Дидактическая игра как средство стимулирования мотивации учебной деятелньости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 03:35, дипломная работа

Описание работы

Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 198.26 Кб (Скачать файл)

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №

 

ПРЕДМЕТНО-ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

Иванова Оксана Васильевна                                                                         Специальность 050709

                                                                         Преподавание 

в начальных классах

                                                                         Курс 4 группа 40        

                                                                        

 

 

 

Москва, 2013

Оглавление

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Задача каждого учителя состоит в том, чтобы сформировать познавательную активность у всех учащихся. Каждый, кто берется научить, должен уметь научить.  Возникает вопрос:  как сделать учебный процесс более эффективным?

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто учителя и родители могут только с сожалением произнести: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. У таких учеников не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. И это большая проблема. Ребенок, обладающий прекрасным воображением, вниманием, памятью и интеллектом, не хочет учиться. Тут же сходят «на нет»  все безграничные возможности. У него нет желания двигаться дальше.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует и требует  учитель.

Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит.

Можно  усадить  детей  за   парты,  добиться  идеальной   дисциплины.  Но  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний  не  произойдёт,   это  будет  лишь  видимость   учебной  деятельности.

Одним из средств формирования мотивации является использование дидактической игры, которую можно применять уже с первых дней нахождения ребенка в стенах школы. Игра позволяет младшим школьникам комфортно и наиболее «приятными» способами приспособиться к изменившимся пространственным условиям, большому количеству новых людей – взрослых и сверстников, неизменным условиям (режиму, правилам поведения). Она помогает  органично войти в новую социальную ситуацию, естественно и с малыми «затратами» приобрести новый статус – статус  ученика, постепенно овладеть умениями и навыками новой деятельности – учения, сохранив и преумножив при этом достижения дошкольного периода развития.

Вопросами изучения мотивов, мотивации занимались такие ученые - психологи, как А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, М.В. Матюхина, Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский и другие.

Проблема: каковы педагогические условия использования дидактических игр как эффективного средства стимулирования мотивации младших школьников.

Цель: рассмотреть дидактическую игру как средство стимулирования мотивации младших школьников и  проанализировать возможности дидактических игр в стимулировании мотивации учебной деятельности младших школьников.

Объект изучения: мотивация учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования: процесс стимулирования мотивации учебной деятельности младших школьников.

Задачи исследования:

    1. Рассмотреть мотивацию как структурный компонент учебной деятельности.
    2. Раскрыть особенности формирования мотивации младшего школьника.
    3. Изучить возможности игры в формировании мотивации младшего школьника.
    4. Определить эффективность использования дидактической игры  как средства стимулирования мотивации учебной деятельности младших школьников.

Методы исследования: метод теоретического поиска, наблюдение, беседа, педагогическая диагностика. 

 Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

База проведения опытно-практической работы – ГБОУ СОШ ЮЗАО № 554, 3 «Б» класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы использования дидактической игры как средства стимулирования мотивации учебной деятельности младших школьников

    1. Понятие «учебная деятельность», ее структура

Учебная деятельность – ведущая деятельность младших школьников. Потребности, выражающие нужду человека в чем-либо, вызывают его активность, мотивацию и деятельность в соответствующей сфере и определяют интенсивность и направление развития личности.[14,132]

В психолого-педагогической литературе существует множество определений понятия «деятельность».

Под  деятельностью понимают целую цепь или систему действий, практических и умственных, направленных на достижение какой-то цели; активность человека, которая направлена на удовлетворение определенных потребностей.

Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.[6,37]

По А. Н. Леонтьеву понятие деятельности трактуется следующим образом: в основе деятельности лежит понятие действия, т.е. процесса, предмет и мотив которого не совпадают между собой. ССЫЛКА

Р.С. Немов определяет деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования».СССЫЛКА

Исследователь Зимняя И.А. в свою очередь под деятельностью понимает «динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» [5,133].    

Так или иначе, но составляющей деятельности, является активность или  действия, имеющие определенную направленность. Активность – (от латинского actives – деятельный) – деятельное отношение к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания. [6, 8]

И.П. Павлов писал: «Собственная активность ребенка является основным фактором его развития на всех этапах его жизни. Она обеспечивает широкие возможности взаимодействия ребенка с окружающей средой, является необходимым условием удовлетворения жизненной потребности растущего существа». ССЫЛКА НА ЛЕОНТЬЕВА

Активность имеет биологическое происхождение, но она не может оказать положительного влияния на развитие ребенка как личности, пока не будет «социализирована». То есть, для того чтобы ребенок развивался не только как организм, но и как личность и чтобы из младенца он превратился в полноценного члена общества, его активностью должны управлять взрослые, развитые люди. Родители, учителя, используя книги, предметы техники, культуры и искусства, обучают, просвещают детей, учат их рациональным, результативным приемам и способам действия.  Взрослый дает оценку действиям ребенка и полученным результатам, его поведению, отдельным поступкам и суждениям. Так дети осваивают требования общественной морали, которые становятся для каждого ребенка нормой его поведения, эталоном для оценки других и самого себя.

Присущая здоровому организму активность должна превратиться  разумную человеческую деятельность.

Это превращение природной активности в разумную деятельность происходит не само собой, спонтанно, а с самых первых дней жизни ребенка подготавливается, направляется и контролируется взрослыми людьми.

Только находя свое выражение в игровой, учебной, спортивной, трудовой или общественной деятельности, активность ребенка становится важнейшим фактором его развития.

Достигнув семилетнего возраста, ребенок поступает в первый класс школы. Он становится школьником.

Когда ребенок приходит в школу, его основная до этого игровая деятельность сменяется на познавательную или учебную деятельность. Вследствие этого активность ребенка тоже приобретает познавательный характер.

Познавательная активность – деятельное состояние личности, которая характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой познавательной активности является рассогласовывание между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. [6,8]

Поступление в школу — это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания «хочу» и мотив долженствования «надо». Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.

Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. [8,83]

Целенаправленное решение этих задач возможно только в том случае, когда учитель будет знать, какова структура учебной деятельности, как следует ее формировать  у детей, какие условия необходимо учитывать, чтобы гарантировать сформированность всех структурных компонентов.[17, 6]

Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Человек не скован наследственным опытом, его процесс зависит не от биологических, а от социальных законов. Ребенок не рождается с готовым умом и готовым к способности познавать и учиться. Он не приносит на свет никаких готовых форм поведения.  Его развитие идет не путем развертывания изнутри готовых, заложенных наследственностью человеческих способностей, а путем усвоения опыта, накопленного предыдущими поколениями. [17, 9]

Учебная деятельность должна быть сформирована у каждого ученика – это задача учителя.

Г.И. Щукина в книге «Роль деятельности в учебном процессе» пишет, что в  процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании – главная задача всего учебного процесса.[19,35].

Как и любой вид деятельности, учебная деятельность характеризуется структурными компонентами:

  1. Цель деятельности
  2. Мотив, побуждающий человека к действию, ради чего человек действует
  3. Учебные действия, средства,  направленные на решение соответствующих задач; обычно это знания и разные действия: навыки, умения, приемы, способы, опыт пережитых чувств.
  4. Контроль и самоконтроль- как соотношение действия и его результата с заданными образцами;
  5. Оценка - как фиксация качества результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.
  6. Самооценка – отношение самого человека к результатам и процессу собственной деятельности.[8, 80].

Для того чтобы деятельность была эффективной, необходимо предусмотреть следующие основные условия.

  1. Детям, прежде всего, должно  быть понятно, что и для чего они делают. Недостаточно сказать, что сегодня они будут проходить новую тему. Надо поставить перед детьми конкретную задачу: что мы разберем (решим) на уроке? Для чего это нужно?
  2. Нужно помнить, что огромную роль в деятельности ученика играют мотивы, т.е. побуждения к деятельности, которые заставляют его стараться прилагать усилия и добиваться достижений поставленной цели.
  3. Знания, которыми должны оперировать дети должны быть не только известными, но и такими, которые ученики должны приобрести в деятельности данного вида, в решении поставленных учителем задач.
  4. Важнейшее значение имеют те действия, которые входят в осуществляемую учениками деятельность. Это те навыки, умения, способы, которые ребенок вынужден применять, занимаясь музыкой, математикой, русским языком и т.д.
  5. Для того что бы деятельность ученика имела развивающий характер, она должна регулярно усложняться, предъявляя детям постоянно возрастающие требования.
  6. Для того чтобы ребенок знал свои успехи и неудачи, чтобы мог закреплять первые и избавляться от вторых, необходимы контроль и оценка его деятельности как со стороны учителя так и с собственной стороны.

Учителю важно помнить о том, что все компоненты деятельности должны присутствовать в учебной деятельности каждого ребенка.

Информация о работе Дидактическая игра как средство стимулирования мотивации учебной деятелньости младших школьников