Дидактическая игра как средство стимулирования мотивации учебной деятелньости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 03:35, дипломная работа

Описание работы

Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 198.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

    1.  Мотивация учебной деятельности младших школьников

 

Важным компонентом и основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации.

Мотивация – вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. [6, 88].

Мотив – составляющее мотивации, субъективная причина того или иного поведения, действия человека; психическое явления, непосредственно побуждающие человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. Мотивы формируются в процессе социализации личности, ее становлении и воспитания.

По мнению Марковой А.К., «мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними» [9, с. 36].

Учителю важно выяснить, почему именно ученик не хочет учиться, какие стороны мотивации у него не сформированы, в каком случае он не хочет учиться, а где мы, взрослые, не научили его так организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению появилась.

Современные позиции, заложенные в Федеральном Государственном Образовательном  Стандарте Начального Общего Образования, актуализируют создание условий для личностного развития учащихся. Мотивационный аспект является одним из основных составляющих личностных универсальных учебных действий, которые   отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

 Поэтому сегодня так  серьезно встает вопрос о целенаправленной  работе педагога по созданию  условий для поэтапного перехода  учащихся с одного уровня мотивации  на другой, более высокий.

Учебная деятельность младших школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов.

Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Второстепенные мотивы всегда подчинены ведущим. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление  завоевать место отличника в классе, в других случаях – интерес к самим знаниям. Задача учителя  выделить главный мотив, и действовать, опираясь на него.

Все мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.[3, 23].

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду, чтобы он учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения; чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.[9,59]

В психолого - педагогической литературе существуют следующие классификации мотивации. Матюхина М.В. выделяет:

  1. Мотивацию,  лежащую вне  учебной деятельности:

• Отрицательная – это  побуждения  школьника, вызванное  сознанием  неудобств  и неприятностей, которые  могут  возникнуть, если  он  не  будет  учиться.

• Положительная (проявляется в  двух  формах):

1. Определяется  социальными  устремлениями (чувство  гражданского  долга  перед страной, перед  близкими людьми);

2. Определяется  узколичными  мотивами:  одобрение  окружающих, путь к личному  благополучию  и т.д.

  1. Мотивацию,  лежащую  в самой  учебной  деятельности:

• Связанная  непосредственно   с  целями  учения  (удовлетворение  любознательности, приобретение  определенных  знаний, расширение  кругозора);

• Заложенная  в самом  процессе учебной  деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная   активность, реализация  своих способностей).

Зная тип  мотивации,  учитель  может  создавать условия  для  подкрепления  соответствующей  положительной  мотивации. Обучение   будет  успешным, если  внутренне  принято  ребенком, если  опирается  на  него потребности, мотивы, интересы, т. е.  имеет  для  него  личностный  смысл.

В классификации типов мотивации выделяют следующие группы:

    а) Познавательная  мотивация 

Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы.

Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других – талантливый учитель. Однако проблема закономерного формирования познавательного интереса и у большинства детей остается нерешенной.

   б) Мотивация достижения  успеха 

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.

   в) Престижная мотивация 

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.

Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей.

Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.

 г) Мотивация избегания  неудачи 

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, родителей.

К окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки, а мотив избегания неуспеха приобретает значительную силу. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

д) Компенсаторная мотивация

К этому времени у неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.

У детей, поступающих в школу, широкие социальные мотивы выражают  потребность  занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность.

Если в 1-2 классах мотивом учения является похвала учителя, родителей, то в 3-4 классах мотивом является стремление занять достойное место, повышенный интерес к оценке.[9, 26]

Не смотря на изменчивость мотивов, важно отметить, что  чаще всего в школу ребенок приходит положительно мотивированным.

Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов — с другой.

У каждого учителя должна присутствовать оптимистическая позиция, состоящая в том, что у каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы его развития [4,3].

Развитие мотивации младших школьников будет более  результативным, если он включен в деятельность, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным.

1.3.   Формирование мотивации младшего школьника

 

Общий путь формирования мотивации учения состоит в том, что бы  способствовать превращению имеющихся у начинающего учиться школьника широких побуждений (отрывочных, импульсивных, неустойчивых, сиюминутных, неосознаваемых) в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой, т.е. с доминированием и преобладанием отдельных мотивов с избирательностью, что создает индивидуальность личности, включающую в себя осознанные мотивы, цели, опосредуемые внутренней позицией ученика, размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника.

Существенную роль в формировании мотивов учения имеют условия: благоприятные  и неблагоприятные.

К благоприятным условиям относятся:

    1. Положительное отношение к школе
    2. Полное доверие к учителю
    3. Острая потребность в новых впечатлениях
    4. Естественная любознательность

В свою очередь неблагоприятные условия это:

  1. Неустойчивое внимание
  2. Неустойчивый интерес
  3. Несформированность  воли  [14,38]

Для достижения высоких результатов в учебном процессе, учителю важно создать систему или алгоритм деятельности. Он включает в себя следующие пункты:

    1. Определение цель обучения. Анализ содержание, направленности и силы мотивов, наметка  задач реализации
    2. Выявление  возрастных возможностей мотивации: насколько уровень мотивации соответствует возрасту детей, и к каким показателям мотивации следует подвести учеников
    3. Выяснение исходного уровня мотивации
    4. Уточнение превалирующих мотивов
    5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации
    6. Изучение и анализ изменения мотивации (снижение, стабильности, понижения)
    7. Формирование должных мотивов обучения
    8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий [14,39].

Для успешной работы с детьми учителю необходимо создавать благоприятные условия для поддержания у  школьников общего положительного отношения к учению, школе, педагогу.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе; включенность ученика в коллективистические формы организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащихся, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнении задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение; привлечение учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

На мотивацию влияет работоспособность учащихся и смена видов деятельности.  Поэтому процесс обучения должен строиться на «эффекте любопытства»  или  на «эффекте загадки». [14,39]

Кроме этого, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычна форма преподнесения материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; ситуации спора и дискуссии, дидактические игры. [9, 57]

Важным средством для поддержания высокого уровня напряжения в процессе обучения является изменение форм общения детей в процессе урока. Это может быть работа:

  1. Со всем классом (обсуждение, инструктаж)
  2. С малой группой в 3-7 человек (общее задание, обсуждение)
  3. В парах (решение задач, обсуждение этих решений)
  4. Индивидуально (решает, сравнивает с остальными)

Информация о работе Дидактическая игра как средство стимулирования мотивации учебной деятелньости младших школьников