Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 10:34, автореферат
Работа выполнена в центре технологий эколого-педагогического образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».
Как показывает анализ научно-теоретической отечественной и зарубежной литературы, введение эколого-биологической образовательной области в последнее десятилетие становится особенно зримым. Одна из причин в том, что экологическая образовательная сфера связана с повседневной жизнью. Сейчас все чаще идет речь о выживании человека и человечества. Существующий образ жизни, с экологической точки зрения отражающийся в образовательных системах, делает невозможным, а чаще всего нежелательным повторение моделей опыта, успешно «сработавшего» в прошлом. Кроме того, нужно признать, что имеющиеся исследования и разработки в этом направлении больше ориентируют на экологическое воспитание, чем на выявление природы и механизма влияния содержания на обучение, воспитание и развитие, на личностную сферу, выработку нравственно-гражданской ответственности и воспитание экологической культуры личности.
Экологическая культура личности и общества представляет собой ведущий компонент цивилизационной парадигмы перехода регионов на модель устойчивого развития через коэволюцию с природой. В силу этого общим условием для непрерывности дополнительного образования является перестройка образовательного процесса на приобретение знаний и навыков, соответствующих новым целям и задачам дополнительного и эколого-биологического образования, охватывающего все уровни жизненных проявлений, становления и развития человека, его социализации. Социализация утверждает индивида в социуме, предполагая признание в качестве высшей ценности права свободного выбора в удовлетворении потребностей познания, развития творчества, общения, повышения уровня образованности. Такие установки вносят в дополнительное образование полноценность, от которой во многом зависит характер отбора содержания образования и деятельность детей, позволяет осуществить необходимый переход от антропоцентрической парадигмы к экоцентрической. В ней культурные стратегии и способ их осуществления в образовательных системах эколого-биологического дополнительного образования сможет решаться более успешно.
В подходах к реализации экологической культуры существует широкий разброс мнений как зарубежных (Д.П. Марш, Т. Пишо, Д. Мюир), так и отечественных ученых (В.И. Вернадский, Ч. Шухерт, А.П. Павлов и др.) Координацией усилий различных стран в этой сфере занимается ЮНЕСКО.
В широком смысле слова экологическая культура отражает умение человека жить в гармонии с окружающей природной средой, предвидеть последствия своей преобразующей деятельности, умение управлять сложными научно-техническими системами, брать на себя ответственность за судьбу планеты, сохранение всего живого на Земле.
Развитие экологической
Исследовательский научный поиск по выявлению оптимальных условий формирования экологической культуры у детей в дополнительном образовании и созданию эффективного педагогического процесса заключается прежде всего в реализации культурологического подхода. Он рассматривает образование в контексте мировой и отечественной культуры и гуманистических устремлений в воспитании, способствует развитию и целостному самоопределению личности. Это предопределяет необходимость усиления роли в образовательном процессе духовности, человеческой сущности, нового взгляда на человека как на сложно организованный духовный организм, развивающийся в гармонии с общечеловеческой культурой.
Таким образом, контекст культуры применительно к эколого-биологическому дополнительному образованию предусматривает воспитание:
- личностной экологической культуры, направленной на сохранение собственной жизни и продолжение рода, в сочетании с культурой потребления в быту в соответствии с физиологически необходимыми потребностями человека;
- культуры потребления «даров природы», которая ограничивала бы инстинкт безудержного потребительства;
- культуры поведения в природе, исключающего причинение ей ущерба, и взаимодействие с ней без нанесения вреда собственному здоровью;
гражданской ответственности за состояние природы, ее сохранение и улучшение в интересах ныне живущего, будущего поколений, признания самоценности природы;
- культуры труда в природе, с природными материалами и вторичными ресурсами;
- целостного экологического сознания на этапе допрофессионального становления.
Приведенные аспекты не исчерпывают проблему и могут быть расширены, но, тем не менее, и в предложенном варианте могут выступить основой для воспитания экологической культуры.
Полноценность образования во многом зависит от степени преодоления репродуктивного, обезличенного характера содержания образования. С нашей точки зрения, это всецело относится и к дополнительному образованию.
Обычно главным показателем содержания образования представляют совокупность знаний, умений, навыков (ЗУНов). В настоящее время сложилась влиятельная позиция критического отношения к подобному упрощению сущности содержания образования, включение в содержание не только знаний о природе, обществе, человеке, ноосфере и технике, способах деятельности, но и опыта творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем. Главным при этом является самостоятельность, претворение ранее усвоенных знаний и умений в новой ситуации; опыт ценностного отношения к миру, другим людям; эмоциональное восприятие личностью объектов, включенных в ее систему ценностей.
Для дополнительного образования по профилю «биология» сферами самоопределения личности также являются природа, человек, общество и ноосфера. Ориентация на удовлетворение разнообразных интересов и потребностей предполагает комплексность информационного поля с обязательной экологизацией содержания. Это обеспечит конкретную структуру и полноту образовательного процесса субъектов познания на основе рассмотрения главных экологических идей, теорий, законов и фактов научного, гуманистического и прикладного характера.
В системе
образования накапливаются
Эколого-биологическое образование признается в настоящее время в качестве одного из действенных средств решения современных проблем человека и окружающей среды, общества и природы, здорового образа жизни самого человека и др. Однако функционирующие в нем системы вызывают нарекания у специалистов и общественности из-за невысокой их эффективности. При анализе образования как системы рассмотрены и уточнены понятия «образовательно-воспитательная система» и «педагогическая система». При всем многообразии дефиниций, смысл, вкладываемый в них, вполне соответствует требованиям, предъявляемым к любой сложной системе, поскольку представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов-целей, содержания, методов, средств и организационных форм, характеризующих в инвариантном виде все составляющие собственно педагогической деятельности в данных условиях.
Опираясь на личностно-ориентированный подход при определении сущности содержания образования и применяя его в качестве основы, мы определили понятие «содержание биологического образования» как систему взаимосвязанных концептуальным единством элементов, обладающих внутренней целостностью и экологической содержательной составляющей, обеспечивающих непрерывное воспроизведение и развитие личностной экологической культуры.
Системное видение
живой природы привело к
Системная классификация как важное дидактическое условие в биологии дает возможность выявить три группы абстрактных объектов: организм (клетка), вид (популяция), биосфера (экосистема) - вокруг которых строится эколого-биологическое образование.
Изучение опыта работы по организации эколого-биологического дополнительного образования детей в условиях деятельности образовательных учреждений ДОД позволяет выделить:
- феноменологический (естественно-исторический) подход. Он обычно трактуется как описательный, фактологический, ориентирующийся на непосредственно наблюдаемые особенности и свойства изучаемого объекта, явления или процесса;
- сущностный (физико-химический) подход. Ориентируется на внутренние, не выявляемые путем непосредственных наблюдений в природе, особенности и связи изучаемых объектов, явлений и их компонентов, а также на различные связи между описывающими их законами, понятиями, категориями;
- эволюционный подход. Важной особенностью этого подхода является формирование стиля научного мышления. В контексте эколого-биологического образования это означает систему норм, выработанных в ходе многовекового развития биологической науки, инвариантных для всех ее отраслей. Одной из определяющих черт эволюционного подхода является всесторонний, разноплановый анализ изучаемых явлений и процессов.
Все три подхода
к организации эколого-
Основными принципами
эколого-биологического познания, которыми
должен обладать обучающийся ступени
дополнительного образования
Результатами эколого-биологического образования выступает сформированность эколого-биологической картины мира как составляющей общей культуры личности.
В теоретико-концептуальном плане построения гуманитарно ориентированного базиса современного эколого-биологического дополнительного образования нами предлагается выделение следующих основных компонентов:
1. Этико-гуманистический. Предусматривает усиление внимания к проблемам общечеловеческого, социокультурного знания, к анализу моральной и социальной ответственности.
2. Историко-корреляционный. Направлен на активизацию принципа историзма в преподавании с учетом синхронно-корреляционных связей и зависимостей между развитием всех видов деятельности и познания в истории человеческого общества.
3. Философско-методологический. Предусматривает выявление и всестороннее использование философского анализа содержания различных теоретических положений, способов согласования концептуальных структур с объективной реальностью, широкое использование активных методов формирования философских основ мировоззрения.
4. Интегративно-культурный. Основан на расширении спектра практического использования междисциплинарных связей на уровнях научной и историко-культурной синхронизации и междисциплинарной коррекции.
Информация о работе Дополнительное эколого-биологическое образование: модели и технологии