Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 09:17, контрольная работа
Цель диагностики: изучить познавательные интересы школьников.
Методы, которые были использованы в подготовке и ходе проведения диагностики:
изучение школьной документации
опросные методы: анкетирование, беседа;
наблюдение;
стимулирующие: одобрение, похвала;
инструктаж;
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ивановский государственный университет»
Шуйский филиал ИвГУ
Контрольная работа
по дисциплине «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований»
Диагностика: изучение познавательных интересов школьников.
Работу выполнила: студентка 3 курса,
8 группы,
факультета педагогики и психологии
направления подготовки
050400.62 Психолого-педагогическое образование
профиль «Психология и социальная педагогика»
заочной формы обучения
Калашникова Марина Викторовна.
Шуя 2014
Изучение познавательных интересов школьников.
Цель диагностики: изучить познавательные интересы школьников.
Методы, которые были использованы в подготовке и ходе проведения диагностики:
изучение школьной документации
опросные методы: анкетирование, беседа;
наблюдение;
стимулирующие: одобрение, похвала;
инструктаж;
количественные методы;
анализ проведенной диагностики.
Информация об испытуемых, принимавших участие в диагностике:
Сфера деятельности: МОУ СОШ №5 г.о.Кинешма, Ивановскаяобласть, учащиеся 10 класса.
Диагностический материал: анкеты, задание (карточки, где представлены мотивы в виде суждения).
Первичный материал (заполненные анкеты, набор карточек, где представлены мотивы для каждого из учеников.)
Порядок проведения диагностического исследования старших школьников.
Цель: определить наличие положительной мотивации у учащихся 10-го класса.
Для получения данных об отношении школьников к учебной деятельности была использована анкета , которая включает перечень видов деятельности , часть из которых непосредственно связана с учебной . Учащимся было предложено подчеркнуть среди перечисленных занятий, основные и любимые, на которые они затрачивают больше времени и усилий.
Анкета имеет такой вид.
‟ ПОДЧЕРКНИ ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ”:
-смотреть телевизор – 6 (42,8%)
-заниматься спортом- 5 (35.7%)
-делать домашние задания – 4 (28,7%)
-читать книги –7 (50%)
-ходить в школу – 5 (35,7%)
-играть с ребятами на улице –5 (35,7%)
-решать разные задачи –2 (14,2%)
-заниматься в кружке – 1 (7,1%)
-ходить в кино- 2 (14,2%)
-работать на уроке – 5 (35,7%)
-рисовать- 6 (42,8 %)
-ездить за город- 1 (7,1%)
-играть в компьютерные игры, посещать сайты не связанные с учебной деятельностью –12 (85,7%).
Анализ результатов
Полученные данные об отношении десятиклассников к учебной деятельности показывают, что всего лишь у 20,3 % учащихся положительная мотивация учения. Стоит обратить внимание на тот факт, что 85,7 % учащихся проводят свободное время у компьютера, а читают книги всего 50%. Вызывает тревогу и тот факт, что всего 35,7 % учащихся занимаются спортом и столько же играют на улице. Это может негативно отразиться на физическом и психическом здоровье учащихся.
Цель: выявить наименее (наиболее ) осознаваемые мотивы ученика.
На отдельных карточках были представлены мотивы в виде суждения. Каждому ученику предложено разделить их на пять групп по степени важности.
Необходимо учесть, чтобы ученик выполнял предложенное задание сам, не согласовывал выбранное с одноклассником. С учениками была проведена беседа по правильному выполнению задания.
№ п/п |
Перечень мотивов |
Количество указаний, % |
Ранговое место |
1 |
Понимаю, что ученик должен хорошо учиться |
12,5 |
VII |
2 |
Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя |
6,2 |
VIII |
3 |
Понимаю свою ответственность за учение перед классом |
12,5 |
VII |
4 |
Хочу окончить школу и учиться дальше |
68,7 |
I |
5 |
Понимаю, что знания мне нужны для будущего |
56,2 |
II |
6 |
Хочу быть культурным и развитым человеком |
50 |
III |
7 |
Хочу получать хорошие отметки |
43,7 |
IV |
8 |
Хочу получать одобрение учителей и родителей |
25 |
VI |
9 |
Хочу, чтобы товарищи всегда были хорошего мнения обо мне |
50 |
III |
10 |
Хочу быть лучшим учеником в классе |
- |
- |
11 |
Хочу, чтобы мои ответы на уроках были лучше всех |
- |
- |
12 |
Хочу занять достойное место среди товарищей |
37,5 |
V |
13 |
Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохое учение |
6,2 |
VIII |
14 |
Хочу, чтобы не ругали родители и учителя |
12,5 |
VII |
15 |
Не хочу получать плохие отметки |
6,2 |
VIII |
16 |
Нравится узнавать на уроке о слове и числе и др. |
25 |
VI |
17 |
Люблю узнавать новое |
37,5 |
V |
18 |
Нравится, когда учитель рассказывает интересное |
25 |
VI |
19 |
Люблю решать задачи разными способами |
6,2 |
VIII |
20 |
Люблю думать и рассуждать на уроке |
12,5 |
VII |
21 |
Люблю выполнять сложные задания и преодолевать трудности |
12,5 |
VII |
Анализ результатов
ШИФР:
1-3 - мотивы долга и ответственности – 2 чел.
4 –6 – самоопределение и самосовершенствование –5 чел.
7 –9 – мотив благополучия – 6 чел.
10 – 12 – престижность –4 чел.
13- 15 – избежание неприятностей – 2 чел.
16 – 18- мотивация содержания – 6 чел.
19- 21- мотивация процессом учения- 3чел.
В ЦЕЛОМ: СУЖДЕНИЯ
16- 21 – мотивы, заложенные в самой учебной деятельности – 9 чел.
Цель: выявить с помощью бесед и анкетирования, интенсивны ли и насколько интенсивны интересы учащихся, каков уровень их развития.
Учащимся предложено ответить на вопросы анкеты.
АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.
А) Часто – 56,2%.
Б) Иногда – 31,2%
В) Очень редко - 6,2%
А) Помучиться, но самому найти ответ- 25%.
Б) Когда как- 68,7%
В) Получить готовый ответ от других - .
А) Постоянно много-
Б) Неровно: иногда много, иногда ничего не читаю –81,2 %
В) Мало или совсем ничего не читаю – 12,5%
связанному с умственной работой?
А) Очень эмоционально – 12,5%
Б) Когда как- 68,7%
В) Эмоции ярко не выражены – 12,5 %
А) Часто- 18,7%
Б) Иногда – 43,7%
В) Очень редко – 31,2%
Анализ результатов
А) Сильно выраженный познавательный интерес – 56,2% учащихся
Б) Средне выраженный познавательный интерес – 58,7% учащихся
В) Интересы учащихся не развиты вовсе – 13,1 %
Вывод
По окончанию проведения диагностики и подготовленным результатам был сделан вывод, что положительное отношение десятиклассников к учебной деятельности показывает не высокий результат, что всего лишь у 20,3 % учащихся положительная мотивация учения, подростки все чаще уделяют внимание увлечениям связанным с компьютерном, где посещают сайты не связанные с учебной деятельности.
По определение мотивов учения школьников, где детям были представлены карточки, в целом преследуют социальные мотивы – 19 чел. Данные учащиеся
понимают, что ученик должен хорошо учиться; хотят быстро и точно выполнять требования учителя, окончить школу и учиться дальше, получать одобрение учителей и родителей, чтобы товарищи всегда были хорошего мнения о них. Остальные ученики выбрали мотивы, заложенные в самой учебной деятельности – 9 чел.
В анкете по изучению интенсивности и уровня развития познавательных интересов учащихся был получен результат, что больший процент учеников
имеют средне выраженный познавательный интерес – 58,7% учащихся. Можно заметить, что несмотря на то что положительное отношение десятиклассников к учебной деятельности показывают не высокий результат, все таки 56,2% учащихся показали сильно выраженный познавательный интерес.
Информация о работе Диагностика: изучение познавательных интересов школьников