Деятельность социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 09:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. Для нравственного самосовершенствования личности каждого отдельного человека особое значение приобретает социализация личности ребенка в семье и детском образовательном учреждении (ДОУ). Процесс социализации предполагает активизацию самосознания ребенка как представителя конкретного этноса и общепланетарного сообщества людей. В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающим миром.

Содержание работы

Введение……………………………………….………………………………..…..3
1Основы социализации в социально-педагогической деятельности……..…….8
1.1Социализация как социально-педагогическое явление……….……..……….8
1.2 Сущность процесса социализации в ДОУ…….. ……………….…….…….11
1.3 Социально-педагогическая деятельность в ДОУ……….…..………………21
2 Условия социализации детей старшего дошкольного возраста…….………31
2.1Особенности личностного развития в старшем дошкольном возрасте…....31
2.2 Факторы успешной социализации ребенка дошкольника……….…………42
2.3 Анализ условий социализации старших дошкольников….….…………….49
Заключение ………………….…………………………..………………………..53
Глоссарий ………………..………………………………..………………………58
Список использованных источников……….……..…………………………….60
Список сокращений……………………..………….……………………………..65

Файлы: 1 файл

Социализация как основа социально-педагогической деятельности.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

- приобщать к элементарным общепринятым  нормам и  правилам взаимоотношения  со сверстниками и взрослыми  (в том числе моральным);

- формировать семейную принадлежность, чувства принадлежности к обществу3.

Социализация или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, который был накоплен предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Перед нами  стояла сложная задача, работая с группой детей, нужно  было найти такие действенные  методы и приемы работы, которые  дадут наиболее высокие результаты в социальном и личностном развитии детей.

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.

Необходимо отметить, что социально-эмоциональное  развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Личный опыт ребёнка приобретается естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваиваются средства и способы познания, общения и деятельности, которые позволяют проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

Для более полного исследования из области «Социализация» мы решили взять такие разделы как –  «Семья», «Игровая деятельность», «Подготовка к обучению в школе».

В ходе исследования были использованы следующие формы работы и методы ознакомления детей с социальным миром.

Формы работы:

- занятия – общение педагога  с детьми, во время которого  дошкольники познают правила взаимодействия людей в различных жизненных ситуациях;

- экскурсии – ознакомление с  различными социальными институтами  (ясли, сад, школа, дом), профессиями  в естественных условиях –  образовательных и общественных  учреждениях;

- ежедневные прогулки – наблюдение за трудом взрослых, за сезонными изменениями в его работе;

- игра – развитие и дифференциация  ролевого взаимодействия и поведения;

- работа с семьей – семья,  один из самых основных  социальных  институтов, где закладываются и  развиваются основные социальные стереотипы поведения;

- свободная деятельность детей  – самостоятельные игры и свободное  общение детей друг с другом  в группе и на прогулке.

Методы работы:

- наглядные методы – наблюдение за объектами и явлениями социального мира;

- практические – дидактические игры, направленные на закрепление представлений об объектах социального мира;

- словесные – картинный материал, чтение художественных произведений, рассказы, беседы.

Для решения поставленных задач  нами  проводилась следующая работа  с детьми. Занятия, экскурсии, прогулки с детьми включали серию из 12 тем:

1. «Самый дорогой в мире человек»

2. «Поссорились - помирились»

3.  «Я среди людей»

4.  «Учись думать и поступать по-своему»

5. «Зачем нужны правила?»

6. «Учимся беседовать о героях сказок»

7. «Друг в беде не бросит»

8. «Нарочно нечаянно»

9. «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей»

10.  «Семья – начало всех начал»

11.  «Родословная – старинная русская традиция»

12.  «Школа волшебных наук»;

Занятия проводились не традиционно, а в игровой форме. (Приложение Д)

На занятиях мы старались  создать  непринужденную обстановку, в которой  дети могли высказать свое отношение  к обсуждаемым вопросам. Мнения  (но не «ответы»)  не делились на «правильные» и «неправильные». Любое мнение мы  выслушивали доброжелательно, заинтересованно.

С родителями:  консультации (индивидуально  или с подгруппой родителей), беседы (индивидуальные и групповые),  памятки, родительские собрания (общие и групповые), анкетирование 

1. «Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности» (Консультация)

2.  «Давайте здороваться» (Консультация)

3. «В школу – с радостью!» (Памятка)

4. «У школьного порога» (Родительское собрание)

5. «Принципы построения общения взрослого с ребенком» (Памятка)

(Приложение Е)

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», типовым  положением о дошкольном образовательном  учреждении, приоритетной задачей работы с детьми дошкольного возраста, является «взаимодействие с семьей для  обеспечения полноценного развития ребенка».

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что  участие родителей в жизни  своих детей помогает им увидеть  многое, а трудной, потому что все  родители разные, к ним, как и к  детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что нельзя сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Мир постоянно усложняется, не хватает  времени для живого человеческого  общения. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий  с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей.

Личный опыт ребёнка приобретается  естественным путём, в доступных  ему видах деятельности осваиваются  средства и способы познания, общения  и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

Предпочтение отдается  практическим методам организации детского опыта  культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств.

Огромное значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. Опыт социального поведения  ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические  знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности. 

При организации игры в школу  мы использовали сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии  на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления. В сюжет игры мы вводили  роль Незнайки – ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила. Использовали такие игры и упражнения  как: «Цепочка слов», «Волшебный телевизор», «Буква потерялась», «Кто, где живет?», «Вежливые слова», «Мама и детеныши», и др.

В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно находить выход из конфликтных  ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. эти навыки особенно хорошо проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повcедневной жизни. (Для этого мы проводили следующие )

игры, предлагали ситуации: «Ссора – это…», «Почему бывают ссоры», «Кошка и собака»).

Формируя у детей социально-коммуникативные  умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения мы использовали сюжетно-ролевые  игры: («Дом», «Семья», «Поликлиника», «Ателье», «Зоопарк», «Магазин», «парикмахерская»  и др.). Именно в игре происходит мощное развитие ребенка: всех психических процессов, эмоциональной сферы, социальных умений и навыков. С точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению»4. Дошкольник не может участвовать в производственной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потребность воспроизвести эту деятельность в игровой форме. Создавая воображаемую ситуацию, ребенок использовал игрушки, предметы – заместители, таким образом он приобщался к социальной жизни, становился ее участником. Именно в игре дети отрабатывали позитивные способы разрешения конфликтов, они находили свою позицию в общении со сверстниками. (Игры-ситуации: «Кто больше знает мирилок?», «Случай в малине», «Угощу только своего друга»).

Поэтому, наша основная задача – целенаправленная социализация личности ребенка, обучать  нормам поведения, развивать общие  представления об окружающем мире.

Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей.

Ситуации конструируются педагогом  как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта  и условные ситуации вербального плана.

Важно, чтобы их смысл был понятен  каждому ребёнку, близок его личному  опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

Опираясь  на многолетний опыт работы в дошкольном образовательном учреждении, мы пришли к выводу, что, организуя  с дошкольниками ситуации поискового характера, воспитателям необходимо следовать определённому алгоритму:

- заинтересовывать детей проблемой,  требующей решения, эмоционально  представить её, ввести детей  в ситуацию: что происходит? Что  случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?

- вызывать активное сопереживание  участникам ситуаций и понимание  их трудностей: Какие чувства  они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в  жизни? Какие чувства вы тогда  испытали?

- побуждать  к поиску возможных  вариантов и способов разрешения  ситуации: Что может произойти?  Как помочь? Как поступил бы  ты на месте того или иного  участника? Обсуждали все предложения,  находили общее решение, как  нам поступить и добиться успеха;

- включать детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д. (Приложение Ж)

- и очень важно: помочь пережить  чувство удовлетворения от успешно  разрешённой проблемы, понять, как  изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. («Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга!»  «Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!»)

В своей работе (подготовительная к школе группа) наибольший эмоциональный  отклик находят у ребят такие ситуации как:

1. Практические ситуации гуманистического  выбора.

Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей  или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?

Например, оставить рисунок себе или  включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?

Поведение детей в ситуациях  выбора помогает лучше понять особенности  их социально-нравственного и эмоционального развития.

2. Практические ситуации проблемного  характера типа «Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые мы создавали, чтобы пробудить  инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность найти  правильные решения.

Ситуации: отсутствуют краски отдельных  цветов, не хватает пластилина для лепки; меняется место комнатного растения; «стол открытий и удивлений» и т.д. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.

3. Практические ситуации «Мы  самые старшие в детском саду».

Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к малышам.

Организовывали ситуации «Порадуем  малышей подарками, которые сделали  своими руками», «Покажем  малышам  сказку», «Поможем сделать снежную  горку», «Научим малышей водить хороводы».

4. Следующие ситуации типа «Мы  дружим со школьниками».

Старшие дошкольники приобретают  опыт сотрудничества с учащимися  школы: «У нас спортивный праздник», «Совместная литературная викторина  в библиотеке», «Мы ждём наших  учителей».

Учителя школ посетили итоговое занятие-соревнование «Путешествие в страну Наукознание». Дети с большим желанием и интересом показали учителям свои успехи.

Участие в таких ситуациях углубляет  интерес к школе и снимает  тревожность, связанную с предстоящим  обучением в ней. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школ.

5. Детей увлекают ситуации типа  «Научи своего друга тому, что  умеешь сам».

Побуждали детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делились опытом, помогали им войти в роль «учителя», т.е. были терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.

6. Дети участвовали в играх-имитациях:  смены эмоциональных и физических  состояний, имитаций состояний природы и т.д.

Важно отметить, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми  можно добиться высоких воспитательных результатов.

Взаимодействие с семьёй эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития

Мы воспитываем у ребёнка  любовь к самому близкому - к родному  дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень.

Ребёнок должен, прежде всего, осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем –  гражданином России, и только потом  – жителем планеты Земля. Идём от близкого к далёкому.

Информация о работе Деятельность социального педагога