Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 10:34, автореферат
Работа выполнена в центре технологий эколого-педагогического образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».
Приведенные
определения позволяют обозначи
Использование системно-функционального подхода к образованию, обоснованному Л.В. Бабухом, B.C. Библером, Б.С. Гершунским, С.Ф. Егоровым, В.С. Ильиным, А.Ф. Лосевым, В.В. Розановым, Н.С. Розовым, Е.В. Семеновым, В.А. Сластениным и др. позволяет рассматривать его в разных смысловых плоскостях: образование как ценность; образование как система; образование как процесс; образование как результат.
Достижение целей современного образования можно представить в следующем виде: трансляция знаний - социализация - способ бытия общества и личности. Цель определяет образовательную среду, в которой личность должна в полной мере реализовать свой потенциал.
Многоаспектное рассмотрение понятия «образование» вовсе не означает нарушения его целостности, а отражает лишь возможность и необходимость акцентирования внимания на тех или иных сторонах его функционирования. Обращение к сущностной характеристике образования, позволило выявить его системообразующее ядро и миссию -восхождение к культуре. Отсюда, целями образования являются культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек.
Начиная с 60-х годов XX в. российская культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, толерантности, уважения личности, которые долгое время не транслировались педагогикой в образовательную практику. В этой связи стало очевидным, что классическая модель образования устарела. В мировой практике сложились различные модели образования: государственно-ведомственная организация, развивающего образования, традиционная, рационалистическая, феноменологическая, неинституциональная. Возникла необходимость в их теоретическом осмыслении и разработке философско-педагогических идей, которые могли стать методологией в создании новой педагогики дополнительного образования.
Одной из таких
идей стало выявление гуманистическо
Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы современной педагогики позволил рассматривать образование как социально-педагогический феномен, который получил свое отражение в основных его идеях: универсальность и фундаментальность гуманистических ценностей, единство целей и средств, приоритет идеи свободы.
Исходя из
аксиологических идей, высказанных
исследователями (Г.И.
роста и для осуществления самореализации;
- овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
- создание
условий для саморазвития
Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение личности к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-эстетических чувств, определяющих ее поведение в разнообразных жизненных ситуациях. Следовательно, человек как самоцель развития, как критерий оценки социальных процессов представляет собой гуманистический идеал происходящих в социуме преобразований. По своим целевым функциям гуманизация образования является условием гармоничного развития личности и предполагает реально функционирующую систему, обеспечивающую единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности.
В свете философско-антропологической рефлексии естественнонаучный модуль обращен к той составляющей содержания образования, которая отражает бытие человека в природе. Модуль предусматривает формирование раскрытия естественнонаучной картины мира, целостного мировоззрения, экологической культуры, ответственного отношения к природной среде.
Немаловажными признаками системы отечественной системы образования на современном этапе ее развития является интегративность. Интегративность как признак современной системы образования в России – это, прежде всего, интеграция ее в мировое образовательное пространство как реальность, обусловленная едиными подходами к целям, содержанию, средствам, методам обучения и воспитания.
Важной чертой образования является то, что оно есть «полуобщественное благо» (Б.Т. Пономаренко), поскольку оно потребляется одним лицом, но доступно для потребления многими. Кроме того, выгоду от образования получает как индивид, так и общество в целом, ибо от качества образования, в конечном счете, зависит благосостояние всей страны.
Образование можно считать «насущным благом» (А.М. Новиков), т.к. обучение является необходимым условием качества жизни любого цивилизованного общества.
Сегодня проблемы модернизации образования волнуют умы не только ученых-педагогов, но и психологов, социологов, экономистов и т.д. Последние рассматривают образование как потребительский продукт на том основании, что поведение потребителя при выборе образования ничем не отличается от его поведения при выборе других товаров и услуг. К примеру, при выборе дополнительного образования люди имеют отчетливую систему предпочтений: направление получаемого образования (гуманитарное, естественнонаучное, техническое), и качественный уровень приобретаемого образования.
Выявляется тот факт, что наряду с традиционной задачей удовлетворения все возрастающего спроса на дополнительное образование, образовательная система все чаще сталкивается с необходимостью удовлетворения индивидуальных потребностей. В этой связи экономическая эффективность образования заключается в том, чтобы образование удовлетворяло индивидуальные потребности личности. Вот почему сегодня во всем мире образовательные системы претерпевают смены образовательных парадигм. Прежняя парадигма исходит из необходимости через систему формального образования подготовить человека к жизни, дать образование на всю жизнь. Новая парадигма заключается в необходимости дать базисные знания, которые позволили бы личности непрерывно в течение всей жизни получать дополнительное образование и различные квалификации в соответствии с изменяющимися потребностями личности и социума – образование через всю жизнь.
Российское образование также находится в стадии смены парадигм. Прежняя парадигма исходила из отраслевой подготовки кадров и заранее известного рынка специальностей и квалификаций. Новая парадигма исходит из неизвестного диверсифицированного мобильного рынка труда, базируется на формировании ключевых компетентностей в условиях профилизации образования.
Современная
отечественная система
На основе
концептуально-
Во второй главе «Становление дополнительного эколого-биологического образования детей» рассматриваются методологические основы образовательных систем с позиций интересов педагогической науки. Дается характеристика структуры и содержания эколого-биологической образовательной области дополнительного образования детей, в контексте нового экологического мышления и оценки традиционных и инновационных подходов в становлении системы эколого-биологической подготовки детей в дополнительном образовании.
В историческом
контексте биологическая
1. Определение эмпирических
основ преподавания
Предпринимается попытка разработки новых подходов к дополнительному биологическому образованию, его экологизации в контексте введения следующих постулатов:
Биология – это наука. Она исследует специфическую область объективной реальности, объединяет накопленные знания в систему понятий, категорий, теорий, гипотез и методов, что в зависимости от общественных отношений ведет к возрастающему овладению исследуемых ею объектов материального мира и их практическому использованию.
Как и каждая наука, биология имеет свою историю. Современные достижения биологии являются результатом исторически конкретной, предметной и теоретико-познавательной человеческой деятельности. Перед каждым новым поколением на основе полученных ранее знаний встают новые задачи.
Как и каждая наука, биология является общественным явлением. На определенной ступени общественного развития она возникает из потребностей человеческой практики. Как наука биология создавалась людьми в конкретных общественных условиях и, в свою очередь, оказывала влияние на развитие общественной жизни, производственных сил, теории исследуемых областей биологической реальности, а также на формирование научного мировоззрения.
Биология – это явление культуры, ее составная часть. Она занимает промежуточное положение между естествознанием и общественными науками, вступает в резонанс и с теми, и с другими, испытывает мощное давление этических и эстетических норм и идеалов, насущных и неотложных запросов практики сельского хозяйства, охраны окружающей среды, здравоохранения. Биология, функционируя в системе культуры, обеспечивает коэволюцию природы и общества без их взаимного подчинения друг другу. Выживание и развитие человека и общества основывается на синтезе знаний об уникальных особенностях биосферы, уникальности самой жизни, на благоговении перед жизнью во всех ее проявлениях. Логическим центром его содержания выступает идея универсальности знаний о жизни, человеке в его взаимосвязях с природой, обществом, культурой. Схема реализации этой идеи такова: человек – общество – социо-гуманитарный модуль; человек – культура – культурологический модуль; человек – природа – естественнонаучный модуль.
Обновление
дополнительного образования
С выходом Закона «Об образовании» (1992 г.) и переименовании внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования детей и взрослых узкопредметное восприятие предлагается заменить проектированием образовательной деятельности. Оно должно осуществляться не по образовательным областям, а по сферам деятельности (А. К. Бруднов, М. Н. Поволяева и др.). Дополнительному образованию детей становятся присущи: гибкость, открытость и вариативность; поликультурный характер и этнорегиональная направленность; непрерывность.
В данной главе рассматриваются причины переориентации ценностных смыслов эколого-биологического образования как необходимое условие, позволяющее максимально вписаться человеку в окружающую среду.
Приоритетами становятся общечеловеческие ценности, где в процессе освоения содержания эколого-биологического дополнительного образования представляется возможность формировать способности к экологическому смыслопоиску, экологической самоорганизации, к ответственности за возможные отрицательные следствия проектируемых процессов деятельности (С.Н. Глазачев, О.С. Анисимов).
Информация о работе Дополнительное эколого-биологическое образование: модели и технологии