Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.

Файлы: 8 файлов

ВКР_БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Введение.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 1.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 2.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 2. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

   Чтение продолжает  оставаться самым эффективным  методом передачи слов. Грамотные  люди могут прочитать текст  в 2-5 раз быстрее, чем во-спринять  его на слух при чтении кем-либо  другим. Простая скорость вхо-дящего  сигнала - не единственный фактор, требующий рассмотрения. При беглом чтении предложения зрение имеет способность возвращаться к на-чалу для уточнения понимания прочитанного. Слух такой способности не имеет: для уяснения воспринятого на слух слова необходим хотя бы мини-мальный диалог.  
     Разговор и восприятие на слух обязательно синхронны. Это значит, что телекоммуникация может состояться только при личном присутствии участ-ников. Чтение же асинхронно, т.е. автор и читатель могут быть отделены друг от друга временем и пространством. Стоимость всех синхронных ком-муникаций быстро растет, поскольку для их осуществления необходима ра-бочая сила, которая простаивает, ожидая, пока состоится полезная ком-муникация. В противоположность им стоимость асинхронных коммуникаций резко падает, потому что нужную информацию можно получить по мере воз-никновения спроса. Синхронные коммуникации обладают высокой степенью адаптивности к сложному межличностному общению, взаимодействию. С другой стороны, если структура и форма коммуникации могут быть обус-ловлены заранее, то предпочтительней асинхронные коммуникации.  
     Наиболее осторожные из исследователей рассматривают текст на дисплее не как замену, а как дополнение существующих традиционных форм . Су-ществуют некоторые особенности восприятия человеком текста с экрана компьютера, а именно:

- В нервной системе  человека имеется специальный  контрольный механизм координации  движений рук с движениями  глазных мышц. Поэтому всегда  легче читать то, что держишь  в руках, по сравнению с тем,  что лежит на столе.  
- Координация движений рук и глаз позволяет быстро просматривать текст на бумаге, интуитивно находя нужную информацию.  
- Фиксированное положение дисплея (как правило, у стены или иного предмета обстановки) делает затруднительным расслабление глаз путем переключения на более далекий предмет. Как следствие, глаза утомляются быстрее, чем при чтении текста на бумаге.  
- Существуют различия в освещении экрана компьютера и листа бумаги. Дисплей освещается изнутри, а лист отражает свет окружения. Поэтому при работе с компьютером рекомендуется приглушить свет в помещении, а при работе с текстом на бумаге свет от внешних источников должен быть дос-таточно ярким. Особенно серьезные проблемы возникают, если необходимо одновременно работать с информацией на бумаге и на экране.  
- В отличие от компьютера текст на бумаге не требует привязанности к источнику питания, не вызывает необходимости держать тело в определенном положении, чтобы сфокусировать зрение.

     Вместе  с тем компьютерное представление информации имеет существенные преимущества в следующих ситуациях:

  • для быстрого получения краткой информации;
  • если требуется немедленное действие;
  • для организации диалога;
  • для поиска сложных текстов и данных.

 

  1. Организация ДО

 

     В рамках ДО представление информации для обучаемых может осуществляться с использованием следующих технологий:

  • печатных материалов (учебно-методические комплекты литературы и заданий);
  • рассылки материалов по компьютерным сетям ( E-mail, компьютерные конференции или доски объявлений);
  • дискуссий в режиме on-line с использованием компьютерных сетей (обмен письменными сообщениями);
  • электронных материалов (компьютерные образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники);
  • аудио- и видео- продукции;
  • телевизионных передач;
  • телевизионных передач кабельного телевидения;
  • видеоконференций путем телетрансляции с обратной связью по телефону (аналогично телепередачам в прямом эфире с возможностью для зрителей позвонить по "горячей линии" и задать свои вопросы);
  • двунаправленных видеоконференций с использованием компьютерных сетей;
  • двунаправленных видеоконференций с использованием спутниковых телемостов.

     При этом носителями  информации являются: книги, гибкие  магнитные, лазерные или жесткие  диски, аудио- или видеокассеты.

     В качестве средств  обучения в ДО выступают, соответственно: учебно-методические комплекты (кейсы), компьютеры, телевизоры, телефоны, магнитофоны, видеомагнитофоны, специальная техника мультимедиа.

     При этом необходимо  отметить, что наиболее качественное обучение обеспечивается при наличии достаточно оперативной обратной связи "студент-преподаватель". Это позволяет использовать высокоэффективные методы интерактивного обучения. Наиболее доступными технологиями для обеспечения контакта студента и преподавателя являются разнообразные способы использования компьютерных сетей, так как они:

  • относительно дешевы в эксплуатации (особенно с учетом скидок для образовательных учреждений);
  • уже достаточно широко распространены в России.

     Наиболее распространенной в мире является глобальная сеть Internet, которая обеспечивает миллионы пользователей более, чем из 100 стран мира информационным сервисом.

     Internet является эффективной  и доступной базой для развертывания  системы ДО. При ее использовании открываются следующие основные возможности в области ДО. [  ]

  • Рассылка материалов для обучаемых по технологии ДО с использованием электронной почты, передача им компьютерных обучающих курсов.
  • Обратная связь обучаемых с преподавателем по электронной почте: передача вопросов, результатов тестирования, контрольных, курсовых и дипломных работ.
  • Проведение в диалоге обсуждения учебного материала, опроса обучаемых, экзаменов.
  • Доступ к информационным архивам и библиотечным системам учебных заведений мировой системы образования с возможностями получать практически неограниченную информацию по учебному и научному направлению.
  • Использование гипертекстовых обучающих курсов, доступных по сети.
  • Использование специальных программных средств поиска и сбора необходимой информации по конкретному научному или учебному направлению во всех мировых электронных архивах за короткое время.
  • Видеоконференции по сети (лекции, семинары, дискуссии).

     Дистанционное обучение  прочно связывается с инновационными  техно-логиями обучения с помощью компьютеров. Важным средством дистанцион-ного обучения являются компьютерные обучающие программы. Однако наи-большие перспективы с точки зрения развития дистанционных образователь-ных технологий имеют компьютерные телекоммуникационные сети.  
     Некоторые учителя используют телекоммуникации преимущественно для внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проек-там. Однако уже сейчас многие школы за рубежом используют компьютер-ные телекоммуникации непосредственно на уроках в условиях реального учебного процесса, постепенно подготавливая учащихся к жизни в информа-ционном обществе. Компьютерные телекоммуникации начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания окру-жающего мира. Инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним в шко-лу приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.  
     Телекоммуникации (греч. tele - вдаль, далеко, лат. communicatio – обще-ние) - это в широком смысле все средства дистанционной передачи инфор-мации, такие как радио, телевидение, телефон, телеграф, телетайп, телекс, те-лефакс, а также появившиеся сравнительно недавно компьютерные телеком-муникации.  
     Компьютерные телекоммуникации считаются сейчас не только самым но-вым, но и самым перспективным видом телекоммуникаций. Компьютерные телекоммуникации ( или просто "телекоммуникации" в узком значении этого слова ) - это средства дистанционной передачи данных с одного компьютера на другой ( другие ) при помощи модемов и телефонной сети.  
     Компьютерные телекоммуникации - интенсивно развивающийся вид ин-формационных технологий, использующий глобальные компьютерные сети, - обещают совершить переворот в методах и формах обучения.  Простейший вид телекоммуникаций - электронная почта - уже сейчас, с минимальными затратами, с успехом может быть использован в учебном процессе школы. Учебное значение электронной почты состоит в том, что она : [  ]

- стимулирует и облегчает  обмен опытом преподавателей  различных предметов;  
- повышает интерес учащихся к учебному курсу, в котором используется;  
- расширяет коммуникативную практику учащихся, помогает в совершенствовании письменной речи;  
- делает возможным использование новых методических приемов, основан-ных на сопоставлении собственных данных учащихся и тех, которые полу-чены по электронной почте.

     От обычной  почты электронную отличают три  особенности: 

1) подготовка писем  с помощью компьютера, что избавляет  от рутинной работы, делает процесс  подготовки более творческим  и быстрым;  
2) отправка и получение писем на рабочем месте - с помощью компьютера;  
3) быстрая доставка писем - в противоположную точку земного шара письмо может быть доставлено за 4-5 часов.

     Использование  электронной почты в обучении  обычно протекает в форме телекоммуникационных проектов. Учебный телекоммуникационный проект посвящается определенной теме, включает разнообразные виды деятельности учащихся по подготовке и передаче, а также получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, и охва-тывает по времени от нескольких дней до нескольких месяцев.  
     Простые телекоммуникационные проекты могут выполняться двумя клас-сами учащихся под непосредственным руководством учителей и проходят в форме неструктурированной коллективной переписки.  
     Рассмотрим принципы организации и управления ЕСДО.

   Создан Федеральный  центр системы дистанционного  образования (ФЦ СДО), первым шагом,  к которому стало учреждение  Головного совета по дистанционному  образованию, который должен подготовить учредительные документы ФЦ СДО, а в дальнейшем войти в его состав как совещательный и экспертный орган (учебно-методическое объединение по ДО) - Ученый Совет. ФЦ СДО должен работать в тесной координации с Госкомвузом России, в рамках которого создаются соответствующие подразделения.

     Основные  функции ФЦ СДО: 

-  формирование требований  к образовательно-информационной  среде, 

модулям системы тестирования ДО в соответствии с государственными образовательными стандартами;

-  стратегический маркетинг и планирование развития центрального фонда КДО, обеспечивающие минимизацию стартового финансирования и посте-пенный переход к самофинансированию СДО;

-  формирование центрального  фонда КДО, включая: 

        - проведение  конкурсов на разработку заказных  КДО с выдачей грантов,

        - сертификацию  разработанных КДО, 

        - сопровождение  КДО центрального фонда; 

-  подготовка к аттестации  центров и образовательных учреждений  ДО и их представление в  органах государственно-общественной  аттестации;

-  заключение и реализация договоров по разработке, тиражированию и сопровождению КДО центрального фонда образовательными учреждениями;

-  привлечение внебюджетных  инвестиций в СДО; 

-  координация крупных инфраструктурных  проектов, в том числе, в области  телекоммуникации для нужд СДО;

-  координация научных исследований  и разработок в области научно-мето-дического,  технологического, организационно- правового  обеспечения ДО;

-  формирование и руководство  Учебно-методическим объединением  ДО.

     Учитывая специфику СДО, принципиально важно обеспечить возмож-ность как изучения отдельных курсов, так и получения полного высшего образования. Выделяется три основных уровня образования. Соответственно, должно быть обеспечено согласование программ и учебных планов, включе-ние результатов обучения на более низком уровне в подготовку более высо-кого уровня. То есть человек, изучая ряд учебных курсов в разное время и, возможно, в разных учебных заведениях, получает по каждой из программ обучения соответствующее свидетельство или сертификат. Каждая програм-ма является достаточно законченной, чтобы дать ему подготовку по опреде-ленному направлению. Если учащийся испытывает потребность в получении более солидной подготовки, он может пройти обучение следующего уровня, изучив дополнительно ряд курсов, при этом ранее изученные курсы ему засчитываются.

     Центральная роль  в структуре организации ДО  принадлежит региональ-ному центру  ДО, функциями которого являются:

-  организация обучения  групп слушателей с использованием  КДО;

-  исследование технических  возможностей организации ДО  в регионе и со-действие развитию  соответствующей инфраструктуры;

-  исследование потребностей  региона в ДО;

-  подготовка кадров  преподавателей-разработчиков курсов  и тьюторов ДО, а также специалистов по организации и управлению этим видом обучения;

-  методическая и,  возможно, техническая помощь учебным  заведениям и организациям региона  в области ДО;

-  рекламно-пропагандистская  деятельность с целью привлечения  внимания общественности к возможностям и услугам ДО, создания благоприятного общественного мнения о нем в регионе;

-  производство и  тиражирование учебных средств  ДО, помощь препода-вателям региона  в подготовке КДО и разработке  мультимедиа, видео и пр. курсов;

-  координация развития  региональной СДО;

ВКР_Заключение.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Методичка_1.DOC

— 619.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_план.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Путеводитель по ДО.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования