Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 10:34, автореферат
Работа выполнена в центре технологий эколого-педагогического образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».
В своей совокупности эти исследования позволили определить специфику современного этапа развития дополнительного эколого-биологического образования детей и новые ориентации общества относительно его развития; теоретически обосновать модель и технологии обучения детей в системе дополнительного образования детей, биологической направленности, необходимость его обновления в контексте нового экологического мышления и факторов его модернизации, выявить соотношение традиций и инноваций в организации системы дополнительного эколого-биологического образования; сформулировать концепцию разработки программ эколого-биологического образования и их функциональную роль в развитии личности.
В условиях
вариативной образовательной
В рамках
методологии системного анализа
использован номинативно-
Ведущая идея исследования исходит из необходимости разработки путей обновления дополнительного эколого-биологического образования детей с учетом изменившихся социально-экономических и нравственно-психологических ориентаций общества и потребностей инноваций в дополнительном образовании, которые возможны лишь в условиях модернизированной организационно-образовательной системы, где доминантой выступает самоопределение личности обучающегося как фактор успешности ее интеллектуального и нравственного развития.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотетических положений нами привлекалась совокупность общенаучных и педагогических методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга. При этом для изучения каждого аспекта проблемы был использован метод, адекватный исследуемому вопросу. На теоретическом уровне применялись методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, системный, логический, ретроспективный, моделирование, обобщение опыта); опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, оценивание-рейтинг, обобщение независимых характеристик); обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение, самонаблюдение); праксиметрические (анализ продуктов деятельности учащихся и педагогов); экспериментальные (констатирующий, формирующий и диагностический педагогический эксперимент); количественной и качественной оценки полученных результатов (компьютерная обработка данных, их оформление в виде таблиц, схем, рисунков).
Организация и этапы исследования. Источниками информации для решения поставленных в исследовании задач явились опыт эколого-биологической подготовки детей в дополнительном образовании Ставропольского края, личный опыт педагогической, научно-педагогической и административной работы соискателя в Краевом эколого-биологическом центре г. Ставрополя; личное участие соискателя в составе временных научно-исследовательских коллективов по созданию Концепции непрерывного экологического образования в крае, региональных образовательных программ непрерывного дополнительного образования детей; работа в составе редакционной коллегии журнала «ЭКО. Экология. Культура. Образование», личное участие в подготовке совещаний, международной конференции по проблемам дополнительного образования подготовки кадров на федеральном и региональном уровнях.
Основная
опытно-экспериментальная
Исследование
выполнялось в несколько этапов
1. Проектировочный (1997-2000 гг.). Изучалась практика биологической и эколого-биологической подготовки; проводился сбор эмпирических данных о специфике биологического и эколого-биологического образования; осуществлялся анализ литературы, учебно-программной документации, опыта отечественного и зарубежного дополнительного образования; выявлялись противоречия в теории и практике данной подготовки. В итоге были определены проблема, общая гипотеза, методология и понятийный аппарат исследования, осуществлена предварительная разработка модели современного дополнительного эколого-биологического образования детей, созданы концептуальные модели научно-методических разработок по совершенствованию содержания, форм, методов учебной работы в Краевом эколого-биологическом центре, определены структура и функции управленческой деятельности.
2. Теоретический (2000-2002 гг.). Продолжался информационный и научный поиск на основе изучения литературы; осуществлялась разработка и реализация концепции обновления эколого-биологического образования в аспекте повышения ее качества и развития эколого-биологической культуры детей; исследовались сущность, структура и функции дидактического управления; разрабатывались экспериментальные методики, дидактические комплексы, включавшие в себя программы учебных дисциплин, пособия, рекомендации, руководства, осуществлялась их апробация в учебно-педагогическом процессе.
3. Организационно-деятельностный (2002-2005 гг.). Проводился педагогический эксперимент с целью проверки выдвинутых гипотетических положений; корректировались выводы, полученные на предыдущем этапе исследования; осуществлялись количественный и качественный анализ экспериментальных данных; проводилась работа с педагогами, подготавливалась монография, готовилось к изданию учебное пособие по педагогике ДОД.
4. Рефлексивно-оценочный (2005-2006 гг.). Методологическая и теоретическая рефлексия. Обобщение результатов исследования. Оформление рукописи диссертации.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна. Результаты фундаментального междисциплинарного педагогического исследования проблемы дополнительного эколого-биологического образования представлены на стыке философии, общей педагогики, общей и возрастной психологии. В данном контексте решена крупная научная проблема, заключающаяся в разработке концептуальных основ дополнительного эколого-биологического образования детей, включающих методологические, теоретические и методические аспекты. Ключевой компонент исследования – культурологический и аксиологический подходы - обеспечили выявление глубоких противоречий в современном дополнительном эколого-биологическом образовании, выявление системных характеристик обновленного дополнительного образования как важнейшего условия формирования экологической культуры детей в соответствии с личностными возможностями, интересами и потребностями на основе самоопределения личности, ее ценностных ориентаций, жизненных смыслов и мотиваций.
В концептуальном
и научно-методическом плане разработана педагогическая концепция
обновления эколого-биологической подготовки
подрастающего поколения в структуре
непрерывного организационно-
1. Выявлены
методологические предпосылки
Расширен понятийный теоретико-методологический аппарат за счет введения новых категорий и уточнения уже имеющихся понятий, в частности: «эколого-биологическое образование», «социокультурные технологии», «эколого-биологическая подготовка учащихся», «экологическая культура личности и общества», «культурные стратегии эколого-биологического дополнительного образования», «культура труда в природе», «целостное экологическое сознание на этапе допрофессионального становления», «деятельностно-творческий подход в дополнительном эколого-биологическом образовании».
2. Раскрыты сущностные характеристики системы дополнительного эколого-биологического образования детей:
- на основе
историко-педагогического
- рассмотрены
причины переориентации
- на основе аксиологического анализа проблемы выделены культурно-гуманистические функции эколого-биологического образования (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций);
- доказано, что в русле гуманистического подхода содержание эколого-биологического образования должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение личности к окружающему миру и человеку в нем, а также систему нравственно-эстетических чувств, определяющих ее поведение в разнообразных жизненных ситуациях (приоритетами при этом становятся общечеловеческие ценности, где в процессе освоения содержания эколого-биологического дополнительного образования представляется возможность формировать способности к экологическому смыслопоиску, экологической самоорганизации, к ответственности за возможные отрицательные следствия проектируемых процессов деятельности);
- в рамках личностно ориентированного подхода определено содержание эколого-биологического образования как системы взаимосвязанных концептуальным единством элементов, обладающих внутренней целостностью и экологической содержательной составляющей и обеспечивающих непрерывное воспроизведение и развитие личностной экологической культуры;
- выявлено, что проблема кризиса эколого-биологического образования рассматривается в плоскости противостояния разных культур. Во многом это объясняется несовершенством отбора содержания для естественнонаучных дисциплин, требующих переориентации ценностных смыслов; глубокой экологизации, перехода на новую парадигму, приобщающую к культуре; готовности и способности к жизненному самоопределению, открывающую возможность достижения гармонии с собой и окружающей средой;
- на основе изучения опыта работы по организации эколого-биологического дополнительного образования детей в условиях деятельности образовательных учреждений выделены феноменологический (естественно-исторический), сущностный (физико-химический) и эволюционный подходы, сложившиеся исторически и дополняющиеся дидактическим аспектом, получившим название информационного, который связан с различными видами использования учебного материала, с разной последовательностью и нормированностью по времени изучения и объему;
- раскрыты основные принципы эколого-биологического познания: детерминизм (причинность), системность, историзм (эволюционизм), редукционизм и интегратизм; принципы причинности, системности, историзма - связаны отношением дополнительности, они не противоречат друг другу, совместимы один с другими и только в совокупности дают исчерпывающую научную характеристику живых систем, рассматриваемых в биологии;
- определены предполагаемые результаты эколого-биологического образования - сформированность эколого-биологической картины мира как составляющей общей культуры личности;
Информация о работе Дополнительное эколого-биологическое образование: модели и технологии