Дидактическая игра как средство стимулирования мотивации учебной деятелньости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 03:35, дипломная работа

Описание работы

Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 198.26 Кб (Скачать файл)

Теперь поиграем в игру. Представим, что мы все прохожие и куда-то смешим. Нам срочно требуется узнать, сколько время. Работаем в парах. What’s the time? – It’s 8 o’clock.

Посмотрим, как вы умеете определять время по электронным часам. Учитель предлагает детям определить время по специально заготовленным карточкам, уточняя, о какой части суток идет речь. Карточка с указанным временем 18:00. What’s the time? – It’s six o’clock. Учитель задает уточняющий вопрос: «In the morning or in the evening»? – «In the evening». - «Well done»!

Now let’s revise the words. Дети слушают и повторяют слова за диктором. 

Посмотрите на карточки и скажите, какое это действие. Если вы назовете правильно - необходимо будет записать это слово на доске.

Теперь, когда мы повторили действия, поиграем в игру, но для этого нужно вспомнить 2 времени, которые мы знаем. – Present Simple и Present Continuous. Когда в них происходит действие? Как они образуются? (Ответы детей)

Let’s play. Один человек к доске. Сейчас я буду говорить ему шепотом действие, а он будет показывать. Ваша задача угадать, что он делает в данный момент.  После того, как кто-то угадывает действие, происходящее в данный момент, учитель ставит условие: «А теперь представим, что это действие выполняется только по субботам». В каком времени мы тогда скажем? – В Present Simple. Учащиеся тренируются в построении предложений в разных временах.

 

Фрагмент 2

Урок математики

Тема:  Приемы устного умножения и деления. Закрепление.

Цель: закрепить знания таблицы умножения и деления, закрепить приемы устного умножения и деления.

 

Проверка готовности к уроку

Встали, проверили, все ли у вас готово к уроку математики, глубоко вдохнули, выдохнули, садитесь.

Устный счет

Перед вами лежат карточки. Переверните их. Вы в густом лесу. У вас есть 2 тропинки. Одна выведет вас из леса, а другая приведет к болоту. Вы должны решить примеры и выбрать ту тропинку, которая вас выведет из леса. Будьте внимательны. В одной из тропинок спряталась ошибка. Вы должны найти ее, зачеркнуть и исправить ответ. После того, как вы проверить примеры  первой  тропинке, переходите к проверке второй тропинки. Ту тропинку, по которой вы пойдете, обведите в кружок. У вас 7 минут.  Время пошло.

По окончании работы учитель собирает карточки и сообщает, какая же тропинка была надежной.

 

Теперь вспомним  таблицу умножения и деления. Я буду называть вам пример и кидать мячик. Ваша задача быстро среагировать, сказать правильный ответ. В случае правильного ответа вы придумываете свой пример и бросаете мяч кому-то из одноклассников, и так по цепочке. Если же ответ окажется неправильным, то мячик возвращаете мне. Ваша задача сделать цепочку из правильных ответов как можно длиннее.

 

Фрагмент 3

Урок математики

Тема: Приемы письменного умножения чисел в пределах 1000

Цель: Познакомить с приёмом письменного умножения трёхзначного числа на однозначное без перехода через разряд, научить правильно оформлять запись таких примеров.

Организационный момент

Проверили свою готовность к уроку. Глубоко вдохнули-выдохнули. Садитесь.

Актуализация ранее полученных знаний

  1. Дидактическая игра «Альпинисты».

На доске изображена гора, на которой отмечены выступы, и три фигурки человека, вырезанные из картона. Задание: вам нужно подняться на вершину горы. Каждый ряд будет подниматься с разных сторон. При правильном ответе вы имеете право поднять человечка на один выступ.

 

1. Как записать число  шестьсот восемьдесят два?

А) 682;

Б) 268;

В) 862

 

2. Как записать число  двести семь?

А) 270;

Б) 207;

В) 702

 

3. Как прочитать число 430?

А) сорок три;

Б) четыреста три;

В) четыреста тридцать

 

4. Как записать число, в котором 37 десятков?

А) 37;

Б) 307;

В) 370

 

5. Сколько сотен в числе 574?

А) 57;

Б) 7;

В) 5

 

6. Выбери число, в котором 8 сотен и 3 десятка.

А) 803;

Б)  838;

В) 138

 

7. Представь число 705 суммой  разрядных слагаемых.

А) 7 с.+5 д.;

Б) 5 с.+7 ед.;

В) 7 с.+5 ед.

 

8. Выбери число, в котором 5 сотен и 3 единицы.

А)350;

Б)530;

В)503;

 

9. Сколько десятков в числе 985

А) 85

Б) 5

В) 8

 

10.  12 * 6              

11.  14 * 7

12.  17 * 5

13.  423* 2

14.  236* 3

15.  145*5

 

Работа над новой темой.

 

1. Постановка проблемного  вопроса.

– Что объединяет эти выражения? (23 * 2 и 423 * 2)

– Почему вы не нашли значение последнего выражения? В чём трудность?

 

2. Выход из проблемной  ситуации.

– Определите тему нашего урока.

 

Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное.

 

Цель нашего урока - научиться умножать трёхзначное число на однозначное.

 

– Объясните, как будете вычислять?

1) 23 * 2= (20+3) *2=20 * 2 + 3 * 2=40 + 6= 46

 

423 * 2=(400+ 20+3) * 2=400 * 2+ 20 * 2 + 3 * 2=800+40 + 6=846

 

2)  Решение столбиком.

 

– Какой способ вам кажется удобнее? (Второй – столбиком, запись короче)

 

Прочитаем правило в учебнике.

 

– Знаете ли вы алгоритм умножения?

 

Пишу…

Умножаю единицы…

Умножаю десятки…

Умножаю сотни…

Читаю ответ…

 

Закрепление изученного материала

1) (Решение примеров с устным объяснением)

2) Дидактическая игра – соревнование. Дети делятся на 3 команды по рядам. Учитель кладет на первые парты листы формата А3, на которых записаны 6 примеров в столбик на сложение, вычитание и умножение. Суть игры заключается в том, что учащиеся по очереди должны решать примеры, передавая друг другу лист. Когда он дойдет до последней парты, ученик должен поднять лист и сказать «Мы все!». Учитываются скорость и правильность решения.

 

Фрагмент 4

Урок русского языка

Тема "Правописание мягкого знака на конце имени существительных после шипящих".

Цель: повторить орфограмму “правописание мягкого знака после букв шипящих на конце существительных женского рода”, а также “написание существительных мужского рода с шипящим на конце”.

 

Словарная работа

Написание словаря (работа с учебником); комментированное письмо.

Перо, пальто, платок, пенал, мороз, морковь, обед.

– К какой части речи относятся эти слова?

(Это имена существительные.)

– По каким признакам их можно разбить?

Дети отвечают с мест, один ученик работает у доски.

 

По роду

ж.р. – морковь

м.р. – платок, пенал, обед

с.р. – перо, пальто

 

– Какие общие признаки имеют эти слова? (Все они обозначают предметы.)

 

– А какая буква в этих словах не обозначает звука? (Буква – ь.)

 

– Сегодня мы повторим написание некоторых словарных слов.

 

 Обобщение знаний о  правописании ь в словах

– Что общего у этих слов? (Во всех словах есть буква ь.)

 

Учитель читает стихотворение:

«Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится».

 

Хоть буква ь звука не обозначает, она является очень важной и трудолюбивой буквой. Давайте вспомним, какую работу выполняет ь.

Является показателем мягкости согласных звуков. (Разделительный.)

Приведите примеры (семья, обезьяна)

 

Обобщение знаний о правописании имён существительных с шипящими на конце.

– А какой работе мягкого знака мы ещё не говорили? (Написание имен существительных с шипящими на конце.)

– Вспомните правило.

Я сейчас вам буду диктовать слова. Ваша задача подобрать к ним  синонимы с шипящими на конце, выделите орфограмму и укажите род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Работа выполняется в тетради.

 

Дидактическая игра “Помоги слову найти дом”

Перед вами два дома, в одном из них живут слова с ь, а в другом без ь. Нужно расселить слова по этим домам. Если у существительных после шипящих пишется ь, ваше слово живёт в доме с ь, если не пишется – в другом доме. Выбор объясните.

Слова на карточках: печь, помощь, вещь, мышь, ночь, кирпич, мяч, плащ, луч, врач.

Работа группы детей у доски. Остальные дети записывают слова в тетрадь по столбикам, левый – с ь, правый – без ь. Проверка выполненного задания.

 

Фрагмент 5

Урок русского языка

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цель: расширять представление учащихся о словах, обозначающих признаки предметов, о том, какую функцию они выполняют в языке, совершенствовать умение определять в речи слова, обозначающие признаки предметов, и правильно употреблять их;

Задание «Образуй новое слово»

— Образуйте слова по образцу и запишите их.

Образец: сирень - сиреневый.

     книга —                  гроза —

     зелень —                 золото —

     тепло —                 лиса —

 Дидактическая игра  «Назови часть речи по его  приметам»

А теперь поиграем в сыщиков. Ваша задача по “особым приметам” разыскать части речи.

Часть речи.

Изменяется по падежам.

Изменяется по числам.

Имеет категорию рода.

Обозначает предмет.

Имя существительное.

– Какая из примет помогла разыскать часть речи?

Ответы детей.

Вывод: Значение части речи – существенный признак.

Работа по рисункам. Работа в парах.

— Внимательно рассмотрите рисунки на доске и ответьте на вопросы.

Медведь (какой?)          Конь (какой?)

Лиса (какая?)                Слон (какой?)

Арбуз (какой?)              Солнце (какое?)

— Подчеркните слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое?

Задание

К каждому имени существительному подбери подходящее по смыслу имя прилагательное и припиши его рядом.

Им. сущ.          Им. прил.

брошь …

пальто …

шоколад …

овощ …

Все имена прилагательные подчиняются именам существительным и по их команде изменяются по числам, родам, падежам.

 

Фрагмент 6

Урок окружающего  мира

Тема: «На Юге Европы»

Цель урока: познакомить со странами, находящимися на Юге Европы, обобщить знания о странах из предыдущих тем.

На уроке, после небольшой самостоятельной работы, детям предлагается поиграть в игру, с целью закрепления знаний стран и столиц по предыдущим темам.

Игра называется «Угадай страну/столицу». Учитель показывает карточку с надписью страны/столицы. Учащиеся должны сказать, что написано на карточке (страна или столица), а затем назвать недостающий компонент (страну или столицу), если ответ окажется правильным, то учащийся должен выйти к доске и показать на карте данную страну, назвав ее столицу.

 

Фрагмент 7

Урок английского языка

Тема: «Days of a week»

Цель: тренировать учащихся в правильном употреблении слов, называющих дни недели; научить детей использовать дни недели в практике речевого общения.

Этап изучения нового материала

1. Задание частично поискового характера. (На доске календарь без дней недели.)

-Ребята, как вы думаете, что это?

Дети гадают, почему есть месяцы, дни, догадываются, что нет дней недели.

 

- We begin to learn the days of the week. We have a bear. It goes for a walk on Sundays. It goes to school on Mondays, Tuesdays, Wednesdays, Thursdays, Fridays. It goes to the swimming-pool on Saturdays.

(Ученики повторяют дни  недели, записывают, слова, обозначающие  дни недели, в календарь.)

 

Беседа. Фронтальный опрос.

 

What do you do on Monday? (Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday)

Дети по очереди отвечают на вопросы.

 

 Задание игрового характера

 

Давайте выучим забавный стишок о днях недели. Смотрим на экран.

 

Monday, Monday it’s a fun day.

Tuesday, Wednesday too.

Thursday, Friday, they are fine days.

But Saturdays and Sundays are for me and you.

 

Первый раз читает учитель, затем дети. Кто запомнил, пытается рассказать наизусть.

 

Этап закрепления

 

Я знаю одну хитрую считалку. Внимание на экран.

В понедельник мяч гонял,

А во вторник – рисовал,

В среду в парк ходил гулять,

А в четверг – в хоккей играть,

В пятницу играл немножко,

А в субботу бегал с кошкой,

В воскресенье отдыхал –

Очень сильно я устал.

 

Как вы думаете, в чем хитрость? Дети отвечают, что мальчик ничего не делал. А что мы должны сделать, чтобы эту считалку поняли в английской школе?

Перевести! Учащиеся с помощью учителя переводят считалку.

 

 

Фрагмент 8

Урок литературного чтения

Тема: Джон Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн»

Цель: усвоение темы урока

 На этапе анализа  произведения с детьми проводится  беседа, после которой учитель  предлагает занимательное задание.

Учитель:

-Посмотрите на доску, что изображено на картинках?

Дети:

-Герои нашей сказки

Учитель:

-Ваша задача найти  в тексте слова, которые соответствуют  иллюстрациям. (Дети начинают работать  с текстом)

Учитель:

-Какой фрагмент из  текста подходит к первой картинке?

(Дети зачитывают фрагмент  из сказки, который подходит к  данной картинке)

Дидактическая игра «Сочини рассказ»

А теперь давайте представим, как могла сложиться жизнь муравья Джона. Придумаем свой небольшой рассказ.

Ученикам предлагается придумать рассказ. Один из участников игры должен произнести первую фразу, другой – повторить её и добавить следующую, и т.д.

 

 

В результате проведенной работы у учащихся 3 «Б» активность на уроках стала более высокой, включенность в работу и заинтересованность поддерживалась на протяжении всего урока, у учащихся стало чаще возникать желание доказывать и аргументировать свою точку зрения.

Таким образом, система работы по стимулированию мотивации учебной деятельности была выстроена с учетом особенностей учащихся и результатов констатирующего этапа опытно-практической работы.

 

2.3. Выявление эффективности использования дидактических игр как средства стимулирования мотивации учебной деятельности младших школьников 3 «Б» класса

Опытно-практическая работа проводилась с 22 апреля по 17 мая. Для стимулирования мотивации учебной деятельности младших школьников 3 «Б» класса  были использованы дидактические игры, которые проводились на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и  английского языка.

Информация о работе Дидактическая игра как средство стимулирования мотивации учебной деятелньости младших школьников