Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 10:34, автореферат
Работа выполнена в центре технологий эколого-педагогического образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».
5. Гуманитарно-гностический. Выражается в использовании, наряду с естественнонаучными, и гуманитарных методов познания и исследования в процессе обучениями детей.
6. Социально-презентивный. Предусматривает корреляцию содержания учебных программ с современным уровнем научного знания, социальными, природно-ресурсными реалиями общества на региональном, федеральном и планетарном уровнях.
7. Эколого-деятельностный. Направлен на актуализацию внимания к экологическим, аспектам деятельности.
8. Эстетико-эмоциональный. Предусматривает необходимость усиления эмоционального аспекта обучения и его эстетической направленности.
9. Креативно-развивающий. Выражается в сочетании информативных, технологических методов обучения с концептуально-аналитическими, способствующими переводу обучающихся детей из объекта обучения в субъект деятельности, что создает условия для творческого самовыражения личности и обеспечивает креативный уровень образования.
Названные компоненты не исчерпывают всего многообразия подходов к решению проблемы гуманизации и гуманитаризации эколого-биологического дополнительного образования детей, и потому они названы нами базисными.
Эколого-биологическое дополнительное образование должно быть признано в качестве одного из действующих средств решения современных проблем человека и окружающей среды, общества и природы, здорового образа жизни самого человека. Однако его функционирование в дополнительном образовании пока вызывает нарекания из-за невысокой их действенности.
В отечественной системе образования сложился ряд личностно ориентированных концепций, имеющих существенное значение для организации эколого-биологического дополнительного образования: аксиологическая концепция личностного воспитания
(И.Б. Котова, А.В. Петровский, Е.Н. Шиянов); психолого-дидактическая концепция личностно ориентированного обучения (И.С. Якиманская); дидактическая модель личностно ориентированного образования
(В.В. Сериков); концепция проективной модели личностно ориентированного обучения (Н.И. Алексеев); культурологическая концепция личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская); концепция самоорганизуемой педагогической деятельности (С.В. Кульневич); концепция педагогики свободы и педагогической поддержки (О.С. Газман); информационная модель открытого образовании (О.П. Околелов).
Осмысление
концепций личностно-
Развитие ребенка как субъекта познания, деятельности, уникальной творческой личности вызвало потребность педагогов дополнительного образования детей искать инновационные пути обновления.
В третьей главе - «Традиции и инновации в обновлении моделей и педагогических технологий управления дополнительным эколого-биологическим образованием детей» - на основе результатов констатирующего исследования представлен критический анализ традиционных и инновационных подходов к обучению детей в дополнительном эколого-биологическом образовании, сложившихся в теории и практике.
Ядром инновации должна стать модель обучения, которая бы позволила:
- понять значение жизни как наивысшей ценности, учить строить свои отношения с природой, другими людьми на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде;
- учить обладанию общей и экологической культурой, обретению фундаментальных эколого-биологических знаний и знания общей картины мира;
- овладевать методологией биологического познания и методами исследования;
- овладевать информационными технологиями и приемами учебной деятельности.
Анализ происходящих в отечественном дополнительном образовании перемен позволил выделить несколько факторов, детерминирующих эти перемены: диверсификация, демократизация, гуманизация, гуманитаризация, многовариантность, информатизация, индивидуализация, дифференциация, интегратизация. На основе теоретических положений и названных факторов в настоящее время осуществляется личностно ориентированное образование.
Рассмотрены инновации как закономерные явления, которое сопровождают деятельность дополнительного образования, ориентированны на развитие, а не на функционирование. Развивающее и развивающееся образовательное учреждение постоянно работает в поисковом режиме. Управление и самоуправление в таком образовательном учреждении носят инновационный характер и в нем преобладают процессы принятии решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам. Если современное учреждение дополнительного образования детей работает в традиционном режиме с опорой на прежние подходы и принципы управления это не позволяет достичь желаемых результатов.
Инновации в деятельности дополнительного образования детей включают в себя обновление целей и миссии, содержания образования (инвариантного и вариативного, программ обучения); обновление методик и педагогических технологий; форм организации познавательной деятельности; сочетание самоанализа, самопланирования и самоорганизации, самоконтроля, самоуправления и сотрудничества; непрерывный мониторинг качества образовательного процесса.
Выявлены факторы управления образовательным процессом и факторы, детерминирующие построение новой современной модели эколого-биологического образования в учреждениях дополнительного образования детей.
В трактовке В.М. Данильченко, «фактор означает движущую силу какого-либо педагогического процесса. При реализации определенных факторов в образовательном процессе с объективной необходимостью должна выступать определенная (хотя и не обязательно однозначная) закономерность изменения направления и характера деятельности преподавания и учения и, в конечном счете, результатов учебного процесса».
Некоторые исследователи
считают возможным
В педагогике «условия», не являясь сами по себе причинами событий, в то же время усиливают или ослабляют действие причины. С таких позиций «условия» вполне можно определять как факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования образовательной системы. С точки зрения происходящих в дополнительном образовании детей перемен можно выделить ряд определяющих факторов, детерминирующих, эти перемены: диверсификация, демократизация, гуманизация, гуманитаризация, информатизация, индивидуализация, дифференциация и непрерывность. Они служат основой для реализации инноваций. Исследование показало, что конфликт между традиционным и инновационным обучением возникнуть не может, так как эти два явления тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Возможность изменения положения дел в ДОД определяется идеей саморазвития системы при конкретном анализе ее состояния с ориентацией на творческую личность и социокультурную потребность, которая формирует адресный «заказ».
Анализируя эколого-биологическую подготовку ДОД, видно, что ее результативность зависит от уровня подготовки педагогов, выбора моделей и технологий управления, ориентированных на следующие основные функции ДОД: личностно образующую, социально адаптационную, психолого- терапевтическую, профилактическую, учебно-информационную, непрерывного образования и методологические принципы (добровольность, комплементарность, эвристичность образовательной среды, природосообразность, педагогическую поддержку самореализации личности).
Анализ подходов к разработке дидактических (педагогических моделей для центров ДОД с эколого-биологической направленностью подготовки детей подчинены цели обучения, воспитания и развития. Исследования теоретических обоснований их создания позволил нам, во-первых, определиться в методологических подходах к моделированию системы ДОД с эколого-биологической направленностью подготовки, включающей системный и синергетический подходы, эмерджентность построения комплексной модели как открытой системы (рис. 7); во-вторых, используя позитивный опыт деятельности ДОД, комплексное изучение социального заказа субъектов образовательного процесса.
Анализируя инновационные процессы в образовании, видно, что они характеризуют качественно новый этап во взаимодействии и развитии научно-педагогического и педагогического творчества и процессов применения их результатов. Современный этап развития инновационных процессов в образовании отличает тенденция к ликвидации разрыва между процессами их восприятия, адекватной оценки освоения и применения на практике, а также к преодолению противоречия между имевшей место стихийностью этих процессов и возможностью и необходимостью сознательного управления ими. Иначе говоря, в инновационный процесс в системе образования в качестве трех основных составляющих входят: процессы создания нового, их освоения и применения, их результативность.
Поиск в ориентировочной деятельности и переработке информации и принятии решений, в самоорганизации (антиэнтропийности) с непрерывным изысканием ресурсов для собственного развития внутри себя и вовне связан с управлением. В социальной системе функция управления реализуется через руководство людьми - менеджмент. Поскольку социальные системы, образовательные в том числе, являются искусственными, специально созданными для выполнения каких-то функций, то основное назначение управления состоит, вероятно, в достижении наибольшей эффективности этих систем, т.е. в обеспечении того, чтобы эти системы сохранились, адаптировались и развивались в соответствии с этим предмет труда руководителя представляет собой триаду налагающихся концентров: 1) люди (кадры) - носители профессиональной готовности, соответствующей мотивации и т.п.; 2) информация (ориентирующая, поясняющая, предписывающая, рефлексирующая); 3) организация как способ построения социального института, способного выполнить назначенную функцию.
Наше исследование выявило, что в последние годы интерес к методической деятельности в учреждениях ДОД значительно возрос. В связи с этим появилось разнообразие самостоятельных работ. Однако деятельность педагогов дополнительного образования по их просвещению недостаточна. В то время как этот вид деятельности детей напрямую связан с повышением качества образования. Как показало исследование, педагоги продолжают испытывать затруднения в их организации. Результаты предпринятого анализа типичных затруднений педагогов отражены в таблице 1 . Из нее видно, что характер и масштаб их у разных педагогов неоднозначен. Согласно таблицы 1, это касается прогнозирования характера затруднений (20, 6%), ориентации заданий на профессиональную деятельность (15,4%), контакта с обучающимися (12,1%), методики контроля (36,6%).
Таблица 1
Трудности,
испытываемые преподавателями в
организации
самостоятельной работы школьников
(в % к общему числу)
Характер трудностей |
Категории преподавателей (n = 182) | ||||||
Педагоги эмпирических дисциплин |
Педагоги теоретических дисциплин |
Педагоги прикладных дисциплин | |||||
Планирование самостоятельной работы |
2,3 |
4,6 |
13,6 | ||||
Выделение вопросов, выносимых на самостоятельную работу |
2,9 |
5,2 |
2,3 | ||||
Подбор системы заданий |
4,2 |
5,6 |
11,9 | ||||
Установление связей с занятиями |
6,9 |
5,6 |
4,6 | ||||
Прогнозирование характера затруднений |
20,6 |
23,6 |
35,7 | ||||
Соотнесение самостоятельной работы с предстоящей деятельностью |
15,4 |
13,4 |
15,6 | ||||
Контакт с обучающимися |
12,1 |
2,6 |
3,8 | ||||
Методика контроля |
35,6 |
39,4 |
12,5 |
Указанные причины негативным образом сказываются на сформированности специальных натуралистических умений и навыков, что подтверждается данными самооценки, приведенными в таблице , из которых следует, что подавляющее большинство оценивает собственные умения на «Удовлетворительно», многие - на «неудовлетворительно». Лишь некоторые из умений незначительным числом оценены на «отлично» и «хорошо».
Такие данные получены нами за довольно продолжительный период времени (с 1999 по 2002 гг.), что позволяет говорить о наличии устойчивых тенденций к снижению качества практической подготовки.
Полученные нами данные позволяют фиксировать индивидуальные различия и в деятельности по целеполаганию.
В рамках исследования выяснялось мнение детей и выпускников краевой эколого-биологической школы о технологии постановки целей. Большинство опрошенных (от 65 до 73%) своими ответами показало, что в ходе занятий и самостоятельной работы цели, как правило, ориентируют лишь на овладение знаниями.
В ходе анкетирования уточнялось мнение обучающихся о том, насколько ясно и конкретно формулировались цели занятий. Результаты полученных данных приведены в таблице 2.
Таблица 2
Характер постановки целей (в % к общему числу) в КЭБЦ
Информация о работе Дополнительное эколого-биологическое образование: модели и технологии