Диагностика: изучение познавательных интересов школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 09:17, контрольная работа

Описание работы

Цель диагностики: изучить познавательные интересы школьников.
Методы, которые были использованы в подготовке и ходе проведения диагностики:
изучение школьной документации
опросные методы: анкетирование, беседа;
наблюдение;
стимулирующие: одобрение, похвала;
инструктаж;

Файлы: 1 файл

Диагностика.docx

— 22.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановский государственный университет»

Шуйский филиал ИвГУ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований»

 

Диагностика: изучение познавательных интересов школьников.

 

 

 

 

 

Работу выполнила: студентка 3 курса,

8 группы,

факультета педагогики и психологии

направления подготовки

050400.62 Психолого-педагогическое  образование

профиль «Психология и социальная педагогика»

заочной формы обучения

Калашникова Марина Викторовна.

 

Шуя 2014

 

Изучение познавательных интересов школьников.

Цель диагностики: изучить познавательные интересы школьников.

Методы, которые были использованы в подготовке и ходе проведения диагностики:

изучение школьной документации

опросные методы: анкетирование, беседа;

наблюдение;

стимулирующие: одобрение, похвала;

инструктаж;

количественные методы;

анализ проведенной диагностики.

Информация об испытуемых, принимавших участие в диагностике:

Сфера деятельности: МОУ СОШ №5 г.о.Кинешма, Ивановскаяобласть, учащиеся 10 класса.

Диагностический материал: анкеты, задание (карточки, где представлены мотивы в виде суждения).

Первичный материал (заполненные анкеты, набор карточек, где представлены мотивы для каждого из учеников.)

 

Порядок проведения диагностического исследования старших школьников.

  1. Изучение отношения школьников к учебной деятельности. (Анкета)

Цель: определить наличие положительной мотивации у учащихся  10-го класса.

Для получения данных об отношении школьников к учебной деятельности была использована анкета , которая включает перечень видов деятельности , часть из которых непосредственно связана с учебной . Учащимся было предложено подчеркнуть среди перечисленных занятий, основные и  любимые, на которые они затрачивают больше времени и усилий.

Анкета имеет такой вид.

  ‟ ПОДЧЕРКНИ ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ”:

-смотреть телевизор –  6 (42,8%)

-заниматься спортом- 5 (35.7%)

-делать домашние задания  – 4 (28,7%)

-читать книги –7 (50%)

-ходить в школу – 5 (35,7%)

-играть с ребятами  на улице –5 (35,7%)

-решать разные задачи  –2 (14,2%)

-заниматься в кружке  – 1 (7,1%)

-ходить в кино- 2 (14,2%)

-работать на уроке  – 5 (35,7%)

-рисовать- 6 (42,8 %)

-ездить за город- 1 (7,1%)

-играть в компьютерные игры, посещать сайты не связанные с учебной деятельностью –12 (85,7%).

Анализ результатов

Полученные данные об отношении десятиклассников к учебной деятельности показывают, что всего лишь у 20,3 % учащихся положительная мотивация учения. Стоит обратить внимание на тот факт, что 85,7 % учащихся проводят свободное время у компьютера, а  читают книги всего 50%. Вызывает тревогу и тот факт, что всего 35,7 % учащихся занимаются спортом и столько же играют на улице. Это может негативно отразиться на физическом и психическом здоровье учащихся.

 

  1. Определение мотивов учения школьников.

Цель: выявить наименее (наиболее ) осознаваемые мотивы ученика.

На отдельных карточках были представлены мотивы в виде суждения. Каждому ученику предложено разделить их на пять групп по степени важности.

Необходимо учесть, чтобы ученик выполнял предложенное задание сам, не согласовывал выбранное с одноклассником. С учениками была проведена беседа по правильному выполнению задания.

№ п/п

Перечень мотивов

Количество указаний, %

Ранговое место

1

Понимаю, что ученик должен хорошо учиться

12,5

VII

2

Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя

6,2

VIII

3

Понимаю свою ответственность за учение перед классом

12,5

VII

4

Хочу окончить школу и учиться дальше

68,7

I

5

Понимаю, что знания мне нужны для будущего

56,2

II

6

Хочу быть культурным и развитым человеком

50

III

7

Хочу получать хорошие отметки

43,7

IV

8

Хочу получать одобрение учителей и родителей

25

VI

9

Хочу, чтобы товарищи всегда были хорошего мнения обо мне

50

III

10

Хочу быть лучшим учеником в классе

-

-

11

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были лучше всех

-

-

12

Хочу занять достойное место среди товарищей

37,5

V

13

Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохое учение

6,2

VIII

14

Хочу, чтобы не ругали родители и учителя

12,5

VII

15

Не хочу получать плохие отметки

6,2

VIII

16

Нравится узнавать на уроке о слове и числе и др.

25

VI

17

Люблю узнавать новое

37,5

V

18

Нравится, когда учитель рассказывает интересное

25

VI

19

Люблю решать задачи разными способами

6,2

VIII

20

Люблю думать и рассуждать на уроке

12,5

VII

21

Люблю выполнять сложные задания и преодолевать трудности

12,5

VII


 

Анализ результатов

ШИФР:

1-3 - мотивы долга и ответственности – 2 чел.

4 –6 – самоопределение и самосовершенствование –5 чел.

7 –9 – мотив благополучия  – 6 чел.

10 – 12 – престижность  –4 чел.

13- 15 – избежание неприятностей – 2 чел.

16 – 18- мотивация содержания – 6 чел.

19- 21- мотивация процессом учения- 3чел.

В ЦЕЛОМ: СУЖДЕНИЯ

  1. 15- социальные мотивы – 19 чел.

16- 21 – мотивы, заложенные  в самой учебной деятельности – 9 чел.

 

 

  1. Изучение интенсивности и уровня развития познавательных интересов учащихся. (Анкета)

Цель: выявить с помощью бесед и анкетирования, интенсивны ли и насколько интенсивны интересы учащихся, каков уровень их развития.

Учащимся предложено ответить на вопросы анкеты.

АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.

  1. Как часто ты  по долгу занимаешься умственной работой?

А) Часто – 56,2%.

Б) Иногда – 31,2%

В) Очень редко - 6,2%

  1. Что предпочитаете вы, когда задан вопрос на сообразительность?

А) Помучиться, но самому найти ответ- 25%.

Б) Когда как- 68,7%

В) Получить готовый ответ от других - .

  1. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

А) Постоянно много-

Б) Неровно: иногда много, иногда ничего не читаю –81,2 %

В) Мало или совсем ничего не читаю – 12,5%

  1. Насколько эмоционально относишься ты  к интересному для тебя занятию,

     связанному  с умственной работой?

     А) Очень эмоционально  – 12,5%

     Б) Когда как- 68,7%

     В) Эмоции ярко  не выражены – 12,5 %

  1. Часто ли ты задаешь вопросы?

А) Часто- 18,7%

Б) Иногда – 43,7%

В) Очень редко – 31,2%

 

Анализ результатов

А) Сильно выраженный познавательный интерес – 56,2% учащихся

Б)  Средне выраженный познавательный интерес – 58,7% учащихся

В) Интересы учащихся не развиты вовсе – 13,1 %

 

Вывод

По окончанию проведения диагностики и подготовленным результатам был сделан вывод, что положительное отношение десятиклассников к учебной деятельности показывает не высокий результат, что всего лишь у 20,3 % учащихся положительная мотивация учения, подростки все чаще уделяют внимание увлечениям связанным с компьютерном, где посещают сайты не связанные с учебной деятельности.

По определение мотивов учения школьников, где детям были представлены карточки, в целом преследуют социальные мотивы – 19 чел. Данные учащиеся

 понимают, что ученик должен хорошо учиться; хотят быстро и точно выполнять требования учителя, окончить школу и учиться дальше, получать одобрение учителей и родителей, чтобы товарищи всегда были хорошего мнения о них. Остальные ученики выбрали мотивы, заложенные в самой учебной деятельности – 9 чел.

В анкете по изучению интенсивности и уровня развития познавательных интересов учащихся был получен результат, что больший процент учеников

имеют средне выраженный познавательный интерес – 58,7% учащихся. Можно заметить, что несмотря на то что положительное отношение десятиклассников к учебной деятельности показывают не высокий результат, все таки 56,2% учащихся показали  сильно выраженный познавательный интерес.

 

 

 

 


Информация о работе Диагностика: изучение познавательных интересов школьников