Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:03, дипломная работа
Актуальность темы. Для нравственного самосовершенствования личности каждого отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в семье и детском образовательном учреждении (ДОУ). Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя конкретного этноса и общепланетарного сообщества людей. В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.
Введение……………………………………….………………………………..…..3
1Основы социализации в социально-педагогической деятельности……..…….8
1.1Социализация как социально-педагогическое явление……….……..……….8
1.2 Сущность процесса социализации в ДОУ…….. ……………….…….…….11
1.3 Социально-педагогическая деятельность в ДОУ……….…..………………21
2 Условия социализации детей старшего дошкольного возраста…….………31
2.1Особенности личностного развития в старшем дошкольном возрасте…....31
2.2 Факторы успешной социализации ребенка дошкольника……….…………42
2.3 Анализ условий социализации старших дошкольников….….…………….49
Заключение ………………….…………………………..………………………..53
Глоссарий ………………..………………………………..………………………58
Список использованных источников……….……..…………………………….60
Список сокращений……………………..………….……………………………..65
Сформировать у ребенка
В своей работе мы использовали такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей и детей. Были оформлены альбомы: «Всё о нашей Родине», «Наше творчество», «Моё любимое животное», «Смотрюсь в семью как в зеркало…». Родители и дети делятся своими впечатлениями о национальных праздниках, с гордостью демонстрируют свою родословную.
В нашем детском саду стало традицией проведение семейных творческих проектов: «Мир в моем окне», «Я – взрослый, ты – ребенок», «Птица семейного счастья». Такие творческие совместные проекты способствуют сближению родителей с детьми и педагогами. В конце учебного года проходит финал конкурса «Семья года», в котором принимают участие самые активные семьи воспитанников детского сада.
Практика показывает, что в числе базовых проблем образования и воспитания, которые определяют основные направления социально-педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения, следующие:
- адаптация ребенка к
- развитие индивидуальных особенностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций;
- реализация правового статуса
ребенка как гражданина и
- формирование социально
- включенность родителей в
- сложность перехода детей из ДОУ в школу;
- особенности социализации
- особенности организации
Главной задачей, стоящей перед педагогами ДОУ, является управление социально-педагогическим процессом в открытой среде в интересах становления и развития полноценной физически, психически и нравственно здоровой личности с применением результатов диагностики.
Краткий обзор основных концептуальных положений проблемы социального развития позволяет сделать следующие выводы:
- дошкольный возраст является
сензитивным периодом в
- социальное развитие детей
дошкольного возраста
- социальное развитие
- программа социального
- эффективность социального
2.2 Факторы успешной социализации ребенка дошкольника
Наша задача - воспитать полноценного и полноправного гражданина многоликого общества, способного к социальной адаптации. Первым звеном к адаптации ребенка к социальному миру является семья – первый социальный институт, с которым ребенок встречается и частью которого является.
Семья рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Мы оказываем помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия с ними.
Семья представляет собой многогранную систему, в которой важно наладить взаимоотношения, взаимопонимание взрослых и детей. Помогают нам в этом разнообразные проекты, которые мы реализуем в ДОУ.
Учитывая значимость данной темы, нами был разработан проект «Моя семья» (Приложение З). Его основной целью стало формирование у детей старшего дошкольного возраста положительно содержательного образа родного дома, а также создание условий для становления основ патриотического сознания.
Были определены следующие задачи:
- создать условия для выработки у детей ценностного отношения к дому и своей семье;
- организовать мероприятия,
- сформировать знания о семье, ее родословной, об истории появления дома, быте, семейных традициях и пр.
В план реализации проекта были включены следующие темы: «Семья, родословная», «Дом», «Семейные праздники, традиции».
Специфика данного проекта заключается в том, что нами параллельно ведется работа с детьми и их родителями. По каждой теме намечаются цели и задачи, пути их достижения, устанавливаются формы и методы закрепления знаний.
В качестве форм и методов формирования положительного образа семьи в рамках проекта используются разнообразные игры (сюжетно-ролевые – «Семья», «Дочки-матери», конструктивные, игры-драматизации – «Репка», «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь»).
Важно донести до детей дошкольного возраста суть слова «семья», помогут в этом произведения устного народного творчества, опорными понятиями в которых являются «семья», «мать», «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражающие родственные отношения.
При организации работы детей с литературными источниками мы активно используем приемы, которые помогают лучше разобраться в содержании произведения (приемы первой группы: вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение детей к событиям и героям; рассматривание иллюстраций; углубление и уточнение образа; словесные зарисовки). Более полному проникновению в образно-чувственный строй сказки способствуют приемы второй группы: повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей; рассказывание самого смешного, грустного, страшного эпизодов; драматизация отрывков.
Эффективно обращение к разным художественным средствам, которые побуждают дошкольников к творческой деятельности. Дети с удовольствием составляют рассказ о семье, рисуют портрет на тему «Моя мама (Мой папа)»,
участвуют в конкурсах рисунков, посвященных 100 летию со дня рождения С.В. Михалкова, «Новогодние приключения сказочных героев».
Совместное составление
В ходе совместной работы педагогов нашего дошкольного учреждения и родителей дети подводятся к первоначальному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место в качестве члена семьи.
Ближе к старшему дошкольному возрасту в условиях ДОУ формируется положительно насыщенный образ родного дома. Это становится возможным благодаря комплексному решению следующих задач:
- организация общественно
- создание ситуаций переживания ребенком чувства гордости за членов семьи и их достижения;
- организация и проведение
- привлечение всех членов семьи
к формированию у ребенка
Благодаря проекту «Моя семья» появилась реальная возможность ознакомить детей с особенностями родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи, а главное — научить дошкольников азам такого же отношения. Вторым фактором в социализации детей дошкольного возраста является игра – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.
«Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л.С. Выготский)5.
Для развития социальных умений и навыков старших дошкольников мы используем:
- игры, направленные на формирование
детского сообщества («Дедушка Мазай
и зайцы», «Гуси-гуси», «С Новым
годом», «Мы делили апельсин».
«Добрые слова»), в которых
усиливается эмоциональная
- игры, развивающие нравственно-
- сюжетно-ролевые игры («День рождения»,
«Гости», «Пароль», «Волшебники»,
«Космонавты»), отражающие отношение
детей к окружающей
- игры-драматизации («Лиса и заяц»,
«Гуси-лебеди», «Красная
Третьим успешным фактором в социализации, является подготовка детей к обучению в школе.
Приоритетным направлением реализации
преемственности дошкольного
При подготовке детей к
школе мы формируем
Социальная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. В формировании социальной готовности мы использовали игровые упражнения, игры: «Знакомство», «Кто мой друг», «Поздоровайся», в ходе которых дети общаются между собой, организуют совместную деятельность, согласовывают свои действия с партнерами, мобилизуются на преодолении трудностей, проявляют ответственность.
В плане интеллектуальной готовности важно, чтобы ребенок до школы был умственно развит. Ребенок должен не только иметь большой словарный запас, уметь читать и считать, но и научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать.
Для того чтобы дети умели выбирать правильные действия и поступки, мы ставили перед детьми такие условия, требующие самостоятельного выполнения заданий, правил поведения, в результате чего у детей развивается способность к волевым усилиям, преодолению препятствий.
Поисково-исследовательская
Важно чтобы ребенок пошел в школу здоровым. Поэтому, заботясь о физическом здоровье детей, мы в течение дня чередуем разные виды деятельности детей по степени подвижности, объем двигательной активности составляет 4-4,5 часа в день. Это – утренняя гимнастика, занятия физической культурой, спортивные соревнования, организация подвижных игр, пребывание на свежем воздухе,
соблюдение режима дня способствует развитию ребенка.
Важную роль в социализации играет создание предметно-развивающей среды. Для этого в нашей группе были созданы различные зоны и уголки для всестороннего развития детей:
1. Зона для развития
2.Уголок игрушек и атрибутов для сюжетно - ролевых игр.
3. Уголок «Моделирования».
4. Книжный уголок.
5. Настольно - печатные, дидактические игры, различные пособия.
6. Уголок изобразительной
7. Уголок театральной
8. Уголок краеведения.
9. Информационная зона для
10.Экологический уголок.
Для эффективного проведения занятий мы используем следующий материал:
- демонстрационный, иллюстративный материал, отражающий государственную символику, географию, труд, быт, искусство государств - соседей;
- дидактические игры на
- подборка подвижных игр разных народов;
- подборка обрядов, сказаний, частушек, колыбельных разных народов;
- подборка образцов
Создаем атмосферу толерантности в группе с помощью:
- единого речевого режима с
активным использованием
- поведения детей и взрослых,
отвечающего требованиям этики
и толерантности в том числе,
педагогическое моделирование