Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа
В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.
ГЛАВА 1.
ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Цель образования –
внести желательные изменения в
опыт, понимание (образ мышления) и
поведение (образ жизни) учеников. В
образовании объ-единяются
В образовательном процессе
участвуют ученики и воспитанни
Обучение возможно потому, что люди обладают способностью обу-чаться и воспитываться. Обучаемость включает в себя способности к нау-чению, запоминанию, ассоциации и упражнению.
Исторически первой и важной формой образования, обеспечивающей сохранение и продолжение культурных завоеваний общества, является уче-ничество. Оно создает основу для изобретательства, создания материальных и культурных ценностей, обеспечивает базу для сбора, хранения, обработки и передачи информации, рациональной организации всех сфер производст-венной деятельности, бытового и культурного обслуживания, обеспечения обороноспособности. Без него невозможны изобразительное, театральное, музыкальное и прикладное искусство.
Сердцевину ученичества составляет сознательное подражание – главный способ усвоения новых форм поведения и деятельности.
Однако воспроизведения учениками выученного материала недостаточ-но для качественного образования. Необходимо, чтобы учащиеся умели при-менять полученные знания в решении реальных задач, умели делать обобще-ния и ориентироваться в новых проблемных ситуациях. Самым действенным фактором образования были и остаются отношения и действия учителя, кото-рый определяет собой ту или иную степень успешности обучения.
Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию учителя соответствует та или иная деятельность учеников. Педа-гоги специально организуют познавательную работу учащихся в соответст-вии со своими действиями. Деятельность учителя по организации творческой активности учеников имеет решающее значение и не может быть отменена или заменена каким-либо другим процессом.
Образовательный процесс невозможен также без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционально-го настроя учеников.
Предвидение целей и мотивов учеников лежит в фундамента образовате-льного процесса. Он не может начаться до осознания учителем характера и уровня способностей и имеющихся достижений детей, их сильных и слабых сторон, среды их общения и семейной обстановки, интересов и вкусов.
Именно с этими
В традиционной педагогике и в практике обучения распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
Однако, строго говоря, в данном случае речь идет не о методах, которые с точки зрения педагогики выявляют способы взаимодействия участников процесса обучения, а о способах передачи, подачи информации.
И.Я. Лернер классифицирует методы обучения в зависимости от целей, содержания образования и характера его усвоения. [ ]
Цели обучения = содер-жание образования = элементы культуры |
Способы усвоения содержания образования |
Методы обучения |
1. Знания о природе, общест-ве, технике, человеке и себе, о способах деятельности. |
Восприятие, осознание, запоминание. |
Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) |
2. Опыт осуществления
известных способов дея- |
Воспроизведение (репродуцирование) по заданному образцу. |
Репродуктивный. |
3. Опыт творческой деятель-ности, воплощенный в спе-цифических интеллектуаль-ных процедурах, не пред-ставляемых в виде заранее регулируемой системы действий. |
Решение проблем и проблемных задач. |
Исследовательский; эвристический; проблемное изложение. |
4. Опыт эмоционального
от-ношения к действитель- |
Переживания, чувства, напряжение воли, об-ращенные на деятель-ность, предусмотрен-ную описанными выше элементами культуры. |
Указанные выше методы обучения при учете фокторов влияния на эмоци-ональную сферу выс-тупают и в качестве методов воспитания эмоций. |
Можно выделить основные формы образования:
Главнейшим фактором адекватного выбора методов и форм обучения является цель обучения.
Развитие системы образования планируется с учетом возможностей, пре-доставляемых новыми информационными технологиями и техническими средствами обучения.
В сегодняшнем мире профессиональные знания обновляются в среднем каждые один-два года. Традиционное базовое формальное образование не успевает за изменениями производственных технологий и поэтому принци-пиально не может обеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми для эффективного выполнения соци-альных ролей. [ 11 ]
Принятая практически всеми экономически развитыми странами концеп-ция непрерывного образования выдвигает образование на определяющие по-зиции социально-экономического развития современного мира, в том числе и в России. Исторический опыт показывает: переход той или иной страны на новый путь развития всегда сопровождался пересмотром принципов и после-дующим радикальным изменением государственной политики в области образования. [ 11 ]
Под влиянием демократических изменений в обществе происходят зна-чительные изменения в образовании - от узко-дисциплинарного понимания целей образования происходит переход к более широкому гуманитарному пониманию, обучение становится личностно-ориентированным. В связи с внедрением в учебный процесс новой школы Интернет-технологий измени-лись и образовательные цели, которые, в значительной степени, направлены теперь на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятель-ному поиску, сбору, анализу и представлению информации.
Изменилась и система
Учащийся включается в такой учебный процесс, когда преподавателями используются новые педагогические подходы (проектная деятельность, работа в группах, обучение в сотрудничестве, разноуровневое и модульное обучение и т. п.), а сам он для решения конкретных учебных задач умело использует имеющиеся в школьных центрах (лабораториях, медиатеках) информационные ресурсы (в том числе Интернет). В таком учебном процессе школьник перестает быть объектом учительского воздействия - он становится субъектом коммуникативного взаимодействия с педагогами.
Понятие «дистанционное обучение» представляется довольно расплывчатым, в частности, потому, что в эту категорию попадает слишком много видов и программ обучения.
Дистанционное
обучение - это универсальная гуманистическая
форма обучения, базирующаяся на использовании
широкого спектра традиционных, новых
информационных и телекоммуникационных
технологий, и техниче-ских средств, которые
создают условия для обучаемого свободного
выбора образовательных дисциплин, соответствующих
стандартам, диалогового об-мена с преподавателем,
при этом процесс обучения не зависит
от расположе-ния обучаемого в пространстве
и во времени.
Дистанционное обучение
от традиционных форм обучения отличают
следующие характерные черты: [ 41 ]
1. Гибкость. Возможность
заниматься в удобное для себя время, в
удобном месте и темпе. Нерегламентированный
отрезок времени для освоения дисци-плины.
2. Модульность. Возможность из набора независимых учебных
курсов - модулей формировать учебный
план, отвечающий индивидуальным или групповым
потребностям.
3. Параллельность. Параллельное
с профессиональной деятельностью обу-чение,
т.е. без отрыва от производства.
4. Охват. Одновременное обращение
ко многим источникам учебной инфо-рмации
(электронным библиотекам, банкам данных,
базам знаний и т.д.) большого количества
обучающихся. Общение через сети связи
друг с другом и с преподавателями.
5. Экономичность. Эффективное
использование учебных площадей, техни-ческих
средств, транспортных средств, концентрированное
и унифицирован-ное представление учебной
информации и мультидоступ к ней снижает
зат-раты на подготовку специалистов.
6. Технологичность. Использование
в образовательном процессе новейших
достижений информационных и телекоммуникационных
технологий, способ-ствующих продвижению
человека в мировое постиндустриальное
информа-ционное пространство.
7. Социальное равноправие.
Равные возможности получения образования
независимо от места проживания, состояния
здоровья, элитарности и мате-риальной
обеспеченности обучаемого.
8. Интернациональность.
Экспорт и импорт мировых достижений на
рынке образовательных услуг.
9. Новая роль преподавателя.
ДО расширяет и обновляет роль препода-вателя,
который должен координировать познавательный
процесс, постоянно усовершенствовать
преподаваемые им курсы, повышать творческую
актив-ность и квалификацию в соответствии
с нововведениями и инновациями.
Вместе с новыми методами и технологиями обучения дистанционное обучение привносит в теоретическую педагогику и образовательную прак-тику новые понятия и термины, в первую очередь к ним относятся: виртуальный класс (группа); поддержка обучения (поддержка учащихся); учебные телекоммуникационные проекты; обратная связь; диалоговая технология; компьютерная связь; телеконференция; координатор, модератор, фасилитатор телекоммуникационного проекта (телеконференции).
Более подробно
рассмотрим составляющие
Цель обучения.
Приобретение обучаемым системы умений
и знаний, которые форми-руются в соответствии
с моделью специалиста.
Содержание обучения.
Процесс
обучения, методы и организационные
формы его реализации
Объект обучения.
Пользователи
образовательных услуг ДО
Субъекты обучения.
Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования