Дополнительное эколого-биологическое образование: модели и технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 10:34, автореферат

Описание работы

Работа выполнена в центре технологий эколого-педагогического образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».

Файлы: 1 файл

эколого-биологическое образование.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

Приведенные определения позволяют обозначить образование как социо-кулътурный феномен, выполняющий разнообразные социальные и культурные функции как: одного из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры; практики социализации человека и преемственности поколений; механизма формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства; как процесса трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности; способа развития региональных систем и сохранения национальных традиций; социального института, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества; активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Использование системно-функционального подхода к образованию, обоснованному Л.В. Бабухом, B.C. Библером, Б.С. Гершунским, С.Ф. Егоровым, В.С. Ильиным, А.Ф. Лосевым, В.В. Розановым, Н.С. Розовым, Е.В. Семеновым, В.А. Сластениным и др. позволяет рассматривать его в разных смысловых плоскостях: образование как ценность; образование как система; образование как процесс; образование как результат.

Достижение  целей современного образования  можно представить в следующем виде: трансляция знаний - социализация - способ бытия общества и личности. Цель определяет образовательную среду, в которой личность должна в полной мере реализовать свой потенциал.

Многоаспектное рассмотрение понятия «образование» вовсе не означает нарушения его целостности, а отражает лишь возможность и необходимость акцентирования внимания на тех или иных сторонах его функционирования. Обращение к сущностной характеристике образования, позволило выявить его системообразующее ядро и миссию -восхождение к культуре. Отсюда, целями образования являются культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек.

Начиная с 60-х  годов XX в. российская культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, толерантности, уважения личности, которые долгое время не транслировались педагогикой в образовательную практику. В этой связи стало очевидным, что классическая модель образования устарела. В мировой практике сложились различные модели образования: государственно-ведомственная организация, развивающего образования, традиционная, рационалистическая, феноменологическая, неинституциональная. Возникла необходимость в их теоретическом осмыслении и разработке философско-педагогических идей, которые могли стать методологией в создании новой педагогики дополнительного образования.

Одной из таких  идей стало выявление гуманистического потенциала образования, его отношения к человеку как субъекту познания, общения, творчества. В практическом плане ее решение было связано с рассмотрением аксиологических аспектов образования.

Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы современной педагогики позволил рассматривать образование как социально-педагогический феномен, который получил свое отражение в основных его идеях: универсальность и фундаментальность гуманистических ценностей, единство целей и средств, приоритет идеи свободы.

Исходя из аксиологических идей, высказанных  исследователями (Г.И. Аксенова, И.Н. Андреева, Д.Ю. Ануфриева, Ю.В. Варданян, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, Ю.Г. Круглов, А.И. Мищенко, Л.С. Подымова, В.А. Ситаров, В.Э. Тамарин, А.Н. Ходусов, Е.Н. Шиянов, А.И. Шутенко и др.) были выделены культурно-гуманистические функции образования:

  • развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
  • формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
  • обеспечение возможностей для личностного и профессионального

роста и для  осуществления самореализации;

- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

- создание  условий для саморазвития творческой  индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение личности к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-эстетических чувств, определяющих ее поведение в разнообразных жизненных ситуациях. Следовательно, человек как самоцель развития, как критерий оценки социальных процессов представляет собой гуманистический идеал происходящих в социуме преобразований. По своим целевым функциям гуманизация образования является условием гармоничного развития личности и предполагает реально функционирующую систему, обеспечивающую единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности.

В свете философско-антропологической рефлексии естественнонаучный модуль обращен к той составляющей содержания образования, которая отражает бытие человека в природе. Модуль предусматривает формирование раскрытия естественнонаучной картины мира, целостного мировоззрения, экологической культуры, ответственного отношения к природной среде.

Немаловажными признаками системы отечественной  системы образования на современном этапе ее развития является интегративность. Интегративность как признак современной системы образования в России – это, прежде всего, интеграция ее в мировое образовательное пространство как реальность, обусловленная едиными подходами к целям, содержанию, средствам, методам обучения и воспитания.

Важной чертой образования является то, что оно  есть «полуобщественное благо» (Б.Т. Пономаренко), поскольку оно потребляется одним лицом, но доступно для потребления многими. Кроме того, выгоду от образования получает как индивид, так и общество в целом, ибо от качества образования, в конечном счете, зависит благосостояние всей страны.

Образование можно считать  «насущным благом» (А.М. Новиков), т.к. обучение является необходимым условием качества жизни любого цивилизованного общества.

Сегодня проблемы модернизации образования волнуют умы не только ученых-педагогов, но и психологов, социологов, экономистов и т.д. Последние рассматривают образование как потребительский продукт на том основании, что поведение потребителя при выборе образования ничем не отличается от его поведения при выборе других товаров и услуг. К примеру, при выборе дополнительного образования люди имеют отчетливую систему предпочтений: направление получаемого образования (гуманитарное, естественнонаучное, техническое), и качественный уровень приобретаемого образования.

Выявляется тот факт, что наряду с традиционной задачей удовлетворения все возрастающего спроса на дополнительное образование, образовательная система все чаще сталкивается с необходимостью удовлетворения индивидуальных потребностей. В этой связи экономическая эффективность образования заключается в том, чтобы образование удовлетворяло индивидуальные потребности личности. Вот почему сегодня во всем мире образовательные системы претерпевают смены образовательных парадигм. Прежняя парадигма исходит из необходимости через систему формального образования подготовить человека к жизни, дать образование на всю жизнь. Новая парадигма заключается в необходимости дать базисные знания, которые позволили бы личности непрерывно в течение всей жизни получать дополнительное образование и различные квалификации в соответствии с изменяющимися потребностями личности и социума – образование через всю жизнь.

Российское образование  также находится в стадии смены  парадигм. Прежняя парадигма исходила из отраслевой подготовки кадров и заранее известного рынка специальностей и квалификаций. Новая парадигма исходит из неизвестного диверсифицированного мобильного рынка труда, базируется на формировании ключевых компетентностей в условиях профилизации образования.

Современная отечественная система образования  является самостоятельной социально-экономической отраслью и представляет собой совокупность образовательных программ, образовательных учреждений, органов управления и государственно-общественных объединений. Она находится в непрерывной динамике и учитывает в своем развитии не только национальный опыт, но и мировые тенденции и традиции. В качестве же ведущих факторов становления новой системы образования ученые называют (Дж. Абдуллаев, Т.П. Воронина, Т.С. Георгиева, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, В.П. Кашицин, О.П. Молчанова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин, А.Д. Урсул и др.) информационные технологии, философию образования, теории обучения, а также организационный и экономический факторы.

На основе концептуально-методологического анализа системы естественнонаучного образования выявлено, что проблема его кризиса рассматривается в плоскости противостояния разных культур. Во многом это объясняется несовершенством отбора содержания для естественнонаучных дисциплин, требующих переориентации ценностных смыслов, глубокой экологизации, приобщения к культуре, готовности и способности к жизненному самоопределению, открывающему возможность достижения гармонии с собой и окружающей средой.

Во  второй главе «Становление дополнительного эколого-биологического образования детей» рассматриваются методологические основы образовательных систем с позиций интересов педагогической науки. Дается характеристика структуры и содержания эколого-биологической образовательной области дополнительного образования детей, в контексте нового экологического мышления и оценки традиционных и инновационных подходов в становлении системы эколого-биологической подготовки детей в дополнительном образовании.

В историческом контексте биологическая подготовка детей характеризуется наличием качественно отличающихся друг от друга периодов.

1. Определение эмпирических  основ преподавания естествознания  в школе и одновременно эмпирических основ преподавания естественнонаучной подготовки во внеклассной и внешкольной работе (вторая половина (XX века).

  1. Определение теоретических основ преподавания естествознания в школе и теоретических основ естественнонаучной подготовки детей во внеучебное время (вторая половина XIX - начало XX вв.)
  2. Решение актуальных практических задач биологической подготовки школьников (вторая половина XX в. - настоящее время). Именно с данного периода в биологическом дополнительном образовании детей начинают накапливаться противоречия, которые отражают противостояние традиционных и инновационных подходов.

Предпринимается попытка разработки новых подходов к дополнительному биологическому образованию, его экологизации в контексте введения следующих постулатов:

Биология – это наука. Она исследует специфическую область объективной реальности, объединяет накопленные знания в систему понятий, категорий, теорий, гипотез и методов, что в зависимости от общественных отношений ведет к возрастающему овладению исследуемых ею объектов материального мира и их практическому использованию.

Как и каждая наука, биология имеет свою историю. Современные достижения биологии являются результатом исторически конкретной, предметной и теоретико-познавательной человеческой деятельности. Перед каждым новым поколением на основе полученных ранее знаний встают новые задачи.

Как и каждая наука, биология является общественным явлением. На определенной ступени общественного развития она возникает из потребностей человеческой практики. Как наука биология создавалась людьми в конкретных общественных условиях и, в свою очередь, оказывала влияние на развитие общественной жизни, производственных сил, теории исследуемых областей биологической реальности, а также на формирование научного мировоззрения.

Биология – это явление культуры, ее составная часть. Она занимает промежуточное положение между естествознанием и общественными науками, вступает в резонанс и с теми, и с другими, испытывает мощное давление этических и эстетических норм и идеалов, насущных и неотложных запросов практики сельского хозяйства, охраны окружающей среды, здравоохранения. Биология, функционируя в системе культуры, обеспечивает коэволюцию природы и общества без их взаимного подчинения друг другу. Выживание и развитие человека и общества основывается на синтезе знаний об уникальных особенностях биосферы, уникальности самой жизни, на благоговении перед жизнью во всех ее проявлениях. Логическим центром его содержания выступает идея универсальности знаний о жизни, человеке в его взаимосвязях с природой, обществом, культурой. Схема реализации этой идеи такова: человек – общество – социо-гуманитарный модуль; человек – культура – культурологический модуль; человек – природа – естественнонаучный модуль.

Обновление  дополнительного образования нельзя полноценно осуществлять без анализа ведущих тенденций его развития. Анализ практики внешкольных учреждений в области образования по эколого-биологическому профилю показывает, что в 60-80-е годы XX в. оно было ориентировано на техническое творчество, краеведение, сельскохозяйственное опытничество и т.п.

С выходом Закона «Об образовании» (1992 г.) и переименовании внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования детей и взрослых узкопредметное восприятие предлагается заменить проектированием образовательной деятельности. Оно должно осуществляться не по образовательным областям, а по сферам деятельности (А. К. Бруднов, М. Н. Поволяева и др.). Дополнительному образованию детей становятся присущи: гибкость, открытость и вариативность; поликультурный характер и этнорегиональная направленность; непрерывность.

В данной главе рассматриваются причины переориентации ценностных смыслов эколого-биологического образования как необходимое условие, позволяющее максимально вписаться человеку в окружающую среду.

Приоритетами становятся общечеловеческие ценности, где в  процессе освоения содержания эколого-биологического дополнительного образования представляется возможность формировать способности к экологическому смыслопоиску, экологической самоорганизации, к ответственности за возможные отрицательные следствия проектируемых процессов деятельности (С.Н. Глазачев, О.С. Анисимов).

Информация о работе Дополнительное эколого-биологическое образование: модели и технологии