Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.

Файлы: 8 файлов

ВКР_БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Введение.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 1.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1.

ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

  1. Традиционное обучение

 

Цель образования –  внести желательные изменения в  опыт, понимание (образ мышления) и  поведение (образ жизни) учеников. В  образовании объ-единяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. В обучении индивид осваивает систему ценностей, знаний, умений и навыков, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.

В образовательном процессе участвуют ученики и воспитанники, пре-подаватели и воспитатели, образовательные программы, содержание обра-зования, методы и средства обучения, группа (класс), школа, окружающая среда в целом и, прежде всего, культурная среда.

Обучение возможно потому, что люди обладают способностью обу-чаться и воспитываться. Обучаемость включает в себя способности к нау-чению, запоминанию, ассоциации и упражнению.

Исторически первой и  важной формой образования, обеспечивающей сохранение и продолжение культурных завоеваний общества, является уче-ничество. Оно создает основу для изобретательства, создания материальных и культурных ценностей, обеспечивает базу для сбора, хранения, обработки и передачи информации, рациональной организации всех сфер производст-венной деятельности, бытового и культурного обслуживания, обеспечения обороноспособности. Без него невозможны изобразительное, театральное, музыкальное и прикладное искусство.

Сердцевину ученичества  составляет сознательное подражание –  главный способ усвоения новых форм поведения и деятельности.

Однако воспроизведения учениками выученного материала недостаточ-но для качественного образования. Необходимо, чтобы учащиеся умели при-менять полученные знания в решении реальных задач, умели делать обобще-ния и ориентироваться в новых проблемных ситуациях. Самым действенным фактором образования были и остаются отношения и действия учителя, кото-рый определяет собой ту или иную степень успешности обучения.

Все образовательные  процессы носят двусторонний характер: каждому действию учителя соответствует  та или иная деятельность учеников. Педа-гоги специально организуют познавательную работу учащихся в соответст-вии со своими действиями. Деятельность учителя по организации творческой активности учеников имеет решающее значение и не может быть отменена или заменена каким-либо другим процессом.

Образовательный процесс  невозможен также без поддержания  учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционально-го настроя  учеников.

Предвидение целей и  мотивов учеников лежит в фундамента образовате-льного процесса. Он не может начаться до осознания учителем характера и уровня способностей и имеющихся достижений детей, их сильных и  слабых сторон, среды их общения и семейной обстановки, интересов и вкусов.

Именно с этими характеристиками учеников сообразуются ближайшие и отдаленные цели образовательного акта и всего учебного курса. Диагностика возможностей учащихся предшествует образовательному процессу и осу-ществляется на всем его протяжении.

В традиционной педагогике и в практике обучения распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

  1. словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
  2. наглядные методы или моделирование (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
  3. практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). [ 46 ]

Однако, строго говоря, в  данном случае речь идет не о методах, которые с точки зрения педагогики выявляют способы взаимодействия участников процесса обучения, а о способах передачи, подачи информации.

И.Я. Лернер классифицирует методы обучения в зависимости от целей, содержания образования и характера его  усвоения. [  ]

Таблица 1

Цели обучения = содер-жание образования = элементы культуры

Способы усвоения содержания образования

 

Методы обучения

1. Знания о природе,  общест-ве, технике, человеке и  себе, о способах деятельности.

Восприятие, осознание, запоминание.

Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный)

2. Опыт осуществления  известных способов дея-тельности,  после усвоения воплощающийся  в навыках и умениях.

Воспроизведение (репродуцирование) по заданному образцу.

Репродуктивный.

3. Опыт творческой  деятель-ности, воплощенный в  спе-цифических интеллектуаль-ных процедурах, не пред-ставляемых в виде заранее регулируемой системы действий.

Решение проблем и  проблемных задач.

Исследовательский; эвристический; проблемное изложение.

4. Опыт эмоционального  от-ношения к действитель-ности,  различным ее про-явлениям и сферам, вошед-шим в орбиту человеческой деятельности.

Переживания, чувства, напряжение воли, об-ращенные на деятель-ность, предусмотрен-ную  описанными выше элементами культуры.

Указанные выше методы обучения при учете фокторов влияния на эмоци-ональную сферу выс-тупают и в качестве методов воспитания эмоций.


 

 

Можно выделить основные формы образования:

  1. формальное образование (общее среднее, среднее профессиональное, высшее, послевузовское профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовки специалистов и руководителей с высшим и средним профессиональным образованием в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки);
  2. неформальное образование – профессионально направленное и/или общекультурное обучение на платных курсах, в народных универ-ситетах, центрах непрерывного образования, в лекториях и домах знаний, по телевидению и с помощью дистанционных средств, без аттестации и выдачи государственного сертификата (диплома); [ 13 по тетр.]  

Главнейшим фактором адекватного выбора методов и  форм обучения является цель обучения.

Развитие системы образования  планируется с учетом возможностей, пре-доставляемых новыми информационными  технологиями и техническими средствами обучения.

В сегодняшнем мире профессиональные знания обновляются в среднем каждые один-два года. Традиционное базовое формальное образование не успевает за изменениями производственных технологий и поэтому принци-пиально не может обеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми для эффективного выполнения соци-альных ролей. [ 11 ]

Принятая практически всеми  экономически развитыми странами концеп-ция  непрерывного образования выдвигает  образование на определяющие по-зиции  социально-экономического развития современного мира, в том числе и в России. Исторический опыт показывает: переход той или иной страны на новый путь развития всегда сопровождался пересмотром принципов и после-дующим радикальным изменением государственной политики в области образования. [ 11 ]

Под влиянием демократических изменений  в обществе происходят зна-чительные  изменения в образовании - от узко-дисциплинарного  понимания целей образования  происходит переход к более широкому гуманитарному пониманию, обучение становится личностно-ориентированным. В связи с внедрением в учебный процесс новой школы Интернет-технологий измени-лись и образовательные цели, которые, в значительной степени, направлены теперь на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятель-ному поиску, сбору, анализу и представлению информации.

Изменилась и система информационных взаимосвязей и взаимовлияний между  школой и структурами, информационно  обеспечивающими процесс обучения. Развитие и внедрение средств  телекоммуникаций явилось эффек-тивным фактором значительных изменений в модернизации и развитии про-цесса информационного обеспечения образования. Так, специально созданы для размещения в сети Интернет материалы для самостоятельной работы учащихся, предполагающих:

  1. Поиск конкретной учебной информации (библиотечные базы инфор-мации, справочные, информационные и методические материалы учебно-воспитательного характера, электронные учебники, некоторые виды результатов дистанционных олимпиад, викторин, проектов и т. п.);
  2. Разветвленные пути изучения образовательной информации и проблем, в ней заложенных (образовательные веб-квесты, тематические веб-сайты, кур-сы дистанционного обучения, результаты проектной деятельности школь-ников в виде веб-сайтов и веб-страниц, интерактивные анкеты и опросники, одним из компонентов которых является создание веб-элементов и др.)
  3. В школах создаются дополнительные классы информатики, компьютер-ные лаборатории, информационные центры, медиатеки, где всем участникам образовательного процесса предоставлен свободный доступ к ресурсам, в том числе и к Интернет, где сотрудники (в идеале) отбирают содержание для наполнения фондов (центров или медиатек), накапливают фонды инфор-мации, контролируют доступ к внешним ресурсам, планируют формы работы детей с электронной информацией, все участники образовательного процесса обдумывают и создают новые подходы к использованию компьютеров и Интернет-ресурсов в обучении и развитии школьников.

Учащийся включается в такой учебный процесс, когда  преподавателями используются новые  педагогические подходы (проектная деятельность, работа в группах, обучение в сотрудничестве, разноуровневое и модульное обучение и т. п.), а сам он для решения конкретных учебных задач умело использует имеющиеся в школьных центрах (лабораториях, медиатеках) информационные ресурсы (в том числе Интернет). В таком учебном процессе школьник перестает быть объектом учительского воздействия - он становится субъектом коммуникативного взаимодействия с педагогами.

 

  1.  Дистанционное обучение

Понятие «дистанционное обучение» представляется довольно расплывчатым, в частности, потому, что в эту категорию попадает слишком много видов и программ обучения.

Дистанционное обучение - это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени. 
       Дистанционное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты: [ 41 ] 
1.    Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисци-плины.

2.  Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов - модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям. 
3.  Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обу-чение, т.е. без отрыва от производства. 
4.  Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной инфо-рмации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями. 
5.  Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, техни-ческих средств, транспортных средств, концентрированное и унифицирован-ное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает зат-раты на подготовку специалистов. 
6.  Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способ-ствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информа-ционное пространство.  
7.  Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и мате-риальной обеспеченности обучаемого. 
8.  Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг. 
9.  Новая роль преподавателя. ДО расширяет и обновляет роль препода-вателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую актив-ность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.

     Вместе с новыми методами и технологиями обучения дистанционное обучение привносит в теоретическую педагогику и образовательную прак-тику новые понятия и термины, в первую очередь к ним относятся:  виртуальный класс (группа); поддержка обучения (поддержка учащихся); учебные телекоммуникационные проекты; обратная связь; диалоговая технология; компьютерная связь; телеконференция; координатор, модератор, фасилитатор телекоммуникационного проекта (телеконференции).

     Более подробно  рассмотрим составляющие педагогической  системы дистанционного образования. 

     Цель обучения.

     Приобретение обучаемым системы умений и знаний, которые форми-руются в соответствии с моделью специалиста. 
Содержание обучения.

     Процесс  обучения, методы и организационные  формы его реализации определяются  его содержанием. 
Объект обучения.

     Пользователи  образовательных услуг ДО являются  объектами данной формы получения  образования (студенты, слушатели,  обучаемые и т.д.). Слу-шатели ДО в отличие от студентов традиционных форм получения образова-ния, должны проявлять большую настойчивость, стремление к знаниям, ор-ганизованность, умение работать самостоятельно и иметь навыки работы с компьютером и телекоммуникационными средствами связи. 
Субъекты обучения.

ВКР_ГЛАВА 2.doc

— 168.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Заключение.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Методичка_1.DOC

— 619.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_план.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Путеводитель по ДО.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования