Деятельность социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Для нравственного самосовершенствования личности каждого отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в семье и детском образовательном учреждении (ДОУ). Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя конкретного этноса и общепланетарного сообщества людей. В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.

Содержание работы

Введение……………………………………….………………………………..…..3
1Основы социализации в социально-педагогической деятельности……..…….8
1.1Социализация как социально-педагогическое явление……….……..……….8
1.2 Сущность процесса социализации в ДОУ…….. ……………….…….…….11
1.3 Социально-педагогическая деятельность в ДОУ……….…..………………21
2 Условия социализации детей старшего дошкольного возраста…….………31
2.1Особенности личностного развития в старшем дошкольном возрасте…....31
2.2 Факторы успешной социализации ребенка дошкольника……….…………42
2.3 Анализ условий социализации старших дошкольников….….…………….49
Заключение ………………….…………………………..………………………..53
Глоссарий ………………..………………………………..………………………58
Список использованных источников……….……..…………………………….60
Список сокращений……………………..………….……………………………..65

Файлы: 1 файл

Социализация как основа социально-педагогической деятельности.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

- создания климата психологического комфорта и безопасности.

Существует партнерство педагогов  и родителей в атмосфере доверия  и сотрудничества посредством:

- стендовой информации для родителей  по проблемам толерантности; 

- анкетирования и тестирования  родителей с целью выявления  отношения к формированию толерантности у их детей;

- проведения Дня открытых дверей  для родителей с показом тематических  занятий, досугов, развлечений,  кукольных спектаклей;

- консультаций для родителей,  бесед по вопросам поликультурного  воспитания, формированию толерантности у детей;

- привлечения родителей к участию  в конкурсах, досугах, праздниках.

- привлечения родителей к изготовлению  национальных костюмов для поликультурного  уголка;

- привлечения родителей к оформлению  тематических выставок, проектов, акций;

- участия родителей в сборе  иллюстрационного и наглядного  материала, предметов быта.

Повышаем  уровень  профессиональной компетентности педагогов используя:

- освоение новых информационных  технологий;

- всестороннее изучение вопросов  по всем информационным источникам;

- осознание, понимание актуальности  вопроса; 

- умение определить цели, задачи  и пути реализации своей педагогической  деятельности;

- знание возрастной психологии  и педагогики и изучение индивидуальных  особенностей каждого ребенка;

- ознакомление с опытом работы  по поликультурному воспитанию  других дошкольных образовательных  учреждений.

 В ДОУ работает единое  образовательно - воспитательное поле. Можно сказать, воспитывает все  и все. Очень важно, когда  коллеги - твои единомышленники. А стать единомышленниками нам помогает обмен мнениями, то есть обмен педагогическим опытом.

 

2.3 Анализ условий социализации  старших дошкольников 

 

В исследовании, прежде всего, приняли  участие родители, т.к. семья –  первый социальный институт, с которым ребенок встречается и частью которого является. Семья рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка, поэтому значительную часть информации  об окружающем дети могут узнать от своих родителей.

С родителями мы провели тестирование «Готовы ли Вы отдать ребенка в школу?», которое состояло из  13 вопросов (Приложение И). В нем приняли участие 20 родителей.

При анализе результатов тестирования мы выявили, что:

- 7 родителей набрали 9 и более  баллов, что составило 35 % от общего количества;

- 13  родителей (65 %) набрали от 8 до 5 баллов;

- ниже 5 баллов не набрал  никто. 

Значит, у родителей, набравшим 9 и  более баллов  присутствует уровень  тревожности, поэтому мы им  советуем:

- что необходимо снизить уровень опеки над ребенком;

- дать ему возможность быть  более самостоятельным;

- не мешать ему контактировать  со сверстниками;

- заняться закаливанием ребенка;

- играть с ним в школу.

Родители, набравшие, 8-5 баллов  не совсем уверены в успехе своего ребенка, что вполне естественно, следовательно, они должны:

- поделиться своими опасениями  с будущим учителем;

- поддерживать желание ребенка  добиться успеха;

- признавать его право на  ошибку.

Из нашего исследования можно сделать  следующий вывод:

 нет родителей, которые абсолютно уверены в готовности своего ребенка  к переходу в школу, не всем сопутствует оптимизм  и уверенность в успешности их детей.  Данным родителям  мы предлагаем:

- продолжать формировать интерес  и положительное отношение к  школе, учителю, одноклассникам;

- воспитывать и поддерживать  интерес к учебной деятельности

- поощрять желание учиться, добиваться  результата;

- поддерживать стремление занять  позицию школьника;

- не пропускать трудности, которые  возможны на начальном этапе  овладения учебными навыками.

Следующим шагом нашего исследования было определение представлений  детей о формировании гендерной,  семейной и гражданской принадлежности. С этой целью мы обследовали детей  подготовительной группы «Воробышки»  в количестве 20 человек (10 человек – группа А, 10 человек – группа Б). Обследование проводилось с помощью группы методов. Детям была предложена анкета, включающая в себя 17 вопросов.  При составлении анкетирования мы учитывали компоненты формирования гендерной, семейной и гражданской принадлежности.  (Приложение К)

Результаты анкетирования мы представили  в виде таблицы.

 Таблица  1

Сводная таблица результатов анкетирования  детей подготовительной группы «Воробышки»  группы А и группы Б

Уровни 

Группа А

Группа Б

Общий балл в %

Высокий 17-15 б

30 % (3)

50 % (5)

40 %

Средний 14-8 б

50 % (5)

20 % (2)

35 %

Низкий 7-0 б

20 % (2)

30 %  (3)

25 %


 

Из результатов видно, что больше половины детей обеих групп имеют  высокий уровень представления  о гендерной, семейной и гражданской  принадлежности. Это значит, что дети имеют представление о себе (мальчик, девочка), семье (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внук, внучка и т.д.), детский сад (медицинская сестра, музыкальный руководитель, воспитатель, помощник воспитателя и др.), родная страна (президент, флаг, гимн).

Однако мы получили и низкий результат, следовательно, нам необходимо расширять  и углублять представления детей  по формированию социально-нравственных понятий.

Дети много играют в сюжетно-ролевые  игры, именно в ней у детей складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Проведя педагогическую диагностику с детьми по сюжетно-ролевой (Приложение Л), мы получили следующие результаты, которые внесли в сводные таблицы. 

Таблица  2

Сводная таблица результатов диагностирования детей подготовительной группы «Воробышки»  группы А и группы Б

 

Уровни 

Группа А

Группа Б

Общий балл

Высокий 21- 18 б

30 % (3)

10 % (1)

20 %

Средний 17- 14 б

60 % (6)

60 % (6)

60 %

Низкий 13 – 0 б

10 % (1)

30 % (3)

20 %


 

Из проведенной  педагогической диагностики по сюжетно-ролевой  игре видно, что 10 % детей из группы А  и 30 % детей из группы Б имеют низкий уровень. Это значит, что дети не умеют самостоятельно продумывать сюжет игры, организовывают игру с подсказки взрослого, плохо идут на контакт со сверстниками, а порой и вовсе не участвуют в игре. Как показали наши исследования. Не все современные дети не только мало играют, но не умеют играть.

А это значит, что у ребенка  не развивается активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные  способности.

Для решения такой проблемы нам  необходимо помочь детям, научить их играть и овладеть сюжетно-ролевыми играми. Развивать коллективные отношения. Активизировать его игровую деятельность, выражать поддержку, одобрение, подтверждать разрешение делать с игрушками все, что он захочет.

Большая же часть из обеих групп  показала положительный результат  (60 %), что означает высокий уровень развития игрового творчества. Дети умеют включать в игры новые идеи  и образы. Плановость, согласованность игры у них сочетается с импровизацией. В игре дети умеют создавать разнообразные модели во взаимоотношениях между взрослыми и сверстниками. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Умеют совместно строить и развивать сюжет игры. Для детей показавших положительный результат, характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Значительное место в сюжетно-ролевых играх занимают эпизоды из сказок, общественные сюжеты. Дети в сюжетно-ролевых играх смело, и разнообразно комбинируют знания, полученные в процессе образовательной деятельности.

Тем не менее, несмотря на положительный результат, нам нужно продолжать развивать у детей коммуникативные способности, умение общаться со сверстниками в процессе игры, договариваться, соблюдать правила, поставленные им с игровыми  партнерами до начала игры, расширять круг общения ребенка.

В заключение хочется призвать педагогов  в каждодневной и часто становившейся  рутинной для нас работе следовать  актуальным как никогда словам великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Хочу  не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!».

 

Заключение

В выпускной квалификационной работе нами рассматривалась специфика  развития социализации ребенка-дошкольника. Мы рассмотрели процесс социализации личности ребенка как процесс  его активного включения в  существующую социальную систему через усвоение знаний о социальной действительности в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Социализация по своей сути является отображением процесса становления  человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в семью и социум. Важную роль в социализации личности ребенка играет семья как первичная социальная группа. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка-дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир.

Исследования теоретических источников позволили выявить основные проблемы социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе и существующие в современной практике, выявить сущность процесса социализации, выделить стадии освоения социальной действительности.

Была отмечена специфика и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника. В работе были разработаны критерии и показатели оценки эффективности  процесса социализации детей дошкольного  возраста. Проводилась работа по выявлению  организационных условий эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в условиях взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Проведенный теоретический анализ позволил организовать практическую работу (тестирование, анкетирование,

педагогическую  диагностику), для  изучения процесса взаимодействия семьи и

дошкольного учреждения и на основе этой работы разработать рекомендации для создания условий подготовки детей к обучению в школе (полноценной  социализации) ребенка-дошкольника.

В целом реализация данного исследовательского проекта включает в себя решение  нескольких исследовательских задач, для решения  которых  мы проводили  педагогическую диагностику, анкетирование  детей, тестирование родителей, с помощью  которого изучались факторы, оказывающие влияние на процесс социализации детей.

Делая сравнительную характеристику результатов социализации ребенка-дошкольника  до начала и в конце опытно-педагогической работы можно сделать определенные  выводы.

Работа  по социализации привела к тому, что значительно возросла социально-коммуникативная компетентность детей:

- отношение к себе, уверенность  в своих силах, инициативность  на конец опытно-педагогической  работы увеличились с 65 до 85%;

- самостоятельность в разных  видах деятельности с 73 до 81 %;

- общение со взрослыми и сверстниками, доброжелательное отношение к  окружающим, оказание помощи с  69 до 75 %;

- умение легко выбирать род  занятий, партнеров для игры, придумывать  новый сюжет, новую роль, правильно  использовать  атрибуты, следовать инструкции взрослого, действовать по заданному образцу с 58 до 66 %;

- умение  планировать свою деятельность  с 61 до 68 %;

- подчинение элементарным  социальным  общепринятым нормам и правилам  с 76,5 до 82, 8 %;

- формирование, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу 64,1 до 75, 8 %;

- умение организовывать свою  работу, добиваться хорошего конечного  результата с 78,3 до 87, 9 %;

- сформированность постоянного  устойчивого интереса с 54,4 до 63,6 %.

 

Анализ теоретических источников и исследования, проводимые в выпускной  квалификационной  работе, позволили  подтвердить гипотезу дипломной  работы и сделать нижеследующие  выводы:

Процесс социализации личности ребенка-дошкольника  в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если в ДОУ будут соблюдены условия включения семьи как микрофактора в воспитательно-образовательный процесс. Если в ДОУ будет признаваться роль семьи в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности. Родители должны быть вовлечены в воспитательно-образовательный процесс для создания единой развивающей среды. Только в случае тесного сотрудничества педагогов ДОУ и родителей возможно соблюдение условия единства задач и содержания воспитательной работы в ДОУ и семье, возможно соблюдение преемственности в содержании и технологиях педагогического процесса. ДОУ должно нести ответственность за налаживание атмосферы сотрудничества с семьями воспитанников, признавая за семьей приоритет в выборе основной линии развития ребенка.

Информация о работе Деятельность социального педагога