Дополнительное эколого-биологическое образование: модели и технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 10:34, автореферат

Описание работы

Работа выполнена в центре технологий эколого-педагогического образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».

Файлы: 1 файл

эколого-биологическое образование.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

В своей  совокупности эти исследования позволили определить специфику современного этапа развития дополнительного эколого-биологического образования детей и новые ориентации общества относительно его развития; теоретически обосновать модель и технологии обучения детей в системе дополнительного образования детей, биологической направленности, необходимость его обновления в контексте нового экологического мышления и факторов его модернизации, выявить соотношение традиций и инноваций в организации системы дополнительного эколого-биологического образования; сформулировать концепцию разработки программ эколого-биологического образования и их функциональную роль в развитии личности.

В условиях вариативной образовательной системы  растет спрос на такие программы дополнительного образования, которые компенсировали бы известную односторонность профильного обучения в школе, способствовали бы гармонизации общего образования, что особенно актуально в связи с реализацией Концепции профильного обучения. Кроме того, при обосновании содержательно-целевого проекта обновления дополнительного эколого-биологического образования для эколого-биологических образовательных центров мы исходили из культурно-исторической и гуманистической сущности педагогики как общекультурной человеческой деятельности (Б.С. Гершунский, С.Н. Глазачев, В.А. Сластенин, Н.Д. Никандров, Е.Н. Шиянов и др.). В целом моделирование в исследовании опиралось на потенциал философских и психолого-педагогических идей (Н.М. Амосов, С.И. Архангельский, Б.С. Гершунский, Д.П. Горский, П.В. Копнин, Э.Г. Костяшкин, И.Б. Новик, В.Н. Садовский, В.А. Штофф и др.).

В рамках методологии системного анализа  использован номинативно-структурный  подход, который потребовал осуществления системы операций, связанных с определением методологического и базисного уровней концепции исследования, ведущих идей и методов ее теоретического обоснования и экспериментального подтверждения, научного описания изучаемого феномена, оценки степени соответствия разработанной концепции реалиям педагогической действительности.

Ведущая идея исследования исходит из необходимости разработки путей обновления дополнительного эколого-биологического образования детей с учетом изменившихся социально-экономических и нравственно-психологических ориентаций общества и потребностей инноваций в дополнительном образовании, которые возможны лишь в условиях модернизированной организационно-образовательной системы, где доминантой выступает самоопределение личности обучающегося как фактор успешности ее интеллектуального и нравственного развития.

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотетических положений нами привлекалась совокупность общенаучных и педагогических методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга. При этом для изучения каждого аспекта проблемы был использован метод, адекватный исследуемому вопросу. На теоретическом уровне применялись методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, системный, логический, ретроспективный, моделирование, обобщение опыта); опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, оценивание-рейтинг, обобщение независимых характеристик); обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение, самонаблюдение); праксиметрические (анализ продуктов деятельности учащихся и педагогов); экспериментальные (констатирующий, формирующий и диагностический педагогический эксперимент); количественной и качественной оценки полученных результатов (компьютерная обработка данных, их оформление в виде таблиц, схем, рисунков).

Организация и этапы исследования. Источниками информации для решения поставленных в исследовании задач явились опыт эколого-биологической подготовки детей в дополнительном образовании Ставропольского края, личный опыт педагогической, научно-педагогической и административной работы соискателя в Краевом эколого-биологическом центре г. Ставрополя; личное участие соискателя в составе временных научно-исследовательских коллективов по созданию Концепции непрерывного экологического образования в крае, региональных образовательных программ непрерывного дополнительного образования детей; работа в составе редакционной коллегии журнала «ЭКО. Экология. Культура. Образование», личное участие в подготовке совещаний, международной конференции по проблемам дополнительного образования подготовки кадров на федеральном и региональном уровнях.

Основная  опытно-экспериментальная работа проводилась  на базе Краевого эколого-биологического центра в г. Ставрополе, ГОУ ДОД Центра экологического воспитания г. Светлограда, ГОУ ДОД Станции юных натуралистов г. Новопавловска, ГОУ ДОД Экологического центра г. Георгиевска, ГОУ ДОД Станции юных натуралистов г. Невинномысска Ставропольского края, МОУ СОШ №27, №18, №23 г. Ставрополя; исследованием были охвачены педагоги и научные сотрудники, работающие с учащимися Ставропольского края - всего более 10 000 обучающихся.

Исследование  выполнялось в несколько этапов:

1. Проектировочный (1997-2000 гг.). Изучалась практика биологической и эколого-биологической подготовки; проводился сбор эмпирических данных о специфике биологического и эколого-биологического образования; осуществлялся анализ литературы, учебно-программной документации, опыта отечественного и зарубежного дополнительного образования; выявлялись противоречия в теории и практике данной подготовки. В итоге были определены проблема, общая гипотеза, методология и понятийный аппарат исследования, осуществлена предварительная разработка модели современного дополнительного эколого-биологического образования детей, созданы концептуальные модели научно-методических разработок по совершенствованию содержания, форм, методов учебной работы в Краевом эколого-биологическом центре, определены структура и функции управленческой деятельности.

2. Теоретический (2000-2002 гг.). Продолжался информационный и научный поиск на основе изучения литературы; осуществлялась разработка и реализация концепции обновления эколого-биологического образования в аспекте повышения ее качества и развития эколого-биологической культуры детей; исследовались сущность, структура и функции дидактического управления; разрабатывались экспериментальные методики, дидактические комплексы, включавшие в себя программы учебных дисциплин, пособия, рекомендации, руководства, осуществлялась их апробация в учебно-педагогическом процессе.

3. Организационно-деятельностный (2002-2005 гг.). Проводился педагогический эксперимент с целью проверки выдвинутых гипотетических положений; корректировались выводы, полученные на предыдущем этапе исследования; осуществлялись количественный и качественный анализ экспериментальных данных; проводилась работа с педагогами, подготавливалась монография, готовилось к изданию учебное пособие по педагогике ДОД.

4. Рефлексивно-оценочный (2005-2006 гг.). Методологическая и теоретическая рефлексия. Обобщение результатов исследования. Оформление рукописи диссертации.

Основные  научные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна. Результаты фундаментального междисциплинарного педагогического исследования проблемы дополнительного эколого-биологического образования представлены на стыке философии, общей педагогики, общей и возрастной психологии. В данном контексте решена крупная научная проблема, заключающаяся в разработке концептуальных основ дополнительного эколого-биологического образования детей, включающих методологические, теоретические и методические аспекты. Ключевой компонент исследования – культурологический и аксиологический подходы - обеспечили выявление глубоких противоречий в современном дополнительном эколого-биологическом образовании, выявление системных характеристик обновленного дополнительного образования как важнейшего условия формирования экологической культуры детей в соответствии с личностными возможностями, интересами и потребностями на основе самоопределения личности, ее ценностных ориентаций, жизненных смыслов и мотиваций.

В концептуальном и научно-методическом плане разработана педагогическая концепция обновления эколого-биологической подготовки подрастающего поколения в структуре непрерывного организационно-образовательного процесса, которая раскрывает суть исследуемого феномена, системно объединяет модель, алгоритм, технологии, а также раскрывает механизмы, условия и факторы оптимизации формирования экологической культуры на основе использования инновационных педагогических технологий дополнительного эколого-биологического образования детей. Комплекс научно-практических методов, созданных и апробированных под руководством автора в ряде учреждений дополнительного эколого-биологического образования различного уровня обеспечил получение и обобщение новых научных данных, которые расширяют представления о возможностях, сущности, содержании и организации личностного развития учащихся в сфере дополнительного образования. Эти новые научные результаты фундаментального и прикладного характера выражаются в следующем.

1. Выявлены  методологические предпосылки исследования проблемы эколого-биологической подготовки детей в современных условиях, в частности на основе методологического анализа сущностной характеристики образования как сложного многопланового феномена, в частности, социально-культурного и социально-педагогического, определены стратегические ориентиры и пути обновления дополнительного эколого-биологического образования детей.

Расширен  понятийный теоретико-методологический аппарат за счет введения новых категорий и уточнения уже имеющихся понятий, в частности: «эколого-биологическое образование», «социокультурные технологии», «эколого-биологическая подготовка учащихся», «экологическая культура личности и общества», «культурные стратегии эколого-биологического дополнительного образования», «культура труда в природе», «целостное экологическое сознание на этапе допрофессионального становления», «деятельностно-творческий подход в дополнительном эколого-биологическом образовании».

2. Раскрыты сущностные характеристики системы дополнительного эколого-биологического образования детей:

- на основе  историко-педагогического анализа  выявлены качественно отличающиеся друг от друга периоды становления системы эколого-биологической подготовки детей, отражающие: определение эмпирических основ преподавания естествознания в школе и одновременно эмпирических основ преподавания естественнонаучной подготовки во внеклассной и внешкольной работе (вторая половина (XX века); определение теоретических основ преподавания естествознания школе и теоретических основ естественнонаучной подготовки детей во внеучебное время (вторая половина XIX - начало XX вв.); Решение актуальных практических задач биологической подготовки школьников (вторая половина XX в. - настоящее время). Именно с данного периода в биологическом дополнительном образовании детей начинают накапливаться противоречия, которые отражают противостояние традиционным и инновационным подходам;

- рассмотрены  причины переориентации ценностных  смыслов эколого-биологического  образования как необходимого  условия, позволяющего максимально гармонизировать взаимоотношения человека с окружающей его средой;

- на основе аксиологического анализа проблемы выделены культурно-гуманистические функции эколого-биологического образования (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций);

- доказано, что  в русле гуманистического подхода содержание эколого-биологического образования должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение личности к окружающему миру и человеку в нем, а также систему нравственно-эстетических чувств, определяющих ее поведение в разнообразных жизненных ситуациях (приоритетами при этом становятся общечеловеческие ценности, где в процессе освоения содержания эколого-биологического дополнительного образования представляется возможность формировать способности к экологическому смыслопоиску, экологической самоорганизации, к ответственности за возможные отрицательные следствия проектируемых процессов деятельности);

- в рамках личностно ориентированного подхода определено содержание эколого-биологического образования как системы взаимосвязанных концептуальным единством элементов, обладающих внутренней целостностью и экологической содержательной составляющей и обеспечивающих непрерывное воспроизведение и развитие личностной экологической культуры;

- выявлено, что проблема кризиса эколого-биологического образования рассматривается в плоскости противостояния разных культур. Во многом это объясняется несовершенством отбора содержания для естественнонаучных дисциплин, требующих переориентации ценностных смыслов; глубокой экологизации, перехода на новую парадигму, приобщающую к культуре; готовности и способности к жизненному самоопределению, открывающую возможность достижения гармонии с собой и окружающей средой;

- на основе  изучения опыта работы по организации эколого-биологического дополнительного образования детей в условиях деятельности образовательных учреждений выделены феноменологический (естественно-исторический), сущностный (физико-химический) и эволюционный подходы, сложившиеся исторически и дополняющиеся дидактическим аспектом, получившим название информационного, который связан с различными видами использования учебного материала, с разной последовательностью и нормированностью по времени изучения и объему;

- раскрыты  основные принципы эколого-биологического познания: детерминизм (причинность), системность, историзм (эволюционизм), редукционизм и интегратизм; принципы причинности, системности, историзма - связаны отношением дополнительности, они не противоречат друг другу, совместимы один с другими и только в совокупности дают исчерпывающую научную характеристику живых систем, рассматриваемых в биологии;

- определены  предполагаемые результаты эколого-биологического образования - сформированность эколого-биологической картины мира как составляющей общей культуры личности;

Информация о работе Дополнительное эколого-биологическое образование: модели и технологии