в школе, в процессе которой у них формируются научные представления о  явлениях, происходящих в окружающем мире. Кроме того у детей развивается аналитико-синтетическая деятельность, которая является основой учебной деятельности.

Важно чтобы ребенок пошел в школу здоровым. Поэтому,  заботясь о физическом здоровье детей, мы в течение дня чередуем разные виды деятельности детей по степени подвижности, объем двигательной активности составляет 4-4,5 часа в день. Это – утренняя гимнастика, занятия физической культурой, спортивные соревнования, организация подвижных игр, пребывание на свежем воздухе,

соблюдение режима дня способствует развитию ребенка.

Важную роль в социализации  играет создание предметно-развивающей  среды.  Для этого в нашей  группе были созданы различные зоны и уголки для всестороннего развития детей:

1. Зона для развития представлений  о человеке, культуре, быте разных  народов. 

2.Уголок игрушек и атрибутов  для сюжетно - ролевых игр.

3. Уголок «Моделирования». 

4. Книжный уголок.

5. Настольно - печатные, дидактические игры, различные пособия.

6. Уголок изобразительной деятельности.

7. Уголок театральной деятельности.

8. Уголок краеведения. 

9. Информационная зона для родителей.

10.Экологический уголок.

Для эффективного проведения занятий  мы используем следующий материал:

- демонстрационный, иллюстративный  материал, отражающий государственную  символику, географию, труд, быт,  искусство государств - соседей; 

- дидактические игры на закрепление  знаний о жизни народов, населяющих  соседние государства;

- подборка подвижных игр разных  народов; 

- подборка обрядов, сказаний, частушек, колыбельных разных народов; 

- подборка образцов национальных  костюмов народов РФ и стран  ближнего зарубежья. 

Создаем атмосферу  толерантности  в группе с помощью:

- единого речевого режима с  активным использованием речевых  формул вежливости;

- поведения детей и взрослых, отвечающего требованиям этики  и толерантности в том числе,  педагогическое моделирование социального  опыта. 

Информация о работе Деятельность социального педагога