Дидактическая игра как средство стимулирования мотивации учебной деятелньости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 03:35, дипломная работа

Описание работы

Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 198.26 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 4.

Общая оценка учебной мотивации учащихся 3 «Б» класса (по М.Р. Гинзбургу)

     Тип мотивации

 

 

Учащийся

Внешний

Учебный

Позиционный

Социальный

Игровой

Оценочный

Андрей В.

 

10

4

     

Арина Г.

     

4

1

2

Ануш Г.

 

5

 

8

   

Виктория И.

 

5

 

4

 

2

Виктория Ж.

     

8

 

2

Артем К.

     

12

   

Анастасия К.

     

8

 

2

Ульяна К.

 

15

       

Кирилл Л.

     

12

   

Софья М.

     

8

 

2

Анжелика М.

0

     

1

2

Айдар Н.

     

8

 

2

Александра П.

     

8

1

 

Олег П.

     

12

   

Полина С.

     

8

 

2

Мария С.

0

   

4

 

2

Константин С.

   

3

4

1

 

Ольга У.

     

8

 

2

Артемий У.

 

5

 

8

   

Данила У.

     

4

1

2

Никита Ч.

     

12

   

Александр Я.

     

4

1

2


 

 

По результатам изучения учебной мотивации учащихся 3 «Б» класса была составлена диаграмма 1.

Диаграмма 1. Преобладающие мотивы учащихся 3 «Б» класса.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что преобладающим мотивом является социальный мотив (у 18 учащихся), также в классе есть учащиеся, у которых преобладает учебный мотив (3 человека) и у одного учащегося преобладающим мотивом является оценочный.

Методика «Оценка школьной мотивации». Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов, разработанная Н.Г Лускановой (Приложение № 2)

Цель: выявить отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Для возможности дифференцировки детей по уровню учебной мотивации была использована следующая система бальных оценок:

ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе, и предпочтении им учебных ситуаций оценивался в 3 балла;

нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл;

ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивался в 0 баллов.

Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

25 - 30 баллов (максимально  высокий уровень) - высокий уровень  учебной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 -24 балла - хорошая школьная  мотивация.

Подобные показатели были характерны для большинства учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы они проявляли меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

15 - 19 баллов - положительное  отношение к школе, но школа  привлекает больше внеучебными  сторонами. Такие дети достаточно  благополучно чувствуют себя  в школе, однако чаще ходят  в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать  себя учениками, иметь красивый  портфель, ручки, тетради. Познавательные  мотивы у таких детей сформированы  в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. (Внешняя мотивация)

10 - 14 баллов - низкий уровень  учебной мотивации.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Некоторые дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Полученные результаты представлены в таблице 5 и на диаграмме 2.

Таблица 5.

Уровень мотивации учащихся 3 «Б» класса

Учащийся

Уровень мотивации

Андрей В.

Средний

Арина Г.

Низкий

Ануш Г.

Средний

Виктория И.

Высокий

Виктория Ж.

Положительный

Артем К.

Положительный

Анастасия К.

Средний

Ульяна К.

Высокий

Кирилл Л.

Средний

Софья М.

Положительный

Анжелика М.

Положительный

Айдар Н.

Средний

Александра П.

Положительный

Олег П.

Средний

Полина С.

Низкий

Мария С.

Низкий

Константин С.

Положительный

Ольга У.

Средний

Артемий У.

Высокий

Данила У.

Низкий

Никита Ч.

Средний

Александр Я.

Положительный


 

 

Диаграмма 2. Оценка школьной мотивации учащихся 3 «Б» класса.

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод  о том, что высокая мотивация преобладает у 3 учащихся. Средний уровень мотивации у 8 человек.  Положительный  уровень  мотивации у 7 учащихся, а у 4 учащихся - низкий уровень мотивации.

В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы при изучении и диагностики познавательных интересов и направленности учебных мотивов использовалась методика составления расписания уроков. (Приложение № 3)

Цель: выявить направленность мотивов учебной деятельности и познавательных интересов детей младшего школьного возраста.

Детям было предложено составить свое собственное расписание уроков. Можно было использовать уже имеющееся расписание, а также добавлять свои предметы на свое усмотрение.

Результаты данной методики представлены в таблице 6 и диаграмме 3.

 

 

 

Таблица 6.

Результаты соответствие количества  и названия уроков в собственном расписании  фактическому расписанию

 

Учащийся

Соответствие школьному расписанию

Андрей В.

соответствует

Арина Г.

не соответствует, меньше уроков, отдается предпочтение урокам окружающего мира и труда. Исключены предметы: математика и польский язык.

Ануш Г.

соответствует

Виктория И.

соответствует

Виктория Ж.

соответствует

Артем К.

не соответствует, меньше уроков, включены предметы: физика, биология, история, фортепиано, химия.

Анастасия К.

не соответствует, больше уроков, включены уроки: вокал, гимнастика, этика.

Ульяна К.

соответствует

Кирилл Л.

соответствует

Софья М.

соответствует

Анжелика М.

не соответствует, меньше уроков, сокращение учебных дней.

Айдар Н.

не соответствует, меньше уроков, отдается предпочтение футболу в учебное время. Исключены предметы: русский язык, английский язык.

Александра П.

не соответствует, включены предметы: танцы, вокал, этика, информатика. Исключены – русский язык, математика, английский язык.

Олег П.

соответствует

Полина С.

не соответствует, меньше уроков, отдается предпочтение урокам труда и ИЗО; исключены предметы: английский и польский языки, чтение.

Мария С.

не соответствует, меньше уроков, отдается предпочтение урокам труда и ИЗО.

Константин С.

соответствует

Ольга У.

не соответствует,  количество учебных дней сокращено

Артемий У.

соответствует

Данила У.

не соответствует, меньше уроков, исключен русский язык, включен предмет «Футбол».

Никита Ч.

соответствует

Александр Я.

не соответствует, меньше уроков, количество учебных дней сокращено.


 

 

 

 

Диаграмма 3. Соответствие количества  и названия уроков в собственном расписании  фактическому расписанию

По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод о том, что у 12 учащихся количество уроков и предметы в расписании, составленном  самостоятельно, соответствует фактическому расписанию, у  11 учащихся количество уроков и предметы в расписании, составленном  самостоятельно, не соответствует фактическому расписанию. (У 8 учащихся количество уроков меньше, у 1 человека количество уроков больше, у 2 учащихся сокращено количество учебных дней, у 3 учащихся исключен из расписания английский язык, у 4 учащихся включены новые предметы, 3 учащихся отдают предпочтение урокам труда и изобразительного искусства, 2 учащихся отдают предпочтение игре в футбол в учебной время, что объясняется повышенным интересом к данному виду спорта.)

 В ходе констатирующего этапа опытно-практической работы полученные результаты наглядно свидетельствуют о необходимости работы по стимулированию мотивации учебной деятельности младших школьников 3 «Б» класса.

 

2.2 Система работы учителя по стимулированию мотивации учебной деятельности младших школьников в 3 «Б» классе

Полученные результаты в ходе констатирующего этапа опытно-практической работы легли в основу системы работы, направленной на стимулирование мотивации учебной деятельности младших школьников

3 «Б» класса.

Формирующий этап опытно-практической работы проводился с 22 апреля по 17 мая. На этом этапе были проведены уроки русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, английского языка с использованием дидактических игр, направленных на стимулирование мотивации учебной деятельности учащихся 3 «Б» класса.

 

Фрагмент 1

Урок английского языка

Тема: « On Sundays»

Цель: научить определять части суток,  время по часам, закрепить активную лексику.

Учитель:

-Сегодня на уроке мы научимся определять части суток и время по часам. Посмотрите за окно? Какое это время суток?

Дети:

- «Утро».

Учитель:

-Почему вы так решили? У каждой части суток свои особенности. Как мы узнаем, что вечер? Что ночь? Что день? (ответы детей)

Учитель:

- А теперь попробуйте угадать, какая часть суток изображена у меня на картинке.  What part of the day is it?

Дети:

– It is morning

Учитель:

- Но иногда мы не можем ограничиться только частями суток. Если мы хотим указать конкретное время, то мы говорим: It’s 7 o’clock. А для того, чтобы спросить, сколько время, мы говорим: «What’ s the time?». Давайте с Вами потренируемся определять время. Учитель достает часы и спрашивает детей, сколько время? Дети по цепочке отвечают.

Информация о работе Дидактическая игра как средство стимулирования мотивации учебной деятелньости младших школьников