Факультативные занятия по русскому языку как способ лингвистического и речевого развития учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ………………………………………………………………
1.1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе………………………………………………………………………….
1.2. Факультативы по русскому языку и их методическое обеспечение…….
2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……
2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии……………………..
2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

Файлы: 1 файл

MPRYa_kursovaya.docx

— 157.98 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования 

«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. П. ШАМЯКИНА»

 

 

 

Филологический факультет

 

Кафедра русского языка

 

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ  ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КАК СПОСОБ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ФАКУЛЬТАТИВА

ПО ОРФОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ)

 

Курсовая работа по методике преподавания

русского языка

 

Исполнитель:                                             Дашкевич Елена

                                                                     студентка 4 курса, 1 группы,

                                                                     дневной формы получения 

                                                                     высшего образования

 

Научный руководитель:                             Боженко Любовь Николаевна,            

кандидат филол. наук, доцент

 

 

 

МОЗЫРЬ

    2013

 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ  ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ………………………………………………………………

1.1. Факультативы как форма  учебных занятий и их место  в учебном процессе………………………………………………………………………….

1.2. Факультативы по русскому  языку и их методическое обеспечение…….

2. ФАКУЛЬТАТИВЫ  ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……

2.1. Анализ содержания  факультативов по орфографии……………………..

2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Конспект факультативного  занятия на тему: Образование слов с помощью приставок пре- и при- и их правописание…..

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный учебный процесс в школе осуществляется в таких формах, как урок, факультативные занятия, внеклассная работа.  Факультативные занятия в современной школе являются такими же обязательными, как и уроки.

Они проводятся по разным предметам  как форма углубленной теоретической и практической подготовки учащихся, как средство осуществления дифференцированного, личностно ориентированного обучения и развития интереса к изучаемому предмету.

С 2010 года все факультативы по предметам в Республике Беларусь проводятся по тематике и программам, утвержденным Министерством образования. Их разработали ученые и преподаватели высших учебных заведений, они же написали программы, пособия для учителей и учащихся.

Для полноценной подготовки к будущей педагогической работе учителя-словесника студентам необходимо знать всё о современных факультативах  по русскому языку, поэтому данная тема является актуальной и практически  значимой. Отметим, что данная тема никак не представлена в учебной  литературе по предмету [1], [2], [3].

Объектом изучения в данной курсовой работе являются факультативы как вид учебной работы по русскому языку в условиях отсутствия профильных классов.

Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».    

Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».  

Для достижения поставленной цели  необходимо решить следующие задачи:

1) изучить вопрос о  факультативах как форме учебных  занятий и выяснить их место  в учебном процессе;

2) познакомиться с факультативами  по русскому языку и их методическим  обеспечением;

3) проанализировать содержания  факультативов по орфографии;

4) критически оценить  содержание факультатива для  6 класса «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов»;

5) разработать конспект  одного факультативного занятия  на тему «Образование слов с помощью приставок пре- и при- и их правописание».

Методической основой  для данной курсовой работы являются официальные документы, регламентирующие организацию и внедрение в  учебный процесс факультативных занятий; публикации авторов – разработчиков  концепции проведения факультативных занятий по русскому языку, программ и методических материалов для учителей и учащихся по орфографии русского языка. Для решения третьей и  четвертой задач мы использовали анализ, сравнение, сопоставление, морфемный, словообразовательный и орфографический  разборы.

 

 

 

 

 

 

 

1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ  ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА 

ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

 

1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе

Факультативный  курс, или факультативный предмет (фр. facultatif  – от лат. facultas — «возможность»),  – необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика).

Современные факультативы – особая организационная форма учебно-воспитательной работы, отличающаяся и от урока, и от мероприятий внеклассной работы. В то же время подчёркивается, что факультативы имеют много общего с уроками и дополнительными занятиями. Как и уроки, факультативные занятия проводятся по утверждённым программам и планам, ведется журнал занятий, занятия идут по расписанию, на этих занятиях применяют общие с уроком методы обучения и формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Сходство с предметными  кружками состоит в том, что факультатив, как и кружок, объединяет группу учащихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения. На факультативных занятиях применяются  некоторые формы и методы, характерные  для внеклассных занятий. Тем  не менее преподаватель должен помнить, что факультативы не заменяют внеклассную  работу по предмету. Являясь самостоятельной  частью учебно-воспитательной работы, факультативы могут дополняться  внеклассными (кружковыми) занятиями, на которых учащиеся в ещё большей  степени углубляют и расширяют  свои знания и умения.

Работая с относительно небольшим числом 10–15 заинтересованных учащихся, преподаватель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.

Факультативные занятия  предполагают высокий уровень творческих способностей учащихся.

Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский  метод, который современная дидактика  рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский  характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода учащегося к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для  него и его товарищей задачи.

Работа учащихся факультативных занятий оценивается несколько  по-иному, чем на уроках: десятибалльная система не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории, например, на уроке.

В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное  положение между основными уроками  в классе и разнообразной внеклассной  работой по предметам. В отличие  от внеклассной работы, факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой, и т.д. Вместе с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы – элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.

К основным, наиболее специфическим  формам учебного процесса на факультативных занятиях относятся беседы, лекции, практические занятия и семинары. При этом имеется в виду, что  на факультативных занятиях применяются, в основном, те же методы обучения, что  и в классной работе при изучении основных предметов. Многообразие методов и форм учебной работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения) источник развития познавательных интересов учащихся.

Беседа требует для  своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом  составе факультативной группы (10–15 человек) открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства учащихся и создается обстановка большей, чем в классе, непосредственности общения преподавателя и учащихся. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает творческие способности учащихся и эффективность обучения.

Лекция преподавателя  служит введением и заключением  к теме, содержит в себе новый, преимущественно  обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и  методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей  теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного  внимания; готовность и умение слушать  и конспектировать серьезную  лекцию.

Практические занятия  имеют, как правило, тренировочный  характер. Учащиеся выполняют много  самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного  содержания, преимущественно в процессе самих занятий.

Семинары – форма учебных  занятий, представляющая наибольшую самостоятельность  учащимся. Основными элементами семинарской  работы являются рефераты, доклады  учащихся, обсуждения докладов, развернутая  беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово преподавателя по общим проблемам семинара. Кроме того для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.

На факультативных занятиях применяемы в равной мере фронтальные, индивидуальные и групповые формы  работы: беседа и лекции носят по-преимуществу фронтальный характер, на практических занятиях, семинарах и диспутах применяются, кроме того, индивидуальные и групповые формы учебной деятельности учащихся, которые также сочетаются в различных комбинациях на конкретных занятиях в зависимости от целей и задач.

Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют  постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учащихся. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает  руководящую роль преподавателя, потому что методическое обеспечение эффективной  самостоятельной работы учащихся нуждается  в серьезной, продуманной подготовке со стороны преподавателя. Для беседы и диспута учитель готовит  темы и вопросы, он разрабатывает  задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между  учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать творческие способности  учащихся.

На практических занятиях и семинарах возможно широкое  использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3–5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Преподаватель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.

К групповой работе на факультативных занятиях относятся также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены  на основе одной-двух обобщающих работ, а требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников.

По характеру учебной  самостоятельной деятельности учащихся на факультативных занятиях целесообразно  выделить четыре уровня самостоятельности.

Первый уровень – простейшая воспроизводящая самостоятельность.

  Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний.

Первый уровень самостоятельности  прослеживается в учебно- познавательной деятельности многих учащихся, приступивших к факультативным занятиям. Затем  одни учащиеся быстро выходят на следующий  уровень, другие задерживаются на нем  определенное время. Большинство из них в процессе изучения материала  выходят на более высокий уровень  самостоятельности, чем первый.

Информация о работе Факультативные занятия по русскому языку как способ лингвистического и речевого развития учащихся