Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа
В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.
ГЛАВА 2. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Чтение продолжает
оставаться самым эффективным
методом передачи слов. Грамотные
люди могут прочитать текст
в 2-5 раз быстрее, чем во-спринять
его на слух при чтении кем-
Разговор и восприятие на
слух обязательно синхронны. Это значит,
что телекоммуникация может состояться
только при личном присутствии участ-ников.
Чтение же асинхронно, т.е. автор и читатель
могут быть отделены друг от друга временем
и пространством. Стоимость всех синхронных
ком-муникаций быстро растет, поскольку
для их осуществления необходима ра-бочая
сила, которая простаивает, ожидая, пока
состоится полезная ком-муникация. В противоположность
им стоимость асинхронных коммуникаций
резко падает, потому что нужную информацию
можно получить по мере воз-никновения
спроса. Синхронные коммуникации обладают
высокой степенью адаптивности к сложному
межличностному общению, взаимодействию.
С другой стороны, если структура и форма
коммуникации могут быть обус-ловлены
заранее, то предпочтительней асинхронные
коммуникации.
Наиболее осторожные из
исследователей рассматривают текст на
дисплее не как замену, а как дополнение
существующих традиционных форм . Су-ществуют
некоторые особенности восприятия человеком
текста с экрана компьютера, а именно:
- В нервной системе
человека имеется специальный
контрольный механизм
- Координация движений рук и глаз позволяет
быстро просматривать текст на бумаге,
интуитивно находя нужную информацию.
- Фиксированное положение дисплея (как
правило, у стены или иного предмета обстановки)
делает затруднительным расслабление
глаз путем переключения на более далекий
предмет. Как следствие, глаза утомляются
быстрее, чем при чтении текста на бумаге.
- Существуют различия в освещении экрана
компьютера и листа бумаги. Дисплей освещается
изнутри, а лист отражает свет окружения.
Поэтому при работе с компьютером рекомендуется
приглушить свет в помещении, а при работе
с текстом на бумаге свет от внешних источников
должен быть дос-таточно ярким. Особенно
серьезные проблемы возникают, если необходимо
одновременно работать с информацией
на бумаге и на экране.
- В отличие от компьютера текст на бумаге
не требует привязанности к источнику
питания, не вызывает необходимости держать
тело в определенном положении, чтобы
сфокусировать зрение.
Вместе
с тем компьютерное
В рамках ДО представление информации для обучаемых может осуществляться с использованием следующих технологий:
При этом носителями
информации являются: книги, гибкие
магнитные, лазерные или
В качестве средств
обучения в ДО выступают,
При этом необходимо отметить, что наиболее качественное обучение обеспечивается при наличии достаточно оперативной обратной связи "студент-преподаватель". Это позволяет использовать высокоэффективные методы интерактивного обучения. Наиболее доступными технологиями для обеспечения контакта студента и преподавателя являются разнообразные способы использования компьютерных сетей, так как они:
Наиболее распространенной в мире является глобальная сеть Internet, которая обеспечивает миллионы пользователей более, чем из 100 стран мира информационным сервисом.
Internet является эффективной
и доступной базой для
Дистанционное обучение
прочно связывается с
Некоторые учителя используют
телекоммуникации преимущественно для
внеклассной работы с учащимися по отдельным
экспериментальным проек-там. Однако уже
сейчас многие школы за рубежом используют
компьютер-ные телекоммуникации непосредственно
на уроках в условиях реального учебного
процесса, постепенно подготавливая учащихся
к жизни в информа-ционном обществе. Компьютерные
телекоммуникации начинают постепенно
осознаваться многими педагогами как
один из инструментов познания окру-жающего
мира. Инструмент этот настолько мощный,
что вместе с ним в шко-лу приходят новые
формы и методы обучения, новая идеология
глобального мышления.
Телекоммуникации (греч.
tele - вдаль, далеко, лат. communicatio – обще-ние)
- это в широком смысле все средства дистанционной
передачи инфор-мации, такие как радио,
телевидение, телефон, телеграф, телетайп,
телекс, те-лефакс, а также появившиеся
сравнительно недавно компьютерные телеком-муникации.
Компьютерные телекоммуникации
считаются сейчас не только самым но-вым,
но и самым перспективным видом телекоммуникаций.
Компьютерные телекоммуникации ( или просто
"телекоммуникации" в узком значении
этого слова ) - это средства дистанционной
передачи данных с одного компьютера на
другой ( другие ) при помощи модемов и
телефонной сети.
Компьютерные телекоммуникации
- интенсивно развивающийся вид ин-формационных
технологий, использующий глобальные
компьютерные сети, - обещают совершить
переворот в методах и формах обучения.
Простейший вид телекоммуникаций - электронная
почта - уже сейчас, с минимальными затратами,
с успехом может быть использован в учебном
процессе школы. Учебное значение электронной
почты состоит в том, что она : [ ]
- стимулирует и облегчает
обмен опытом преподавателей
различных предметов;
- повышает интерес учащихся к учебному курсу, в
котором используется;
- расширяет коммуникативную практику
учащихся, помогает в совершенствовании
письменной речи;
- делает возможным использование новых
методических приемов, основан-ных на
сопоставлении собственных данных учащихся
и тех, которые полу-чены по электронной
почте.
От обычной
почты электронную отличают
1) подготовка писем
с помощью компьютера, что избавляет
от рутинной работы, делает процесс
подготовки более творческим
и быстрым;
2) отправка и получение писем на рабочем
месте - с помощью компьютера;
3) быстрая доставка писем - в противоположную
точку земного шара письмо может быть
доставлено за 4-5 часов.
Использование
электронной почты в обучении
обычно протекает в форме телек
Простые телекоммуникационные
проекты могут выполняться двумя клас-сами
учащихся под непосредственным руководством
учителей и проходят в форме неструктурированной
коллективной переписки.
Рассмотрим принципы организации
и управления ЕСДО.
Создан Федеральный
центр системы дистанционного
образования (ФЦ СДО), первым шагом,
к которому стало учреждение
Головного совета по
Основные функции ФЦ СДО:
- формирование требований
к образовательно-
модулям системы тестирования ДО в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- стратегический маркетинг и планирование развития центрального фонда КДО, обеспечивающие минимизацию стартового финансирования и посте-пенный переход к самофинансированию СДО;
- формирование центрального фонда КДО, включая:
- проведение
конкурсов на разработку
- сертификацию разработанных КДО,
- сопровождение КДО центрального фонда;
- подготовка к аттестации
центров и образовательных
- заключение и реализация договоров по разработке, тиражированию и сопровождению КДО центрального фонда образовательными учреждениями;
- привлечение внебюджетных инвестиций в СДО;
- координация крупных
- координация научных
- формирование и руководство
Учебно-методическим
Учитывая специфику СДО, принципиально важно обеспечить возмож-ность как изучения отдельных курсов, так и получения полного высшего образования. Выделяется три основных уровня образования. Соответственно, должно быть обеспечено согласование программ и учебных планов, включе-ние результатов обучения на более низком уровне в подготовку более высо-кого уровня. То есть человек, изучая ряд учебных курсов в разное время и, возможно, в разных учебных заведениях, получает по каждой из программ обучения соответствующее свидетельство или сертификат. Каждая програм-ма является достаточно законченной, чтобы дать ему подготовку по опреде-ленному направлению. Если учащийся испытывает потребность в получении более солидной подготовки, он может пройти обучение следующего уровня, изучив дополнительно ряд курсов, при этом ранее изученные курсы ему засчитываются.
Центральная роль
в структуре организации ДО
принадлежит региональ-ному
- организация обучения
групп слушателей с
- исследование технических
возможностей организации ДО
в регионе и со-действие
- исследование потребностей региона в ДО;
- подготовка кадров
преподавателей-разработчиков
- методическая и,
возможно, техническая помощь учебным
заведениям и организациям
- рекламно-пропагандистская
деятельность с целью
- производство и
тиражирование учебных средств
ДО, помощь препода-вателям
- координация развития региональной СДО;
Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования