Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 10:34, автореферат
Работа выполнена в центре технологий эколого-педагогического образования государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова».
- выделены следующие основные гуманитарно ориентированные компоненты эколого-биологического образования: этико-гуманистический (предусматривает усиление внимания к проблемам общечеловеческого, социокультурного знания, к анализу моральной и социальной ответственности); историко-корреляционный (направлен на активизацию принципа историзма в преподавании с учетом синхронно-корреляционных связей и зависимостей между развитием всех видов деятельности и познания в истории человеческого общества); философско-методологический (предусматривает выявление и всестороннее использование философского анализа содержания различных теоретических положений, способов согласования концептуальных структур с объективной реальностью, широкое использование активных методов формирования философских основ мировоззрения); интегративно-культурный (основан на расширении спектра практического использования междисциплинарных связей на уровнях научной и историко-культурной синхронизации и междисциплинарной коррекции); гуманитарно-гностический (выражается в использовании, наряду с естественнонаучными, и гуманитарных методов познания и исследования в процессе обучениями детей); социально-презентивный (предусматривает корреляцию содержания учебных программ с современным уровнем научного знания, социальными, природно-ресурсными реалиями общества на региональном, федеральном и планетарном уровнях); эколого-деятельностный (направлен на актуализацию внимания к экологическим, аспектам деятельности); эстетико-эмоциональный (предусматривает необходимость усиления эмоционального аспекта обучения и его эстетической направленности); креативно-развивающий (выражается в сочетании информативных, технологических методов обучения с концептуально-аналитическими, способствующими переводу обучающихся детей из объекта обучения в субъект деятельности, что создает условия для творческого самовыражения личности и обеспечивает креативный уровень образования).
3. Разработана педагогическая концепция дополнительного эколого-биологического
образования детей, которая системно объединяет
модель, алгоритм, технологии, а также
раскрывает механизмы, условия и факторы
оптимизации формирования экологической
культуры на основе использования инновационных
педагогических технологий; обоснована
совокупность положений
эколого-биологической подготовки
подрастающего поколения в системе дополнительного
образования детей, включая определение цели, задач, содержания, ожидаемых
результатов.
4. Разработаны вариативные модели организации работы области эколого-биологического дополнительного образования для соответствующих образовательных учреждений с ориентацией на феномен культуры, принцип непрерывности, рефлексию; смысловым ядром инновации обучения при разработке данных моделей является их направленность на понимание учащимися значения жизни как наивысшей ценности, на обучение строить свои отношения с природой, другими людьми на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде; на обучение обладанию общей и экологической культурой, обретению фундаментальных эколого-биологических знаний и знания общей картины мира; на овладение методологией биологического познания и методами исследования; на овладение информационными технологиями и приемами учебной деятельности.
5. Представлены дидактическая система эколого-биологической подготовки детей как проекта деятельности педагога экологической школы в условиях модернизированной организационно-образовательной системы непрерывного дополнительного образования детей в следующей логике действий: целевая структуризация: определение целей и направлений деятельности эколого-биологического центра в соответствии с социальным заказом; выбор принципиальной схемы построения дидактической модели дополнительного образования детей применительно к эколого-биологическому центру; разработка внутренней структуры компонентов модели, включающей и объединяющей пять подпространств: целевого, содержательного (информационного), деятельностного, общения и результативного; дидактические комплексы, включающие комплекты образовательных программ методических пособий, позволяющие эффективно управлять педагогической деятельностью участников образовательного процесса в дополнительном эколого-биологическом образовании детей; комплекс научно-практических методов, созданных и апробированных под руководством автора в ряде учреждений дополнительного эколого-биологического образования различного уровня обеспечил получение и обобщение новых научных данных, которые расширяют представления о возможностях, сущности, содержании и организации личностного развития учащихся в сфере дополнительного образования.
6. Обоснована и апробирована инновационная социокультурная технология обучения, которая позволяет вырабатывать ценностные суждения, глубину научных, в том числе эколого-биологических познаний в области человековедения, способность к диалогическому общению, активизировать творчество, обеспечить непрерывность, самостоятельность и готовность к трансляции экологической культуры, в результате внедрения которой изменился в сторону положительной динамики целый ряд личностных параметров темпов обучения, что дало возможность определить данную технологию как эффективную.
Разработанная в диссертации совокупность концептуальных положений и выводов содержит решение новой научной проблемы. Диссертационное исследование открывает новое направление в педагогике – педагогику дополнительного эколого-биологического образования, включающую разработку концепции эколого-педагогической подготовки учащихся, продуктивную модель технологии обучения и программы, обеспечивающие ее успешность, принципы и закономерности ее функционирования. В работе творчески осмыслены, проанализированы, изучены идеи культурологического, аксиологического и рефлексивно-управленческого подходов как системообразующие и модернизирующие систему эколого-биологической подготовки в дополнительном образования детей в условиях постоянно обновляющегося социума и науки
Практическая значимость исследования определяется тем, что в созданном учебном пособии - педагогике дополнительного образования детей, содержатся теоретические положения и выводы, рекомендованные по научному обеспечению эколого-биологической подготовки детей. Содержащиеся в диссертации теоретические положения и практические материалы могут быть использованы в деятельности образовательных учреждений и системе повышения квалификации работников образования. Разработанная и экспериментально проверенная модель дополнительного образования может служить основой для поиска новых педагогических решений в современной образовательной практике.
Достоверность и обоснованность полученных в исследовании данных обеспечены четкостью исходных методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы, разносторонностью экспериментального исследования, адекватных его объему, цели, задачам и логике, достаточной длительностью и возможностью повторения педагогического эксперимента, позволивших провести количественный и качественный анализ его результатов, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью полученных данных, а также контрольным сопоставлением результатов исследования с материалами других авторов.
Диссертационное
исследование выполнено в контексте государс
Апробация
и внедрение результатов
С докладами
и сообщениями соискатель выступал
на XIX и XX Южно-Российских психолого-педагогических
чтениях по теме «Модернизация дополнительного эколого-биологического
образования в современных условиях»,
на Коллегии Министерства образования
Ставропольского края, «Августовских
педчтениях» педагогов дополнительного
образования, учителей школ Ставропольского
края, ежегодных научных конференциях профессорско-
Практическое внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе эксперимента путем разработки учебных планов, программ, учебных пособий и научно-методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования. Ряд дидактических материалов и пособий, разработанных в процессе выполнения исследования, используются в опыте работы педагогических коллективов: педагогических колледжей (Буденовском, Ессентукском, Железноводском, Светлоградском) Ставропольского края, а также школ г. Ставрополя и Ставропольского края.
Основные положения и выводы результатов исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогического образования Ставропольского филиала Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, Ставропольского государственного университета, Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, научно-методических семинарах-практикумах, педагогических советах образовательных учреждений г. Ставрополя, представлены в аннотационных отчетах о деятельности экспериментальных площадок и в выступлениях на конференциях различных уровней, включая международные конференции.
Отдельные результаты исследования были отмечены на Всероссийском конкурсе воспитательных систем учреждений ДОД (Москва, 2003 г.); грантом Института «Открытое общество» за участие в конкурсе «Школа толерантности» в номинации «Школьные СМИ» (Москва, 2002 г.); грантом Всероссийского конкурса методических комплексов образовательных программ для учреждений ДОД (Москва, 2004 г.) и др.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Современное дополнительное эколого-биологическое образование характеризуется наличием глубоких противоречий. Сложившаяся в прошлом система внешкольной и внеклассной работы не соответствует требованиям формирующейся постиндустриальной цивилизации. Коренные изменения в образовательной практике могут быть достигнуты только на основе обновленного дополнительного образования, которое нуждается в теоретическом переосмыслении.
2. Одним из
перспективных направлений
3. Эколого-биологическое образование,
являясь частью системы непрерывного образования
в контексте «образование-труд-занятость»,
позволяет осуществлять гармоничное развитие
сущностных сил и творческих возможностей
личности. Ключевым элементом обновленной организационно-образовательной
системы является гуманизация, составляющая важнейшую характеристику
нового экологического мышления, образа жизни в
будущем, подхода к совершенствованию
содержания эколого-биологического образования,
которое выступает одним из средств формирования экологической культуры в
образовательном процессе. Технологически
это связано с реализацией культурологического
и аксиологического подходов
к отбору содержания, новых технологий
эколого-биологического образования,
которые заключаются в обеспечении
субъектной позиции развития
личности.
4. Структурно-функциональное
и содержательно-
Структура диссертационной работы отражает логику исследования проблемы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих 8 параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснованы актуальность, проблема, цель, объект, предмет, ведущая идея, гипотеза, задачи, этапы и база исследования, его методология и методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, приведены данные об апробации и внедрении полученных результатов.
В
первой главе «Теоретико-
Анализ литературы показал, что наряду с признанием ведущей роли образования в развитии общества и личности, стало меняться само содержание понятия «образование». На протяжении длительного времени оно отождествлялось с организованным и длительным процессом обучения в начальной, средней, высшей школе, т.е. в специальной системе, созданной для реализации целей образования. В законе РФ «Об образовании» - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней -цензов. В расширительной трактовке под образованием понимается все, что имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.
Информация о работе Дополнительное эколого-биологическое образование: модели и технологии