Дидактическая игра как средство стимулирования мотивации учебной деятелньости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 03:35, дипломная работа

Описание работы

Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 198.26 Кб (Скачать файл)

Используя  разнообразные приемы формирования мотивации, учителю надо помнить, то внешние, даже благоприятные условия оказывают влияние на мотивацию учения не непосредственно, а только в преломлении их через внутреннее отношение к ним самого ученика. Поэтому необходимо предусмотреть систему упражнений, направленных на формирование отдельных аспектов этой внутренней позиции ученика, его открытого, активного, устойчивого и осознанного отношения к воздействиям учителя.

Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

  1. Актуализация уже сложившихся у школьника ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушить, а укрепить и поддержать.
  2. Создание условий для появления у них новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и д.р.)
  3. Коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития. [3,51]

Какие же задания и упражнения может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?

  1. Упражнения на сотрудничество со взрослым сначала на материале недоступной задачи, на поиск новых подходов к задаче со скрытыми возможностями. В заданиях «на обучаемость» можно поощрять, с одной стороны, готовность к сотрудничеству и помощи одного ученика другому; с другой стороны, появление собственной позиции, стремление самому решить задачу и найти свой путь ее решения
  2. Упражнения на использование ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов. Ситуации выбора весьма благоприятны, потому что они упрочивают умение школьника принять решение, умение взвесить все «за» и «против», сопоставить и соподчинить разные мотивы, особенно в ситуациях конфликтного выбора (например, сделать что-то для себя или для других). Все это делает школьника субъектом учебного труда. Ситуации выбора желательно применять, многократно варьируя их и используя часто встречающиеся в жизни ситуации реального нравственного выбора.
  3. Упражнения на целеполагание школьников в учении. Здесь надо укреплять адекватные самооценку и уровень притязаний; при этом учить школьников различать свои способности в целом и усилия в данном задании, а также оценивать психологическую цену для себя данной работы (затрату времени и сил) и тем определять реалистичность цели, своего уровня притязаний.
  4. Задания на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так, удержанию цели способствуют задания на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствуют упражнения на решение сверхтрудных задач без обратной связи в ходе решения. Упрочнению внутренней активности и устойчивости цели  способствуют упражнения на поведение в необязательных ситуациях и в ситуациях с «психологических насыщением». Возникновению привычки преодоления препятствий способствуют задания на многократное повторение различных препятствий.
  5. Упражнения по снятию тревожности и напряженности-  укрепление положительных эмоций вследствие реалистичности уровней притязаний, умение планировать свою деятельность и предвидеть ее трудности.

[9,58]

Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается учеником как достаточно трудное, и в поощрении учителя ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и способностей. И напротив, похвала учителя за легкое задание может снижать мотивацию ученика, ибо он будет склонен думать, что учитель невысоко оценивает его возможности.

Намерение побуждает к действию лишь в том случае, когда недостаточно сильные непосредственные потребности, ради которых оно принималось, подкрепляются одобрением взрослых, к которому дети младшего школьного возраста сильно стремятся.[1,80]

Для мотивации школьника более важной, чем отметка учителя, оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Если учитель своей оценкой действенно мобилизует приложение учеником новых усилий (а не просто слепо верит в силы ученика), то это вызывает возрастание активности и внутренней мотивации учащихся. [9,57]

Учение для младшего школьника – трудное занятие. Одного понимания, то нужно учиться для ребенка недостаточно. Его постоянно необходимо стимулировать. Стимулировать – значит побуждать ученика к чему-либо. Для этого необходимы правильно подобранные и примененные стимулы. Для учащихся начальной школы  необходимо осторожное, мягкое «подталкивание»  - стимулирование. И.П. Подласый предлагает следующие рекомендации по стимулированию положительной мотивации младших школьников:

  1. Опора на желание ученика. Важно не только то, что желаете вы, но и то, что хотят ученика.
  2. Поддерживайте соперничество. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Не пренебрегайте этим стимулом, если он укоренился в сознании и оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие.
  3. Обращайтесь к самолюбию. Любой школьник прекрасно понимает, что занимается недостаточно. Одного сознания мало, нужен и толчок, его-то и должен сделать педагог, опираясь на уже существующее внутренне стремление.
  4. Одобряйте успехи.
  5. Хвалите. Похвала должна быть конкретной, точно адресованной.
  6. Показывайте достижения.
  7. Учитывайте интересы и склонности. Проявляйте уважение к увлечениям, мнениям, оценками детей. Используйте интересы и склонности в качестве стимула.
  8. Критикуйте, сопереживая. Не уничтожайте ребенка критикой, а используйте больше подбадривающую оценку, выражайте критику-надежду, сожаление, смягчение. Такая критика лучше воспринимается ребенком и имеет действенный результат.

Итак, на формирование мотивации младших школьников оказывают влияние множество внешних условий и факторов. Для эффективного формирования мотивации учения учителю необходимо знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации младшего школьника, учитывать возрастные и психические особенности каждого ребёнка, стремиться воспитывать социальные и познавательные стороны учебной мотивации. Это способствует становлению положительной мотивации учения, состоящей в овладении способами преобразования окружающей действительности в мировоззрение и мировосприятие.  
1.4. Дидактическая игра в формировании мотивации младших школьников

 

К сожалению, в классах, занимающихся по системе развивающего обучения, игра как форма организации образовательного пространства детей практически исчезла. С первого до последнего дня дети находятся только в пространстве учения, думая только об учебной деятельности. Большинство учителей забывает о том, одним из эффективных  средств стимулирования  учения младших школьников  является игра. [3,15]

В примерной программе по учебным предметам говорится о том, что начальная школа не учитывает актуальность дошкольных видов деятельности для младших школьников. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка в школе. Вымывание ведущей деятельности ребенка происходит уже на дошкольном этапе развития, что отрицательно влияет на формирование психологических механизмов, обеспечивающих готовность к школьному обучению. [10,4]

Дидактическая игра — специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.[11,336]

Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое  окно,  через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [19,184]

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенка своего участия в игре.

Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливается детьми, и интерес к игре быстро угасает.

В дидактической  игре одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания, получают представления об окружающей жизни. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно - учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована, она находится не на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.

«Разнообразная»  полезность игры известна не одно столетие, однако в современных условиях особый акцент следует сделать на ее роли в формировании познавательной активности и развития творческих способностей детей, развитии  умения самостоятельно добывать знания.

[15,3]

Она занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности, а при условии методически корректного отношения к ней способна стать универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания младших школьников.

Психологи отмечают, что в шесть лет ребенок вступает в наиболее благоприятный (сенситивный) период интеллектуального и социального развития. Однако потребность в новых впечатлениях, познавательная активность и любознательность неразрывно связаны с игровой формой деятельности. В этот период в ребенке неразрывно живут два желания: «хочу учиться» и «хочу играть». Если воспитатель удовлетворяет только одному из этих «хочу», то, естественно, встречает противодействие.[4,28]

Роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки.

В.В. Шоган в своей книге «Технология личностно ориентированного урока»  писал: «Главный элемент обучения  – создание мотива урока, заинтересованности в нем, желания активно работать. Центр – интрига. Один из самых важных элементов, цель которого вовлечь учащегося в  игру». [18,26]

«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский.

К дидактической игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

  1. игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней;
  2. важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в дидактической игре;
  3. для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры;
  4. содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.[2,67]

Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на уроках, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу. Но это не значит, что уроки должны проводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами и приемами.

Существует следующая классификация дидактических  игр:

    1. По области деятельности:

- физические

- интеллектуальные

- трудовые

- социальные 

- психологические

2)По характеру педагогического процесса:

- обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие

- познавательные, воспитательные, развивающие

- репродуктивные, продуктивные, творческие

- коммуникативные, диагностические, профориентированные, психотехнические.

3) По игровой методике:

- сюжетные

- предметные

- ролевые

- деловые

- имитационные

-драматизации

  4) По предметной области:

- математические, химические, биологические, физические, экологические   - музыкальные, театральные, литературные

- трудовые, технические, производственные

-физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, природные

 - обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие

         5) По игровой среде:

   - без предмета, с предметом

- настольные, комнатные, уличные, на местности

- компьютерные, телевизионные, ТСО

- технические, со средствами  передвижения [12, 44]

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.

Информация о работе Дидактическая игра как средство стимулирования мотивации учебной деятелньости младших школьников