Дидактическая игра как средство стимулирования мотивации учебной деятелньости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 03:35, дипломная работа

Описание работы

Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 198.26 Кб (Скачать файл)

Формирование мотивации посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, у ребенка  возникает познавательный интерес, который является одним из важных мотивов учебной деятельности. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости.

В настоящее время в научной литературе выделяют множество известных игр. Приведем примеры дидактических игр, которые применяют на практике учителя.

а) Игра – упражнение. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке естествознания учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

б) Игра – поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

в) Игра – соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

г) Сюжетно – ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

д) Познавательные игры – путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра – путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки. 

Таким образом, дидактической игре должно отводиться определенное время и место на уроках в начальной школе, но при этом учителю важно помнить, что дидактическая игра – это лишь один из способов развития мотивации младших школьников. Учителю важно создать систему работы по формированию мотивации младших школьников.

 

Выводы по первой главе.

Деятельность рассматривается как форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Учебная деятельность – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Задача учителя – сформировать учебную деятельность у каждого ученика. Одним из компонентов учебной детальности, как и любого вида деятельности, является мотивация – вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности. В психолого-педагогической литературе выделяют мотивацию, связанную с учебной деятельностью и мотивацию, лежащую вне учебной деятельности.

Для формирования мотивации учебной деятельности младшего школьника учителю необходимо создавать благоприятные условия и использовать разнообразные пути и средства, одним из которых являются дидактические игры. Дидактическая игра это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, которая скрыта от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Но при использовании  дидактической игры  в процессе обучения учитель должен быть уверен в целесообразности ее применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-практическая работа по использованию дидактической игры как средства стимулирования мотиваций учебной деятельности младших школьников

2.1. Выявление уровня мотивации учебной деятельности младших школьников 3 «А» класса

Опытно-практическая работа проводилась в ГБОУ СОШ № 554 Юго-Западного округа Москвы в 3 «А» классе. В классе 22 учащихся, среди них 12 девочек, 10 мальчиков. Обучение детей ведется по УМК «Школа России».

Опытно-практическая работа включала следующие  этапы:

- констатирующий

- формирующий

- контрольный

На констатирующем этапе опытно-практической работы мы попытались выявить уровень мотивации учебной деятельности младших школьников 3 «Б» класса. В опытно-практической работе принимал участие весь класс – 22 человека.

Для определения уровня мотивации были использованы следующие диагностические методики.

Методика школьной мотивации, разработанной М.Р. Гинзбургом. (Приложение №1)

Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей младшего школьного возраста.

Эта методика основывается на интерпретации детьми рисунков на школьную тему. Методика М.Р. Гинзбурга позволяет выявить шесть мотивов учебной деятельности школьников: учебный, социальный, внешний («заставляют учиться»), позиционный, игровой, оценочный. Детям необходимо было ответить на три вопроса, т.е. сделать 3 выбора. Результаты исследования структуры мотивации при первом выборе учащихся начальных классов представлены в таблицах 1, 2, 3, 4.

Таблица 1.

Мотивы учебной деятельности учащихся 3 «Б» класса (выбор 1)

     Тип мотивации

 

 

Учащийся

Внешний

Учебный

Позиционный

Социальный

Игровой

Оценочный

Андрей В.

 

5

       

Арина Г.

     

4

   

Ануш Г.

 

5

       

Виктория И.

 

5

       

Виктория Ж.

     

4

   

Артем К.

     

4

   

Анастасия К.

     

4

   

Ульяна К.

 

5

       

Кирилл Л.

     

4

   

Софья М.

     

4

   

Анжелика М.

0

         

Айдар Н.

         

2

Александра П.

       

1

 

Олег П.

     

4

   

Полина С.

     

4

   

Мария С.

0

         

Константин С.

       

1

 

Ольга У.

     

4

   

Артемий У.

     

4

   

Данила У.

       

1

 

Никита Ч.

     

4

   

Александр Я.

       

1

 

 

 

Таблица 2.

Мотивы учебной деятельности учащихся 3 «Б» класса (выбор 2)

 

     Тип мотивации

 

 

Учащийся

Внешний

Учебный

Позиционный

Социальный

Игровой

Оценочный

Андрей В.

 

5

       

Арина Г.

       

1

 

Ануш Г.

     

4

   

Виктория И.

     

4

   

Виктория Ж.

     

4

   

Артем К.

     

4

   

Анастасия К.

     

4

   

Ульяна К.

 

5

       

Кирилл Л.

     

4

   

Софья М.

     

4

   

Анжелика М.

       

1

 

Айдар Н.

     

4

   

Александра П.

     

4

   

Олег П.

     

4

   

Полина С.

     

4

   

Мария С.

     

4

   

Константин С.

   

3

     

Ольга У.

     

4

   

Артемий У.

 

5

       

Данила У.

     

4

   

Никита Ч.

     

4

   

Александр Я.

     

4

   

 

 

Таблица 3.

Мотивы учебной деятельности учащихся 3 «Б» класса (выбор 3)

 

     Тип мотивации

 

 

Учащийся

Внешний

Учебный

Позиционный

Социальный

Игровой

Оценочный

Андрей В.

     

4

   

Арина Г.

         

2

Ануш Г.

     

4

   

Виктория И.

         

2

Виктория Ж.

         

2

Артем К.

     

4

   

Анастасия К.

         

2

Ульяна К.

 

5

       

Кирилл Л.

     

4

   

Софья М.

         

2

Анжелика М.

         

2

Айдар Н.

     

4

   

Александра П.

     

4

   

Олег П.

     

4

   

Полина С.

         

2

Мария С.

         

2

Константин С.

     

4

   

Ольга У.

         

2

Артемий У.

     

4

   

Данила У.

         

2

Никита Ч.

     

4

   

Александр Я.

         

2

Информация о работе Дидактическая игра как средство стимулирования мотивации учебной деятелньости младших школьников