Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 10:34, автореферат
Работа выполнена в центре технологий эколого-педагогического образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».
На правах рукописи
Сотникова Наталья Николаевна
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ЭКОЛОГО-БИОЛГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ
Специальность 13.00.01 - общая педагогика,
история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации
на соискание ученой степени
доктора педагогических
наук
Ставрополь - 2006
Работа выполнена в центре технологий эколого-педагогического образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».
Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор
Глазачев Станислав Николаевич
Официальные оппоненты: действительный член РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Борисенков Владимир Пантелеймонович
член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Захлебный Анатолий Никифорович
доктор педагогических наук, профессор
Поволяева Марина Николаевна
Ведущая организация: Московский педагогический
государственный
университет
Защита состоится 12 сентября 2007 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 по присуждению ученой степени доктора наук в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».
Автореферат разослан « » 200 года
Ученый
секретарь
диссертационного совета,
кандидат педагогических наук,
доцент В.Н. Дармодехина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность и постановка проблемы исследования. Перспективы развития дополнительного образования детей в трансформируемой социальной и культурной среде связаны с растущей необходимостью усиления ее гуманизации, разработкой новых стратегий обучения, опережающим развитием общеобразовательной школы, разработкой новых стратегий профессионального обучения. Такие перспективы развития отражены в ряде нормативных документов последних лет. В дополнительном образовании взрослых и детей они начали прослеживаться с принятием Закона «Об образовании» (1992 г.).
Отражаемые
в них направления
Современное образование становится активным участником процесса становления нового мирового сообщества и связанного с ним развития личности - субъекта сообщества людей, живущих на одной Земле.
На протяжении всего XX в. философы, политики, культурологи, ученые других научных направлений отмечали наличие в мировом сообществе глобального кризиса культуры, появление новой цивилизации с принципиально иным, чем прежде, набором культурных ценностей и норм.
В этой
связи, отечественная система
В данной ситуации коренным образом изменяются требования общества к образованию в целом и дополнительному образованию, в частности. Обществу нужна творческая, яркая личность, способная воссоздавать культуру и творить в ней.
Практика
становления системы
Анализ существующих исследований показал, что в педагогике в последнее десятилетие складывается методологическое и теоретическое обоснование дополнительного образования. По мнению В.А. Горского, концептуального видения проблем в этой области педагогической науки пока не получено, о чем свидетельствует относительная разобщенность выполненных работ как по тематике, так и по предметным областям. Отмечая ценность ранее проведенных исследований, посвященных проблемам дополнительного образования, необходимо принять во внимание, что вопросы общего и особенного в этом виде образования рассмотрены недостаточно, хотя практика показала, что особенности имеют принципиальный характер. На наш взгляд, назрела необходимость их системного осмысления и исследования с учетом тенденций развития современного образования.
Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современного дополнительного образования детей: между глубокой проработанностью в теории педагогики идей гуманизации образования и отсутствием реального практического их внедрения; между увеличивающимся объемом научной информации и традиционными педагогическими технологиями; между растущими требованиями к особому профессионализму кадров педагогов системы дополнительного образования детей (далее ДОД) и недостаточным уровнем их квалификации; между ростом объективной социальной значимости дополнительного образования и обеспеченностью системы ДО материально-техническими ресурсами и материально-техническими возможностями. В теории и практике дополнительное образование должно приобретать черты содержательной и структурной целостности и полноценности (непрерывности) в переходе от «грамотного общества» к «образованному обществу». Особую значимость приобретает проблема повышения качества дополнительного образования по всем направлениям, включая эколого-биологическое. В нем также назрели противоречия между:
- действительным состоянием уровня дополнительного образования и повышением его качества;
- субъективной ориентацией педагога на активную в познавательном отношении творческую личность обучающегося и существующими моделями и технологиями их реализации;
- созданием дополнительных образовательных программ нового поколения, содержащих не только разные уровни сложности для групп детей и отдельных обучающихся, отвечающих социально-культурным особенностям того или иного региона, и отсутствием научно обоснованных требований и критериев при их разработке;
- разработанной моделью межличностного взаимодействия педагогов и обучающихся и научно обоснованными подходами в решении данной проблемы в педагогике дополнительного образования;
- действительным
состоянием эколого-
- субъективной ориентацией педагогов на социально зрелую и активную в познавательном отношении личность обучающихся в учреждениях ДО, неоднородностью социального опыта, когнитивных программ и жизненными смыслами обучающихся;
- обращенностью содержания учебной деятельности к прошлому социальному опыту и ориентацией обучающихся на содержание, которое будет способствовать жить и трудиться в новых динамично развивающихся социально-экономических и экологических условиях;
- целостностью биологического содержания и овладением его обучающимися через множество предметных областей, и развитием экологической культуры;
- пассивной позицией обучающихся в отношении к природе и принципиально инициативной в социальном смысле позицией ее сохранности.
На систему
дополнительного образования
Решение столь комплексной цели, предполагает социокультурный контекст ее рассмотрения при моделировании системы дополнительного образования, что позволяет продуманно осуществить инновации, рассмотреть и учесть многообразие реальных ситуаций, подвести научную основу под разработку и реализацию новых образовательных практик. Эффективное осуществление модернизации системы ДОД и решение связанных с ней задач невозможно на базе принятых в прошлом подходов, в основном сложившихся на эмпирической основе.
В связи с этим возникает проблема исследования. Она состоит в разрешении противоречий между потребностями общества и сложившейся организационной, структурно-функциональной и содержательно-технологической системой существующего современного дополнительного эколого-биологического образования детей, а также факторами, детерминирующими возможности повышения качества образования и воспитания экологической культуры личности обучающихся.
Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объект исследования - процесс эколого-биологического дополнительного образования детей.
Предмет
исследования - модели, технологии и программы
в системе
дополнительного эколого-биологического
образования детей.
Гипотеза исследования - дополнительное эколого-биологическое образование детей будет эффективным, если:
- оно рассматривается как особое, самоценное направление в системе непрерывного образования и как важнейшее условие личностного развития в целом, и экологической культуры детей, в частности;
- для его реализации создаются модель и технологии, отражающие идеи экоцентрической парадигмы;
- диагностика его результатов направлена на выявление эффективности конкретных программ и технологий, а не только на определение уровня знаний;
- в содержании биологической направленности обучения экологический компонент будет рассматриваться как ведущий, интегративный;
- разработана система факторов обновления эколого-биологического образования, включающая оптимальную интеграцию и взаимообогащение с широким кругом смежных наук о природе и науке о жизни - биологии и экологии, реализацию педагогических условий эффективного управления эколого-биологической подготовкой учащихся.
Задачи исследования:
1) выявить тенденции современного эколого-биологического дополнительного образования детей;
2) на основе сущностной характеристики образования как сложного многопланового феномена определить стратегические ориентиры и пути обновления системы эколого-биологического дополнительного образования детей;
3) разработать концепцию,
обосновать совокупность положе
4) разработать
вариативные модели
5) разработать дидактическую систему эколого-биологической подготовки детей как проекта деятельности педагога экологической школы в условиях модернизированной организационно-образовательной системы непрерывного дополнительного образования детей;
6) провести опытно-экспериментальную работу по верификации, апробации и практической реализации основных теоретических положений исследования.
Общую методологию исследования составили философская трактовка всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, а также деятельности как способа самореализации человека в труде и общении; философия субъектно-гуманистического подхода; концепции нового мышления, взаимосвязи теории и практики, объективных и субъективных факторов творческого развития личности, соотношения стихийного и управляемого в процессе общественного развития, многофакторного характера развития личности.
Исследование выполнено также на основе системного и синергетического подходов, общих положений логики, теории познания, моделирования, сравнительной педагогики, отечественной дидактики и педагогической прогностики.
Методология педагогического исследования включает философские положения об объективных тенденциях развития общества и науки, о соотношении содержания и формы, исторического и логического в педагогическом познании, об иерархичности и функциональности систем; логические категории причины и следствия, необходимости и случайности; законы противоречия и единства противоположностей, развития; закономерностей и принципов дидактики; положения психологии о деятельностнои сущности учения, общей и рефлексивной теории управления.
Теоретическими источниками исследования явились теории целостного подхода (А.М. Арсеньев, В.Г. Афанасьев, Б.Б. Блум, Дж. Дьюи, В.С. Ильин, Ф.Ф. Королев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров, В. Оконь, С.Л. Рубинштейн, Ю.П. Сокольников, Д.Н. Узнадзе и др.), общая методология педагогической науки (М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, Г.Н. Волков, В.В. Краевский, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, А.М. Новиков, В.М. Полонский, М.Н. Скаткин и др.), теория творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, Я.А. Пономарев, М.Г. Ярошевский и др.), теория учебной деятельности (Т.В. Габай, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.В. Эльконин и др.), теория психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Дж. Брунер, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, A.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), теория технологии обучения (А.А. Вербицкий, М.М. Левина, И.И. Легостаев, Н.Ф. Талызина, Н.Е. Щуркова, Ф. Янушкевич и др.), теория управления (Н. Винер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, М.А. Данилов, Л.Н. Ланда, А.Н. Леонтьев, Б. Скиннер, B. М. Монахов, Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин и др.).
Информация о работе Дополнительное эколого-биологическое образование: модели и технологии