Дидактическая игра как средство стимулирования мотивации учебной деятелньости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 03:35, дипломная работа

Описание работы

Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 198.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Диаграмма 5. Оценка школьной мотивации учащихся

3 «Б» класса

 

 

По результатам, представленных  в таблице 11 и диаграмме 5 видно, что количество учащихся с преобладанием высокого уровня учебной мотивации стало больше – увеличилось до 8 человек,  учащихся с преобладанием среднего уровня мотивации также стало больше – увеличилось до 11 человек. Учащихся с положительным уровнем мотивации стало меньше. Учащиеся с низким уровнем мотивации отсутствуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 6 Сравнение результатов изучения мотивации на констатирующем и контрольном этапах

 

 

?????

 

По результатам проведенной работы можно провести сравнительную характеристику…по 2-ум методикам описать

Приведенные таблицы и диаграммы свидетельствуют о тенденции повышения уровня мотивации детей младшего  школьного возраста.

По результатам контрольного этапа можно сделать вывод о том, что использование разных дидактических игр на уроках привело к положительной динамики развития мотивации учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование  разных методических подходов с целью стимулирования мотивации учебной деятельности у детей посредством дидактический игр на уроках эффективно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, можно сделать вывод, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено ее существенное значение для активизации учебной  деятельности у учащихся начальных классов.

Учебная деятельности как и любая деятельность имеет структуру, включающую в себя следующие компоненты цель деятельности: мотив, побуждающий человека к действию, ради чего человек действует; учебные действия, средства,  направленные на решение соответствующих задач; обычно это знания и разные действия: навыки, умения, приемы, способы, опыт пережитых чувств; контроль и самоконтроль- как соотношение действия и его результата с заданными образцами; оценка - как фиксация качества  результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы.

Одним из важных компонентов учебной деятельности является  мотив.Мотивы учения младших школьников  разнообразны. Учитель должен поддердживать положительную  мотивацию и  стимулировать  ее развитие.Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.Использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.

Дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основой ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удается сконцетрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваиваютучебный материал в доступной форме, что способствует формированию познавательной мотивации у младших школьников.

Таким образом,  цель работы достигнута,  задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Божович Л.И. и Благонадежиной Л.В.Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., Педагогика, 1972. – 253 с.
  2. Букатов В. М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика. Дисциплина. – СПб.: Речь, Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010. – 203 с.
  3. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с.
  4. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой: Кн. Для учителя. – М.:Просвещение, 1991. – 96 с.
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону:Феникс,1997. – 480с.
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
  7. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, окружающего мира в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2005. – 122 с.
  8. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
  9. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим математику с увлечением -3-е изд. – М.: 5 за знания, 2010. – 224 с.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., Смысл, Академия, 2004. – 345 с.
  11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1977. – 224 с.
  12. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/А. К. Маркова. Т. А. Матис. А. Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
  13. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник. В 2-х частях. Часть 1. -

М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 c.

  1. Пидкасистый П. И., Ж. С. Жайдаров  Технология   игры   в   обучении   и   развитии.   – М. : Рос. пед. агентство, 1996 . – 269 с.
  2. Подласый И.П. Как побуждать к учению и самовоспитанию // Народное образование. - 1993. - №9/10. - С.28-37.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. - 400 с.
  4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В.Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. -256 с.
  6. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 192 с.
  7. Сергеева В.П. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. – М.: Граф-Пресс, 2002. – 144 с.
  8. Степанова О. А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. (Серия « Игровые технологии») – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 278 с.
  9. Степанова О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. Издательство: Сфера 2005. - 96
  10. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. /Редкол.:Дзеверин А.Г. (пред.) и др. – К.: Рад. Школа, 1979-1980. – 687 с.
  11. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 77 с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
  13. Шоган В.В. Технологии личностно ориантированного урока: Изд-во «Учитель», 2003. – 106 с.
  14. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя. М., 1986. - 144 с.
  15. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1971.- с.13, 122, 206.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Дидактическая игра как средство стимулирования мотивации учебной деятелньости младших школьников