Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:03, дипломная работа
Актуальность темы. Для нравственного самосовершенствования личности каждого отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в семье и детском образовательном учреждении (ДОУ). Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя конкретного этноса и общепланетарного сообщества людей. В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.
Введение……………………………………….………………………………..…..3
1Основы социализации в социально-педагогической деятельности……..…….8
1.1Социализация как социально-педагогическое явление……….……..……….8
1.2 Сущность процесса социализации в ДОУ…….. ……………….…….…….11
1.3 Социально-педагогическая деятельность в ДОУ……….…..………………21
2 Условия социализации детей старшего дошкольного возраста…….………31
2.1Особенности личностного развития в старшем дошкольном возрасте…....31
2.2 Факторы успешной социализации ребенка дошкольника……….…………42
2.3 Анализ условий социализации старших дошкольников….….…………….49
Заключение ………………….…………………………..………………………..53
Глоссарий ………………..………………………………..………………………58
Список использованных источников……….……..…………………………….60
Список сокращений……………………..………….……………………………..65
- создания климата психологическ
Существует партнерство
- стендовой информации для
- анкетирования и тестирования родителей с целью выявления отношения к формированию толерантности у их детей;
- проведения Дня открытых
- консультаций для родителей,
бесед по вопросам
- привлечения родителей к
- привлечения родителей к
- привлечения родителей к
- участия родителей в сборе иллюстрационного и наглядного материала, предметов быта.
Повышаем уровень профессиональной компетентности педагогов используя:
- освоение новых информационных технологий;
- всестороннее изучение
- осознание, понимание
- умение определить цели, задачи
и пути реализации своей
- знание возрастной психологии
и педагогики и изучение
- ознакомление с опытом работы
по поликультурному воспитанию
других дошкольных
В ДОУ работает единое
образовательно - воспитательное поле.
Можно сказать, воспитывает
2.3 Анализ условий социализации старших дошкольников
В исследовании, прежде всего, приняли участие родители, т.к. семья – первый социальный институт, с которым ребенок встречается и частью которого является. Семья рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка, поэтому значительную часть информации об окружающем дети могут узнать от своих родителей.
С родителями мы провели тестирование «Готовы ли Вы отдать ребенка в школу?», которое состояло из 13 вопросов (Приложение И). В нем приняли участие 20 родителей.
При анализе результатов
- 7 родителей набрали 9 и более баллов, что составило 35 % от общего количества;
- 13 родителей (65 %) набрали от 8 до 5 баллов;
- ниже 5 баллов не набрал никто.
Значит, у родителей, набравшим 9 и более баллов присутствует уровень тревожности, поэтому мы им советуем:
- что необходимо снизить уровень опеки над ребенком;
- дать ему возможность быть более самостоятельным;
- не мешать ему контактировать со сверстниками;
- заняться закаливанием ребенка;
- играть с ним в школу.
Родители, набравшие, 8-5 баллов не совсем уверены в успехе своего ребенка, что вполне естественно, следовательно, они должны:
- поделиться своими опасениями с будущим учителем;
- поддерживать желание ребенка добиться успеха;
- признавать его право на ошибку.
Из нашего исследования можно сделать следующий вывод:
нет родителей, которые абсолютно уверены в готовности своего ребенка к переходу в школу, не всем сопутствует оптимизм и уверенность в успешности их детей. Данным родителям мы предлагаем:
- продолжать формировать
- воспитывать и поддерживать интерес к учебной деятельности
- поощрять желание учиться,
- поддерживать стремление
- не пропускать трудности,
Следующим шагом нашего исследования было определение представлений детей о формировании гендерной, семейной и гражданской принадлежности. С этой целью мы обследовали детей подготовительной группы «Воробышки» в количестве 20 человек (10 человек – группа А, 10 человек – группа Б). Обследование проводилось с помощью группы методов. Детям была предложена анкета, включающая в себя 17 вопросов. При составлении анкетирования мы учитывали компоненты формирования гендерной, семейной и гражданской принадлежности. (Приложение К)
Результаты анкетирования мы представили в виде таблицы.
Таблица 1
Сводная таблица результатов
Уровни |
Группа А |
Группа Б |
Общий балл в % |
Высокий 17-15 б |
30 % (3) |
50 % (5) |
40 % |
Средний 14-8 б |
50 % (5) |
20 % (2) |
35 % |
Низкий 7-0 б |
20 % (2) |
30 % (3) |
25 % |
Из результатов видно, что больше половины детей обеих групп имеют высокий уровень представления о гендерной, семейной и гражданской принадлежности. Это значит, что дети имеют представление о себе (мальчик, девочка), семье (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка и т.д.), детский сад (медицинская сестра, музыкальный руководитель, воспитатель, помощник воспитателя и др.), родная страна (президент, флаг, гимн).
Однако мы получили и низкий результат,
следовательно, нам необходимо расширять
и углублять представления
Дети много играют в сюжетно-ролевые игры, именно в ней у детей складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Проведя педагогическую диагностику с детьми по сюжетно-ролевой (Приложение Л), мы получили следующие результаты, которые внесли в сводные таблицы.
Таблица 2
Сводная таблица результатов
Уровни |
Группа А |
Группа Б |
Общий балл |
Высокий 21- 18 б |
30 % (3) |
10 % (1) |
20 % |
Средний 17- 14 б |
60 % (6) |
60 % (6) |
60 % |
Низкий 13 – 0 б |
10 % (1) |
30 % (3) |
20 % |
Из проведенной педагогической диагностики по сюжетно-ролевой игре видно, что 10 % детей из группы А и 30 % детей из группы Б имеют низкий уровень. Это значит, что дети не умеют самостоятельно продумывать сюжет игры, организовывают игру с подсказки взрослого, плохо идут на контакт со сверстниками, а порой и вовсе не участвуют в игре. Как показали наши исследования. Не все современные дети не только мало играют, но не умеют играть.
А это значит, что у ребенка не развивается активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные способности.
Для решения такой проблемы нам необходимо помочь детям, научить их играть и овладеть сюжетно-ролевыми играми. Развивать коллективные отношения. Активизировать его игровую деятельность, выражать поддержку, одобрение, подтверждать разрешение делать с игрушками все, что он захочет.
Большая же часть из обеих групп показала положительный результат (60 %), что означает высокий уровень развития игрового творчества. Дети умеют включать в игры новые идеи и образы. Плановость, согласованность игры у них сочетается с импровизацией. В игре дети умеют создавать разнообразные модели во взаимоотношениях между взрослыми и сверстниками. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Умеют совместно строить и развивать сюжет игры. Для детей показавших положительный результат, характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Значительное место в сюжетно-ролевых играх занимают эпизоды из сказок, общественные сюжеты. Дети в сюжетно-ролевых играх смело, и разнообразно комбинируют знания, полученные в процессе образовательной деятельности.
Тем не менее, несмотря на положительный результат, нам нужно продолжать развивать у детей коммуникативные способности, умение общаться со сверстниками в процессе игры, договариваться, соблюдать правила, поставленные им с игровыми партнерами до начала игры, расширять круг общения ребенка.
В заключение хочется призвать педагогов в каждодневной и часто становившейся рутинной для нас работе следовать актуальным как никогда словам великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!».
В выпускной квалификационной работе
нами рассматривалась специфика
развития социализации ребенка-дошкольника.
Мы рассмотрели процесс
Социализация по своей сути является отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в семью и социум. Важную роль в социализации личности ребенка играет семья как первичная социальная группа. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка-дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир.
Исследования теоретических источников позволили выявить основные проблемы социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе и существующие в современной практике, выявить сущность процесса социализации, выделить стадии освоения социальной действительности.
Была отмечена специфика и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника. В работе были разработаны критерии и показатели оценки эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста. Проводилась работа по выявлению организационных условий эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в условиях взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Проведенный теоретический анализ позволил организовать практическую работу (тестирование, анкетирование,
педагогическую диагностику), для изучения процесса взаимодействия семьи и
дошкольного учреждения и на основе этой работы разработать рекомендации для создания условий подготовки детей к обучению в школе (полноценной социализации) ребенка-дошкольника.
В целом реализация данного исследовательского проекта включает в себя решение нескольких исследовательских задач, для решения которых мы проводили педагогическую диагностику, анкетирование детей, тестирование родителей, с помощью которого изучались факторы, оказывающие влияние на процесс социализации детей.
Делая сравнительную характеристику
результатов социализации ребенка-дошкольника
до начала и в конце опытно-
Работа по социализации привела к тому, что значительно возросла социально-коммуникативная компетентность детей:
- отношение к себе, уверенность
в своих силах, инициативность
на конец опытно-
- самостоятельность в разных видах деятельности с 73 до 81 %;
- общение со взрослыми и
- умение легко выбирать род занятий, партнеров для игры, придумывать новый сюжет, новую роль, правильно использовать атрибуты, следовать инструкции взрослого, действовать по заданному образцу с 58 до 66 %;
- умение планировать свою деятельность с 61 до 68 %;
- подчинение элементарным социальным
общепринятым нормам и
- формирование, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу 64,1 до 75, 8 %;
- умение организовывать свою работу, добиваться хорошего конечного результата с 78,3 до 87, 9 %;
- сформированность постоянного устойчивого интереса с 54,4 до 63,6 %.
Анализ теоретических
Процесс социализации личности ребенка-дошкольника в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если в ДОУ будут соблюдены условия включения семьи как микрофактора в воспитательно-образовательный процесс. Если в ДОУ будет признаваться роль семьи в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности. Родители должны быть вовлечены в воспитательно-образовательный процесс для создания единой развивающей среды. Только в случае тесного сотрудничества педагогов ДОУ и родителей возможно соблюдение условия единства задач и содержания воспитательной работы в ДОУ и семье, возможно соблюдение преемственности в содержании и технологиях педагогического процесса. ДОУ должно нести ответственность за налаживание атмосферы сотрудничества с семьями воспитанников, признавая за семьей приоритет в выборе основной линии развития ребенка.