Деятельность социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Для нравственного самосовершенствования личности каждого отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в семье и детском образовательном учреждении (ДОУ). Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя конкретного этноса и общепланетарного сообщества людей. В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.

Содержание работы

Введение……………………………………….………………………………..…..3
1Основы социализации в социально-педагогической деятельности……..…….8
1.1Социализация как социально-педагогическое явление……….……..……….8
1.2 Сущность процесса социализации в ДОУ…….. ……………….…….…….11
1.3 Социально-педагогическая деятельность в ДОУ……….…..………………21
2 Условия социализации детей старшего дошкольного возраста…….………31
2.1Особенности личностного развития в старшем дошкольном возрасте…....31
2.2 Факторы успешной социализации ребенка дошкольника……….…………42
2.3 Анализ условий социализации старших дошкольников….….…………….49
Заключение ………………….…………………………..………………………..53
Глоссарий ………………..………………………………..………………………58
Список использованных источников……….……..…………………………….60
Список сокращений……………………..………….……………………………..65

Файлы: 1 файл

Социализация как основа социально-педагогической деятельности.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

При тесном взаимодействии с семьей детский сад изучив опыт и стиль  семейного воспитания и взаимоотношения  между членами семьи, будет способен обеспечить в полной мере индивидуальный и дифференцированный подход к процессу социализации личности каждого ребенка. Такие взаимоотношения сотрудничества педагогов ДОУ и родителей помогут в оказании помощи семье при возникновении каких-либо проблем и вопросов, связанных с воспитанием и развитием ребенка, помогут в налаживании гармоничных отношений родителей с детьми (гуманизация детско-родительских отношений), что способно оказать положительное влияние на процесс социализации личности ребенка.

Для того, чтобы процесс социализации детей дошкольного возраста происходил наиболее полноценно, необходимо использовать в ДОУ программу ознакомления детей с социальной действительностью в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического аспекта их жизнедеятельности. Это условие необходимо соблюдать для того, чтобы развивающая среда в ДОУ

способствовала формированию представлений  о социальной действительности, эмоционально-ценностному  отношению к ней и способствовала включению ребенка в разнообразную  деятельность и общение. Учитывая эти  компоненты развития личности ребенка, можно выработать у него способность к творческой деятельности (важное условие успешной социализации личности ребенка), закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества.

Дошкольное образовательное учреждение должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую.

Таким образом, в результате проведенного исследования мы выяснили специфику  процесса социализации ребенка-дошкольника в аспекте взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Процесс социализации ребенка-дошкольника – тема достаточно многогранная и обширная и предполагает дальнейшее исследование.

Исходя из признания важности семьи для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов и родителей.

Глоссарий

Понятие

Определение

1

Анкетирование

(от франц. enquete, буквально  — расследование), одно из основных  технических средств конкретного  социального исследования; применяется  в социологических, социально-психологических,  экономических, демографических  и других исследованиях.

2

Анализ 

(от греч. análysis — разложение, расчленение) процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения).

3

Взаимодействие 

процесс воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

4

Воспитание 

это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей —  учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы.

5

Детский сад

учреждение для общественного  воспитания детей дошкольного возраста.

6

Десоциализация 

(от лат. de... - приставка,  означает отсутствие, отмену, устранение чего-либо, и фр. socialisation - социализация)  Процесс, противоположный социализации, означающий утрату индивидом определенных соц. ценностей и норм, сопровождающийся отчуждением индивида от определенной группы.

7

Индивид

(от лат. неделимое)  — человек, как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт.

8

Игра

вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности.

9

Опыт 

основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков.

10

Образование

это процесс и результат  овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.

11

Обучение 

это целенаправленный процесс  взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека.

12

Процесс

Протекание, ход какого-л. явления. Совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.

13

Педагогическая наука

наука о воспитании и  обучении человека.

14

Ресоциализация 

(лат. re (повторное, возобновляемое  действие) + лат. socialis (общественный),—  это повторная социализация, которая  происходит на протяжении всей  жизни индивида. Ресоциализация  осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни

15

Социализация 

это процесс, необходимый  ребёнку, для получения навыков, необходимых для полноценной  жизни в обществе.

16

Семья

основанная на браке  или кровном родстве малая  группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

17

Социальное развитие ребенка 

то процесс, во время  которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит  малыш.

18

Социально-педагогическая деятельность

социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направлен­ную  на помощь ребенку (подростку) в организации  себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отно­шений в семье, в школе, в обществе.

19

Социальная среда

совокупность материальных, ​экономических, социальных, политических и духовных условий ​существования, формирования и деятельности индивидов  и социальных ​групп.

20

Сензитивный период

период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные  условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения

21

Учебная деятельность

вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой  частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.

22

Школа

учебное заведение для  получения общего образования.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1

Антонова Т.В., Арнаутова  Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995.

2

Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст]. М.: ЦГЛ, - 2005.

3

Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

4

Басов Н. Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учебное пособие  для студентов  высших  учебных заведений. - М.: «Академия», 2006.

5

Баркан А. Практическая психология для родителей или  как научиться понимать своего ребенка. М.: 2005.

6

Буре. Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Изд. Мозаика-Синтез, М.: 2011.

7

Блинова Л.Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. Казань, 2007

8

Выготский Л. С. Педагогическая психология. Изд. – М.: АСТ Астрель  Хранитель 2008.

9

Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 3, М., 2005.

10

Венгер А.Л., Бугрименко Е.А. Готов ли шестилетний ребенок к школе? // Начальная школа. - 2002. - № 6.

11

Вьюнова Н.И. Психологическая  готовность ребенка к школьному  обучению – М.: Академический проект, 2005-с. 18712.

12

Гавров  С.Н., Никандров  Н.Д. Образование в процессе социализации личности. // Вестник УРАО. - 2008. №5

13

Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. Издательство: Питер. 2008.

14

Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 224 с. (Модули Программы ДОУ).

15

Галагузова М.А., Сорвачёва  Г.В., Штинова Г.Н.. Социальная педагогика. - Москва, Владос, 2005.

16

Губанова Н.Ф. Игровая  деятельность в детском саду. Программа  и методические рекомендации. –  М.: Мозаика-Синтез, 2008.

17

Гуров В. Н. Социальная работа ДОУ с семьей. М., 2005.

18

Дошкольная педагогика. Петербургский научно-практический журнал.  Учредитель и издатель «ДЕТСТВО-ПРЕСС» № 7 (40) / ноябрь / 2007.

19

Дошкольная педагогика. Петербургский научно-практический журнал.  Учредитель и издатель «ДЕТСТВО-ПРЕСС» № 5 (46) / июль / 2008

20

Доронова Т. Н., Е. В. Соловьева  и др. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников ДОУ.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.

21

Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

22

Иванова Н.В., Бардинова  Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

23

Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нисканен. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

24

Качество дошкольного  образования: состояние, проблемы, перспективы. – М., Изд. «ГНОМ и Д». 2005.

25

Калинина Р. Тренинг  развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 3 изд. СПб.: Речь, 2005.

26

Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность. Феникс, Издательский центр «МарТ» 2010.

27

Клюева Н.В., Касаткина  Ю.В. Учим детей общению: Попул. пособие  для родителей и педагогов. Ярославль, 2005.

28

Кукушин В. С. Теория и  методика воспитательной работы.  Феникс, «МарТ» 2010.

29

Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность Гриф УМО МО РФ. Академия (Academia). 2007.

30

Комратова Н.Г., Грибова  Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей. М., 2005.

31

Козлова С.А. Теория и  методика ознакомления дошкольников с  социальной действительностью: Учеб. пособие  для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

32

Костина, Е.Ю. История  социальной работы/ Е.Ю. Костина. - Владивосток: ВЛАДИВОСТОК, 2005

33

Краснощекова Н.В.  – Сюжетно-ролевые игры для детей  дошкольного возраста. – Изд. 6-е. – Ростов-н/Д. Феникс, 2011.

34

Кравцова Е.Е. Психологические  проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 2005

35

Мардахаев Л.В., Социальная педагогика. – М., 2005.

36

Марковская, И.М. Тренинг  взаимодействия родителей с детьми. / И.М. Марковская - СПб.: Речь, 2005.

37

Мудрик А. В. Социальная педагогика. 6-е издание, переработанное и дополненное – М.: Изд. «Академия». 2007

38

Мосалова Л.Л. Я и  мир. Конспекты занятий по социально-нравственному  воспитанию детей дошкольного возраста.  Издательство  Детство-Пресс. 2009 г.

39

Никитина Н., Кислинская Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. Изд. Академия. 2005

40

Новиков А.М. Методология  учебной деятельности. - М.: Изд-во «Эгвес», 2005

41

Нифонтова О.В.  Учим детей  разрешать конфликт. – М.:ТЦ Сфера, 2011 – 128 с. (Библиотека воспитателя)

42

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

43

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа  дошкольного образования / под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

44

Разгонова Н. А. Взаимоотношения  дошкольника с братьями и сестрами // Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т. В. Антоновой.— М, 2006.

45

Розум С.И.  Психология социализации и социальной адаптации  человека / Розум С.И. СПб.: Речь, 2006

46

Сергеев И.С.  Основы педагогической деятельности. Издательство: Питер  2004

47

Скоролупова О.А., Логинова Л.В. ИГРАЕМ?.. ИГРАЕМ!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного  возраста. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

48

Соломенникова, О. «Роль  семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста» // Детский сад от А до Я, 2006. - № 1.

49

Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. 2-е  изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. 

50

Шишковец Т.А.  Справочник социального педагога. Издательство: ВАКО 2005

51

Эльконин Д.Б. Детская  психология. - М.: Издательский центр  «Академия», 2006.

52

Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности в 2-х  тт. М., 2005 г.


 

 

 

 

 

 

Список сокращений

1.ДОУ – дошкольное образовательное учреждение

Приложения

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л


1 Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности в 2-х тт. М., 2005 г. С 50

2 . Выготский Л. С. Педагогическая психология. Изд. – М.: АСТ Астрель Хранитель 2008. – С. 55

3 ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - С. 176

4 Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С.3

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Изд. – М.: АСТ Астрель Хранитель 2008. – С. 55




Информация о работе Деятельность социального педагога