Деятельность социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Для нравственного самосовершенствования личности каждого отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в семье и детском образовательном учреждении (ДОУ). Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя конкретного этноса и общепланетарного сообщества людей. В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.

Содержание работы

Введение……………………………………….………………………………..…..3
1Основы социализации в социально-педагогической деятельности……..…….8
1.1Социализация как социально-педагогическое явление……….……..……….8
1.2 Сущность процесса социализации в ДОУ…….. ……………….…….…….11
1.3 Социально-педагогическая деятельность в ДОУ……….…..………………21
2 Условия социализации детей старшего дошкольного возраста…….………31
2.1Особенности личностного развития в старшем дошкольном возрасте…....31
2.2 Факторы успешной социализации ребенка дошкольника……….…………42
2.3 Анализ условий социализации старших дошкольников….….…………….49
Заключение ………………….…………………………..………………………..53
Глоссарий ………………..………………………………..………………………58
Список использованных источников……….……..…………………………….60
Список сокращений……………………..………….……………………………..65

Файлы: 1 файл

Социализация как основа социально-педагогической деятельности.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение  его индивидуальных проблем, которые  возникают в процессе социализации, интеграции в общество посредством

изучения личности ребенка и  окружающей его среды, составления  индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным

промежутком, в течение которого решается проблема ребенка, носит процессный

характер, ее результаты складываются не в одно мгновение, а требуют  много

времени для осуществления поставленных целей и задач. Источником ее развития являются противоречия между состоянием социальной ориентации и функционирования человека и потребностями его «очеловечивания» и общественными интересами.

 

1.2 Сущность процесса социализации  в ДОУ

 

В современном мире проблема социального  развития подрастающего поколения  становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом  которого является включение социального  в структуру личности.

Понятие «социальное» имеет в истории психологии к5ак минимум три трактовки: социальное как общечеловеческое, социальное как общественное, социальное как коллективное.

Понятие социального как общечеловеческого  предполагает наличие некой общей  сущности, которая объединяет людей. Остается, правда нерешенным вопрос: социальное как всеобщее дано человеку изначально или оно приобретается в

процессе взаимодействия с обществом. Иными словами, новорожденный ребенок  обладает уже данной характеристикой  или он должен ее приобрести. В истории

психологии известны разные точки  зрения на этот вопрос. Л.С. Выготский  утверждал, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. По его мнению, «…очень наивно понимать социальное только как коллективное, как наличие множества людей. Социальное и там, где есть только один человек и его личные переживания».

Для понимания сущности процесса социализации необходимо разобраться в механизмах этого процесса. Среди отечественных  авторов ,дающих толкование механизмов процесса социализации, можно назвать А. В. Мудрика. Он выделяет в пространстве социализации факторы и способы. Среди факторов он называет макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы и субъективные факторы. Под макрофакторами Мудрик подразумевает общество в целом как определенную социально-политическую и идеологическую систему, в рамках которой протекает весь процесс жизнедеятельности личности; под мезофакторами – регион и его социально-демографические и национально-культурные особенности; под микрофакторами – непосредственную среду жизнедеятельности.  К cyбъективным фaкторaм ученый относит ocoбеннoсти ребенка, которые связаны с одной стороны, с его природными задатками, с другой – с уже сложившимися у него индивидуальными чертами. (Приложение Б)

Кроме факторов существуют способы социализации:

- институциональный – через институты общества;

- традиционный – через семью и ближайшее социальное окружение;

- стилизованный – через возрастную субкультуру;

- межличностный – через значимых лиц;

- рефлексивный – индивидуально пережитый и осознанный опыт.

Каждый из способов имеет  свой механизм реализации.

Институциональный способ реализуется через систему общественного  воспитания (в первую очередь, это  детский сад, школа, внешкольные  учреждения, детские и юношеские организации, средства массовой информации). В основу данного способа положено, по мнению А.В.Мудрика, подражание. Для традиционного способа, считает автор, характерно восприятие господствующих стереотипов поведения на неосознанном уровне.

Стилизованный способ осуществляет своё воздействие на личность посредством референтной группы.

Межличностный способ опирается  на идентификацию с конкретным человеком.

Рефлексивный способ опирается на осознание и переживание  человеком той реальности, в которой  он живёт, своего места в ней и себя самого как такового, т.е. на рефлексию, внутренний диалог. При этом, отмечает А.В.Мудрик, рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: во-первых, диалог между различными «Я» ребёнка; во-вторых, диалог с реальными или вымышленными лицами, который происходит наедине с собой. Особый вид внутреннего диалога представляет собой глубокое, последовательное взаимоотражение партнёров по взаимодействию, содержанием которого является воспроизведение их внутреннего мира.

В целом механизмы  социализации А.В.Мудрик определяет как  «социально-психологические воздействия  среды, непосредственно способствующие интериоризации внешних групповых  норм и ценностей».

Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живёт в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определённым образом влияя на своё окружение. Отмечая, что социализация – процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.

Первая сторона процесса социализации – усвоение социального  опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определённого решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования,  мобилизации субъекта, построения определённой стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением  «каталога» деятельностей, т.е. освоением  всё новых и новых видов деятельности. При этом ещё происходят три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причём не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого  возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нём и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать. Что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Вторая сфера –  общение – рассматривается в  контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это, прежде всего переход от монологического общения к диалогическому децентрация. т.е. умение ориентироваться на партнёра, более точное его восприятие. Задача исследований заключается в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и, во-вторых, что получает личность от этого процесса. Исследования этого плана носят черты междисциплинарных исследований, поскольку в равной мере значимы как для возрастной, так и для социальной психологии. Особенно детально с этой точки зрения исследованы некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый возраст.

Что касается некоторых других этапов жизни человека, то незначительное количество исследований в этой области объясняется дискуссионным характером другой проблемы социализации – проблемы её стадий.

Наконец, третья сфера  социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно  сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я» (Кон). В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ «Я» не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Основной результат  эффективной социализации, по мнению большинства учёных, научение воспитанников  быть продуктивными членами общества, приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая  адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества.

Социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры. Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

 Социализация осуществляется  как в ходе стихийного влияния  социальных факторов, так и в  целенаправленном, организованном  процессе. Социализация дошкольников определяется различными основаниями социальной идентификации, доминирующими в тои или ином возрасте: младший дошкольный возраст – видовая и родовая идентификация.

Важным фактором в  воспитании и развитии ребёнка является семья (как один из институтов социализации). Ребёнок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт. Учится социальному ориентированию. Изучение образовательной практики показывает, что традиционно вопросам социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребёнка-дошкольника. Так как детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально- нравственной, межличностной сторон его жизни.

Дошкольное образовательное учреждение, являясь, значимым институтом социализации ребёнка, обладает значительными возможностями осуществления успешного взаимодействия дошкольника и его семьи с социумом. Группа же детского сада часто выступает как первая ступень его членства (общества).

Разнообразная деятельность дошкольников одновременно является важным условием и средством приобщения ребёнка к социальной действительности, которые обеспечивают детям возможность  активно познавать окружающий мир, а также самим становиться  его частью.

Деятельность является условием и средством овладения  ребёнком методами познания мира: двигательным, игровым, коммуникативным, художественно-эстетическим, научно-исследовательским, творческим. Через разнообразные виды деятельности и овладение методами познания дети усваивают всё новые и новые знания, выражают своё отношение к усвоенному. Накапливают эмоционально-чувственный опыт, что побуждает их к деятельности. Но уже на более высоком уровне. (приложение В)

Сущность социально-педагогической деятельности ДОУ определяется особенностями дошкольного возраста, социальным статусом ребёнка в системе общественных отношений, возможностями дошкольного учреждения в решении задач социализации.

Другими словами, в процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребёнок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка и задавал начальные условия. Для полной и успешной социализации личности в будущем необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.

Для того, чтобы эти условия полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьёй ребёнка. Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. Семья, как важнейший фактор социализации, являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти. От неё во многом зависит то, как идёт физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Семья имеет важное значение в процессе овладения социальными нормами.

С известной степенью условности можно выделить некоторые концепции, в рамках которых большое внимание уделяется именно процессу социализации. Прежде всего к ним следует отнести разработки основоположника направления, известного как символический интеракционизм,  Дж. Мида.

Информация о работе Деятельность социального педагога