Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:03, дипломная работа
Актуальность темы. Для нравственного самосовершенствования личности каждого отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в семье и детском образовательном учреждении (ДОУ). Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя конкретного этноса и общепланетарного сообщества людей. В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.
Введение……………………………………….………………………………..…..3
1Основы социализации в социально-педагогической деятельности……..…….8
1.1Социализация как социально-педагогическое явление……….……..……….8
1.2 Сущность процесса социализации в ДОУ…….. ……………….…….…….11
1.3 Социально-педагогическая деятельность в ДОУ……….…..………………21
2 Условия социализации детей старшего дошкольного возраста…….………31
2.1Особенности личностного развития в старшем дошкольном возрасте…....31
2.2 Факторы успешной социализации ребенка дошкольника……….…………42
2.3 Анализ условий социализации старших дошкольников….….…………….49
Заключение ………………….…………………………..………………………..53
Глоссарий ………………..………………………………..………………………58
Список использованных источников……….……..…………………………….60
Список сокращений……………………..………….……………………………..65
При тесном взаимодействии с семьей детский сад изучив опыт и стиль семейного воспитания и взаимоотношения между членами семьи, будет способен обеспечить в полной мере индивидуальный и дифференцированный подход к процессу социализации личности каждого ребенка. Такие взаимоотношения сотрудничества педагогов ДОУ и родителей помогут в оказании помощи семье при возникновении каких-либо проблем и вопросов, связанных с воспитанием и развитием ребенка, помогут в налаживании гармоничных отношений родителей с детьми (гуманизация детско-родительских отношений), что способно оказать положительное влияние на процесс социализации личности ребенка.
Для того, чтобы процесс социализации детей дошкольного возраста происходил наиболее полноценно, необходимо использовать в ДОУ программу ознакомления детей с социальной действительностью в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического аспекта их жизнедеятельности. Это условие необходимо соблюдать для того, чтобы развивающая среда в ДОУ
способствовала формированию представлений
о социальной действительности, эмоционально-ценностному
отношению к ней и
Дошкольное образовательное
Таким образом, в результате проведенного исследования мы выяснили специфику процесса социализации ребенка-дошкольника в аспекте взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Процесс социализации ребенка-дошкольника – тема достаточно многогранная и обширная и предполагает дальнейшее исследование.
Исходя из признания важности семьи для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов и родителей.
№ |
Понятие |
Определение |
1 |
Анкетирование |
(от франц. enquete, буквально
— расследование), одно из основных
технических средств |
2 |
Анализ |
(от греч. análysis — разложение, расчленение) процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения). |
3 |
Взаимодействие |
процесс воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. |
4 |
Воспитание |
это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы. |
5 |
Детский сад |
учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. |
6 |
Десоциализация |
(от лат. de... - приставка, означает отсутствие, отмену, устранение чего-либо, и фр. socialisation - социализация) Процесс, противоположный социализации, означающий утрату индивидом определенных соц. ценностей и норм, сопровождающийся отчуждением индивида от определенной группы. |
7 |
Индивид |
(от лат. неделимое) — человек, как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт. |
8 |
Игра |
вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. |
9 |
Опыт |
основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков. |
10 |
Образование |
это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей. |
11 |
Обучение |
это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека. |
12 |
Процесс |
Протекание, ход какого-л. явления. Совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. |
13 |
Педагогическая наука |
наука о воспитании и обучении человека. |
14 |
Ресоциализация |
(лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный),— это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни |
15 |
Социализация |
это процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. |
16 |
Семья |
основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. |
17 |
Социальное развитие ребенка |
то процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. |
18 |
Социально-педагогическая деятельность |
социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. |
19 |
Социальная среда |
совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. |
20 |
Сензитивный период |
период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения |
21 |
Учебная деятельность |
вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. |
22 |
Школа |
учебное заведение для получения общего образования. |
1 |
Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. |
2 |
Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст]. М.: ЦГЛ, - 2005. |
3 |
Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. |
4 |
Басов Н. Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: «Академия», 2006. |
5 |
Баркан А. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. М.: 2005. |
6 |
Буре. Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Изд. Мозаика-Синтез, М.: 2011. |
7 |
Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань, 2007 |
8 |
Выготский Л. С. Педагогическая психология. Изд. – М.: АСТ Астрель Хранитель 2008. |
9 |
Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 3, М., 2005. |
10 |
Венгер А.Л., Бугрименко Е.А. Готов ли шестилетний ребенок к школе? // Начальная школа. - 2002. - № 6. |
11 |
Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – М.: Академический проект, 2005-с. 18712. |
12 |
Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности. // Вестник УРАО. - 2008. №5 |
13 |
Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. Издательство: Питер. 2008. |
14 |
Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 224 с. (Модули Программы ДОУ). |
15 |
Галагузова М.А., Сорвачёва Г.В., Штинова Г.Н.. Социальная педагогика. - Москва, Владос, 2005. |
16 |
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. |
17 |
Гуров В. Н. Социальная работа ДОУ с семьей. М., 2005. |
18 |
Дошкольная педагогика.
Петербургский научно- |
19 |
Дошкольная педагогика.
Петербургский научно- |
20 |
Доронова Т. Н., Е. В. Соловьева и др. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников ДОУ.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. |
21 |
Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. |
22 |
Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. |
23 |
Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нисканен. М.: Издательский центр «Академия», 2002. |
24 |
Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. – М., Изд. «ГНОМ и Д». 2005. |
25 |
Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 3 изд. СПб.: Речь, 2005. |
26 |
Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность. Феникс, Издательский центр «МарТ» 2010. |
27 |
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2005. |
28 |
Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы. Феникс, «МарТ» 2010. |
29 |
Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность Гриф УМО МО РФ. Академия (Academia). 2007. |
30 |
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей. М., 2005. |
31 |
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. |
32 |
Костина, Е.Ю. История социальной работы/ Е.Ю. Костина. - Владивосток: ВЛАДИВОСТОК, 2005 |
33 |
Краснощекова Н.В. – Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Изд. 6-е. – Ростов-н/Д. Феникс, 2011. |
34 |
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 2005 |
35 |
Мардахаев Л.В., Социальная педагогика. – М., 2005. |
36 |
Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. / И.М. Марковская - СПб.: Речь, 2005. |
37 |
Мудрик А. В. Социальная педагогика. 6-е издание, переработанное и дополненное – М.: Изд. «Академия». 2007 |
38 |
Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Издательство Детство-Пресс. 2009 г. |
39 |
Никитина Н., Кислинская Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. Изд. Академия. 2005 |
40 |
Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Изд-во «Эгвес», 2005 |
41 |
Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт. – М.:ТЦ Сфера, 2011 – 128 с. (Библиотека воспитателя) |
42 |
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005. |
43 |
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. |
44 |
Разгонова Н. А. Взаимоотношения дошкольника с братьями и сестрами // Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т. В. Антоновой.— М, 2006. |
45 |
Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / Розум С.И. СПб.: Речь, 2006 |
46 |
Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. Издательство: Питер 2004 |
47 |
Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. |
48 |
Соломенникова, О. «Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста» // Детский сад от А до Я, 2006. - № 1. |
49 |
Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. |
50 |
Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. Издательство: ВАКО 2005 |
51 |
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. |
52 |
Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности в 2-х тт. М., 2005 г. |
1.ДОУ – дошкольное образовательное учреждение
А |
|
Б |
|
В |
|
Г |
|
Д |
|
Е |
|
Ж |
|
З |
|
И |
|
К |
|
Л |
|
1 Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности в 2-х тт. М., 2005 г. С 50
2 . Выготский Л. С. Педагогическая психология. Изд. – М.: АСТ Астрель Хранитель 2008. – С. 55
3 ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - С. 176
4 Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С.3
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Изд. – М.: АСТ Астрель Хранитель 2008. – С. 55