Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

В работе рассмотрено дистанционное обучение как универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и техниче-ских средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового об-мена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположе-ния обучаемого в пространстве и во времени.

Файлы: 8 файлов

ВКР_БИБЛИОГРАФИЯ.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Введение.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 1.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_ГЛАВА 2.doc

— 168.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Заключение.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВКР_Методичка_1.DOC

— 619.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Работа студентов в педагогических вузах является подготовкой к  практической деятельности. В современных  условиях, в период информатизации образовательных процессов, актуализировалась  проблема подготовки специалиста к  работе в дистанционной системе обучения.

Особая роль в профессиональной подготовке будущих преподавателей отводится дисциплинам педагогического  цикла, которые призваны вооружить  студентов необходимыми педагогическими  знаниями, помочь развитию педагогического  мышления и повышению педагогической культуры.

Основная проблема, почему в российской образовательной системе не происходит активное внедрение информационно-образовательных  технологий, заключается в том, что  в этой области не существует необходимых  методических пособий.

В написании данной брошюры сделана попытка создания методического пособия, в котором раскрываются вопросы содержания и методики реализации системы дистанционного образования.

Предлагаемый материал обращен, прежде всего, к студентам, но в тоже время  может представлять несомненный интерес для преподавателей вузов, а также для работников дистанционных образовательных учреждений.

Эта брошюра призвана помочь при  подготовке и создании курсов ДО, при  разработке образовательных порталов, что позволит поставить образование  на более высокий уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дистанционное обучение и образование: сущность феномена

Для дефиниции дистанционное обучение существует несколько взаимодополняющих друг друга толкований этого понятия:

— «новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента», характеризующаяся тем, что «учащиеся, в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент времени поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации»;

— «совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению учебного материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения»;

— «новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники».

Критикуя перечисленные толкования понятия «дистанционное обучение»  за недостаточно полное отражение граней учебного процесса, А. А. Андреев предлагает определить его как «...синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению». Определение понятия «дистанционное обучение», близкое к нему по смыслу, дано в тексте «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в РФ», разработанной в Институте Дистанционного Образования МЭСИ.

Дистанционное обучение— систематическое  целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени.

Термин «дистанционное обучение»  обычно употребляют, когда хотят обратить внимание на то, что происходит обучение субъекта, находящегося вне учебного заведения (заочники или экстернат), а также с целью указания на отличия данной формы обучения от традиционной заочной, при которой используется только почта.

В. П. Кашицин пишет, что  термин «дистанционное обучение» означает такую организацию учебного процесса/при  которой преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом, базирующуюся на самостоятельном обучении субъекта.

Под дистанционным обучением часто понимают разновидность заочного обучения, предусматривающую активный обмен информацией между всеми участниками обучения и использующую в максимальной степени современные средства новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации.

Объясняя термин «distance education», Б. Холмберг подчеркивает неоднозначное его понимание разными учеными и выделяет два его основных признака: наличие содержания обучения, представленного в печатной форме, видео- или аудиозаписи или др., а также организацию коммуникации, общения на расстоянии с помощью различных современных средств. Отдавая предпочтение именно второму признаку — общению, Б. Холмберг рассматривает заочное обучение как один из аспектов, сторону дистанционного обучения. Признавая современность термина «дистанционное обучение», он считает, что другой термин «ореn learning» — «открытое обучение» не является синонимом дистанционного обучения, как это принято считать в Великобритании, т. к. открытость — это не метод, а условие, избежания различных ограничений и может быть присуще также другим моделям образовательных систем. «Дистанционное обучение базируется на открытом обучении (свобода места, времени и формы обучения), компьютерных обучающих программах, современных информационных технологиях и обеспечивает требуемое рынком качество подготовки специалистов ...»

Е. С. Полат, обращая внимание на специфические черты дистанционного обучения, общие как с очной  формой обучения, так и с заочной, предлагает понимать его как симбиоз очного и заочного обучения, использующего концепцию проблемного обучения, индивидуального подхода, а также деловые игры и другие методы активного обучения. Таким образом, дистанционное обучение обеспечивает высокоэффективное фундаментальное обучение без отрыва от производства при очень высокой доступности и малой стоимости.

Е. С. Полат, А. Е. Петров определяют дистанционное обучение как новую  специфичную форму обучения, предполагающую использование своеобразных средств, методов, средств обучения, взаимодействия учителя и учащихся между собой. «Дистанционное обучение— это форма, обеспечивающая использование новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю независимо от его местоположения». Е. С. Полат под дистанционным обучением понимает организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций).

Представляет интерес определение  наших коллег из Ассоциации дистанционного образования США (USDLA), которое дословно переводится как «приобретение знаний и умений посредством информации и обучения, включающих в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии».

Приведенные выше и другие известные  формулировки носят описательный характер, отражая какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления; кроме того, часто не учитывается тот факт, что к процессу дистанционного обучения можно отнести и ситуацию, когда участники образовательного процесса территориально не разделены значительными расстояниями (проживают в одном городе, районе), но не могут иметь возможности взаимодействовать при обучении из-за асинхронности (несовпадения во времени) графиков работы .и жизнедеятельности. В приведенных выше определениях комплексно не указывается на то, что интерактивное взаимодействие может происходить не только между обучающимися и обучающим, но и между самими обучающимися и со средствами обучения.

Мы считаем целесообразным указание на то, что процесс дистанционного обучения происходит в специфической дидактической системе. Данная идея нашла отражение в определении А. А. Андреева: дистанционное обучение — целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе.

Чтобы сделать это определение  более компактным, используют термин «дидактическая система», и тогда  дистанционное обучение определяют как дидактическую систему, в которой реализуется процесс взаимодействия между субъектами образовательной среды и индивидуумом осуществляется достижение и подтверждение образовательного ценза.

В отличие от традиционных систем, дистанционное обучение позволяет построить для каждого индивидуальную траекторию обучения, пройти ее, обращаясь к созданной для этого специальной информационной среде; удовлетворить потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее удобно и комфортно. Отличительными чертами учебного процесса здесь являются гибкость, адаптивность, модульность, экономическая эффективность, ориентация на потребителя, опора на передовые коммуникационные и информационные технологии.

А. Ю. Уваров указывает на тот факт, что термин «дистанционное обучение» следует связывать с учебной структурой, а термин «обучение на расстоянии» относить не к обучаемому, а к учебному заведению, т. е. необходимо отделение способов доставки информации от способов учения субъекта. Когда говорят об обучении на расстоянии (эквив. англ. — «Distance Learning»), то чаще всего этот термин переводят как «дистантное обучение» и имеют в виду средства, с помощью которых учебные материалы и методические руководства доставляются обучаемому.

Используя термин «обучение на расстоянии», обычно говорят о средствах доставки учебного материала, например: «обучение по переписке» (использование средств почтовой связи), «обучение по телевидению» (работа телевизионного образовательного канала). Термин «обучение на расстоянии» используется прежде всего для описания тех случаев, когда «доставка» учебного материала и/или учебного взаимодействия обеспечивается с помощью современных технических средств (телевидение, радио, компьютерная сеть), а не традиционной почты, а также в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть удаленность учащегося от «источника обучения». При этом обучаемый сам использует возможности связи для получения необходимой информации или для получения консультации со стороны преподавателя. Учение на расстоянии в таком понимании может быть использовано при описании любой самостоятельной работы учащихся в рамках любой формы обучения, т. к. субъект обучения может использовать все доступные ему средства обучения (книги, программно-педагогические средства, мультимедийные продукты и т. д.). Часто термин «обучение на расстоянии» используют в смысле «обучение студентов, находящихся за стенами учебного заведения». В отечественной традиции это может относиться и к заочникам, и к тем, кто получает сертификат об образовании экстерном. Обучение на расстоянии относится к способу доставки учебного материала (взаимодействия) в рамках заочного обучения, а учение на расстоянии — к самостоятельной работе обучающегося при любой форме обучения.

Категория образования имеет четыре аспекта: образование как ценность, как система, как процесс, образование как результат. Ценностная характеристика предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная, общественная, личностная. Образование как процесс движения к заданной цели обучения характеризуется субъективно-объективными действиями преподавателей и обучаемых. Образование, наконец, может рассматриваться, как результат государственного, общественного и личностного присвоения всех ценностей, которые возникли в процессе образовательной деятельности, которые значимы для экономического, морального, интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы.

Дистанционное образование тесно  связано с дистанционным обучением. Принято считать, что дистанционное образование — это процесс передачи знаний (за него ответствен преподаватель и институт), а дистанционное обучение — это процесс получения знаний (за него ответствен обучаемый).

В Решении коллегии Госкомвуза от 9 июня 1993 г. № 9/1 «О создании системы дистантного образования в РФ» дается определение дистанционного образования — это «форма образования, обеспечивающая использование новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю независимо от его местоположения». Дистанционное образование является системой, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности.

Авторы концепции создания и  развития единой системы дистанционного образования в России (от 31 мая 1995 г. № 6) под дистанционным образованием понимают комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Информационно-образовательная среда дистанционного образования представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Дистанционное образование как  образование характеризуется пятью  основными моментами:

1) существование обучающего и  обучаемого и, как минимум, наличие договоренности между ними;

2) пространственная разделенность  обучающего и обучаемого;

3) пространственная разделенность  обучаемого и учебного заведения; 

4) двунаправленность взаимодействия  субъектов процесса;

5) подбор материалов, предназначенных  специально для дистанционного  изучения.

Основные характеристики дистанционного образования:

— тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов;

—- обеспечение максимально возможной  интерактивности между обучаемым и преподавателем, получение обратной связи между обучаемым и учебным материалом, предоставление возможности группового обучения;

— использование высокоэффективной  обратной связи (пооперационная, оперативная, отсроченная в виде внешней оценки), поддерживающая у обучаемых уверенность в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию;

ВКР_план.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Путеводитель по ДО.doc

— 87.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Дистанционное обучения как эффективное условие повышения качества образования