Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.

Файлы: 8 файлов

ВКР_БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Введение.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 1.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

     Субъектами  ДО являются преподаватели. Преподаватель  - главное звено в обеспечении  высокой эффективности образовательного  процесса ДО. Значи-тельная специфика  деятельности преподавателя ДО  вызвала необходимость ввести термин тьютор. Это - преподаватель-консультант, который должен знать основы фундаментальной информатики и телекоммуникаций, его обра-зованность должна иметь опережающий характер. 
Методы обучения.

     Дистанционная  форма включает пять общедидактических методов обуче-ния:

  • информационно-рецептивный,
  • репродуктивный,
  • проблемное изложение,
  • эвристический и исследовательский.

Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся. 
Средства обучения.

     В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компью-терной техники и телекоммуникаций, а также последних достижений в об-ласти образовательных технологий.  
Учебно-научная материальная база.

     Комплекс  материальных и технических средств,  необходимых для обуче-ния в  соответствии с учебными программами.  Он включает в себя учебные  и учебно-вспомогательные помещения;  лабораторное оборудование, техниче-ские  средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-мето-дические материалы. Большая часть учебно-научной материальной базы образует виртуальную информационно-образовательную среду по причине удаленности ее слушателей. 
Идентификационно - контрольная подсистема.

      Особенностью входного контроля ДО является оценка уровня развития профессиональных качеств и способностей абитуриента, и построение со-ответствующего социально-психологического портрета с тем, чтобы выб-рать эффективные средства и методы обучения. В традиционном процессе контроль служит, в основном, для конкурсного отбора кандидатов на учебу. 
Очевидна возможность и целесообразность рейтингового контроля и непре-рывного мониторинга, как положительной инновации ДО. 
Нормативно-правовая подсистема.

     Эта подсистема ДО в настоящее время еще не сформировалась, хотя ее не-обходимость давно назрела. Должны быть созданы законодательные акты, содержащие нормирование труда тьютора, защиту интеллектуальной соб-ственности, правила поступления слушателей, аттестацию, льготы, сроки и перерывы обучения и т.д. Но существуют приказ Министерства Образования РФ от 18 декабря 2002 г. N 4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) 
в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионвльного образования Российской Федерации». 
Маркетинговая подсистема.

     Участниками рыночных отношений в образовании выступают не только образовательные учреждения и заказчики образовательных услуг, но и госу-дарство - как заказчик и потребитель.

     Принципами  дистанционного образования являются: [42 по тетради ]

Принцип гуманистичности  обучения. 
      Этот принцип является определяющим в системе непрерывного интен-сивного обучения и усиливается применительно к СДО. Его сущность зак-лючается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленного опыта, заключенного в содержании обучения, освоении избранной профессии, для развития и проявления твор-ческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллекту-альных качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование. 
Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в СДО. 
     Суть названного принципа состоит в том, что проектирование СДО нео-бходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидак-тических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной. 
Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. 
     Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проек-тирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг. 
Принцип выбора содержания образования. 
     Содержание образования СДО должно соответствовать нормативным тре-бованиям Государственного образовательного стандарта РФ. 
Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО. 
     Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хране-нии, передачи и использовании. 
Принцип стартового уровня образования. 
     Эффективное обучение в СДО требует определенного набора знаний, уме-ний, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютеро и др. 
Принцип соответствия технологий обучения. 
     Технологии обучения должны быть адекватны моделям ДО. Так, в тради-ционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарские и прак-тические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления СДО могут поя-виться новые модели, которые в случае необходимости должны быть вклю-чены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориен-тированные или проектно-информационные модели. В числе организацион-ных форм обучения в этих моделях будут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсульта-ции, проектные работы и пр. 
Принцип мобильности обучения. 
     Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для ДО, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутст-вии соответствующих услуг в вузе, где он учится. При этом требуется сохра-нение информационного инвариантного образования, обеспечивающего воз-можность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям. 
Принцип неантогонистичности ДО существующим формам образования. 
     Проектируемая СДО сможет дать необходимый социальный и экономи-ческий эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информацион-ные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе высшего образования, а будут естественным образом интегрированы в него.   [  ]

     Использование  новых технологий передачи информации  существенно влияет на весь  процесс обучения. Требует пересмотра  как номенклатура и предметное содержание получаемых дистанционно специальностей, так и методики обучения, модели деятельности и взаимодействия преподавателей и обучаемых. Поскольку отечественная практика дистанционного обучения, особенно с использованием компьютерных сетей, пока весьма бедна, для российских педагогов-новаторов, развивающих новые методы обучения, будут весьма полезны выводы и обобщения зарубежных деятелей дистанционного образования, сделанные но основе богатого практического опыта. Вместе с тем нельзя недооценивать и значение особенностей российского образования, которые не допускают простого переноса зарубежного опыта в практику обучения.  
     В среде российских педагогов-практиков, развивающих технологии дис-танционного образования, существует мнение, которое уже сейчас мешает разработке дистанционных курсов, негативно влияют на общие тенденции развития дистанционного обучения в России. К ним прежде всего следует отнести следующие: [  ]

  • что дистанционный учебный курс можно получить, просто переведя в компьютерную форму учебные материалы традиционного очного обучения;
  • что существующие учебные предметы делятся на пригодные и непригодные для дистанционного изучения;
  • что при одинаковых критериях обученности дистанционное обучение должно давать лучшие показатели, чем традиционное очное.

     В  действительности дистанционное  обучение по своим характеристикам  настолько сильно отличается  от традиционного, что успешное  создание и ис-пользование дистанционных  учебных курсов должно начинаться  с глубокого анализа целей  обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности.  
     Дидактические особенности компьютерного дистанционного образования (КДО)  обусловливают новое понимание и коррекцию целей его внедрения, которые можно обозначить следующим образом: [  ]

  • стимулирование интеллектуальной активности учащихся с помощью определения целей изучения и применения материал, а также вовлечения учащихся в отбор, проработку и организацию материала;
  • усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих учиться;
  • развития способностей и навыков обучения и самообучения, что достигается расширением и углублением учебных технологий и приемов.

     Чтобы способствовать  использованию компьютерных сетей  студентами преподавателям рекомендуется  предпринять следующие шаги:

  • определить минимально допустимое количество сообщений в неделю;
  • добиться, чтобы вся наиболее важная информация была доступна только через компьютер;
  • довести до сведения студентов, что выпускной балл будет частично зависеть от содержания отсылаемых сообщений;
  • осуществить полный переход к безбумажной технологии.

     Приемы  позволяющие повысить активность  и самостоятельность дистанционного  обучения.   
     Во-первых, следует давать групповые задания (очевидно, для того, чтобы каждый студент чувствовал ответственность перед своими товарищами).  
     Во-вторых, студенты допускаются к получению следующей порции зна-ний, только когда они освоили предшествующий материал.     

     В-третьих,  компьютерный доступ к той  или иной деятельности допу-скается  только в определенный промежуток  времени. Например, чтение ма-териалов и их обсуждение происходит в первой половине недели, а сдача за-четов в режиме прямого доступа - во второй половине. [  ] 
     Существуют определенные рекомендации по выбору размера группы (класса) для очного обучения. Он должен быть таким, чтобы с одной стороны группа была достаточно мала и каждый из студентов имел возможность вы-сказать свое мнение, а с другой достаточно велика для организации плодо-творной дискуссии. Проблема выбора оптимального размера группы стано-вится особенно важной при переходе к КДО. Может оказаться, что при выб-ранном количестве участников количество получаемых сообщений недоста-точно, им просто нечего читать и не на что отвечать. Исследования пока-зывают, что 10% наиболее активных студентов ведут 50% всей переписки, в то время как 20-25% являются пассивными созерцателями, т.е читают со-общения, но сами не выступают [ 38 ]. Поэтому очевидно, что размер группы при КДО должен быть больше, чем размер группы при очном обучении. Од-нако чрезмерное увеличение размера групп требует слишком больших затрат времени от преподавателей и методистов. Поэтому, чтобы объем переписки был достаточным, следует увеличивать не размер группы, а активность студентов.  
     Традиционной для многих учебных заведений является группа из двад-цати пяти человек. Группы такого размера встречаются довольно часто и при организации КДО. Однако возможны и более крупные группы. Небольшим обучающим конференциям подчас недостает "критической массы" участни-ков, в то время как национальные конференции настолько перенаселены, что это отпугивает студентов.  
      Важным моментом при проведении КДО является то, что остается полная запись (протокол) всех материалов, получаемых в процессе обучения. Естест-венно, что этого не происходит при традиционном обучении. Такие материа-лы весьма ценны во многих отношениях, в том числе: [  ] 
1. Разъяснение методиста, даваемое студенту, доступно всем остальным членам группы и может быть сохранено в специальной базе данных ответов. Это позволяет определить, какие вопросы являются наиболее типичными и наметить пути совершенствования курса КДО.  
2. Студенты получают полную и точную информацию для анализа и ос-мысления. При традиционном способе обучения у них в лучшем случае ос-таются конспекты занятий (если они их вообще ведут).  
3. Протокол позволяет оценить активность студента или группы, например, сколько раз в неделю посылались сообщения. Однако в больших рабочих группах оценка конкретного вклада участников затруднена.  
4. Студентам можно дать задание проанализировать протокол с точки зрения оценки динамики обсуждения, философской и этической позиции участников и их эволюции в процессе обучения.  

     Выделим основные  требования к поведению обучаемых: 

- активное участие;  
- ответственность;  
- поддержка остальных участников;  
- краткость и точность при создании сообщений.

     От методиста  требуются: 

- управление дискуссией  путем выработки ее структуры,  направления беседы в нужное  русло, и в то же время  обеспечения определенной ее  свободы, снижения отрицательного  воздействия нетактичных и не относящихся к делу замечаний участников и т.п.;  
- содействие форуму в тех случаях, когда требуется быстрая техническая помощь, чтобы обобщить результаты обсуждения, представить, поприветствовать или поощрить обучаемых.

   Исследования  позволили определить требования учащихся к общению с преподавателями:

- вежливое, уважительное  обращение;  
- ясная и объективная система оценок и степеней;  
- объяснение и обоснование выставляемых оценок;  
- понимание студентами значения оценок и того, имеется ли прогресс, даже если оценки остаются теми же самыми;  
- подход, основанный на симпатии, поддержке, дружелюбии, показывающий, что преподаватель на стороне обучаемых;  
- отсутствие даже намека на грубость или высокомерие;  
- поддержка и подстраховка с сохранением объективности;  
- содержательные и доброжелательные по форме комментарии;  
- наличие конструктивных советов (каким образом и что надо было делать, прямые ссылки на материал курса и указания, где находится то, что они упустили или недопоняли и т.д.);  
- наличие стимулов к дальнейшему продвижению;  
- отсутствие сложных, запутанных или нечитабельных ответов;  
- возможность, в случае необходимости, встречи с преподавателем;  
- быстрый отклик.

      Среди  требований к процессу обучения  можно выделить требования к на-выкам обучения, поведению обучаемых и методиста. Навыки обучения де-лятся на три группы:

- операционные навыки, то есть умение работать с  программным обеспече-нием, принимать  решения, отфильтровывать нужную  информацию, выраба-тывать идеи, взаимодействовать с товарищами по группе;  
- навыки обработки информации - умение при создании сообщения сфоку-сировать внимание на главном, справляться с параллельной структурой дис-куссии (одновременное обсуждение нескольких тем);  
- навыки управления нагрузкой - умение создать персональную методику для просмотра всех сообщений и быстро обрабатывать информацию для того, чтобы не отставать от потока приходящих сообщений.

Среди особенностей КДО назовем  его асинхронность, возможность  дос-тупа к полному протоколу  дискуссии и управление информацией. Асинхрон-ность может быть как положительным, так и отрицательным фактором. Сту-денты отмечают, что если они по каким-то причинам перестали следить за дискуссией, то в дальнейшем невозможность быстро к ней подключиться дает им чувство дискомфорта. Преимуществами асинхронности являются:

ВКР_ГЛАВА 2.doc

— 168.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Заключение.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Методичка_1.DOC

— 619.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_план.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Путеводитель по ДО.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования